Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА КОРПОРАТИВНОМ УРОВНЕ'

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА КОРПОРАТИВНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
интеллектуальная собственность / патентное право / интеллектуальная деятельность / служебный объект / научная организация.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грудцына Л. Ю.

Управление интеллектуальной собственностью на корпоративном уровне является сложным процессом, включающим четыре самостоятельные группы процессов: создание объектов интеллектуальной собственности, правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, введение в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, защита объектов интеллектуальной собственности. В статье автор предлагает разработать в каждой организации порядок установления и выплаты компенсаций авторам объектов интеллектуальной собственности в случае решения нанимателя охранять объекты интеллектуальной собственности в режиме нераскрытой информации (коммерческой тайны), предусмотрев размеры компенсаций в трудовом договоре или в Соглашении о правах и обязанностях работника и нанимателя в части создания, правовой охраны и использования служебных результатов интеллектуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА КОРПОРАТИВНОМ УРОВНЕ»

nío4

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-178-183 NIION: 2018-0076-8/22-909 MOSURED: 77/27-023-2022-8-1107

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

доктор юридических наук, профессор, эксперт Центра научной и экспертной аналитики Международного центра компетенций ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности», Почетный адвокат России, e-mail: ludmilagr@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА КОРПОРАТИВНОМ УРОВНЕ

Аннотация. Управление интеллектуальной собственностью на корпоративном уровне является сложным процессом, включающим четыре самостоятельные группы процессов: создание объектов интеллектуальной собственности, правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, введение в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, защита объектов интеллектуальной собственности. В статье автор предлагает разработать в каждой организации порядок установления и выплаты компенсаций авторам объектов интеллектуальной собственности в случае решения нанимателя охранять объекты интеллектуальной собственности в режиме нераскрытой информации (коммерческой тайны), предусмотрев размеры компенсаций в трудовом договоре или в Соглашении о правах и обязанностях работника и нанимателя в части создания, правовой охраны и использования служебных результатов интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, патентное право, интеллектуальная деятельность, служебный объект, научная организация.

GRUDTSINA Ludmila Yu.,

Doctor of Law, Professor, expert of the Center for Scientific and Expert Analytics of the International Competence Center of the Russian State Academy of Intellectual Property,

HonoraryLawyerofRussia

ON THE ISSUE OF INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT AT THE CORPORATE LEVEL

Annotation. Management of intellectual property at the corporate level is a complex process involving four independent groups of processes: creation of intellectual property objects, legal protection of intellectual property objects, introduction of intellectual property objects into civil circulation, protection of intellectual property objects. In the article, the author proposes to develop in each organization a procedure for establishing and paying compensation to the authors of intellectual property objects in the event of the employer's decision to protect intellectual property objects in the mode of undisclosed information (commercial secrets), providing for the amount of compensation in the employment contract or in the Agreement on the rights and obligations of the employee and employer in terms of the creation, legal protection and use of official results of intellectual activity.

Key words: intellectual property, patent law, intellectual activity, service object, scientific organization.

Особое значение при формировании корпоративных систем управления интеллектуальной собственностью имеют прозрачная идеология, принятая руковод-

ством и работниками организации, отработанные механизмы и формализованный процесс, отлаженная структура и эффективное взаимодействие подразделений, а также прогрессивные схемы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

мотивации и развития творческой деятельности персонала. Одним из таких примеров является система управления интеллектуальной собственностью (СУИС) ГК «Росатом», при формировании которой были использованы вышеназванные научные подходы. В течение всего жизненного цикла интеллектуальная собственность обеспечивается непрерывностью управления интеллектуальной собственностью в интересах основной деятельности холдинга как правообладателя [1]. Принципами создания СУИС в ГК «Росатом» явились следующие:

а) единый, обязательный и взаимосвязанный комплекс процессов и процедур в области интеллектуальной собственности - процессы СУИС охватывают весь «жизненный цикл» результатов интеллектуальной деятельности;

б) организованное взаимодействие широкого круга различных специалистов;

в) наличие развитых научных компетенций специалистов;

г) «Политика интеллектуальной собственности» или «Стратегия», принятая центральными органами, это основание для разработки своих стратегий всеми участниками холдинга - поддержка руководства всех уровней холдинга и вовлечения участвующих специалистов;

д) стимулирование авторов результатов интеллектуальной деятельности, изобретательства и инновационного развития;

е) единые подходы к учету интеллектуальной собственности и нематериальных активов и единое автоматизированное информационное пространство;

ж) заинтересованность компаний, входящих в холдинг («удобно и выгодно»);

з) непосредственное участие компаний в разработке процессов и документов СУИС;

и) консультационная и организационная поддержка компаний при осуществлении патентования объектов интеллектуальной собственности. Содействие в защите и коммерциализации за рубежом;

к) финансовые выгоды компаний и корпорации от совместного правообладания интеллектуальной собственностью.

