Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТЬЮ ДЕТЕЙ'

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТЬЮ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
Агрессия / агрессивность / агрессивное поведение / эмпатия / купирование и коррекция агрессивности / самодисциплина / саморегуляция / принципы / направления работы / формы / методы.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухин М.И., Дикопольцев Д.Е., Суслов Ю.Е.

В статье предпринята одна из первых попыток представить рабочую модель управления агрессивностью детей. Раскрыты наиболее эффективные направления работы по курированию и коррекции агрессивного поведения детей, определены условия и представлен алгоритм, позволяющие достигать положительных результатов в решении обозначенной проблемы. По мнению авторов, агрессивный ребенок, у которого не сформированы устойчивые ограничители, является источником правонарушений, а нередко и преступлений. Предложенная модель определенный вклад в разработку теоретических основ обозначенной проблемы, дающая практике ключ системно решать проблему расширяющихся масштабов агрессивности среди детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мухин М.И., Дикопольцев Д.Е., Суслов Ю.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТЬЮ ДЕТЕЙ»

МУХИН Михаил Иванович,

ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, e-mail: m.i.mukhin@gmail.com

ДИКОПОЛЬЦЕВ Дмитрий Евгеньевич,

заместитель начальника центра-начальник отдела НИИ ФСИН России, кандидат психологических наук, e-mail: dimarik62rus@yandex.ru

СУСЛОВ Юрий Евгеньевич,

начальник отдела НИИ ФСИН России, кандидат психологических наук, e-mail: zimburu@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье предпринята одна из первых попыток представить рабочую модель управления агрессивностью детей. Раскрыты наиболее эффективные направления работы по курированию и коррекции агрессивного поведения детей, определены условия и представлен алгоритм, позволяющие достигать положительных результатов в решении обозначенной проблемы. По мнению авторов, агрессивный ребенок, у которого не сформированы устойчивые ограничители, является источником правонарушений, а нередко и преступлений. Предложенная модель - определенный вклад в разработку теоретических основ обозначенной проблемы, дающая практике ключ системно решать проблему расширяющихся масштабов агрессивности среди детей и молодежи.

Ключевые слова: Агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, эмпатия, купирование и коррекция агрессивности, самодисциплина, саморегуляция, принципы, направления работы, формы, методы.

MUKHIN Mikhail Ivanovich,

Leading researcher of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

DICOPOLTSEV Dmitry Evgenevich,

Deputy Head of the Center- Head of the Department Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Psychological Sciences

SUSLOV Yuri Yevgenyevich,

Head of the Department Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Psychological Sciences

ON THE MANAGEMENT OF AGGRESSIVENESS OF CHILDREN

Annotation. The article made one of the first attempts to present a working model of management of aggressiveness of children. The article reveals the most effective directions of work on care and correction of aggressive behavior of children, identifies conditions and presents an algorithm that allows to achieve positive results in solving the indicated problem. In the authors' view, an aggressive child who lacks sustainable restraints is a source of delinquency and often crime. The proposed model is a definite contribution to the development of the theoretical foundations of the identified problem, which gives practice a key to systematically solve the problem of increasing aggressiveness among children and youth.

Key words: Aggression, aggression, aggressive behavior, empathy, control and correction of aggression, self-discipline, self-regulation, principles, areas of work, forms, methods.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-105-112 NIION: 2018-0076-1/23-17 MOSURED: 77/27-023-2023-1-17

Введение

К проблеме агрессии, агрессивного поведения в целом и агрессивного поведения детей, в частности, обращались многие исследователи, как в нашей стране (В.В.Дикова, Г.В.Митин, В.С. Мухина, Л.М.Семенюк, Л.С.Соловьева, В.И.Трубников, И.А.Фурманов и др.), так и за рубежом (А. Бандура, Л.Берковиц, Р.Бэрон, К.Лоренц, Н.Миллер, Г.Паренц, Д.Ричардсон, Р. Уолтерс и др.). И тем не менее вынуждены констатировать, что не все аспекты указанной проблемы исследованы глубоко. Особенно это касается вопросов купирования и коррекции агрессивного поведения человека.

Доказано, что «агрессия как мотив идет изнутри». В тоже время это вовсе не означает, что ею нельзя «управлять и включать в целостное поведение» [4; 10; 12]. Возникают лишь вопросы, всегда ли готова взрослеющая личность управлять собственным поведением и действиями, а если нет, то есть ли механизмы, стимулирующие ее к подобным действиям?

