Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УНИФИКАЦИИ ПАРКА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ'

К ВОПРОСУ ОБ УНИФИКАЦИИ ПАРКА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / УНИФИЦИРОВАННАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ФАКТИЧЕСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / UNIFIED DIGITAL PLATFORM / ACTUAL CUSTOMS CONTROL / DIGITALIZATION / TECHNICAL MEANS OF CUSTOMS CONTROL / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонин Петр Николаевич, Лебедева Анастасия Юрьевна

В статье рассматривается концепция повышения эффективности осуществления фактического таможенного контроля в рамках масштабной цифровизации таможенной службы России в соответствии со Стратегией развития таможенной службы до 2030 года. С целью унификации применения технических средств таможенного контроля авторами предлагаются наиболее эргономичные варианты единой цифровой платформы, а также освещаются преимущества данной инновации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афонин Петр Николаевич, Лебедева Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE UNIFICATION OF THE PARK TECHNICAL MEANS OF CUSTOMS CONTROL BY CUSTOMS BODIES OF RUSSIA THROUGH THE INTRODUCTION OF A SINGLE DIGITAL PLATFORM

The article proposes a way to improve the efficiency of customs control using technical means by introducing a unified digital platform into the customs authorities; its advantages are analyzed and ways to minimize the risks associated with its use are proposed

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УНИФИКАЦИИ ПАРКА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ»

УДК 339.54

к вопросу об унификации парка технических средств

таможенного контроля таможенных органов россии путем внедрения единой цифровой платформы

Афонин Петр Николаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики, д.т.н., доцент, e-mail: [email protected]

Лебедева Анастасия Юрьевна

Российская таможенная академия, аспирант Российской таможенной академии, e-mail: lebedewa. [email protected]

В статье рассматривается концепция повышения эффективности осуществления фактического таможенного контроля в рамках масштабной цифровизации таможенной службы России в соответствии со Стратегией развития таможенной службы до 2030 года. С целью унификации применения технических средств таможенного контроля авторами предлагаются наиболее эргономичные варианты единой цифровой платформы, а также освещаются преимущества данной инновации

Ключевые слова: цифровизация; унифицированная цифровая платформа; фактический таможенный контроль; технические средства таможенного контроля; оптимизация

to the question of the unification of the park technical means of customs control by customs bodies of russia through the introduction of a single digital platform

Afonin Peter N.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Technical Means of Customs Control and Fo-rensics, Doctor of Technical Sciences, Docent, e-mail: [email protected]

Lebedeva Anastasia Yu.

Russian Customs Academy, Postgraduate student, e-mail: [email protected]

The article proposes a way to improve the efficiency of customs control using technical means by introducing a unified digital platform into the customs authorities; its advantages are analyzed and ways to minimize the risks associated with its use are proposed

Keywords: unified digital platform; actual customs control; digitalization; technical means of customs control; optimization

Для цитирования: Афонин П.Н., Лебедева А.Ю. К вопросу об унификации парка технических средств таможенного контроля таможенных органов России путем внедрения единой цифровой платформы // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной

академии. 2020. № 3 (75). С. 18-22.

В условиях глобальной цифровизации органов государственной власти Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС России) подвергается существенным качественным изменениям с целью повышения ключевых показателей эффективности деятельности (например, с целью увеличения поступления доходов в федеральный бюджет) [1]. Однако в рамках внедрения цифровых технологий минимальным изменениям подвергается система проведения фактического таможенного контроля с применением технических средств таможенного контроля (далее - ТСТК), несмотря на то, что именно данная система позволяет получать оперативную информацию о действительных количественных и качественных характеристиках перемещаемых через таможенную границу товаров [2]. Одной из ключевых причин такого феномена представляется разрозненность укомплектованного парка ТСТК вследствие непрерывного привлечения

результатов научно-технического развития в его работу. Таким образом, техническое и программное многообразие средств, обеспечивающих работу аппаратной части ТСТК, приводит к существенному увеличению материальных и кадровых ресурсов и затрат на их эксплуатацию, становясь потенциальной угрозой уязвимости информационно-технического осуществления таможенного контроля.

В связи с необходимостью гармонизации и унификации программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего функционирование сложных ТСТК, настоящая разработка направлена на развитие научно-методических основ разработки и внедрения в деятельность таможенных органов концепции унифицированной цифровой платформы на базе планшетных технологий [3] (далее - УнЦиП). Такая модернизация осуществима путем подключения доступных по определенным характеристикам портативных планшетных компьютеров

с возможностью загрузки и обновления программного обеспечения (далее - ПО) из единого информационного источника по аналогии с ресурсом Apple «App Store». Обязательства по формированию и эксплуатации УнЦиП предполагается возложить на основной интегратор информационно-технического обеспечения ФТС России - информационно-техническое таможенное управление [4].