Структуры компаний холдинга ГК «Росатом», участвующих в СУИС: Руководство, Комитет или Совет по интеллектуальной собственности, Подразделение по управлению инновациями, коммерциализации интеллектуальной собственности, Служба по защите информации, государственной и коммерческой тайны, поддерживающие службы (юридическая, бухгалтерия, кадровая), Управление патентной и научно-технической информацией (инженеры-патентоведы) [2].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

Управление интеллектуальной собственностью на корпоративном уровне является сложным процессом, включающим четыре самостоятельные группы процессов: создание объектов интеллектуальной собственности, правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, введение в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, защита объектов интеллектуальной собственности [3].

Рассмотрим особенности совершенствования в ближайшие годы системы управления интеллектуальной собственностью на корпоративном уровне на примере научно-образовательной сферы. Система управления предполагает осуществление следующих основных мероприятий:

• разработка и введение в действие приказом руководителя организации внутренних локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность в области создания правовой охраны, использования и защиты служебных объектовинтеллектуальной собственности, права на которые принадлежат вузу (научной организации, предприятию);

• в целях стимулирования участников инновационного процесса разработка порядка распределения денежных средств, полученных от использования служебных объектов интеллектуальной собственности (далее-ОИС), между авторами и правообладателями (вузами, научными организациями, предприятиями);

• разработка и введение в действие эффективной системы охраны нераскрытой информации (коммерческой тайны) в отношении секретов производства («ноу-хау»);

• введение в трудовой договор (контракт) между работником и нанимателем дополнительного раздела, регулирующего отношения в части служебных результатов интеллектуальной деятельности;

• с учетом специфики вуза или научной организации разработка корпоративной политики управления интеллектуальной собственностью (далее - ИС) с акцентом на патентно-лицензионную деятельность для технических и естественнонаучных университетов и с акцентом в отношении служебных объектов интеллектуальной собственности, охраняемых авторским правом, для гуманитарных университетов;

• нормативно-методическое обеспечение подразделений, ответственных за разработку и реализацию стратегии и политики вуза в области ИС; укрепление патентных служб вузов [4];

• активизация работы по патентной защите продукции, выпускаемой на созданных научно-инновационных предприятиях;

• переориентирование центров трансфера технологий, научно-технологических парков и дру-

гих субъектов инновационной инфраструктуры, функционирующих в вузах, на преимущественную передачу результатов научно-технической деятельности на лицензионной основе; более активное привлечение к подготовке лицензионных договоров патентных поверенных и специализированных предприятий [5];

• разработка мероприятий по увеличению объема патентования изобретений и других объектов права промышленной собственности за рубежом;

• реализация мероприятий по обеспечению эффективной охраны объектов интеллектуальной собственности при осуществлении международной научно-технической деятельности (предшествующая и вновь созданная ИС);

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере управления ИС;

• разработка мероприятий по повышению правовой культуры работников научно-образовательной сферы в вопросах использования служебных объектов интеллектуальной собственности.

Реализация данных мероприятий позволит, в конечном счете, повысить эффективность коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, созданных в корпоративных структурах [6].

В Российской Федерации еще в 1998 - 1999 гг. была принята модель жесткого закрепления за государством всех результатов, созданных в разные годы за счет средств федерального бюджета. Однако опыт последних лет (особенно после 2014 г.) показал, что такой подход требует больших дополнительных финансовых затрат, наличия специализированных служб и высококвалифицированных кадров по управлению ИС, а государство далеко не всегда является эффективным собственником.

В течение последних лет по поручению Президента РФ проводится работа по либерализации политики в области распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета. До 1 января 2021 г. в России действовало постановление Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности», утвердившее порядок закрепления прав на результаты научно-технической деятельности за Российской Федерацией, за исполнителем работ либо по решению государственного заказчика совместно за Российской Федерацией и исполнителем работ [7].