Педагогика и психология располагают огромным воспитательным потенциалом, умелое использование которого позволяет решать многие вопросы, в том числе и осуществлять купирование и коррекцию агрессивного поведения.

Многочисленные исследования и наши собственные убеждают в том, что уже на первом году жизни у ребенка начинают формироваться произвольные движения. А с четырех лет у малыша происходит становление контрольной функции. В этот же период у детей проявляются первые признаки самооценки. Все эти изменения служат предпосылкой и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. Сказанное свидетельствует о том, что купирование и коррекция агрессивного поведения возможны и что эту работу надо начинать с самого раннего детства. Материалы и методы

• Основой исследования явились результаты констатирующих и формирующих экспериментов, проводимых под нашим руководством студентами выпускных курсов Российского университета дружбы народов (РУДН)*, а также наши собственные наработки по обозначенной проблеме.

• В качестве методик использовались:

- Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки;

- Тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут);

- Анкета «Направленность агрессии у подростков», разработанная Е. К. Агеенковой, М. В. Тарасовой и П. М. Ларионовым;

- Анкета «Штрихи к портрету современного подростка» (авт. М.И.Мухин, Д.Е.Дикопольцев, Ю.Е.Суслов);

- Диагностика самооценки психических состояний (Г. Ю. Айзенк);

• Основными показателями стали индекс агрессивности и враждебности.

• Использовались методы: формально-логический и системно-структурный, обобщения и экстраполяции, сравнение и оценка выявленных результатов, статистический. Результаты исследования

С помощью диагностики самооценки психических состояний (Г.Ю. Айзенк), показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, а также результатов анкетирования были изучены различные формы агрессии и ее проявления. Респондентами выступали учащиеся разных возрастных групп (397 чел.), а также осужденные воспитательных колоний для несовершеннолетних преступников (23 чел.).

Изучая и анализируя работу с агрессивностью человека как явления были вычленены наиболее эффективные направления:

• Стабилизация психического состояния агрессивных детей;

• Формирования внутренней самодисциплины и саморегуляция;

• Демонстрация примеров, раскрывающих основы человеческих взаимоотношений;

• Раскрытие сущности важнейших социальных и правовых норм, правил и требований и др. [4; 10; 12]

В меру возможного представим алгоритм и раскроем содержание обозначенных направлений деятельности по управлению агрессивностью.

Стабилизация психического состояния агрессивных детей

Данное направление охватывает как минимум четыре этапа:

- Научение способам выражения гнева;

- Распознавание ситуаций, провоцирующих вспышки гнева, его контроль;

- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и пр.

- Развитие эмпатии, формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей [1; 2; 12; 16].

В решении проблемы по стабилизации психического состояния агрессивных детей продуктивными являются специально подобранные игры-упражнения. Почему именно упражнения? Ничто не ценится так высоко, как упражнения, для научения чему-либо, в нашем случае овладению необходимыми навыками достойного поведения. Однако, надо заметить, что желаемого эффекта можно достичь лишь соблюдая определенный алгоритм и последовательность действий.

В частности, на первом этапе происходит отработка наиболее приемлемых способов выра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

жения гнева. Для этой цели подойдут, к примеру, такие игры-упражнения, как «Обзывалки», «Два барана» и др. [7; 11; 14]

На втором этапе осуществляется обучение навыкам, как распознать ситуации, провоцирующие вспышки гнева, и как владеть собой в таких ситуациях.

Известно, что пик агрессивности у девочек наступает в 11-12 лет, а у мальчишек несколько позже, в 13-14 лет. В этой связи крайне важно упредить последствия этого процесса, вооружив ребят полезными знаниями и, прежде всего, о них самих. Ведь еще со времен Сократа люди начали осознавать, что для человека самый привлекательный объект познания - он сам.

Иначе говоря, чтобы знать направления и технологию своего совершенствования, надо знать самого себя, свою внутреннюю вселенную. С этой целью необходимо задать себе вопросы: «Кто я?», «Где сейчас нахожусь?» и «К чему хочу прийти?»

Распознавать ситуации, провоцирующие вспышки гнева, помогает умение, если можно так выразиться, «ощущать свое тело». В моменты, когда ребенок злится, у него, как правило, «колотиться сердце», ему «хочется кричать», у него «щеки горят», «ладошки чешутся», «иголки обжигают пальцы рук» и пр. [3; 10; 15].

