Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ВАХТОВО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ТРУДА В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ВАХТОВО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ТРУДА В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ВАХТОВО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ТРУДА В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Социальная гигиена

Н. И. КОЛЬЦОВА, 1990

УДК 613.6:622.276.344

Н. И. Кольцова

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ВАХТОВО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ТРУДА В НЕФТЯНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ивано-Франковский медицинский институт

, Одной из новых форм трудовой деятельности является вахтово-экспедиционный метод (ВЭМ), широко применяемый в нефтяной промышленности.

Под ВЭМ мы понимаем своеобразную форму деятельности ограниченного типа частной популяции, маятниково мигрирующей из мест постоянного проживания в регионы промышленного освоения. ВЭМ предопределяет нарушения традиционно сложившихся стереотипов жизни и привычных биоритмов, повышенные требования к адаптационным механизмам работающего, напряженные цикл (ЦТО) и режим (РТО) труда и отдыха, воздействие типичных для нефтяной промышленности (бурение) факторов, кумуляцию неблагоприятных воздействий среды и реакций организма. В рамках системы среда — ВЭМ суммируется комплексное влияние контрастных по характеру и степени действия подсистем «среда вахтового периода» и «среда межвахтового периода». Среда вахтового периода расценивалась нами как совокупный профессиональный фактор. Не углубляясь в дальнейшее рассмотрение средовых факторов, сошлемся на общеизвестное положение о том, что любой профессиональный фактор может выступать в роли стрессового. Среди хронических стрессов основное место отводится стрессам производственного характера [6].

Замена традиционных форм трудовой деятельности новыми уже сама по себе может выступать в роли психогенного стрессового воздействия [4], тем более что в новых природных и производственных условиях человек испытывает влияние необычных, чрезмерных и жестких факторов среды, часто неадекватных его природе. Сам процесс миграции -не позволяет организму стабилизироваться, заставляет адаптационные системы работать напряженно [1]. Вышесказанное создает необходимость развития нетрадиционного представления о среде, воздействующей на вахтовика, систематизации и оценки факторов, что и определило цель настоящего исследования.

Объектом многолетнего наблюдения были избраны рабочие Ивано-Франковского управления буровых работ, постоянно проживающие в Прикарпатье и работающие ВЭМ с большой амплитудой маятниковой миграции (более 4,5 тыс. км)

в Западной Сибири. Районы бурения и проживания принадлежат к зонам с континентальными и умеренно континентальными климатическими

условиями. ЦТО — 15Х 15 дней, РТО — 12Х 12 ч.

Для получения репрезентативных данных после соответствующей выборки использованы следующие методы исследования: анкетирование по специально разработанной программе (2415 человек), комплексные медицинские осмотры в до- и послевахтовый периоды (1520 человек), нагрузочные пробы, биохимические тесты, параллельное изучение психоэмоциональной адаптации, адаптации органа зрения и др. Изучали также состояние функций организма в период вахты, материалы дневников десинхроноза. Влияние, климатогеогра-фических факторов оценивали по принятым в медицинской климатологии методикам.

В качестве критериев стрессовости среды выступали четко регистрируемые физиологические, поведенческие или субъективно-оценочные реакции организма. Наличие социально-гигиенических показателей дезадаптации (отрицательная динамика показателей здоровья, воспроизводства, социальной структуры и функции семьи) расценивали как свидетельство экстремальности.

Расчет коэффициентов влияния климато-погод-ных условий (контрастов) показал, что они выступают при рассматриваемом типе ВЭМ как резко контрастные, особенно в осенне-зимний период. Это свидетельствует о прогнозируемом напряжении адаптационных механизмов. При определении эффектов часовых и фотопериодических поясов с последующим вычислением длительности хроно-физиологической адаптации (Д) по формулам В. А. Матюхина и соавт. [3] установлено, что при данном типе вахты Д достигает 4 дней в одну сторону.

Расчетные данные подтвердились экспериментальными.-Коэффициент нагрузки системы адаптации климато-погодными факторами, полученный в результате сопоставления балльной оценки ответов интервьюированных, составил 1,53 (вахта — дом). Около з работающих на Севере испытывают ощущение теплового дискомфорта, что отрицательно сказывается на процессах адаптации. Следовательно, по интенсивности программируемого и реального воздействия климато-погодный

Некоторые показатели адаптированности к ВЭМ (Л1±т)

До полета После полета

Показатель

в покое при нагрузке в покое при нагрузке

Число дыхательных движений в минуту 18,4±1,3

Проба Штанге, с 37,1±5,2

Гипервентиляция, с 36,3±4,8

Глюкоза, ммоль/л 87,0±3,60

Жирные кислоты, ммоль/л 0,584=0,31

Холестерин, ммоль/л 4,37±0,08 Концентрация трансаминаз:

ACT 0,45±0,1

АЛТ , 0,30±0,01

фактор ВЭМ можно отнести к стрессовым и экстремальным, на что указывается и в работах других исследователей.

