EDN: ASHKPH
И.А. Шевчук - д.м.н., доцент, директор Севастопольского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, Севастополь, Россия, [email protected],
I.A. Shevchuk - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Director, Sevastopol Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Sevastopol, Russia;
Д.В. Нехайчук - д.э.н., доцент, профессор Севастопольского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, Севастополь, Россия, [email protected],
D.V. Nekhaychuk - Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor, Sevastopol Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Sevastopol, Russia;
А.Д. Переладов - аспирант, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия, [email protected],
A.D. Pereladov - graduate student, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia;
И.А. Пшеничная - к.э.н., доцент, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия, [email protected],
I.A. Pshenichnaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia.
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ABOUT OF THE MANAGING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A MUNICIPAL FORMATION
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы управления устойчивым развитием муниципального образования на примере Укром-ненского сельского поселения. Обоснована актуальность исследования и показаны основные задачи создания условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития. Выделены основные инструменты местного развития. Выявлены основные проблемные вопросы по разработке и реализации инвестиционной политики местного самоуправления, развитию предпринимательства, сети общественного транспорта. Показаны примеры действия программ устойчивого развития муниципального образования для решения конкретных социальных задач с учетом экологических, природных, экономических и национальных особенностей развития. Продемонстрирована практика обеспечения устойчивого развития на примере Укромненского сельсовета Симферопольского района с учетом основных предпосылок развития сельского поселения. Предложено модернизировать цели социально-экономического развития в контексте повышения устойчивости, что предполагает комплексный подход к решению проблем и обеспечению равновесия между экономическими, социальными и экологическими интересами.
Abstract. The article considers the issues of sustainable development management of a municipality using the example of Ukromnenskoye rural settlement. The relevance of the study is substantiated and the main tasks of creating conditions for dynamic, balanced socio-economic development are shown. The main instruments of local development are highlighted. The main problematic issues in the development and implementation of local government investment policy, development of entrepreneurship, and the public transport network are identified. Examples of the action of municipal sustainable development programs for solving specific social problems are shown, taking into account environmental, natural, economic and national development characteristics. The practice of ensuring sustainable development is demonstrated using the example of Ukromnenskoye Village Council of Simferopol District, taking into account the main prerequisites for the development of a rural settlement. It is proposed to modernize the goals of socio-economic development in the context of increasing sustainability, which implies an integrated approach to solving problems and ensuring a balance between economic, social and environmental interests.
Ключевые слова: устойчивое развитие, сельское поселение, программы развития, конкурс проектов, финансовое обеспечение.
Keywords: sustainable development, rural settlement, development programs, project competition, financial support.
Устойчивое развитие является объективным, стратегическим видением, реальной и необходимой предпосылкой для всех стран мира. Парадоксальность ситуации заключается в том, что, несмотря на активное изучение основных понятий исследуемой проблемы, понятие устойчивого развития территориального образования, в определенной мере, является новым и дискуссионным.
Актуальность данного исследования обусловлено как социально-практической значимостью эффективности управления устойчивым местным развитием для любого общества, так и нерешенностью ряда теоретических проблем исследования.
Согласно государственной региональной политике России, главной задачей является создание условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития ее регионов, повышение качества жизни населения, обеспечение гарантированных государством социальных стандартов для каждого гражданина, независимо от места его проживания [1, 3]. Следовательно, сущность управления социально-экономическим развитием в современных условиях состоит в:
- внедрении инновационных технологий и инструментов для максимально эффективного использования потенциалов территории;
- осуществлении целенаправленного воздействия органов исполнительной власти и муниципалитетов на все субъекты хозяйствования, размещенные в пределах муниципального образования;
- привлечении к активной общественной и экономической жизни территориальных сообществ и представителей частного сектора;
- соблюдении принципа сбалансированности и согласования интересов преимущественно на договорной основе, при условии полной экономической ответственности партнеров;
- удовлетворении потребностей в обеспечении населения качественными и безопасными услугами.
В целом это должно, способствуя повышению качества жизни населения, обеспечивать устойчивое развитие.
