Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)'

К ВОПРОСУ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / РАВНОПРАВИЕ НАРОДОВ / САМОБЫТНОСТЬ / RUSSIAN FEDERATION / SUBJECTS / SMALL INDIGENOUS PEOPLES OF RUSSIA / NATIONAL - CULTURAL AUTONOMY / NATIONAL MINORITIES / EQUALITY OF PEOPLES / IDENTITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егорова Ульяна Павловна

В преамбуле Основного закона Российской Федерации устанавливается, что «единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ», который учреждает основы государственного и конституционного строя посредством принятия Конституции РФ. Согласно статье 30 Конституции РФ, каждому гражданину Российской Федерации гарантируется конституционное право на общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей. Одним из видов общественного объединения на территории Российской Федерации является национально-культурная автономия. Актуальность существования института национально-культурной автономии вызвана потребностью России, как многонационального государства, к реализации и внедрению в жизнь конституционных прав граждан на национальное самоопределение. Республика Саха (Якутия) является многонациональным субъектом Российской Федерации, где проживает более 60 различных этносов и национальностей, основными по численности считаются русские и якуты. Для грамотной согласованности межнациональных отношений, государственной помощи для улучшения национально-культурных взаимоотношений и языковой среды на практике используется институт национально-культурной автономии. Целью данной статьи является рассмотрение и анализ некоторых вопросов по поводу работы государственных органов власти и управления, организаций института национально-культурной автономии применительно к субъекту Российской Федерации - Республике Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ESTABLISHMENT OF NATIONAL-CULTURAL AUTONOMIES IN SAKHA (YAKUTIA)

In the preamble of the Basic law of the Russian Federation stipulates that - “the only source of power and bearer of sovereignty in Russia is its multinational people”, which establishes a framework of state and the constitutional system through the adoption of the Constitution. According to article 30 of the Constitution of the Russian Federation, all citizens of the Russian Federation is guaranteed the constitutional right to public associations to protect common interests and achieve common goals. One of the types of public associations in The Russian Federation has national and cultural autonomy. Relevance of the existence of the Institute for national-cultural autonomy. The relevance of the existence of the Institute of national and cultural autonomy is caused by the need of Russia, as a multinational state, to implement and implement the constitutional rights of citizens to national self-determination. The Republic of Sakha (Yakutia) is a multi-ethnic subject of the Russian Federation, where more than 60 different ethnic groups and nationalities live; the main ones are considered Russians and Yakuts. In practice, the Institute of national and cultural autonomy is used to ensure proper coordination of interethnic relations and state assistance to improve national cultures. The purpose of the article is to address some questions about the bodies and organizations national and cultural autonomy of the institutions of the Russian Federation in regards to the subject - Yakutia Republic (Yakutia).

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

К вопросу об учреждении национально-культурных автономий в Республике Саха (Якутия)

Егорова Ульяна Павловна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, юридический факультет, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: ulyanaego@mail.ru

В преамбуле Основного закона Российской Федерации устанавливается, что «единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ», который учреждает основы государственного и конституционного строя посредством принятия Конституции РФ. Согласно статье 30 Конституции РФ, каждому гражданину Российской Федерации гарантируется конституционное право на общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей. Одним из видов общественного объединения на территории Российской Федерации является национально-культурная автономия. Актуальность существования института национально-культурной автономии вызвана потребностью России, как многонационального государства, к реализации и внедрению в жизнь конституционных прав граждан на национальное самоопределение. Республика Саха (Якутия) является многонациональным субъектом Российской Федерации, где проживает более 60 различных этносов и национальностей, основными по численности считаются русские и якуты. Для грамотной согласованности межнациональных отношений, государственной помощи для улучшения национально-культурных взаимоотношений и языковой среды на практике используется институт национально-культурной автономии. Целью данной статьи является рассмотрение и анализ некоторых вопросов по поводу работы государственных органов власти и управления, организаций института национально-культурной автономии применительно к субъекту Российской Федерации - Республике Саха (Якутия).

Ключевые слова: Российская Федерация, субъекты, коренные малочисленные народы России, национально-культурная автономия, национальные меньшинства, равноправие народов, самобытность;

сч о см

Преамбула Основного закона Российской Федерации устанавливает, что - «единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ», который учреждает основы государственного и конституционного строя посредством принятия Конституции РФ. На территории России испокон веков проживало и проживает огромное количество различных народов, национальностей и этносов, культурная самобытность очень сильно отличается друг от друга. В качестве гарантии прав и свобод данных народов, Конституция РФ в статье 19 закрепляет положения, которые должны обеспечивать максимально одинаковый правовой статус для всех представителей этнических сообществ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения (ч. 2 ст. 19).