Оценку самочувствия рабочих в различные дни вахты и межвахтового отдыха, по нашему мнению, можно рассматривать как косвенный показатель длительности и качества адаптации. По данным нашего исследования, ухудшение самочувствия в 1-е сутки (вялость, разбитость, сонливость) испытывают 51,3 % опрошенных (признаки послеполетного утомления), на 2-е сутки— 15,9 % и 3-й — 7,5 %. Затем количество таких лиц снижается до 0,8—1,2 % к 10—11-му дню вахты. Классические симптомы десинхроноза (нарушение ритмичности физиологических отправлений, позднее засыпание и др.) отмечают 50 % вахтовиков, ведущих дневники. Неблагоприятное самочувствие мужчин усугубляется еще и тем, что 78,5 % из них с 5-го дня вахты ощущают сексуальный дискомфорт.

Как же подтверждаются данные самооценки объективно регистрируемыми реакциями? Детальное изучение динамики кровяного давления, пульса, психоэмоционального состояния в различные часы суток у рабочих бригады позволило выявить следующее:

— статистически достоверное (р<0,1) повышение уровня систолического давления в 1-й день после прилета на вахту (до 129,1 ±2,68 мм рт. ст.) по сравнению с физиологической ' нормой для данной группы лиц. Причем у 33,3 % обследованных в возрасте 35 лет и старше уровни кровяного давления достигают пограничных и более высоких значений;

• — тенденцию к развитию утомления в сердечной мышце, прямо пропорционально зависящего от числа дней работы на вахте (снижение пульсового давления с 47,0+1,64 до 39,0=4=4,30 мм рт. ст.);

— тяготение к развитию брадикардии (с исходной частоты пульса 77,55=4= 1,87 до 62,80+2,33 в минуту), что свидетельствует об интенсификации деятельности вегетативной нервной системы и, следовательно, стрессовости влияющих факторов среды;

— У-образное изменение крови психоэмоциональной адаптации, уровни напряжения которой (а в ряде случаев и срыва) достигают максимума

19,5±4,2 23,8±3,6

35,2±3,6 29,8±3,6

35,2±5,6 31,4±2,5 90,3±2,50 0,61 ±0,04

Доля отклонения 10 % Доля отклонения 3,7 %

в 1-й день вахты и после 7-го дня работы. Очевидно, здесь играет роль и такой психосоциальный фактор как неудовлетворенность работой (32,3 % анкетированных);

— развитие умственного и физического утомления у каждого 5-го рабочего в первые 4 ч смены, т. е. нарушение фаз изменения работоспособности. Некоторые авторы [2, 5] расценивают утомление как генерализованную реакцию на стресс, хотя и само по себе оно может служить источником стресса.

Таким образом, в период вахты имеются объективно подтверждающиеся изменения функционального состояния лиц, работающих ВЭМ. На хроническую форму воздействия факторов среды указывает наличие изменений в функциональном состоянии и здоровье вахтовиков в до-и послевахтовый периоды, когда эти изменения переходят в качественно новую форму, накапливаясь в виде заболеваний и предпатологических состояний, что свидетельствует о дезадаптирован-ности данной популяции. Некоторые показатели адаптированности к ВЭМ приведены в таблице.

При электрокардиографическом исследовании у 70 % обследуемых установлена гипоксия миокарда, усиливающаяся после пробы Мастера.

При применении проб (физическая, холодовая нагрузка) у 45,7 % обследованных отмечено повышение кровяного давления более 140/90 мм рт. ст. У 22 % давление не снижалось после 3-минутного покоя.

Гиперреакция сердечно-сосудистой системы на. холод зарегистрирована у 9,1 % человек (преимущественно у лиц 40 лет и старше).

Нарушения темновой адаптации выявлены у 31,8 % обследованных, снижение аккомодации на 2 диоптрии после полета — у 14,7% и др.

Отмечена тенденция к росту заболеваемости по данным медицинских осмотров с 26,6 до 42,3 на 100 человек (1981 —1986 гг.), преимущественно за счет гипертонической болезни и гипертензий, болезней сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта.

Демографические показатели у вахтовиков ниже средних уровней: брачность — 9,89+3,01 °/0о, рождаемость в семье вахтовика — 7,724=3,12 °/оо-Разводы достигают 3,514=0,76 °/оо> т. е. имеются изменения социальной функции.

