Научная статья на тему 'К вопросу об уголовной ответственности за оскорбление сотрудника ФСИН России как представителя власти'

К вопросу об уголовной ответственности за оскорбление сотрудника ФСИН России как представителя власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
452
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСКОРБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОТРУДНИК ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / INSULTING A REPRESENTATIVE OF AUTHORITY / CRIMINAL LIABILITY / CORRECTIONAL OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шилов Константин Александрович

В статье рассматриваются особенности уголовной ответственности за оскорбление сотрудника ФСИН России как представителя власти, проанализирована научная литература по данной тематике, а также правоприменительная практика. Также указывается на достаточно высокую латентность оскорбления сотрудников исправительного учреждения, которая объясняется нежеланием руководства исправительного учреждения предавать данные факты огласке по вполне понятным причинам, а также с целью скрыть негативные процессы, происходящие в исправительном учреждении. Автором сформулированы предложения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of criminal liability for insulting an employee of the FSIN of Russia as a representative of the authorities

The article discusses the features of criminal liability for insulting an employee of the Federal Penitentiary Service of Russia as a representative of the authorities, analyzes the scientific literature on this topic, as well as law enforcement practice. It is also pointed out that there is a rather high latency of insulting correctional officers, which is explained by the reluctance of the correctional institution's management to make these facts public for obvious reasons, as well as to hide the negative processes occurring in the correctional institution. The author formulated proposals and additions to the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу об уголовной ответственности за оскорбление сотрудника ФСИН России как представителя власти»

УДК 343.632:343.83

DOI 10.23672/SAE.2019.11.41518

Шилов Константин Александрович

старший преподаватель кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, Томский институт повышения квалификации работников ФСИН России коп81ап11п.зЬ1!оу2017@yandex.ru

Konstantin A. Shilov

Senior lecturer of Organization of Crime Detection Department, Tomsk Institute of Advanced Training of the FSIN of Russia konstantin.shilov2017@yandex.ru

К вопросу об уголовной

ответственности

за оскорбление сотрудника

фсин россии

как представителя власти

On the issue of criminal

liability for insulting an employee of the fsin of russia as a representative of the authorities

Аннотация. В статье рассматриваются особенности уголовной ответственности за оскорбление сотрудника ФСИН России как представителя власти, проанализирована научная литература по данной тематике, а также правоприменительная практика. Также указывается на достаточно высокую латентность оскорбления сотрудников исправительного учреждения, которая объясняется нежеланием руководства исправительного учреждения предавать данные факты огласке по вполне понятным причинам, а также с целью скрыть негативные процессы, происходящие в исправительном учреждении. Автором сформулированы предложения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Ключевые слова: оскорбление представителя власти; уголовная ответственность; сотрудник исправительного учреждения.

Annotation. The article discusses the features of criminal liability for insulting an employee of the Federal Penitentiary Service of Russia as a representative of the authorities, analyzes the scientific literature on this topic, as well as law enforcement practice. It is also pointed out that there is a rather high latency of insulting correctional officers, which is explained by the reluctance of the correctional institution's management to make these facts public for obvious reasons, as well as to hide the negative processes occurring in the correctional institution. The author formulated proposals and additions to the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: insulting a representative of authority; criminal liability; correctional officer.

До 2011 года оскорбление было уголовным преступлением. Однако Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - РФ) и отдельные законодательные акты РФ» были внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ, была проведена декриминализация некоторых преступлений, согласно которой ряд составов преступлений был переведен в разряд административных правонарушений.

Так, в частности, из Уголовного кодекса РФ была исключена статья 130, предусматривающая уголовную ответственность за оскорбление, а Кодекс об административных правонарушениях РФ был дополнен ст. 5.61 «Оскорбление».

Таким образом, законодатель, декриминализи-ровав общий состав оскорбления, оставил в ка-

честве уголовно наказуемых деяний специальные составы этого преступления (ст. 297, 319, 336 Уголовного кодекса РФ).