Далее, согласно статье 30 Конституции РФ, каждому гражданину Российской Федерации гарантируется конституционное право на общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей. Исходя из смысла вышеуказанной статьи, Федеральный закон от 17.05.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» дает право гражданам, которые относят себя к конкретной этнической группе, право на объединение в форме «национально-культурной автономии», и закрепляет строго регламентированную, определенную процедуру сотрудничество общества и государства с целью охраны национальных интересов граждан в процессе сохранения, помощи и улучшения своего национально-культурного кода [3, с. 267]. Одним из важнейших институтов гражданского общества для минимизации межнациональных конфликтов, грамотной согласованности межнациональных отношений, государственной помощи для улучшения национально-культурных взаимоотношений и языковой среды является институт «национально-культурных автономий».

Современный законодатель раскрывает понятие «национально-культурная автономия» как вид этнического и культурного объединения, которая представляет собой общественные объединения граждан Российской Федерации и которые относят себя к определенной национально-этнической группе, а также находящиеся в настоящее время в качестве национального меньшинства в определённо взятой местности [1]. Целями таких групп являются, во - первых, осознанное, единоличное решение вопросов сохранения самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры, необходимо также отметить поддержку гар-

монии российской нации, грамотную согласованность межнациональных отношений и содействие к диалогу между религиозными конфессиями.

В зависимости от территориальной сферы деятельности национально-культурные автономии принято распределять на:

1) местные;

2) региональные;

3) федеральные.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии» делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящие себя к определенной этнической общности, могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах отдельно взятого субъекта Российской Федерации.

В настоящее время, в Республике Саха (Якутия) институт национально-культурной автономии действует в рамках закона РФ от 09.10.1992 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В указанном нормативно - правовом акте закреплено право народов и иных этнических общностей Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно - исторической среды обитания [4, с. 86].

Гражданский институт региональных национально-культурных автономий Республики Саха (Якутия) начал развиваться с 2000-х годов, было создано несколько национально-культурных центров (чеченцев, эвенков, бурятов), но, в последствии, некоторые из них были ликвидированы по организационно - правовым причинам. На сегодня наблюдается спад активности национально-культурных автономий, который имеет, в свою очередь, определенный объективный и субъективный характер отношений. Можно отметить такие причины, нехватка либо отсутствие материально -технической базы, нежелание и инертность землячества, сложности в внедрении в образовательный процесс регионов обучения национальных языков землячеств, нечеткий формат методов сотрудничества национально-культурных автономий с органами государственной власти, с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

На территории Республики Саха (Якутия) в настоящее время создание и вступление в состав национально-культурных автономий является недоступной опцией для двух этносов: якуты и русские, так как данные этносы обладает преимущественным большинством в регионе. Русский и якутский язык являются государственными языками, второй также считается как национальный язык, защита языков гарантируется государством [6].

По национальному составу на 2020 г. на территории РС(Я) проживает 49,91% якутов и 37,84% русских [7], но, как показывает практика, в некоторых отдаленных районах республики русские

не имеют численного равенства, в отдельных случаях находятся в ситуации национального меньшинства. Такая же ситуация, но со сменой мест слагаемых, происходит в южной части республики (города Нерюнгри, Алдан). Таким образом, окончательно лишать титульные нации на право объединения в национально-культурные автономии может оказаться нецелесообразным.

Другой, не менее серьезной проблемой является, конечно же, вопрос финансирования национально-культурных автономий. На сегодняшний день основная нагрузка финансового обеспечения национально-культурных автономий возложена на средства субъектов РФ. Относительно органов государственной власти и органов местного самоуправления: они вправе (но не обязаны) выделять бюджетное финансирование, которое выражается в диспозитивном характере финансово помогать за счет средств федерального и местного бюджета [2, с. 46] (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации). Также, хотелось бы отметить момент, что национально-культурные автономии финансируются за свой собственный счет, учреждений, организаций и частных лиц и от иных источников, не запрещенных законом. Закономерно, что именно проблемы и трудности с бюджетным финансированием тормозят создание новых национально-культурных автономий и принятие соответствующего Закона Республики Саха (Якутия), регламентировавшего бы деятельность данных общественных объединений.