Обеспечение достижения качественно нового уровня эффективности и конкурентоспособности экономики и повышение уровня жизни населения обусловливает поиск новых подходов к использованию экономического, человеческого и природно-ресурсного потенциала территориальных сообществ. Прежде всего, речь об использовании современных практик по обеспечению устойчивого развития с учетом гендерных, социальных и экологических аспектов, возможности формирования партнерства между разными уровнями власти [2, 4].
Инструментами местного развития являются стратегическое планирование, формирование местных бюджетов, муниципальное управление, использование финансовых инструментов развития частного сектора,
маркетинг территории, привлечение инвестиций, поддержка бизнеса, создание благоприятного бизнес-климата, рациональное использование коммунальной собственности и др.
Следовательно, поддержка местного развития со стороны муниципалитетов предусматривает осуществление комплекса мероприятий, касающихся реализации программных документов, налаживание работы публичной власти по созданию благоприятных условий для стимулирования развития малого и среднего бизнеса, стимулирования и укрепления партнерства между местной властью, бизнес-сообществом и обществом в целом.
Устойчивое местное развитие является управляемым органами публичной власти процессом, направленным на развитие территориального сообщества граждан с целью стабильного улучшения условий и уровня жизни жителей, который обеспечивает непрерывный темп роста возможностей при согласовании и сбалансированности интересов, осуществляется по научно-обоснованным планам и с учетом потребностей нынешнего и будущих поколений. Сущность устойчивого развития проявляется в качественных изменениях тех территорий, которые развиваются на основе эффективного демократического управления на местном уровне, что дает возможность переходить на новый, качественный уровень [5].
На местном уровне теория устойчивого развития, прежде всего, реализуется в виде концепции и плана действий, адаптируя общие научные подходы к потребностям территориального сообщества граждан. В частности, концепция устойчивого развития населенного пункта является целостной системой принципов, задач и мероприятий, реализация которых должна способствовать переходу села, поселка или города на принципы сбалансированного (устойчивого) развития. Это является основой для разработки стратегий, местных проектов и программ социально- экономического развития, генеральных планов, логистики общественного транспорта, функционирования системы коммунального хозяйства и других мероприятий, направленных на реализацию местной политики. Причем, приоритетами должны признаваться как социальные, так и экономические вопросы.
Именно на концентрации усилий власти, бизнеса и населения сосредотачиваются положения Закона от 9 января 2017 г. № 352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года». Тем более, что сферами, в которых должно быть сконцентрировано такое взаимодействие, определены:
- повышение эффективности государственного управления (стратегическое планирование, бюджетный процесс, антикризисные программы, межрегиональное сотрудничество, кадровая политика);
- экономическое развитие РК (административное регулирование, инвестиции, государственно-частное партнерство, внедрение инноваций, межотраслевое сотрудничество);
- достижение нового качества жизни и содействие развитию региональных сообществ (инфраструктура, социальная сфера, экология и т.д.).
Решение этих ыопросов тесно связано с развитием местного самоуправления, обеспечением его соответствующими источниками финансирования, решением вопросов ресурсного обеспечения жизнедеятельности местных территориальных образований, повышением ответственности муниципалитетов по реализации принципов устойчивого развития на своей территории. Ключевую роль в решении проблемы устойчивого развития территориальных сообществ играет взаимодействие муниципалитетов, органов исполнительной власти различных уровней с частным сектором и общественными организациями [6].
В соответствии с Постановление Правительства от 18 августа 2016 года № 815 в России ежегодно, начиная с 2017 года, проводится Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика». В конкурсе принимают участие городские округа и сельские поселения. Конкурс помогает обобщить и распространить наиболее успешный опыт муниципального управления, создает дополнительные стимулы для социально-экономического развития муниципальных образований.
Целью Конкурса является отбор проектов и программ по вопросам развития местного самоуправления, направленных на решение проблем территориальных сообществ, распространение положительного опыта, приобретенного в процессе реализации проектов. Соответственно, ожидаемыми результатами являются: создание банка инновационных идей, их внедрение в практику деятельности муниципалитетов, содействие процессам муниципальной реформы [7].