В результате анализа оперативных данных количественного состава сложных ТСТК технического парка ФТС России, а также фактов их применения в результате срабатывания системы управления рисками (табл.1) было выявлено, что ряд технических средств, обладающих сходными характеристиками прикладного ПО, используются сравнительно неинтенсивно. В связи с этим не менее актуальным представляется вопрос пересмотра концепции модернизации парка ТСТК со смещением акцентов на реализацию парадигмы УнЦиП как эффективного и экономичного инструмента оптимизации комплектного состава технических средств [3]. Успешныйопыт внедрения такого подхода уже продемонстрировало Министерство внутренних дел России, где в настоящее время функционирует единая платформа на базе операционной системы (далее - ОС) «Astra Linux Special Edition» (разработчик - «Научно-производственное объединение Русские базовые информационные технологии».

Согласно техническим заданиям, размещенным на официальном сайте государственных закупок (zakupki.gov.ru), требования к портативным компьютерам, которые обеспечивают функционирование ряда сложных ТСТК, а также к их ПО, являются аналогичными, однако на нормативном уровне они не установлены. В связи с этим можно выделить ряд проблемных аспектов, таких как:

1. Отсутствие единообразия в рамках обеспечения информационной безопасности.

2. Отсутствие возможности осуществления своевременного обновления ПО в автоматическом режиме, что является существенным противоречием всей концепции цифровизации таможенных услуг.

3. Отсутствие автоматизированного обновления эталонных баз данных объектов таможенного контроля (например, баз данных химических

соединений, металлов, сплавов). Такая проблема может привести к невыявлению правонарушений при перемещении товаров через таможенную границу и, как следствие, уменьшить финансовые поступления в федеральный бюджет.

4. Увеличение массогабаритных характеристик ТСТК в связи с эксплуатацией портативных ноутбуков в сравнении с весовыми характеристиками планшетных технологий.

5. Возможность увеличения числа неисправностей, обусловленных эпизодичностью использования ТСТК отдельных видов.

Решение выявленных проблем заключается в целях разработки и внедрения в работу парадигмы УнЦиП в рамках применения планшетных технологий. Авторами была разработана критериальная матрица параметров, являющихся наиболее оптимальными для обеспечения эффективного фактического таможенного контроля с применением ТСТК (табл. 2).

В рамках разработки научно-методических принципов внедрения в деятельность таможенных органов УнЦиП на базе планшетных технологий была разработана субъектно-ориентированная модель проведения таможенного контроля, в основу которой легла система оценки рисковых ситуаций ИА2ОР, (ГОСТ Р 51901.11-2005 Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство). В качестве образца ТСТК было выбрано наиболее интенсивно используемое на таможенных постах фактического контроля прикладное оборудование «Регула 7505-М» для идентификации VIN-номеров автотранспортных средств международной перевозки, комплектация которой предполагает портативный персональный компьютер (далее - ПК) с предустановленным ПО «NUKA» на основе ОС MS Windows. Концепция внедрения УнЦиП предполагает замену ноутбука на портативный планшет, а в качестве операционной системы планируется внедрение ОС Linux российских разработчиков с предустановленным ПО [3].

Исследование алгоритма осуществления операций при использовании «Регулы 7505-М» позволило определить потенциальные рисковые ситуации (табл. 3).

Таблица1

№ п/п ТСТК Количество ТСТК на оснащении Количество применений Количество неиспользуемых ТСТК

шт. %

1. Портативный рентгенофлуоресцентрый анализатор «МетЭксперт» 278 554 132 47

2. Портативный прибор идентификации драгоценных камней «Контроль» 137 39 94 69

3. Портативный рамановский спектрометр «ХимЭксперт» 148 162 85 57

4. Прибор магнитооптический Регула 7505-М 213 5 998 143 67

Эксплуатация сложных ТСТК за I квартал 2020 года

Методология ИЛ2ОР предполагает разработку матрицы рисков, в которой отражаются рисковые ситуации, их предпосылки, вероятные последствия, а также наиболее эффективные пути решения (табл. 4) [5]. Аналитическая составляющая методологии основана на использовании «управляющих слов», предоставляющих возможность сформулировать ответы на проблемные вопросы при идентификации отклонений (табл. 5).

Эффективное применение концепции УнЦиП оснащения таможенных органов ТСТК базируется на применении 1Т-технологий в рамках обеспечения необходимых для проведения таможенного контроля функций технических средств с помощью прикладного ПО. Основными задачами при этом являются [6]:

1. Сбор, обработка и хранение данных, полученных в результате таможенного контроля.