В практике вузов и научных организаций часто приходится сталкиваться с тем, что заказчик

на выполнение НИОКР необоснованно требует передать ему исключительные права на все результаты, полученные в ходе выполнения договорных работ. Вузы и научные организации должны противодействовать этому, мотивируя свою позицию следующими аргументами:

• нарушение принципа свободы договора;

• неадекватная оплата работ по договору относительно их потенциальной коммерческой стоимости;

• невозможность самостоятельного освоения заказчиком технологий из-за наличия секретов производства («ноу-хау») и высоких квалификационных требований к обслуживающему персоналу;

• в случае создания объектов права промышленной собственности невозможность самостоятельного оформления заказчиком материалов на выдачу охранных документов на эти объекты;

• использование в работе предшествующей интеллектуальной собственности и др.

Грамотное и последовательное отстаивание интересов организации в этом вопросе способно в большинстве случаев обеспечить исполнителю, как минимум, право на совместное с заказчиком владение результатами НИОКР [8].

Другой проблемой является неправомерное использование на протяжении последних 10-15 лет служебных результатов интеллектуальной деятельности, включая объекты интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат вузам и научным организациям, что наносит последним существенный экономический ущерб. Основными каналами утечки РИД являются:

• внутренняя миграция, т.е. переход работников на работу в коммерческие организации и бесконтрольное использование ими служебных РИД, права на которые принадлежат организациям, в которых они работали ранее;

• несанкционированная передача штатными работниками вузов и научных организаций служебных РИД третьим лицам за вознаграждение в различных формах;

• параллельная работа штатных работников вузов и научных организаций в коммерческих организациях научно-технического профиля, учредителями которых вузы и научные организации не являются;

• работа по контрактам и грантам на выполнение НИОКР с зарубежными организациями, в которых стоимость прав на служебные ОИС (предшествующая интеллектуальная собственность) не учитывалась либо была сильно занижена;

• временная работа штатных работников вузов и научных организаций по индивидуальным контрактам и грантам за рубежом и использова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

ние при этом служебных РИД, полученных большими научными коллективами организации в прошлые годы;

• внешняя миграция научных работников и профессорско-преподавательского состава (отъезд на постоянную работу за рубеж) и др.

Такое положение сложилось из-за несовершенства законодательства в период становления национальной патентной системы, низкой мотивации научного труда и неурегулированности отношений между работником и нанимателем в части служебных результатов интеллектуальной деятельности [9].

Оценить в полном объеме ущерб, нанесенный при неправомерном использовании служебных РИД, права на которые принадлежат вузам и научным организациям, не представляется возможным, однако он значителен, и ситуация в этом вопросе остается сложной и поныне. Поэтому в настоящее время перед вузами и научными организациями остро стоит задача правовой охраны и защиты, прежде всего, вновь созданных результатов интеллектуальной деятельности.

Выводы и предложения

Во-первых, причинами, осложняющими гражданско-правовое регулирование оказания услуг с использованием цифровых технологий и охрану авторских прав в сети Интернет, являются:

а) отсутствие в нормативно-правовой базе определения субъектов «сетевых» отношений, их прав и обязанностей - ввиду этого услугодатели (продавцы) в цифровой среде составляют свои пользовательские соглашения, к которым услуго-получатели (покупатели) должны присоединиться (менять условия соглашения у присоединившейся стороны возможностей нет);

б) отсутствие между такими субъектами разграничения ответственности за правонарушения;

в) отсутствие единого интернет-реестра объектов авторских прав;

г) трудность правоприменения, в т.ч. в связи с транснациональным характером «сетевых» отношений и сложностью идентификации физических и юридических лиц, размещающих контент в сети Интернет [10].

Во-вторых, отсутствие в существующих нормативных правовых актах причин для одностороннего отказа от исполнения контракта в отношении договора возмездного оказания услуг можно считать значимым пробелом в российском законодательстве. Необходима доработка законодательства, устранение пробела путем внесения перечня конкретных обстоятельств одностороннего расторжения контракта в Гражданский кодекс РФ. Кроме того, наличие в Федеральном законе № 44-ФЗ статьи, обязывающей заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке, по мне-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

нию автора, недостаточно. Необходимо конкретное указание на возможность заказчика или контрагента расторгнуть контракт в одностороннем порядке с указанием закрытого перечня причин расторжения.