Так, проекты и программы Республиканского конкурса направлены на решение актуальных проблем развития территорий, они охватывают почти весь спектр направлений управленческой деятельности муниципалитетов (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение конкурсных проектов, поданных на Республиканский конкурс в 2023 году,
по направлениям
Тематика проектов Количество поданных проектов
Сохранение культурного наследия 49
Научное и информационное обеспечение муниципального управления 23
Развитие культуры и спорта 32
Реформы образования 34
Реформирование системы здравоохранения 37
Модернизация инженерной инфраструктуры 107
Развитие предпринимательства 13
Энерго- и ресурсосбережение 90
Эффективное использование финансовых, имущественных и земельных ресурсов 32
Туристическая и рекреационная деятельность 35
Общественный порядок и охрана окружающей среды 30
Планирование застройки и благоустройства населенных пунктов 36
Общественный транспорт 16
ЖКХ 56
Продолжение таблицы
Тематика проектов Количество поданных проектов
Инвестиционная политика муниципальных образований 10
Эффективные механизмы управления 68
Предоставление услуг населению 37
Другое 20
Источник: составлено авторами
Что касается проблемных вопросов разработки и реализации инвестиционной политики местного самоуправления, развития предпринимательства, сети общественного транспорта, то и сегодня они являются наиболее затратными и мало востребованными [8].
Правительство Республики Крым одной из важных задач считает формирование отечественной базы данных лучших практик муниципального развития и распространение среди муниципалитетов инновационных проектов и программ с соответствующим мониторингом их результативности. Для этого был введен региональный механизм мониторинга эффективности проектов и программ, которые финансируются из Федерального бюджета, как победители Конкурса.
Становление дееспособного местного самоуправления зависит не только от создания государством конституционно-правовых и других основ функционирования его органов, но и от инициативы и интеллектуальной способности должностных лиц местного самоуправления на местах разрабатывать эффективные подходы к решению проблем в существующих реалиях. Республиканский конкурс проектов и программ развития местного самоуправления является инструментом, который позволяет власти и общественности совместно решать местные проблемы, предоставляя государственную поддержку наиболее активным и компетентным представителям местного самоуправления. За годы существования он стал действительно интеллектуальным достоянием муниципалитетов, масштабным и важным событием, поскольку сконцентрировал вокруг себя муниципальную элиту будущего, стал одной из форм государственной поддержки регионального развития и развития территориальных сообществ [9, 11].
Примером действия программ устойчивого развития муниципального образования России является решение ряда местных проблем, в частности, решение конкретных социальных задач с учетом экологических, природных, экономических и национальных особенностей развития в Республике Крым.
В Крыму накоплен значительный опыт проведения подобных конкурсов проектов. Отправной точкой для начала подготовки мероприятий по проведению первого Всекрымского конкурса проектов и программ развития местного самоуправления, который стартовал в 2004 году, послужило постановление Совета Министров в то время Автономной Республики Крым «О Всекрымском конкурсе проектов и программ развития местного самоуправления».
Конкурс фактически стал формой поддержки местного самоуправления крымской властью. Что особенно ценно, территориальные сообщества граждан сами решают, какие проблемы являются для них приоритетными, определяют пути их решения, сами ведут поиск партнеров и необходимых ресурсов.
Основная тематика проектов, поданных на Всекрымский конкурс в 2020-2022 годах, представлена в табл. 2.
Таблица 2 -Тематика проектов, поданных на Всекрымский конкурс за 2020-2022 годы.
Тематика проектов Количество поданных проектов в %
Информационный сектор 3
Развитие туризма и спорта 9
Реформы образования 1
Реформирование системы здравоохранения, образования и соц. защиты 29
Общественный порядок и охрана окружающей среды 3
Планирование застройки и благоустройства населенных пунктов 2
ЖКХ 27
Инвестиционная политика муниципальных образований 2
Эффективные механизмы управления 1
Предоставление услуг населению 23
Итого 100
Источник: составлено авторами
Нетрудно увидеть, что львиная доля разработанных и реализованных проектов касается реформирования системы здравоохранения, образования и социальной защиты (29 %), реформирования жилищно-коммунального хозяйства (27 %) и организации эффективной системы предоставления услуг населению - 23 процента от общего количества. Что касается образовательного, научного и информационного обеспечения развития местного самоуправления, то за десять лет было реализовано всего 2 проекта, совершенствования системы планирования, застройки и благоустройства населенных пунктов и развития сети общественного транспорта по три.