19,64=2,8 33,5±3,7 38,8±3,4

3 Гигиена и санитария № 8

-65

Предопределенные самим ВЭМ постоянство и длительность воздействия, нарастающая со стажем работы интенсивность влияния опасных и вредных производственных факторов, накопление патологии переводят факторы ВЭМ в разряд хронических профессиональных стрессов с элементами экстремальности. Признание этого факта требует более совершенных мер медико-социальной защиты вахтовика.

Литература

1. Агаджанян И. А. 11 Адаптация человека и животных

к экстремальным условиям внешней среды.— М., 1985.—

С. 3—9.

2. Кокс Т. Стресс.— М., 1981.

3. Матюхин В. А., Путилов А. А., Ежов С. Н. Рекомендации по прогнозированию и профилактике десинхронозов (хронологические аспекты географических перемещений).— Новосибирск, 1984.

4. A miel R. // Arch. belg. Med. Soc. Hyg.— 1986.— Vol. 44, N 3—4.— P. 108—119.

5. Cameron С. A. // Man Under Stress / Ed. A. T. Welford.— London, 1973. t

6. Mc Queen D. V., Sieqrist S. // Soc. Sei. Med.— 1982.— Vol. 16, N 4.— P. 353—367. 1

Поступила 03.04.89

К. А. ШАПОВАЛОВ, 1990 УДК 613.68-07:614.8-057

9

К. А. Шаповалов

ОЦЕНКА ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ СУДОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КОРАБЛЯХ

Архангельский медицинский институт; Северная центральная бассейновая клиническая больница им. Н. А. Семашко, Архангельск

Профилактика травматизма среди судовых специалистов на водном транспорте — одно из основных направлений комплексных медико-социальных мероприятий в рамках отраслевой научно-практической программы «Здоровье».

Анализу подвергнута генеральная выборка несчастных случаев с временной утратой трудоспособности в 1975—1984 гг. среди судовых специалистов плавсостава северного бассейна. Для оценки эффективности проводимых мероприятий изучена контрольная выборка травматизма этого же контингента в 1985—1987 гг. Статистическая обработка проведена методами стандартизации и вариационной статистики.

В структуре пострадавших 83,8 % составили представители четырех основных судовых специальностей: матросы 35,3 %, мотористы 27,1 %, механики 11,3 % и судоводители 9,6 %.

Среди травмированных матросов преобладали лица 20—29 лет (68,5 %) и 30—39 лет (15,1 %). Столь явное большинство лиц молодого возраста объясняется не только их высокой подверженностью травмам вследствие неопытности, недостаточного освоения специальности и психическими особенностями, но и возрастным кадровым составом.

Частота случаев травматизации среди матросов на транспортном флоте почти в 4 раза превышает таковую на речном и рыбопромысловом, что свидетельствует о более выраженной напряженности труда моряков, чем рыбаков и речников. Судовые работы матросов транспортных судов характеризуются качественно более сложными операциями. Погрузка, укладка палубного груза, швартовые операции, выгрузка сопряжены с большим психоэмоциональным напряжением. На труд матросов оказывают также влияние сменность работы с постоянными ночными вахтами, вынужденное пребывание в замкнутом

коллективе, длительный отрыв от берега и семьи,

«единство» места труда и отдыха, личныи риск, совмещение профессий. Сменность работы плавсостава резко отличается от таковой контингента территориальных промышленных рабочих: у последних периодически в соответствии с установленными графиками меняется время работы каждой смены.

Самый высокий травматизм (29,3 %) отмечен у матросов, проработавших на судах не более 1 года. Уже при стаже 1—3 года он снижался в 1,6 раза. В группах со стажем 3—5, 5—10, 10— 15 лет частота травм оставалась стабильной с тенденцией к снижению у более опытных и длительно работающих матросов. Для них наиболее травмоопасными являлись судовые работы, связанные с передвижением по трапам и палубам, швартовкой судов, погрузкой и выгрузкой, а также закрытием люков и трюмов. Следует отметить, что эти работы составляют до 85 % объема всей производственной деятельности матросов. У них чаще, чем у других специалистов, происходили падения с высоты 2—4 м и более на металлическую палубу.

Травмирующим агентом у матросов обычно были тупой (88,5 % пострадавших) и острый (5,7 %) предметы, термические поражения (2,7 %). Однако отмечены случаи отравления щелочью, угарным газом, ядами. Алкогольное опьянение служило одной из причин несчастных случаев (табл. 1).

Две трети повреждений матросы получали летом (34,1 %) и осенью (27,1 %). Снижение травматизма в зимний и весенний периоды объясняется уменьшением объема работ, проводимых командой на открытой палубе. Однообразие и монотонность труда и быта судовых экипажей, находящихся в длительных рейсах, превращаются в один из мощных стрессовых

«

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.