В-третьих, со стороны государства и со стороны организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами, должен систематически и плодотворно проводиться мониторинг в Интернете с целью выявления нарушений авторских прав. В качестве основного требования в области гражданско-правового регулирования охраны авторских прав можно выделить соблюдение баланса интересов автора и интересов всего общества, т.к. потребности автора заключаются в получении охраны его авторских прав, а общество заинтересовано получить доступ к объектам авторских прав. Требуется не только введение соответствующих мер ответственности и их соблюдение в области охраны авторских прав, но и само понимание того факта, что плагиат - это не что иное, как кража, только в кибер-пространстве.

В-четвертых, обосновывается предложение о необходимости создания международного реестра компаний, которые гарантируют защиту авторских прав (например, стартапы Blockai, Pixsy, TinEye, Ascribe, Mediachain и Proof of Existence и т.д.), используя технологию блокчейн для регистрации и защиты от нарушений авторских прав.

Государство должно контролировать процессы создания и развития таких компаний (стар-тапов), принципы прозрачности их работы как открытых децентрализованных реестров, не вмешиваясь в технологии их работы [11]. Технология блокчейн является средством для составления каталогов и хранения оригиналов художественных произведений, документов, манускриптов, фотографий и изображений без какой-либо связи с центральной властью (например, Библиотека Конгресса США). Постоянная отметка времени блокчейна с помощью неизменного подтверждения о публикации помогает защитить любого правообладателя, поэтому даже в том случае, если факт владения правами на интеллектуальную собственность прекратит свое существование, блокчейн сохранит копию оригинальной работы, авторство которой может быть проверено и подтверждено.

В-пятых, в каждой организации необходимо разработать порядок установления и выплаты компенсаций авторам объектов интеллектуальной собственности в случае решения нанимателя охранять объекты интеллектуальной собственности в режиме нераскрытой информации (коммерческой тайны), предусмотрев размеры компенсаций в трудовом договоре или в

Соглашении о правах и обязанностях работника и нанимателя в части создания, правовой охраны и использования служебных результатов интеллектуальной деятельности [12].

Оставшуюся после выплаты вознаграждения работникам за использование и за содействие использованию объектов интеллектуальной собственности чистую прибыль, полученную вузом или научной организацией от использования ОИС, целесообразно распределить между централизованным фондом организации (например, фондом научно-технического развития) и структурным подразделением, в котором был создан объект интеллектуальной собственности, в следующей пропорции:

• централизованный фонд организации — от 30 до 50%;

• структурное подразделение организации (факультет, кафедра, отдел, лаборатория, сектор и т.п.), в котором создан объект интеллектуальной собственности, — от 70 до 50% [13].

Норматив отчисления прибыли, полученной от использования ОИС, в централизованный фонд организации и для каждого структурного подразделения, а также порядок ее использования определяет руководитель или ученый совет вуза (научной организации) [14].

Каждая организация может разработать свою систему стимулирования изобретательской и патентно-лицензионной деятельности. При этом важно, чтобы она была справедливой, открытой и понятной для всех субъектов, имеющих отношение к этому важному виду деятельности.

Список литературы:

[1] Жарова А.К. Электронные формы разрешения конфликтов в сфере судебной деятельности // Российское правосудие. - 2013. - № 8 (88). -С. 53 - 59.

[2] Каллагов Т.Э. К вопросу о совершении правонарушений в сфере государственной гражданской и муниципальной службы // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. -2014. - № 4 (35). - С. 93 - 96.

[3] Албогачиев А.А., Гандалоев Р.Б., Галаева М.И. Становление представлений о юридических фактах // Образование и право. - 2021. - № 7. - С. 70 - 76.

[4] Таратухина Ю.В., Жарова А.К. Правовые аспекты использования учебной и научной информации, организованной по принципу открытого контента // Открытое и дистанционное образование. - 2013. - № 3 (51). - С. 66 - 75.

[5] Нечепуренко Ю.В. Управление интеллектуальной собственностью в научно-образовательной сфере: Нормативно-правовое обеспечение

управления ПС // Интеллектуальная собственность в Беларуси. - 2005. - № 4. - С. 10 - 14.

[6] Нечепуренко Ю.В. Система управления интеллектуальной собственностью в научной организации / Ю.В. Нечепуренко, Р.С. Седегов // Науч. тр. Акад. Управления при Президенте Респ. Беларусь; Минск: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2007. - Вып. 9. - С. 116 - 129.

[7] Албогачиев А.А., Хаматханова М.М., Гандалоев Р.Б. Политические коммуникации в современной системе государственного управления // Современная наука и инновации. - 2020. - № 4 (32).