Необходимо отметить, что каждый реализованный проект имел и имеет большое социальное значение для того или иного села, поселка, города или района. Например: Укромненский сельсовет Симферопольского района реализовал проекты по созданию регионального детского дошкольного учреждения и обеспечению условий для его круглогодичного функционирования («Организация регионального детского дошкольного учреждения «Сказка», 2021 г., «Создание условий круглогодичного функционирования регионального детского дошкольного учреждения «Сказка», 2022 г.).
Многие районы Республики Крым имеют немало проблем социально- экономического развития, которые нужно срочно решать. Их структура хотя и начала изменяться к лучшему, но темпы проведения реформ еще явно
недостаточны. По прежнему остро стоят проблемы оценки тенденций социально-экономического развития; определения целей и приоритетов на текущий период; создания безопасных и качественных условий для жизни граждан; улучшения здоровья, доступа к качественному образованию и повышения духовности населения; эффективного использования производственного, трудового и природного потенциала районов; преодоления бедности.
Только с возвращением Крыма в Россию реально появились финансовые ресурсы для решения целого круга вышеуказанных проблем [10]. И это кажется очень важным, поскольку источниками формирования финансовых ресурсов, направляемых на финансирование мероприятий Программы социально-экономического развития, являются Федеральный бюджет России, бюджет Республики Крым, местные бюджеты, собственные средства предприятий, инвестиции и другие источники, не запрещенные действующим законодательством. А выполнение намеченных мероприятий возможно только при условии их полного финансового обеспечения и осуществления контроля за целевым использованием финансовых ресурсов, а также повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности.
И, хотя каждая из программ содержит анализ ситуации в той или иной сфере, выделение проблемных вопросов, приоритетных целей и задач, мероприятий, реализация которых позволит их достичь, критериев оценки эффективности и результативности, следует самокритично сказать, что часто они достаточно декларативны, а отсутствие достаточного финансирования, правовой базы, нехватка профессионалов среди должностных лиц местного самоуправления не позволяет в полной мере достигать намеченных целей. То есть, эффективность и результативность деятельности районного совета по выполнению жизненно важных вопросов недостаточно высока.
Рассмотрим практику обеспечения устойчивого развития на примере Укромненского сельсовета Симферопольского района. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2024 года на территории муниципального образования площадью 2257 га проживает 6091 чел. при плотности 2,7 чел./га.
Территория Укромновского муниципального образования расположена в центре Симферопольского района, граничит на севере с Гвардейским, на востоке с Молодежненским и на западе с Родниковским сельскими поселениями. В состав Укромновского муниципального образования входит два населённых пункта: село Укромное и село Совхозное. Село Укромное является административным центром муниципального образования, расположено на 9 километре трассы Симферополь - Красноперекопск, фактически в 1,5 км от относящегося к городу посёлка Аэрофлотский. Основные внешние транспортные связи Укромновского муниципального образования с городским округом город Симферополь и соседними территориями осуществляются по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения «Симферополь - Красноперекопск» и «Симферополь - Евпатория».
Крупным предприятием на территории Укромновского сельского поселения является молокозавод ООО «СБА ЛТД», которое достигло высоких показателей в области производства молока (кроме сырого) и молочной продукции. Социально-экономическая активность сосредоточена в административном центре сельского поселения - с. Укромное.
В соответствии с Генеральным планом демографическая ситуация Укромновского сельского поселения имеет «оптимистичный» вариант прогноза численности населения: численность постоянного населения, вследствие жилищного строительства и увеличения числа рабочих мест, по прогнозам составит к 2025 году 7500 чел., к 2035 году - 9000 чел. Для Укромновского сельского поселения характерно наличие сезонного населения, что связано с размещением садоводств на территории 16,4 га, на которых расположено около 240 участков.
Благоприятные природно-климатические условия способствуют развитию сельского хозяйства, являющимся традиционной отраслью экономики поселения. На территории поселения размещается несколько малых промышленных предприятий различной специализации.