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и зная способы выплёскивания гнева, ребенок сможет принимать решение, как лучше поступить, чтобы не усугубить ситуацию. Практически все исследователи агрессивности человека рекомендуют ее обладателям избавляться от этого явления, к примеру, с помощью смеха, который помогает достаточно быстро и безболезненно переключаться на позитивные эмоции [11; 14].

Эффективными являются дыхательные упражнения. Самое простое, чтобы успокоиться нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При этом выдохи должны быть длиннее вдохов в два раза: на счет от одного до четырех - вдох, до восьми - выдох.

Большая роль в купировании агрессивности играет спорт. И это не удивительно, занятия спортом приводит к снижению уровня гормонов стресса, кортизола и адреналина. Рекомендовать тот или иной вид спорта надо с учетом особенностей детей [10].

Не секрет, что уже дети 3-4 лет способны реагировать на чувства других людей. И если пятилетние, к примеру, смеются, когда у кого-то горе, то это должно настораживать.

Доказано, что агрессивные, как правило, имеют достаточно низкий уровень эмпатии [2]. Их не волнуют страдания окружающих. В этой связи важно развивать у таких детей чувство сопережи-

вания, доверия и т.п. Сказанное должно быть основой третьего и четвертого этапов. Эффективной формой такой работы могут стать ролевые игры, в процессе которых ребенок имеет возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение как бы со стороны.

Продуктивными будут игры-упражнения, которые изложены в разных пособиях [7; 11; 14]. Развить эмпатию помогают и такие задания: Предлагается закончить то или иное предложение, начинающиеся словами «Я чувствую...» словами, выражающими ту или иную эмоцию. Примеры:

• Я чувствую себя счастливым, когда нахожусь в кругу своих друзей;

• Я чувствую себя грустным, когда понимаю, что наступает осень.

• Я чувствую себя довольным, если мне удалось помочь тяжело больной соседке;

• Я чувствую себя виноватым поскольку из-за моей ошибки наша команда уступила первенство...

Финалом выполнения задания должна быть дискуссия, в центре внимания которой - выяснение мнения ребят о том, насколько указанные эмоции оптимальны.

Анализируя данное задание, можно предложить ответить на такие вопросы:

1. Насколько пополнились ваши знания о своих эмоциях и ощущениях?

2. Изменилось ли ваше мнение об эмоциях, которые вы ощущаете в каждый данный момент?

3. Повлияли ли приобретенные знания на ваше понимание чувств и ощущений других людей?

4. Почему человек (и вы, в частности) испытывает^) позитивные эмоции в одной ситуации и негативные - в другой?

• В качестве итога работы по стабилизации психического состояния агрессивных детей можно предложить написать сочинение. Темами сочинения могут быть и такие:

• Я и другие.

• Согласны ли Вы с высказыванием Н.А.Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?

• Как Вы понимаете мысль Иоганнеса Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?

• Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?

• Прав ли Карл Густав Юнг, обронивший: «Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя»?

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Формирования внутренней самодисциплины и саморегуляция

У детей агрессивность проявляется в том числе и потому, что тот или иной ребенок под час не владеет другими способами выражения своих чувств. Более того, ребята порой не знают, когда, в каких ситуациях следует поступить иначе, или сказать: «Нет» [8; 10; 12].

Важным средством формирования внутренней самодисциплины, в частности, является совесть. При этом стражем поведения индивидуума совесть становиться при условии, если она живет в его душе. Предлагаемая нами модель направлена на стимулирование ребят к постоянным упражнениям «на переживание» и «чувствование» своих действий и поступков, которые оценивались ими как бы со стороны: чтобы сказали о моих поступках люди, если бы видели меня «насквозь». У ребенка, таким образом, формируется чувствование того, что он в поле зрения всегда и в каждый данный момент, даже, если рядом никого нет, и за ним никто не наблюдает.

Одним из эффективных средств решения проблемы саморегулирования является дисциплина. Дисциплина - это прежде всего выполнение устоявшихся норм, правил, требований. Это особенно важно осознать тем, кто оступился, кто нарушал законы. Субъекты агрессивного поведения в этом ряду. Понимание смысла дисциплины, дисциплинарного поведения, подкрепленные успехом деятельности, способствуют образованию самодисциплины в личностной структуре человека.