- С. 130 - 141.

[8] Гагиев А.К., Гандалоев Р.Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организационно-правового статуса // Российский судья. - 2019.

- № 4. - С. 44 - 49.

[9] Елин В.М., Жарова А.К. О выделении информационных объектов в самостоятельную категорию объекта преступления / Труды ИГП РАН. - 2009. - № 5. - С. 205 - 229.

[10] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного Суда США в историческом развитии // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 2. - С. 62 -64.

[11] Албогачиев А.А. Парламентские традиции европейского политического пространства: дис. ... канд. полит. наук. - М., 2001. - С. 45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Каллагов Т.Э. Муниципальная служба в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Образование и право. - 2014. - № 9 (61). - С. 20 - 36.

[13] Жарова А.К. Информация. Правовое регулирование обращения информации в интернет. - М., 2006.

[14] Каллагов Т.Э. История формирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления // Новый юридический журнал. - 2014. - № 3. - С. 148 - 159.

Spisok literatury:

[1] Zharova A.K. Elektronnye formy razresh-eniya konfliktov v sfere sudebnoj deyatel'nosti // Rossijskoe pravosudie. - 2013. - № 8 (88). - S. 53 -59.

[2] Kallagov T.E. K voprosu o sovershenii pra-vonarushenij v sfere gosudarstvennoj grazhdanskoj i municipal'noj sluzhby // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. - 2014. - № 4 (35). -S. 93 - 96.

[3] Albogachiev A.A., Gandaloev R.B., Galaeva M.I. Stanovlenie predstavlenij o yuridicheskih faktah // Obrazovanie i pravo. - 2021. - № 7. - S. 70 - 76.

[4] Taratuhina Yu. V., Zharova A.K. Pravovye aspekty ispol'zovaniya uchebnoj i nauchnoj infor-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

macii, organizovannoj po principu otkrytogo kontenta // Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie. - 2013. - № 3 (51). - S. 66 - 75.

[5] Nechepurenko Yu. V. Upravlenie intellektu-al'noj sobstvennost'yu v nauchno-obrazovatel'noj sfere: Normativno-pravovoe obespechenie uprav-leniya PS // Intellektual'naya sobstvennost' v Bela-rusi. - 2005. - № 4. - S. 10 - 14.

[6] Nechepurenko Yu. V. Sistema upravleniya intellektual'noj sobstvennost'yu v nauchnoj organ-izacii / Yu. V. Nechepurenko, R.S. Sedegov // Nauch. tr. Akad. Upravleniya pri Prezidente Resp. Belarus'; Minsk: Akad. upravleniya pri Prezidente Resp. Belarus', 2007. - Vyp. 9. - S. 116 - 129.

[7] Albogachiev A.A., Hamathanova M.M., Gan-daloev R.B. Politicheskie kommunikacii v sovremen-noj sisteme gosudarstvennogo upravleniya // Sovre-mennaya nauka i innovacii. - 2020. - № 4 (32). - S. 130 - 141.

[8] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo sta-tusa // Rossijskij sud'ya. - 2019. - № 4. - S. 44 - 49.

[9] Elin V.M., Zharova A.K. O vydelenii informa-cionnyh ob"ektov v samostoyatel'nuyu kategoriyu ob"ekta prestupleniya / Trudy IGP RAN. - 2009. - № 5. - S. 205 - 229.

[10] Gandaloev R.B., Borisov D.I. Institut kon-stitucionnogo kontrolya Verhovnogo Suda SShA v istoricheskom razvitii // Vestnik Moskovskogo univer-siteta MVD Rossii. - 2019. - № 2. - S. 62 - 64.

[11] Albogachiev A.A. Parlamentskie tradicii evropejskogo politicheskogo prostranstva: dis. ... kand. polit. nauk. - M., 2001. - S. 45.

[12] Kallagov T.E. Municipal'naya sluzhba v usloviyah reformirovaniya mestnogo samouprav-leniya v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo.

- 2014. - № 9 (61). - S. 20 - 36.

[13] Zharova A.K. Informaciya. Pravovoe reg-ulirovanie obrashcheniya informacii v internet. - M., 2006.

[14] Kallagov T.E. Istoriya formirovaniya munic-ipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mestnogo samoupravleniya // Novyj yuridicheskij zhurnal.

- 2014. - № 3. - S. 148 - 159.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.