Сельское хозяйство в Укромновском сельском поселении в области растениеводства специализируется на овощеводстве (ГУП РК «Ялтинское»), выращивании плодовых и ягодных культур (ООО «Крымягода»), а также выращивании зерна (ИП Сейтумеров Р. Ш.). В области животноводства в АПК поселения представлены: молочное скотоводство (ООО «СБА ЛТД» с переработкой молочной продукции).
На территории Укромновского сельского поселения располагается «Опытное хозяйство института сельского хозяйства Крыма национальной Академии аграрных наук», занимающейся селекцией и апробацией зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур. Перечень основных организаций АПК Укромновского сельского поселения представлен ниже (таблица 3).
Таблица 3 - Перечень сельскохозяйственных предприятий сельского хозяйства, расположенных
на территории Укромновского сельского поселения
№ Наименование Местоположение Основной вид деятельности
1. ООО «Крымягода» с. Укромное, ул. Путилинская, д. 1 Выращивание прочих плодовых и ягодных культур
2. ГУП РК «Ялтинское» с. Укромное, ул. Путилинская, д. 18 Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Укромновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым
3. ИП Сейтумеров Р.Ш. с. Укромное Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур
4. ООО «СБА ЛТД» с. Укромное, ул. Степная, д. 39 а Производство молока (кроме сырого) и молочной продукции
5. Государственное научное предприятие «Опытное хозяйство института сельского хозяйства Крыма национальной Академии аграрных наук» с. Укромное, ул. Путилинская, д. 28 Селекция и апробация зерновых, технических и прочих сельскохозяйст венных культур
Источник: составлено авторами [13]
Фруктовые сады и тепличные хозяйства обеспечивают, как потребности местного населения, так и покрывают часть потребностей г. Симферополь.
На территории поселения размещаются предприятия пищевой промышленности и строительных материалов. Ведущими промышленными предприятиями в Укромновском сельском поселении являются:
- ООО «СБА ЛТД», производящий молочную продукцию, дополнительный вид деятельности - торговля оптовая молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами, и жирами;
- ООО «Бетосити», основной вид деятельности - производство товарного бетона и растворов всех марок. Предприятие располагает собственным парком автобетоносмесителей и лабораторией.
Перечень промышленных предприятий, расположенных на территории Укромновского сельского поселения приведён ниже (таблица 4).
Таблица 4 - Перечень промышленных предприятий, расположенных на территории
Укромновского сельского поселения
№ Предприятие Адрес производства Основной вид деятельности
1. ООО «СБА ЛТД» с. Укромное, ул. Степная Производство молочной продукции
2. ООО «Бетосити» с. Укромное, ул. Заводская, д. 2 а Производство бетона, бетонные смеси
3. ООО «БетаМикс» с. Укромное, ул. Студенческая, д. 1 Производство бетона
4. АгроРезиноТехника с. Укромное, пер. Кадровый, д. 14 Производство резинотехнических изделий
Источник: составлено авторами [13]
Перспективы развития промышленного комплекса связаны с расширением деятельности предприятий обрабатывающего сектора промышленного производства. В первую очередь это относится к предприятиям по выпуску пищевой продукции на основе переработки сельхозпродукции.
Учитывая специализацию сельского хозяйства Укромновского сельского поселения на выращивании овощей, одним из направлений может стать развитие производств по консервированию плодоовощной продукции, выпуске соков, детского питания, организации производства шоковой заморозки фруктов и овощей.
Основными предпосылками развития Укромновского сельского поселения являются:
- положение поселения в зоне влияния (практически пригородной зоне) республиканского центра г. Симферополь, потенциально способствующего экономическому росту;
- значительное повышение энергообеспеченности территории, связанной с вводом в эксплуатацию ТЭС в с. Строгоновка, что позволит размещать энергоемкие производства;
- наличие устойчивых транспортных железнодорожных и автомобильных связей с республиканским центром;
- формирование на территории поселения транспортно-пересадочного узла с развитой инфраструктурой сервиса;
- благоприятные природно-климатические условия территории.