Однако здесь же заметим, что дисциплина срабатывает при условии соблюдения четких требований по её исполнению:

• ■ Требование должно быть доведено до логического завершения («если цель или (и) задача поставлена, они должны быть реализованы»);

• ■ Требование должно сопровождаться инструкцией («какпроще исполнить»);

• ■ Требование должно учитывать уровень развития личности на данный момент его развития.

Соблюдение дисциплины это одно из важных средств коррекции такого явления как агрессия. Но не единственное.

Эффективными являются методы воспитания. Наиболее продуктивными, как свидетельствует практика, являются пример и научение.

Пример есть не что иное, как образец для подражания. При этом не надо забывать о том, что дети наследуют не только хорошее. Ребята остро реагируют на двуличие взрослых, которые постоянно напоминают им о пользе чтения, но при этом сами ничего не читают. Призывают уважать

старших, и тут же до хрипоты ссорятся со своими родителями. Запрещают курить, а сами не вынимают сигарет изо рта и пр., и пр. В ответ дети либо подражают, либо все вокруг ненавидят. Свою злость и обиду они возмещают на своих сверстниках, учителях, окружающих [9; 13].

Другой незаменимый и очень эффективный метод воспитания - научение. Научение сопровождает нас постоянно с момента рождения. Человек научается ходить, общаться, вести себя правильно или неправильно и т.п. Пожалуй, самым важным аспектом данного метода является социальное научение. Этот метод учит тому, как жить в социуме, понимая и уважая окружающих.

Реальность такова, что у некоторой части нынешних детей и молодежи не сформированы ограничители. Вместе с тем каждому живущему в обществе необходимо использовать табу, чтобы уметь правильно выстраивать свою жизнедеятельность, постоянно совершенствовать себя и, конечно же, разумно руководить собой. [3; 6; 12].

Демонстрация примеров, раскрывающих основы человеческих взаимоотношений

Одним из эффективных средств достижения цели, позволяющей управлять эмоциональным состоянием человека, стало быть и влиять на снижение его агрессивности является демонстрация примеров, раскрывающих основы человеческих взаимоотношений.

Взаимоотношения с людьми - это важнейшая составляющая жизнедеятельности любого человека. В основе своей именно взаимоотношения определяют наше эмоциональное состояние, степень их продуктивности влияет на наше настроение в целом, наконец, благодаря им человек испытывает чувство удовлетворённости или не удовлетворенности жизнью.

В этой связи важно демонстрировать образцы взаимоотношений, в основе которых превалируют положительные качества, такие, как совестливость, тактичность, бескорыстность, аккуратность и др.

Именно показ образцов взаимоотношений людей с обозначенными качествами, как ничто иное помогает другим, понять, что ценно в человеке, за что его любят и что восхищает в нем и быть может посмотреть на себя уже иными глазами.

Совесть, пожалуй, стержневое качество человека. Характеризуя homo sapiens, Марк Туллий Цицерон очень точно заметил: «Самое главное украшение человека - чистая совесть». Совестливые люди не подведут, не обидят, при необходимости помогут. Таких людей много, их примеры делают нас чище.

Человек тактичный. Тактичность - это не что иное как строй душевной организации чело-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

века. Тактичный всегда и в каждый данный момент учитывает конкретные обстоятельства: возраст, пол, место общения и пр., и пр. Спокойствие -одно из основных правил тактичного человека, его умение владеть собой подкупает и являет пример для других.

• Человек бескорыстный никогда ничего не требует взамен. Ключом к действию у бескорыстных выступает душевный порыв. С началом специальной военной операции на Украине бескорыстных поступков, совершаемых гражданами нашей страны становится все больше и больше. И это, пожалуй, самые наглядные примеры для ребят с повышенной агрессивностью: как рационально можно задействовать свою энергию.

• Аккуратность предполагает порядок во всем: в мыслях, в выборе собеседников и аудитории, в обстоятельности и тактичности обоснования своего и чужого мнения, соотнесенность внешнего вида, поведения и внутреннего содержания и др. Постоянно знакомясь с примеры аккуратности, ребята с повышенной агрессивностью начинают примерять и соотносить свой образ жизни с увиденным. Их поведение постепенно меняется.

Раскрытие сущности важнейших социальных и правовых норм, правил и требований

Социальные и правовые нормы и правила -это тот инструмент, с помощью которого регулируются взаимоотношения в любом обществе. Они определяют границы допустимого, а значит формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют развитие положительных качеств и, пожалуй, самое главное - демонстрируют образцы для подражания.

