Hill
ON THE ISSUE OF RESPONSIBILITY OF A SPORTS FAN IN THE REPUBLIC
OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with the influence of physical culture and sports on the healthy lifestyle of the population, the image of the country, the importance and necessity of legal regulation of relations in the field ofphysical culture and sports in the Republic of Uzbekistan, the responsibility of subjects in the field of sports. Also mentioned is the regulation at the legislative level of the legal status of the fan, his responsibility, security during sports competitions. Special attention is offered to pay to specific sports sanctions. On the basis of the analysis of the national and foreign legislation the proposals on change and addition of the legislation of the Republic of Uzbekistan in the above-mentioned sphere are given.
Keywords: physical culture, sports, fan, law, law and order, sanctions, sports competitions, state, scientific analysis, offense, prevention, suggestions, recommendations, legislation
Элбек Таюфович Мусаев,
и.о.доцента Ташкентского государственного юридического университета,
кандидат юридических наук
К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СПОРТИВНОГО БОЛЕЛЬЩИКА
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Аннотация: в статье говорится о влиянии физической культуры и спорта на здоровый образ жизни населения, имидж страны, о важном значении и необходимости правого регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта в Республике Узбекистан, ответственности субъектов в сфере спорта. Также упоминается об урегулировании на законодательном уровне правового статуса болельщика, его ответственности, обеспечении безопасности во время проведения спортивных соревнований. Особое внимание предлагается обратить на специфические спортивные санкции. На основе анализа национального и зарубежного законодательства даются предложения по изменению и дополнению законодательства Республики Узбекистан в вышеназванной сфере.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, болельщик, закон, правопорядок, санкции, спортивные соревнования, государство, научный анализ, правонарушение, профилактика, предложения, рекомендации, законодательство
Review of law sciences
Q-------------- |
- Д^
Elbek Taufovich Musaev,
Acting associate Professorof оf Tashkent State University of Law, PhD in law
Элбек Таюфович Мусаев,
Тошкент давлат юридик университети доцент в.б., юридик фанлар номзоди
УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА СПОРТ МУХЛИСИНИНГ МАЪСУЛИЯТИ
Аннотатсия: мацолада жисмоний тарбия ва спортнинг а%олининг сотом турмуш тарзига таъсири, мамлакат образи, Узбекистон Республикасида жисмоний тарбия ва спорт со%асидаги муносабатларни тугри тартибга солишнинг а%амияти ва зарурлиги, спорт со%асидаги субъектларнинг масъулияти %ацида суз юритилади. Шунингдек, цонун даражасида фаннинг %уцуций мацомини тартибга солиш, унинг масъулияти, спорт мусобацалари давомида хавфсизликни таъминлаш %ацида %ам суз юритилади. Махсус спорт санктсияларига ало%ида эътибор бериш таклиф этилади. Миллий ва хорижий цонун %ужжатлари та%лили асосида Узбекистон Республикаси цонунчилигини юцоридаги со%ага узгартириш ва тулдириш буйича таклифлар берилади.
Калит сузлар: жисмоний маданият, спорт, фан, цонун, тартиб, санктсиялар, спорт мусобацалари, давлат, илмий та%лил, %уцуцбузарлик, олдини олиш, таклифлар, тавсиялар, цонунчилик.
В Республике Узбекистан последовательно реализуются меры по созданию необходимых условий и инфраструктуры для популяризации физической культуры и спорта, здорового образа жизни среди населения, особенно молодежи, обеспечению достойного представления страны на международной спортивной арене.
На «утверждение в обществе здорового образа жизни, дальнейшую популяризацию физической культуры и спорта» обратил внимание Президент страны Шавкат Мирзиёев в своем Послании Олий Мажлису Республики Узбекистан 28 декабря 2018 года [1]. Можно сказать, что спорт положительно влияет на имидж страны. Большинство государств стремятся развивать физическую культуру и спорт, принимать активное участие в международной спортивной жизни, проводить крупные международные соревнования, т.к. это выгодно и престижно. Обратным примером может служить решение Международного олимпийского комитета от 9 декабря 2019 года об отстранении российских спортсменов от участия в крупнейших международных соревнованиях, таких как Олимпийские игры и Чемпионаты мира по всем видам спорта на четыре года в связи с допинговыми скандалами, что стало серьёзным ударом по международному имиджу Российской Федерации. Следовательно, регулирование спортивных отношений имеет важное политическое, правовое и социальное значение.
Вместе с тем, наличие ряда системных проблем и недостатков в организации физической культуры и спорта препятствует эффективной реализации государственной политики в данной области и полноценному использованию имеющегося спортивного потенциала страны. В частности совершенствование правовых норм, регулирующих спортивные отношения.