Основные факторы развития Укромновского сельского поселения:
- расположение в пригородной зоне г. Симферополь, способствующее экономическому росту;
- увеличение энергообеспеченности на территории благодаря запуску ТЭС в с. Строгоновка для размещения энергоемких производств;
- наличие надежных транспортных связей с республиканским центром;
- формирование транспортно-сервисного узла с развитой инфраструктурой;
- природные условия благоприятны для развития.
Развитие инвестиционного потенциала Укромновского сельского поселения связано с крупными строительными проектами: жилыми, производственными, и общественными объектами, а также резервированием земли под эти цели. Экономическая база поселения обладает факторами, способными обеспечить высокий экономический рост. Реализация потенциала позволит повысить уровень развития и конкурентоспособность поселения в рамках Симферопольского района.
В 2024 году ожидается улучшение социально-економического портрета Укромненского сельского поселения по ряду параметров. Ключевую роль в етом будут играть предприятия муниципального образоватния проявляющие инвестиционную активность, а также создание соответствующих условий для привлечения в регион высококвалифицированных кадров.
Управление муниципальными финансами является ключевым элементом обеспечения устойчивого развития любого муниципального образования. Цель этого процесса - не только обеспечение социального благополучия населения, но и создание устойчивой экономической основы для будущего развития. Открытость и доступность информации о бюджетных процессах позволяет увеличить доверие населения к местным органам власти и стимулирует эффективное использование финансовых ресурсов. Создание устойчивой финансовой системы с балансом доходов и расходов, исключение просроченной кредиторской задолженности и управление финансовыми рисками являются неотъемлемой частью устойчивого развития. Разработка долгосрочных планов развития муниципалитета с учетом реальных экономических условий и прогнозированием доходных источников позволяет обеспечить целевое и эффективное использование бюджетных средств. Активное управление муниципальными активами, выявление резервов роста неналоговых доходов и их рациональное использование позволяет увеличить финансовые возможности муниципалитета [12].
Совместные мероприятия по усилению налоговой дисциплины, увеличению собираемости налогов и сборов, актуализации налоговой базы позволяют повысить уровень доходной части местного бюджета.
Предоставление финансовой поддержки и льгот позволяет стимулировать рост малого и среднего бизне-
са, что способствует увеличению налоговых поступлений и созданию новых рабочих мест.
Бюджетная политика является ключевым звеном экономической политики муниципалитета, от ее качества зависит как социальный уровень жизни граждан, так и инвестиционные возможности муниципального образования в целом.
Анализируются ключевые направления бюджетной политики, определяются задачи и меры по их реализации. Для достижения устойчивого развития муниципального образования необходимо построить систему, основанную на следующих ключевых составляющих:
1. Стратегическое управление представляет собой непрерывную работу по определению целей устойчивого развития муниципалитета, их обоснованию и выбору оптимальных вариантов. Стратегическое управление включает в себя разработку конкретных планов и программ, направленных на достижение поставленных целей.
2. Финансовое моделирование представляет собой систему управления денежными потоками, финансовыми и материальными ресурсами муниципального образования. Целью финансового моделирования является обеспечение экономической безопасности муниципалитета и создание устойчивой финансовой системы.
3. Разработка и реализация инновационных проектов предполагает создание системы подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технологического потенциала муниципального образования. Эта составляющая охватывает как развитие инноваций на уровне всего муниципалитета, так и на уровне отдельных предприятий.
Обеспечение устойчивого развития муниципального образования предполагает последовательную реализацию следующих этапов:
1. оценка ресурсов муниципального образования: определение имеющихся ресурсов, как материальных, так и человеческих, а также оценка их потенциала;
2. построение потоков движения муниципальных ресурсов: анализ и визуализация движения ресурсов в муниципалитете, выявление ключевых связей и взаимозависимостей;
3. выявление проблемных областей и закономерностей: идентификация проблемных зон в развитии муниципалитета и выявление причин их возникновения;
4. построение специализированных оргструктур: создание или модернизация структур управления с учетом специфики муниципалитета и задач устойчивого развития;
5. определение потенциала устойчивого развития муниципалитета, приоритетных направлений его развития и выявление «точек роста»: оценка перспектив развития, выявление ключевых отраслей и проектов, способных обеспечить устойчивый рост;
6. создание финансовой структуры органа местного самоуправления: формирование финансовых механизмов, обеспечивающих финансирование стратегии устойчивого развития;
7. формирование желаемой модели развития муниципального образования: определение целей, стратегических направлений и конкретных шагов по достижению устойчивого развития;
8. разработка и реализация сценариев конкретных действий по достижению устойчивого развития: создание детальных планов действий с указанием ответственных лиц, сроков и ресурсов для реализации запланированных мероприятий.