Раскрывая сущность важнейших социальных и правовых норм, правил и требований, необходимо указать, что они подразделяются на два вида: социальные или нравственно-этические и правовые. Кроме того, следует подчеркнуть, что социальные нормы появились гораздо раньше. Фактически они утверждались вместе с зарождением общества, в то время как правовые появились гораздо позже - с возникновение государства. Ребята должны зафиксировать и то обстоятельство, что социальные нормы намного шире правовых. Они включают в себя сами нормы, а также традиции и обычаи.

Социальные нормы регламентируют границы допустимого в поведении и этикете граждан. При этом следует рельефно обозначить, что соблюдение социальных норм обуславливается внутренними убеждениями того или иного человека, его культурой и воспитанностью в широком

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

понимании. В то время как правовые нормы закрепляются законодательно и являются обязательными для всех граждан общества. Их нарушение влечет за собой правовую ответственность Раскрывая это направление работы, важно акцентировать внимание не только на таких вопросах, как, что такое социальная или правовая норма, виды этих норм, в чем их содержательная сущность, но и демонстрировать конкретные примеры разных моделей поведения человека. Всякий раз надо подчеркивать, что социальные и правовые нормы регламентируют все сферы жизнедеятельности общества и каждого конкретного человека, что в конечном итоге и позволяет обществу развиваться, а каждому конкретному человеку оставаться Человеком [5; 17].

Реализация раскрытых направлений позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач, направленных на купирование и коррекцию агрессивных проявлений у детей.

Условия, обеспечивающие действенность средств

управления агрессивностью Работа по купированию агрессивности и ее коррекции даст желаемый результат при соблюдении ряда условий.

Прежде всего надо опираться на принципы, способствующие эффективности обозначенной работы. В первую очередь речь идет о принципах системности, непрерывности и поэтапности.

Обозначенный процесс будет продуктивным, если он обретет, с одной стороны, системный характер. Иначе говоря, оптимальный результат достигается благодаря наличию необходимого и достаточного количества звеньев, из которых складывается та или иная система. Это первое. Вторым непреложным условием эффективно функционирующей системы является взаимосвязь и взаимообусловленность всех звеньев, ее составляющих. Третье, определяющее, условие, это содержательная сущность каждого звена. И, наконец, четвертое, работа по купированию и коррекции агрессивного поведения - процесс непрерывный.

В решении обозначенной проблемы важная роль отводится принципам индивидуализации и дифференциации. Агрессивных детей объединяет то, что все они страдают повышенной агрессивностью. Между тем природа агрессивности, ее проявление у них не одинакова. В этой связи, работая с такими детьми, важно комплектовать группы и использовать различные варианты ее организации с учетом индивидуальных особенностей ребят и предлагать задания, предварительно дифференцировав их.

Следует указать на исключительность роль принципов субъектности и открытости. При-

нимаемые решения должны быть осмыслены самим ребенком и открытыми для его понимания и принятия.

И наконец, важную роль в нашем исследовании отводилась принципу всеобщей связи общего, особенного и единичного. В нашем случае общее указывает на то, что, к примеру, группу агрессивных ребят объединяет то, что все дети подвержены этому негативному явлению. Единичное указывает на наличие в группе детей, обладающих индивидуальной качественной и количественной определённостью. К примеру, ребят объединяет то, что их агрессивность имеет генетические корни. Особенное в данном случае выражается в том, что дети, у которых единичное - это природа их агрессивности, - вместе с тем она имеет особенности, свойственные только данному ребенку.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что то или иное действо будет эффективным в

том случае, если для его проведения будет задействована адекватная форма реализации. В одном случае это могут быть инструктаж и консультации, в другом - тренинг. Практика убеждает, что продуктивными являются тематические семинары и семинары-практикумы. Среди форм работы особое место должно отводится круглым столам, на которых могут быть споры по разным аспектам: природа агрессивности, ее первопричины, купирование и коррекция этого негативного явления и др.

В работе с агрессивными детьми надлежит уделять пристальное внимание подбору методов, адекватных той или иной ситуации. Наиболее продуктивными здесь будут упражнения, примеры, беседы, диспуты, и др.

