Научная статья на тему 'К вопросу об управлении конкурентоспособностью предприятия'

К вопросу об управлении конкурентоспособностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об управлении конкурентоспособностью предприятия»

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

ПРЕДПРИЯТИЯ Ю.О. Монина, студент Воронежский государственный технический университет

В условиях становления и формирования конкурентной среды на внутреннем рынке России категория "конкурентоспособность предприятия" будет незамедлительно востребована практикой вследствие своей роли и значимости. В рыночной экономике могут функционировать только жизнестойкие предприятия, которые гибко маневрируют и используют новые механизмы в управлении. Одной из важных задач становится задача количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия, а также, разработка мероприятий, позволяющих управлять ею. Поэтому необходима выработка единого подхода к определению данной категории и разработка соответствующей аналитической базы, оценивающей параметры данного понятия.

В экономической литературе, на наш взгляд, еще не выработан единый подход к изучению конкурентоспособности, исследования по данному вопросу носят несистемный характер, предлагается множество методик по оценке уровня конкурентоспособности производителя. Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок понятия конкурентоспособности, являются различные исходные позиции ученых, а также то, какой объект рассматривать в качестве производителя - отдельное предприятие, отрасль или всю экономику в целом. Разнообразие авторских позиций также связано с тем, в каком масштабе рассматривается конкуренция предприятий - на региональном, национальном или мировом рынках.

Поэтому необходима выработка единого подхода к определению данной категории и разработка соответствующей аналитической базы, оценивающей параметры данного понятия.

В экономической теории понятию конкурентоспособности предприятия дано множество определений, каждое из которых охватывает ту или иную его сторону, либо делает попытку его комплексной характеристики. В таблице приведены трактовки определения конкурентоспособности разных авторов.

[1, 3, 4, 5, 6]. На основе критического анализа точек зрения различных авторов, мы сформулировали следующее определение: конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать или сохранять занимаемую долю в зависимости от стратегии) посредством внедрения и использования инновационной техники и технологии, дающих экономический, социальный и экологический эффекты; максимально эффективного использования внутренних ресурсов предприятия (финансовых, трудовых, информационных), что обеспечит выпуск более конкурентоспособной продукции по сравнению с конкурентами.

Оценка конкурентоспособности предприятия позволяет ему решить следующие важные задачи: определить свое положение на определенном рынке; разрабо-

тать стратегические и тактические мероприятия эффективного управления; выбрать партнеров для организации совместного выпуска продукции; привлечь средства в перспективное производство; составить программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др. [1] Однако, это возможно только при наличии объективных методик оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

Анализ подходов и методов показывает, что в современной литературе вопросы оценивания конкурентоспособности предприятий отражаются достаточно широко. В целом, конкурентоспособность предприятия определяется с учетом рыночных факторов, которые на нее влияют, однако, они, как правило, не дают ее комплексного количественного оценивания. Кроме этого, общим недостатком этих методов является то, что они не приспособлены к использованию в условиях становления рыночных отношений и содержат неполную характеристику оцениваемых предприятий.

После уточнения понятия конкурентоспособность и выявления значимости определения её уровня, перейдем к управлению конкурентоспособностью.

Управление конкурентоспособностью - это сознательное воздействие человека на объекты и процессы, а также на участие в них людей, осуществляемое с целью придания определенной направленности хозяйственной деятельности и получения желаемых результатов. [2]

Отметим, что, как всякий творческий процесс, управление конкурентоспособностью не поддается строгому регламентированию. Каждый субъект управления применяет, как правило, собственную технологию управления, избирая и комбинируя виды управления, используя их в определенной последовательности и сочетаниях.

Управление конкурентоспособностью предприятия, по нашему мнению, можно осуществлять на основе следующих принципов:

- анализа механизма действия экономических законов (закона спроса и предложения, закона повышения потребностей человека, закона эффекта масштаба и др.);

- анализа механизма действия законов организации структур и процессов (законов пропорциональности, синергии, функционального, комплексного и др.);

- соблюдения требований совокупности научных подходов к управлению (системного, комплексного, функционального, маркетингового);

- ориентации на конкретные рынки и потребности;

- применения современных информационных технологий;

- применения современных методов анализа, прогнозирования, нормирования, оптимизации (ФСА, динамическое программирование, системный анализ).

Определения конкурентоспособности.

Автор Определение.

Забелин П.В., Моисеева Н.К. Способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в заданной сфере бизнеса.

Азоева Г.Л., Завьялова П.С. Способность предприятия конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.

Киперман Г.Я. Способность противостоять на рынке другим производителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

Перцовский Н.И., Спиридонов И.А., Барсукова С.В. Возможность эффективной хозяйственной деятельности и её практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка.

Фатхутдинов Р.А. Способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество предприятия по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Хруцкий В.Е., Кор-неева И.В. Способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.

Мескон М.Х. Относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

Яшин Н.С. Возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции

Коно Т. Совокупность следующих характеристик - захваченная предприятием доля рынка; способность предприятия к производству, сбыту и развитию; способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели

Селезнев А. Обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику

Млоток Е. Сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за её пределами

Перечисленный набор принципов управления конкурентоспособностью предприятия является примерным, но без их соблюдения невозможно обеспечить качественное управление конкурентоспособностью.