На протяжении последнего времени вопрос правового статуса спортивного болельщика и его ответственности приобретает все большее значение как в Республике Узбекистан, так и за ее пределами. С одной стороны, повышение интереса к правовому регулированию спортивных отношений в нашем государстве объясняется стремлением
выступать площадкой для спортивных соревнований международного характера. Организация мероприятий такого уровня требует не только модернизации материально-технической спортивной базы, но и совершенствования спортивного законодательства,
С другой стороны, необходимость правового регулирования спортивных отношений, ответственности субъектов в сфере спорта связана с превентивными мерами, которые помогут уменьшить возможность совершения противоправных действий отдельными лиц или группами болельщиков.
Следует отметить, что сегодня вопрос правового регулирования статуса спортивного болельщика и его ответственности недостаточно освещен в научно-правовой литературе Республики Узбекистан. Встречаются единичные статьи, посвященные данной теме, например, в Российской Федерации или Республике Беларусь, среди них работы А.Ю. Корочкина, [2] М.А. Легкова [3] и других.
Ввиду того, что вышеназванные вопросы по указанным причинам требуют внимания, но мало изучены, данная работа видится актуальной. Определение термина «болельщик», его правового статуса, необходимость совершенствования регулирования прав и обязанностей болельщиков, предлагается в других работах автора, например, «Актуальные вопросы защиты прав и интересов субъектов в сфере спорта» [4].
В рамках настоящей работы уделяется внимание вопросам ответственности болельщиков. Результаты работы могут быть применены как для совершенствования законодательства, так и в правоприменительной практике, прежде всего сотрудниками организаций физической культуры и спорта, органов внутренних дел и другими (например, спортивными клубами, специалистами по работе с болельщиками, офицерами по безопасности).
Ст. 42 Закона Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» требует, что «спортивные соревнования должны проводиться без ущерба здоровью, чести и достоинству их участников и зрителей» [5].
Зрители (болельщики) в зависимости от деяния, которое они совершили, могут привлекаться к административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности, подвергаться наложению специальных спортивных санкций.
Говоря об административной ответственности, следует в первую очередь обратить внимание на гл 15 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан
[6], а именно на ст. 183 «Мелкое хулиганство», ст. 184 «Изготовление, хранение или распространение материалов, пропагандирующих национальную, расовую, этническую или религиозную вражду», как в большей степени относящиеся к вопросу безопасности спортивных и спортивно-массовых мероприятий, ст. 187 «Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения», ст. 188 «Вовлечение несовершеннолетнего в антисоциальное поведение».
С целью обеспечения безопасности, к уголовной ответственности могут быть привлечены болельщики на основании статей Уголовного кодекса Республики Узбекистан
[7]: ст. 173 «Умышленные уничтожение либо повреждение имущества», ст. 277 «Хулиганство» и др.
Закон «О физической культуре и спорте» Российской Федерации также содержит положение об ответственности. Статья 47 данного Закона говорит, что «лица, виновные в
нарушении законодательства в сфере физической культуры и спорта, несут ответственность в установленном порядке» [8]. Закон Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» также содержит аналогичное положение: «Лица, виновные в нарушении законодательства о физической культуре и спорте, несут ответственность в установленном порядке» [9].
Однако, часть вторая ст. 36 Закона «О физической культуре и спорте» Российской Федерации [10] указывает на меры воздействия к лицам, не соблюдающим ограничений, введенных с целью охраны общественного порядка при проведении спортивно-массовых мероприятий. В частности, такие лица выдворяются за пределы территории физкультурно-спортивного сооружения и специально оборудованных мест для болельщиков без возмещения стоимости входного билета и привлекаются к ответственности в случаях, установленных законодательными актами. Аналогичный Закон Республики Узбекистан такой нормы не содержит.
Особое внимание следует обратить на специфические спортивные санкции, которые могут быть наложены на болельщиков. Такой санкцией, например, в чемпионате по футболу может быть запрет на посещение стадиона (стадионов), предусмотренный ст. 22 Дисциплинарного кодекса Ассоциации «Белорусская федерация футбола» (далее АБФФ) [11] Такой нормы в законодательстве нашей страны, к сожалению, нет. Даже в Регламенте по проведению самого массового и популярного Чемпионата по футболу такое положение не содержится [12].
При этом, как справедливо отмечает С.Н. Ильич: «Спортивные санкции не являются видом юридической ответственности. Особенностью спортивных санкций является то, что по способу формирования они существенно отличаются от норм видов юридической ответственности, которые носят централизованный характер. Юридическая ответственность основана на навязывании воли извне, нормы спортивных санкций строятся чаще всего по принципу согласования воли всех участников спортивных соревнований и соблюдают общий баланс интересов» [13]
Упоминания о спортивных санкциях нет ни в одном нормативно- правовом акте Республики Узбекистан.