Сказанное позволяет представить рабочий вариант модели управления агрессивностью детей (см.: Схема № 1)

Схема № 1

Модель управления агрессивностью детей

Цель: Купирование и коррекция агрессивного поведения детей

Принципы: Системности, поэтапности и непрерывности, индивидуализации и дифференциации, субъектности и открытости, взаимосвязи общего, особенного и единичного

4

Направления работы по купированию и коррекции агрессивности у детей

Стабилизация психического состояния агрессивных детей Формирование внутренней самодисциплины и саморегуляции Демонстрация примеров, раскрывающих основы человеческих взаимоотношений Раскрытие сущности важнейших социальных норм, правил и требований

4

Формы работы:Консультации, инструктажи, тренинги тематические семинары, семинары-пр^гакумы, круглые столы

1

Результат: Агрессивные дети стали больше присматриваться к поведению окружающих, соотносить его со своим, пытаются следовать установленным нормам, их психика постепенно стабилизировалась. Как следствие, они стали выражать эмоции сдержаннее, а их поведение становилось более спокойным

_д_

Методы: Беседы, упражнения, пример, диспуты, организация деятельности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Заключение

Агрессия как явление эволюционирует: не редко агрессивные дети уже в подростковом возрасте совершают разного рода правонарушения, а став взрослыми, совершают жестокие преступления.

Первые результаты апробации разработанной модели свидетельствуют о том, что предложенные направления и условия работы с обозначенной категорией детей, позволяют заложить основы саморегуляции их поведения.

Результаты проведенного исследования несомненно обогатят теоретические основы психологии и педагогики и подскажут практике наиболее эффективные пути купирования и коррекции агрессивности детей, что крайне необходимо социальным институтам и в первую очередь семье и образовательным учреждениям.

Высказанные в ходе обсуждения модели замечания и пожелания касались, в первую очередь, совершенствования содержания направлений работы с агрессивными детьми и ее алгоритма. Особо острыми были споры по вопросам формирования групп детей с врожденными свойствами агрессии и методики работы с ними. Обозначенные аспекты требуют более углубленной проработки на последующих этапах исследования.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Балыкова А.О. Социально-психологические аспекты агрессивного поведения подростков. М.: РУДН, 2020; Кузнецова К.Д. Агрессивность детей-подростков: причины, диагностика, коррекция. М.: РУДН, 2016; Терентьева Е.Ф. Агрессия детей: Причины проявления, ее виды, диагностика и коррекция. М.: РУДН, 2020; Чау Нгуен Тхи. Агрессивное поведение подростков: истоки, особенности, формы проявления, коррекция. М.: РУДН, 2021; и др.

Список литературы:

[5] Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Перевод с анг. М.: Апрель Пресс; М.: Эксмо Пресс, 2000. 512 с.

[6] Басова А. Г. Формирование эмпатии // Молодой ученый. 2013. № 5 (52). С. 631-633. URL: https://moluch.ru/archive/52/6898/ (дата обращения: 20.11.2022).

[7] Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.

[8] Бутовская М.Л. и др. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека. М.: Научный мир. 2006. 276 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

[9] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Перевод с анг. СПб: Питер, 2001. 352 с.

[10] Желдоченко Л.Д. Феномен агрессии в педагогической деятельности. Деструктивный аспект //Таврический научный обозреватель. 2015. № 1 С.1-8.

[11] //scienceforum.ru/2017/article/2017037370 (дата обращения: 18.12.2022 ).

[12] Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 184 с.

[13] Мурадова В.И. Агрессивное поведение современных подростков //Молодой ученый. 2016. № 15 (119). С 413-415. URL: https://moluch.ru/ archive/119/33130/ (дата обращения: 16.12.2022).

[14] Мухин М.И. Агрессия детей: её первопричины //Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2020, № 5. С.29-32.

[15] https://repository.rudn.ru/ru/records/article/ record/68363/

[16] Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. Сб. статей. Отв. редактор И.В.Вагнер. М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. 2020. 217 с.

[17] Семенака С.И. Игровые методы коррекции агрессивного поведения детей. Армавир, 2003. 59 с.

[18] Ткачук О. А., Корнилов К.А. Агрессивное поведение подростков: Причины возникновения и проблемы коррекции // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 4 (20). С. 86-92.

[19] Филдс Дуглас. Причины человеческой агрессии // В Мире науки. 2019, № 12 12. С.37-45.

[20] Фопель Клаус В. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2011 г. 240 с.

[21] Фурманов И.А. Социальная психология агрессии и насилия. Минск: БГУ, 2016. 392 с.