Специальные виды оскорбления являются уголовными преступлениями. Это, во-первых, оскорбление участников судебного разбирательства, а также оскорбление судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия (ст. 297 Уголовного кодекса РФ). Во-вторых, оскорбление представителя власти (ст. 319 Уголовного кодекса РФ). В-третьих, оскорбление военнослужащего(ст. 336 Уголовного кодекса РФ). Поэтому, на наш взгляд, трудно согласиться с мнением П.А. Филиппова, который считает возможным декриминализиро-вать преступление, предусмотренное в ст. 319 Уголовного кодекса РФ, путем его перевода в разряд административных правонарушений, обосновывая это тем обстоятельством, что основания криминализации оскорбления предста-

вителей власти в настоящее время отсутствуют, в том числе отсутствует явная общественная опасность деяния, необходимая для признания его преступлением, что, по его мнению, подтверждается судебной практикой, когда суды используют предусмотренные размеры санкции по указанной статье Уголовного кодекса РФ не более чем наполовину, то есть оценка анализируемого преступления судебной системой, в том числе в степени его общественной опасности и соответствия предусмотренного размера наказания, не совпадает с установленным уголовным законом [2, с. 365-371].

Применительнок сотрудникам исправительного учреждения, которые в своей повседневной служебной деятельности фактически ежедневно сталкиваются с неоднократными фактами совершения в отношении них оскорбительных действий, причинами которых, в основном, является недовольство осужденными проводимыми в отношении них режимными, оперативно-разыскными и надзорными мероприятиями. Соответственно, возникают различные конфликтные ситуации, в процессе которых осужденные совершают деяния, относящиеся к рассматриваемому нами составу преступления. Помимо этого, осужденные могут совершать различные правонарушения для того, чтобы либо дискредитировать сотрудника исправительного учреждения, или спровоцировать его на незаконные действия, либо с помощью публичного оскорбления сотрудника исправительного учреждения повысить свой авторитет среди осужденных. Все вышеперечисленные действия, как правило, носят демонстративный характер, происходят при других осужденных, когда сотрудник исправительного учреждения выполняет свои функциональные (должностные обязанности), что, конечно же, сказывается, в первую очередь, на его моральных и деловых качествах, страдает его деловая репутация, так как зачастую оскорбления слышат не только другие осужденные, но и сотрудники исправительного учреждения. Кроме этого, необходимо указать на достаточно высокую ла-тентность оскорбления сотрудников исправительного учреждения, которая объясняется нежеланием руководства исправительного учреждения предавать данные факты огласке по вполне понятным причинам, а также с целью скрыть негативные процессы, происходящие в исправительном учреждении.

Достаточно большое количество материалов об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам оскорблений сотрудников УИС (из 152 материалов, направленных из органов УИС по подследственности в 2017 году, возбуждено только 56 уголовных дел, или 36 %) не проходят даже стадию возбуждения уголовного дела, не говоря уже о том, что они не доходят до суда [1, с. 102-104].

Соответственно, при отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 319 Уголовного кодекса РФ, сотрудники исправительного учреждения остаются фактически незащищенными российским уголовным законодательством. Поэтому в целях повышения уголовно-правовой защиты сотруд-

ников ФСИН России как представителей власти необходимо принятие Пленумом Верховного Суда Российской Федерации отдельного постановления, разъясняющего порядок применения статьи 319 Уголовного кодекса РФ.

Проблемы привлечения к уголовной ответственности осужденных за оскорбление сотрудника исправительного учреждения также проявляются в следующем:

- органы предварительного расследования, которые зачастую отказывают в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на отсутствие признака публичности, ввиду того, что нет единого понимания данного конструктивного признака состава преступления, и что суды впоследствии оправдают осужденного;

- статистика органов предварительного расследования, когда учитывается не только количество направленных в суд уголовных дел, но и принятые по ним судебные решения (обвинительный, либо оправдательный приговор);

- слишком мягкая санкция за оскорбление сотрудника исправительного учреждения, о чем ранее уже отмечалось, что также не способствует тщательному, всестороннему и объективному следствию со стороны органов предварительного расследования, в связи с явно недостаточным уголовным наказанием [3, с. 140-143].