В заключение хотелось бы отметить, что Республике Саха (Якутия) необходим стабильный и действующий институт национально-культурной автономии. Слаженная и четкая работа национально-культурных автономий «расширяет возможности в осуществлении государственной национальной политики на региональном уровне» [8, с. 34].

Литература

1. Алфимцев В.Н. Об использовании института национально-культурной автономии в строительстве российской нации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015.

2. Гунаев Е.А. Актуальные проблемы учреждения национально-культурных автономий в Республике Калмыкия // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. [№ 2] С. 46.

3. Максимова Н.Н. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» в правовом поле этнонациональной политики // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. С. 267.

4. Кочетыгова Н.И. Многокультурность как характерная черта российской государственности // Государство и право. 2006. [№ 11] с. 86.

5. Республика Саха (Якутия) [Электронный ресурс] // Ассамблея народов России. Общерос-

5 -о

сз

<

сийская общественная организация [веб-сайт]. 2020. URL: http://xn-80aaadglf1chnmbxga3u.xn -plai/regiony/respublika-saha-yakutiya

6. Закон РФ»»О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807-1 (последняя редакция)

7. АССАМБЛЕЯ НАРОДОВ РОССИИ. http:// xn-80aaadglf1chnmbxga3u.xn - p1ai/regiony/ respublika-saha-yakutiya#:~: text

8. Зорин В.Ю., Харбиева Т.Я. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствования // Журнал российского права. 2003. № 8. С. 34.

ON THE ISSUE OF THE ESTABLISHMENT OF NATIONAL-CULTURAL AUTONOMIES IN SAKHA (YAKUTIA)

Egorova U.P.

Law Faculty of the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

In the preamble of the Basic law of the Russian Federation stipulates that - "the only source of power and bearer of sovereignty in Russia is its multinational people", which establishes a framework of state and the constitutional system through the adoption of the Constitution. According to article 30 of the Constitution of the Russian Federation, all citizens of the Russian Federation is guaranteed the constitutional right to public associations to protect common interests and achieve common goals. One of the types of public associations in The Russian Federation has national and cultural autonomy. Relevance of the existence of the Institute for national-cultural autonomy. The relevance of the existence of the Institute of national and cultural autonomy is caused by the need of Russia, as a multinational state, to implement and implement the constitutional rights of citizens to national self-determination. The Republic of Sakha

(Yakutia) is a multi-ethnic subject of the Russian Federation, where more than 60 different ethnic groups and nationalities live; the main ones are considered Russians and Yakuts. In practice, the Institute of national and cultural autonomy is used to ensure proper coordination of interethnic relations and state assistance to improve national cultures. The purpose of the article is to address some questions about the bodies and organizations national and cultural autonomy of the institutions of the Russian Federation in regards to the subject - Yakutia Republic (Yakutia).

Keyword: Russian Federation, subjects, small indigenous peoples of Russia, national - cultural autonomy, national minorities, equality of peoples, identity.

References

1. Alfimtsev V.N. On the use of the Institute of national and cultural autonomy in the construction of the Russian nation // Law and order in modern society. 2015.

2. Gunaev E.A. Actual problems of establishment of national - cultural autonomies in the Republic of Kalmykia // Bulletin of the Kalmyk Institute for humanitarian research of the Russian Academy of Sciences, 2009. [no. 2] P. 46.

3. Maksimova N.N. Federal law "On national and cultural autonomy" in the legal field of ethno-national policy // Proceedings of the Orenburg state agrarian University. 2012. P. 267.

4. Kochetygova N.I. Multiculturalism as a characteristic feature of Russian statehood // State and law. 2006. [no. 11] p. 86.

5. Republic of Sakha (Yakutia) [Electronic resource] // Assembly of peoples of Russia. All-Russian public organization [website]. 2020. URL: http://xn-80aaadglf1chnmbxga3u.xn - p1ai/regiony/ respublika-saha-yakutiya

6. The RF law "On languages of peoples of the Russian Federation" dated 25.10.1991 N1807-1 (latest revision)

7. ASSEMBLY OF PEOPLES OF RUSSIA. http://xn-80aaadg-lf1chnmbxga3u.xn - p1ai/regiony/respublika-saha-yakutiya#:~: text

8. Zorin V. Yu., Harbieva T. Ya. State national policy of the Russian Federation: problems of implementation and improvement // journal of Russian law. 2003. No. 8. P. 34.

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.