[22] Côté, S, Vaillancourt, T., Leblanc, J.C., Nagin, D.S., Tremblay, R.E. (2006). The development of physical aggression from toddlerhood to pre-adolescence: A nation wide longitudinal study of Canadian children. Journal of Abnormal Child Psychology 2006 ;34(1):68-82.

[23] Gallardo-Pujol, D. et al. (2019). The meaning of aggression varies across culture: Testing the measurement invariance of the refined aggression questionnaire in samples from Spain, the United States, and Hong Kong / Gallardo-Pujol D., Penelo E., Sit C., Jornet-Gibert M., Suto C., et al. //j. Pers. Assess. 2019. V. 101. P. 515-520. EDN: MOLPVM

Spisok literatury:

[1] Bandura A. Podrostkovaya agressiya: Izuchenie vliyaniya vospitaniya i semejnyh otnosh-enij. Perevod s ang. M.: Aprel' Press; M.: Eksmo Press, 2000. 512 s.

[2] Basova A. G. Formirovanie empatii // Molo-doj uchenyj. 2013. № 5 (52). S. 631-633. URL: https://moluch.ru/archive/52/6898/ (data obrash-cheniya: 20.11.2022).

[3] Berkovic L. Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol'. SPb: Prajm-Evroznak, 2001. 512 s.

[4] Butovskaya M.L. i dr. Agressiya i mirnoe sosushchestvovanie: universal'nye mekhanizmy kon-trolya social'noj napryazhennosti u cheloveka. M.: Nauchnyj mir. 2006. 276 s.

[5] Beron R., Richardson D. Agressiya. Perevod s ang. SPb: Piter, 2001. 352 s.

[6] ZHeldochenko L.D. Fenomen agressii v pedagogicheskoj deyatel'nosti. Destruktivnyj aspekt //Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2015. № 1 S.1-8.//scienceforum.ru/2017/article/2017037370 (data obrashcheniya: 18.12.2022 ).

[7] Kryazheva N.L. Razvitie emocional'nogo mira detej. Ekaterinburg: U-Faktoriya, 2004. 184 s.

[8] Muradova V.I. Agressivnoe povedenie sovre-mennyh podrostkov //Molodoj uchenyj. 2016. № 15 (119). S 413-415. URL: https://moluch.ru/ archive/119/33130/ (data obrashcheniya: 16.12.2022).

[9] Muhin M.I. Agressiya detej: eyo pervo-prichiny //Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo,

ekonomika, upravlenie. 2020, № 5. S.29-32. https:// repository.rudn.ru/ru/records/article/record/68363/

[10] Podhody k profilaktike agressivnogo pove-deniya detej i podrostkov v obrazovatel'noj srede. Sb. statej. Otv. redaktor I.V.Vagner. M.: Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya RAO. 2020. 217 s.

[11] Semenaka S.I. Igrovye metody korrekcii agressivnogo povedeniya detej. Armavir, 2003. 59 s.

[12] Tkachuk O. A., Kornilov K.A. Agressivnoe povedenie podrostkov: Prichiny vozniknoveniya i problemy korrekcii // Innovacionnoe razvitie profes-sional'nogo obrazovaniya. 2018. № 4 (20). S. 86-92.

[13] Filds Duglas. Prichiny chelovecheskoj agressii // V Mire nauki. 2019, № 12 12. S.37-45.

[14] Fopel' Klaus V. Energiya pauzy. Psiholog-icheskie igry i uprazhneniya. M.: Genezis, 2011 g. 240 s.

[15] Furmanov I.A. Social'naya psihologiya agressii i nasiliya. Minsk: BGU, 2016. 392 s.

[16] Côté, S, Vaillancourt, T., Leblanc, J.C., Nagin, D.S., Tremblay, R.E. (2006). The development of physical aggression from toddlerhood to pre-adolescence: A nation wide longitudinal study of Canadian children. Journal of Abnormal Child Psychology 2006 ;34(1):68-82.

[17] Gallardo-Pujol, D. et al. (2019). The meaning of aggression varies across culture: Testing the measurement invariance of the refined aggression questionnaire in samples from Spain, the United States, and Hong Kong / Gallardo-Pujol D., Penelo E., Sit C., Jornet-Gibert M., Suto C., et al. //j. Pers. Assess. 2019. V. 101. P. 515-520. EDN: MOLPVM

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.