Например, приговором Соликамского городского суда Пермского края от 8 октября 2015г. по делу № 1-246/2015 осужденный Ю., за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания - групповое употребление на территории колонии спиртных напитков, был сотрудниками дежурной смены учреждения препровожден в помещение штрафного изолятора. Ю., находясь в помещении штрафного изолятора учреждения, будучи в состоянии алкогольного опьянения, отказался выполнять законные требования дежурной смены сотрудников учреждения пройти в камеру штрафного изолятора. Тогда, временно исполняющий обязанности начальника учреждения Г. потребовал от него прекратить противоправные действия и выполнить законные требования сотрудников администрации колонии, предусмотренные соответствующим ведомственным приказом Министерства юстиции Российской Федерации. В ответ на это у осужденного Ю. возник преступный умысел, направленный на умышленное оскорбление представителя власти Г., находящегося при исполнении своих должностных обязанностей и в связи с их исполнением. Реализуя свой преступный умысел, Ю., умышленно, на почве мести за законные действия сотрудников администрации к о л онии, достоверно зная о том, что Г. является представителем власти, а именно - временно исполняющим обязанности начальника учреждения, и исполняет свои должностные обязанности, в присутствии других лиц - осужденных Б., К. и Щ., а также сотрудников администрации колонии Г., Ч., О. и С., оскорбил Г. грубой нецензурной бранью и выражениями в неприличной, то есть, противоречащей установленными пра-

вилами и требованиями общечеловеческой морали форме, унижающими его честь и достоинство, подрывая престиж сотрудника ФСИН России в глазах окружающих граждан. Подсудимый Ю. в судебном заседании вину в совершенном преступлении не признал, однако, несмотря на такую позицию подсудимого, его вина в совершенном преступлении была установлена и подтверждена достоверными показаниями потерпевших, свидетелей, другими, исследованными в судебном заседании, доказательствами. Таким образом, за публичное оскорбление представителя власти по ст. 319 Уголовного кодека РФ ему было назначено наказание в виде исправительных работ на срок бмесяцев.

Также, приговором Первомайского районного суда г. Новосибирска от 7 февраля 2017 г. по делу № 1-11-2017 осужден С. за публичное оскорбление сотрудника исправительного учреждения О. как представителя власти при аналогичных обстоятельствах, в виде исправительных работ сроком на 6 месяцев с удержанием из заработка осужденного 5 % в доход государства.

Подводя итог, необходимо отметить, что анализируемая нами ст. 319 Уголовного кодекса РФ, является актуальной, распространенной, представляющей повышенную общественную опасность, в том числе, и по отношению к сотрудникам исправительных учреждений и мест содержания под стражей.Сотрудники мест лишения свободы или мест содержания под стражей постоянно находятся в условиях изоляции и в практически постоянном контакте с осужденными или следственно-арестованными, поэтому следует согласиться с мнением Г.Ю. Лесникова, В.Н. Омелина, которые предлагают введение отдельной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за совершение оскорбления лицом, отбывающим наказание, либо лицом, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в отношении представителя учреждения или органа, исполняющего наказание, так как виновные посягают не только на установленный порядок управления, но и на интересы правосудия [2, с. 365-371].

Литература:

1. Лесников Г.Ю. Особенности уголовной ответственности за оскорбление сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей / Г.Ю. Лесников, В.Н. Омелин // Государственная служба и кадры. 2019. № 1. С. 102104.

2. Филиппов П.А. О необходимости декриминализации уголовной ответственности за оскорбление представителя власти // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 365371.

3. Шилов К.А. Уголовно-правовая характеристика оскорбления сотрудника ФСИН России как представителя власти // Вестник Владимирского юридического института. 2018. № 4(49). С. 140143.

Literature:

1. Lesnikov G.Yu. Features of criminal liability for insulting an employee of a place of deprivation of liberty or place of detention in custody / G.Yu. Lesnikov, V.N. Omelin // State service and personnel. 2019. № 1. P. 102-104.

2. Filippov P.A. On the need to decriminalize criminal liability for insulting a representative of the authorities // Baltic Humanitarian Journal. 2017. T. 6. № 3(20). P. 365-371.

3. Shilov K.A. Criminal-legal characteristic of insulting an employee of the FSIN of Russia as a representative of the authorities // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2018. № 4(49). P. 140-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.