В последнее время особенно актуальны проблемы, возникающие при анализе альтернативных решений в процессе управления сложными производственными объектами. Практика показывает, что затраты на осуществление управленческой деятельности непрерывно увеличиваются, а последствия неудачных решений становятся все ощутимее. Современные рыночные отношения, влияющие на хозяй-

ственную деятельность предприятий, обусловливают необходимость решения проблем, связанных с повышением качества управления конкурентоспособностью предприятия.

В рыночных условиях для организации эффективного управления конкурентоспособностью предприятия уже недостаточно только опыта руководителей, необходимо масштабное привлечение современных средств анализа больших объемов информации, моделирования и компьютеризации процессов управления. Организация управления конкурентоспособностью должна способствовать не только росту финансово-хозяйственной деятельности предприятия и сти-

мулированию экономии всех видов ресурсов на основе их эффективного использования, но и все большему удовлетворению возрастающих потребностей покупателей продукции.

В практике менеджмента накоплен богатый арсенал управленческих технологий, которые в свое время помогли занять лидирующие позиции многим западным компаниям. Речь идет о системах Just-in-time (точно-в-срок), business process re-engineering (реинжиниринг), total quality management (управление качеством), benchmarking, outsourcing, lean production и многих других инновациях в области управления. Российские компании также успешно применяют некоторые из этих новшеств для повышения своей конкурентоспособности. Но часто бывает так, что на внедрение, казалось бы, замечательной новации потрачены и деньги, и силы, а результата нет.

Первая причина неудач заключена в самом процессе внедрения. Бесперспективно копировать любую технологию управления, не "подогнав" ее весьма скрупулезно под собственную ситуацию.

Вторая причина заключается в неправильном выборе самой технологии или рыночной стратегии. На каждом предприятии есть свои "узкие места", и они не всегда очевидны.

Чтобы избежать таких ошибок, необходимо проводить диагностику маркетинга перед любым серьезным стратегическим решением. Суть ее в том, что команда, ответственная за стратегическое развитие, определяет наиболее слабое место в перечне характеристик, влияющих на конкурентоспособность. В дальнейшем маркетинговая стратегия выбирается, исходя из задачи ликвидации слабого звена.

По нашему мнению главную роль в системе управления конкурентоспособностью предприятия должен играть отдел маркетинга. Но для его успешного функционирования надлежит обеспечить его всей необходимой информацией.

Создание информационного обеспечения управления конкурентоспособностью предприятия должно решаться комплексно, с учетом следующих аспектов: организационного (принципы организации информационной системы и взаимодействия ее элементов); технологического (методы обработки информации и технология реализации этих методов); технического (возможности вычислительных средств и организационной техники).

Как в России, так и за рубежом не разработаны ни общепринятое понятие конкурентоспособности предприятия, ни единая номенклатура ее показателей, ни общие методы их объединения в один интегральный показатель, что в конечном итоге создает серьез-

ные проблемы при оценке конкурентоспособности и управлении ею.

На наш взгляд сложность выработки единого методологического подхода оценки и анализа конкурентоспособности предприятий определяется следующими моментами.

Во-первых, экономическая теория не однозначно трактует это понятие и дает ему множество различных и порой противоречивых определений.

Во-вторых, в зависимости от того, кем проводится оценка конкурентоспособности предприятия и с какой целью, существенно варьируются количество факторов участвующих в оценке, их значение и качественный состав.

В-третьих, наряду с количественными показателями в оценке конкурентоспособности все чаще применяются качественные показатели, что приводит к дополнительным трудностям, связанным с их количественной оценкой и усложняет разработку методов сравнительного анализа конкурентоспособности.

В-четвертых, апробированные в мировой практике и носящие конкретный экономический и количественный характер методы оценки конкурентоспособности предприятий не используют научных подходов к управлению (системного, комплексного, воспроизводственного и др.). Как правило, каждый подход к оценке конкурентоспособности разработан не для всех однородных предприятий, а для одного-двух. В условиях же российской экономики необходимо применять не отдельные подходы к оценке конкурентоспособности, широко распространенные в промыш-ленно развитых странах, а системно-комплексные, синтезирующие перечисленные и учитывающие специфику отечественных рыночных отношений.

В-пятых, сформированные на отечественных предприятиях отделы маркетинга не могут проводить исследования конкурентоспособности в виду отсутствия соответствующих специалистов и не укомплектованности информационным, методическим и техническим обеспечением.

Литература

1. Печенкин А.И. О критериях конкурентоспособности продукции и подходах к ее оценке / А.И. Печенкин, В.Н. Фомин //Надежность и контроль качества. -2001. №2.

2. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. М., 2005.

3. Бобрышев Д.К. Конкурентоспособность -стратегическая цель фирмы / Д.К. Бобрышев // Проблемы технологии, управления и экономики; под общ. ред. В.А. Панкова. - Н.Новгород, 2002. Ч1. С.158-160.

4. Михеева С. Новый метод оценки конкурентоспособности предприятий / С. Михеева // Стандарты и качество. - 2004. - №6. - С.74-77.

5. Захарченко В.И. Конкурентоспособность станкостроительной продукции / В.И. Захарченко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №5. - С.76-85.

6. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке / Е. Млоток // Интернет. - http://www.marketing.spb.ru/read/m3/index.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.