Традиционно, основной целью управленческого процесса считалось повышение качества жизни населения. Однако, в современном мире, характеризующемся глобальными вызовами и угрозами, такой подход требует переосмысления.
Для обеспечения долгосрочного благополучия необходимо сосредоточиться на достижении устойчивого развития, которое включает в себя не только экономический рост, но и социальное благополучие и экологическую устойчивость. Поэтому цель управленческого процесса должна быть переформулирована в контексте устойчивого развития, что предполагает комплексный подход к решению проблем и обеспечению равновесия между экономическими, социальными и экологическими интересами. Для достижения этой амбициозной цели необходимо разбить ее на конкретные подцели с учетом сроков их реализации. Это позволит создать четкий план действий, который будет направлен на поэтапное достижение устойчивого развития.
Таким образом, управленческий процесс должен быть нацелен на реализацию следующих подцелей:
- краткосрочные цели: обеспечение немедленных потребностей населения, улучшение качества жизни в краткосрочной перспективе, а также создание основы для дальнейшего устойчивого развития;
- среднесрочные цели: развитие ключевых отраслей экономики, социальной инфраструктуры и экологической безопасности, что позволит обеспечить устойчивый рост и социальное благополучие в среднесрочной перспективе;
- долгосрочные цели: создание устойчивой экономики, социальной справедливости и экологически чистой среды для будущих поколений, что позволит обеспечить долгосрочное процветание и благополучие населения.
Такой многоуровневый подход к планированию управленческих действий позволит создать более эффективную и устойчивую систему управления, направленную на достижение целей устойчивого развития.
Источники:
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.2003 N° 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571.
2. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N° 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, муниципальных, городских округов и муниципальных районов» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/193208/.
3. Акимова Т.А. Устойчивый экономический рост или устойчивое развитие. Проблема выбора стратегии / Т.А. Акимова // Сегодня и завтра Российской экономики. - 2022. - № 54. - С. 5-14.
4. Аксенова, Е.О. Сравнительный анализ моделей территориальной организации местного самоуправления. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polit.mezhdunarodnik.ru
5. Алексеев Ю.П. Устойчивость социально-экономического развития регионов / Ю.П. Алексеев. - М.: РАГС. - 2021.
6. Егорычев С. А. Организационно-экономическая модель управления устойчивым развитием муниципальных образований // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 1(162). - С. 63-69.
7. Лаптева Е.Д. Анализ ресурсов, необходимых для обеспечения комплексного и устойчивого сбалансированного развития муниципальных образований // Весенние дни науки. Сборник докладов Международной конференции студентов и молодых ученых. -Екатеринбург. - 2020. - С. 329-334.
8. Палаткина Н.Э., Рогова И.В. Повышение инвестиционной привлекательности территории как важнейший инструмент формирования экономического потенциала муниципального образования // Стратегическое управление: теория, практика и проблемы. Материалы XV Межрегиональной научно-практической конференции. - 2018. - С. 89-94.
15. Ревишвили Г.М. Обеспечение устойчивого развития муниципального образования // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации. Сборник материалов XX Международной научно-практической конференции (шифр - МКСТР). - Москва. - 2023. - С. 181-185.
16. Фролов, В.И. Методические подходы к разработке показателей устойчивого развития сельских территорий / В.И. Фролов, Е.О. Агафонова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1ib.usue.ru/resource/free/12Zs353.pdf.
17. Яшин Н.С., Петров А.М., Щербань Е.Г. Устойчивость социально-экономического развития муниципального образования: сущность, основные риски ее потери и методы ее анализа // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2019. - № 4 (78). - С. 97-103.
18. Официальный сайт администрации Укромновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://simfmo-ukromnoe.rk.gov.ru.
19. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://82.rosstat.gov.ru.