В связи с этим, необходимо снова обратить внимание на принцип строгой ответственности, упомянутый выше, т.к. за многие действия болельщиков на футбольном стадионе, нарушающих общественный порядок, ответственности в первую очередь подвергается футбольный клуб, а не болельщики, непосредственно совершившие данное деяние (ст.77 Дисциплинарного кодекса АБФФ), расистское либо дискриминационное поведение (ст. 72 Дисциплинарного кодекса АБФФ), использование и бросание пиротехнических изделий (ст. 79 Дисциплинарного кодекса АБФФ) [14] Наш «Регламент соревнований по футболу среди нелюбительских и полупрофессиональных футбольных клубов Узбекистана на 2018 год» также содержит требование об ответственности клубов, а не любителей спорта.
Однако даже в этом случае наказание все-таки может и должно постичь лицо, его совершившее, посредством предъявления клубом регрессного требования к болельщику в соответствии с гражданским правом. На это право клубов нередко указывают российские [15] и другие зарубежные авторы [16] Право регрессного требования содержит и статья 1001 Гражданского кодекса Республики Узбекистан [17].
Хотелось бы также отметить, что развитие современного общества в настоящее время связано с глобальным процессом развития информационно-коммуникационных технологий и цифровизации. Начавшийся с экономики, этот процесс, плавно затрагивает и другие сферы человеческой деятельности. Не стало исключением в этом вопросе и физическая культура и спорт. Реалии научно-технического прогресса обусловили модернизацию во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе в сфере физической культуры и спорта.
Например, в разных видах спорта давно используют видео повторы как средство для обоснования справедливого решения арбитра, либо бригады судей, обслуживающих данное соревнование, по спорному эпизоду, имевшему место в игре. Например, в турнирах по большому теннису используют систему Golden ay - пересечение или не пересечение мячом ограничительных линий площадки), в волейболе - касание мяча или сетки руки, покидание мяча пределов поля, в футболе с недавних пор VAR (video assistant refery) - назначение или не назначение штрафного 11 -метрового удара, вынесение предупреждения или удаления игрока, официального лица, в хоккее - пересечение шайбой линии ворот, правильность забитого гола и т.д. Похожие системы есть в других видах спорта. Видео повторы, как один из продуктов информационно-коммуникационных технологий и цифровизации, становятся очень важным инструментом, характеризующим качественный уровень проведения соревнований и прежде всего профессиональных соревнований в современном спорте. Недооценивать это никак нельзя. Поэтому, правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с модернизацией информационно-коммуникационных технологий в сфере спорта должны найти своё отражение в современном законодательстве в обязательном порядке.
Похожие видеосистемы можно было бы использовать для слежения за болельщиками, находящимися на трибунах во время проведения соревнования в целях профилактики правонарушений, а также идентификации личности, нарушивших общественный порядок. Выбегание болельщиков на поле, спортивные площадки, иногда даже без одежды, скандирование нецензурных выражений, демонстрация оскорбительных баннеров, бросание посторонних предметов, опасных для участников соревнований, массовые потасовки, драки, расистские выходки - все это, к сожалению, реалии настоящего времени. Использование современных средств информационно-коммуникационных технологий позволит применить санкции не только к спортивным клубам, как ответственным за поведение своих болельщиков, но и применить право регресса к болельщикам-нарушителям, о чем говорилось выше. Возможно использовать эти технологии для запрета посещения спортивные соревнования отдельными болельщиками или групп, например, фанатских, неоднократно или грубо нарушивших общественный порядок до, во время и после окончания соревнований. Важным моментом можно назвать возможность обмена информацией соответствующими правоохранительными органами с коллегами из других стран для недопущения агрессивных и попавших в так называемый «черный список» в своей стране болельщиков, к непосредственному просмотру соревнований в других странах мира. Думается, это важно, для профилактики правонарушений во время проведения не только местных соревнований, но и, особенно, крупных международных, таких как Олимпийские Игры, Чемпионаты мира и континентов по разным видам спорта и т.п.