Таблица 2

Критериальная матрица оптимальных параметров УнЦиП

№ Показатель Критерий Оптимальное значение

Пр оисхождение Российская разработка

1. Операционная система Объем памяти < 8 Гб

Цена за 1 лицензию 5-6 тысяч рублей

Фоновое обновление В наличии

Источник ресурса Единый

2. Программное Объем 1-1,5 Гб

обеспечение Необходимость повышения квалификации должностных лиц Не требуется

3. Базы данных Возможность автообновления Да

4. Информационная Интегрированность антивирусных программ Да

безопасность Поддержка электронной цифровой подписи Да

Вес < 600 г

Технические Диагональ/разрешение экрана 10.1" / 1920х1080

5. характеристики прикладного ПК Количество иЯБ-портов > 2

Объем памяти > 16 Гб

Таблица 3

Риски внедрения УнЦиП на базе ОС Linux

№ Наименование риска Описание риска Комментарии

1. R1 Некорректная работа ОС вследствие ошибочных действий должностных лиц таможенных органов Несмотря на преимущества ОС Linux (надежность в рамках обеспечения информационной безопасности, небольшой объем занимаемой памяти, невысокая стоимость лицензии и т.д.), некорректные действия пользователя могут привести к нарушению целостности программного кода, выходу из строя операционной системы

2. R2 Техническая неисправность планшета Обуславливается возможно слабым контролем за техническим состоянием ТСТК отдельными должностными лицами таможенных органов

3. R3 Ошибочные действия должностных лиц таможенных органов в процессе работы в прикладной программе В настоящее время должностные лица отмечают сложность интерфейса программного обеспечения, обеспечивающего работу с ТСТК как один из существенных недостатков в процессе проведения таможенного контроля, что, по их мнению, может привести к совершаемым ими ошибкам при проведении таможенного контроля

4. R4 Ошибка анализа идентифицированного УШ-номера транспортного средства Объясняется использованием необновленного программного обеспечения, сопровождающего «Регулу 7505-М»

2. Оперативный анализ данных, подразумевающий сравнение полученной информации с эталонными образцами баз данных.

3. Формирование отчетов в стандартизированном виде.

4. Автоматизированное обновление эталонных образцов.

Процесс управления техническими средствами и анализ данных, полученных в результате контрольных мероприятий, представлен на рисунке

Таким образом, настоящее исследование дает возможность развить ключевые аспекты научно-методического обеспечения концепции УнЦиП оснащения таможенных органов ТСТК, позволяющей уменьшить затраты на закупку и эксплуатацию различных подсистем, входящих в состав ТСТК, повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, а также реализовать на программу импортозамещения в таможенных органах России.

Концепция реализации задачи анализа данных, полученных в рамках применения ТСТК

Матрица рисков внедрения УнЦиП ТСТК по методологии HAZOP

Таблица 4

№ Управляющее слово Рисковая ситуация Предпосылки Последствия Пути решения

1. НЕТ Некорректная работа ОС Linux Сложность программного кода ОС Невозможность проведения таможенного контроля Разграничение доступа пользователей

Отсутствие навыков работы должностных лиц Повышение квалификации должностных лиц

2. НЕТ Техническая неисправность планшета Повреждение элементов платы внутри планшета Невозможность запустить ТСТК для проведения таможенного контроля Регулярная техническая проверка планшетов

Завершение срока действия аккумулятора Оснащение постов большим количеством планетов на базе УнЦиП

Повреждения шлейфа экрана

Подключение несовместимых девайсов

3. ТАК ЖЕ, КАК Ошибочные действия ДЛТО Отсутствие навыков работы ДЛТО в системе Недостоверная идентификация Повышение квалификации должностных лиц

4. ДРУГОЙ, ЧЕМ Ошибочная идентификация VIN-номера Недостаточное разрешение экрана планшета Возможность невыявления факта нарушения Выбор наиболее оптимального планшета

Снижение эффективности таможенного контроля в целом

Таблица 5

Расшифровка управляющих слов методологии HAZОР

№ Управляющее слово Описание

1. НЕТ Параметр не реализуется

2. ТАК ЖЕ, КАК Выполняется некорректная операция

3. ДРУГОЙ, ЧЕМ Результат не соответствует изначальной цели

Библиографический список:

1. Афонин П.Н., Афонин Д.Н. Основы применения технических средств таможенного контроля: учебник / П.Н. Афонин, Д.Н. Афонин. СПб: Российская таможенная академия. РИО Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала. 2018. 302 с.

2. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года // Официальный сайт ФТС РФ. URL: http://customs.ru (дата обращения: 22.08.2020).

3. Афонин П.Н., Лебедева А.Ю. Внедрение унифицированной цифровой платформы оснащения ТСТК на базе планшетных технологий // Таможенные чтения-2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики. СПб: РИО

Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. 2019. Т. 1. 296 с.

4. Положение о ЦИТТУ / Официальный сайт ФТС РФ. URL: http://customs.ru (дата обращения: 22.08.2020).

5. Анисимов В.Г. и др. Модель и метод оптимизации решений при управлении развитием технических средств таможенного контроля / В.Г. Анисимов, Е.Г. Анисимов, П.Н. Афонин, М.Р. Гапов, Т.Н. Са-уренко // В сборнике: Таможенные чтения-2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: В 3 т. 2017. С. 11-21.

6. Афонин П.Н. Системный анализ и управление в таможенном деле: учебн. пособие. СПб: ИЦ «Интермедия». 2012. 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.