Недооценивать это никак нельзя. Поэтому, нормы, регулирующие отношения, вязанные с модернизацией информационно-коммуникационных технологий в сфере спорта должны найти своё отражение в современном законодательстве в обязательном порядке.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать некоторые выводы:
- ответственность болельщиков содержит некоторые особенности, в первую очередь в виде применения к ним определенных спортивных санкций. При этом за некоторые деяния футбольных и иных болельщиков в силу принципа строгой ответственности наказанию подвергается клуб (ассоциация) с возможностью предъявления в последующем регрессных требований к нарушителю. Например, в случае нарушения норм законодательства болельщиками на спортивных аренах (особенно это касается футбольных фанатов), что может привести к материальному ущербу, нанесенного имуществу, к примеру, футбольного либо любого иного клуба;
- в настоящее время назрела необходимость закрепить положения, регулирующие правовой статус болельщика, его права, обязанности и, особенно, ответственность в едином нормативном правовом акте. Возможным представляется принятие Закона Республики Узбекистан «О правовом статусе болельщика» с последующим перенесением основных положений закона в Спортивный кодекс Республики Узбекистан в случае его принятия.
Урегулирование на законодательном уровне правового статуса болельщиков, его ответственности, будет иметь, по нашему мнению, положительный эффект. Принятие Закона подчеркнет важность статуса болельщика и привлечет общественное внимание и внимание государственных властей, что, в свою очередь, может подтолкнуть группы болельщиков к более цивилизованному выражению своего мнения и организации действий, а также привлечет еще больше любителей спорта разных категорий (в том числе женщин, детей, подростков, инвалидов, людей пожилого возраста) на спортивные соревнования.
References:
1. Obrasheniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Shavkata Mirziyoyeva Oliy Majlisu Respubliki Uzbekistan 28 dekabrya 2018 goda» // Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. Lex.uz.
2. Korochkin, A.Yu. Pravovoy status bolelshika / A.Yu. Korochkin [Elektronniy resurs]
1. // KonsultantPlyus. Belarus / OOO «YurSpektr», Nats. sentr pravovoy inform. Resp. Belarus. - Minsk, 2015.
2. Legkov, M.A. Realizatsiya prav sportivnix bolelshikov / M.A. Legkov // Sportivnoye pravo v Respublike Belarus: sb. st. - Minsk : Promishlenno-torgovoye. PRAVO, 2011. - S. 219-231.
3. Musayev E.T. // Aktualnie voprosi zashiti prav i interesov sub'yektov v sfere sporta. Tashkent, «Vestnik yuridicheskix nauk», 2018 - №2.
4. O fizicheskoy kulture i sporte. Zakon Respubliki Uzbekistan» // Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. Lex.uz.
5. Kodeks Respubliki Uzbekistan ob administrativnoy otvetstvennosti // Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. Lex.uz.
6. Ugolovniy kodeks Respubliki Uzbekistan // Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. Lex.uz.
7. O fizicheskoy kulture i sporte: Zakon Rossiyskoy Federatsii, 17 dek. 2018 g. FZ-329. https://www.google.com/search?q, data dostupa 22.11.2019
8. O fizicheskoy kulture i sporte. Zakon Respubliki Uzbekistan»// Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. Lex.uz.
9. O fizicheskoy kulture i sporte: Zakon Rossiyskoy Federatsii, 17 dek. 2018 g. FZ-329. https://www.google.com/search?q, data dostupa 22.11.2019
10. Distsiplinarniy kodeks Assotsiatsii «Belorusskaya federatsiya futbola» // Reglamentiruyushiye dokumenti Assotsiatsii «Belorusskaya federatsiya futbola» sezona 2018 g. - Minsk, 2018. - S. 86-118.
11. Reglament sorevnovaniy po futbolu sredi nelyubitelskix i poluprofessionalnix futbolnix klubov Uzbekistana na 2018 god// Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. Lex.uz
12. Ilich, S.N. Pravovoye regulirovaniye primeneniya sportivnix sanktsiy / S.N. Ilich // Sportivnoye pravo v Respublike Belarus : sb. st. - Minsk :
13. Promishlenno-torgovoye PRAVO, 2011. - S. 148-151.
14. Distsiplinarniy kodeks Assotsiatsii «Belorusskaya federatsiya futbola» // Reglamentiruyushiye dokumenti Assotsiatsii «Belorusskaya federatsiya futbola» sezona 2018 g. - Minsk, 2018. - S. 86-118.
15. Pivovarov, P. Rejim strogoy otvetstvennosti v sovremennom futbole
16. [Elektronniy resurs] P.Pivovarov. - Rejim dostupa: http://legal sport.ru/netcat_files/127/141/Pivovarov_P._Printsip_strogoy_otvetstvennosti.pdf. - Data dostupa: 06.03.2019.
17. Haslinger, B. Zuschauerausschreitungen und Verbandssaktionen im Fu.ball / B. Haslinger. - Baden-Baden: Nomos, 2011. - 248 s.
18. Grajdanskiy kodeks Respubliki Uzbekistan//Natsionalnaya baza dannix zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. Lex.uz.