Н.Н. Долгих
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются вопросы оценки качества художественного образования. Выделены индикаторы развития образовательной среды художественной школы. Определены индикаторы результатов, или непосредственные результаты. Представлена система индикаторов развития образовательной среды художественной школы. Выделены направления развития среды. По каждому направлению определены индикаторы деятельности (затрат), индикаторы непосредственных результатов, а также индикаторы эффекта, характеризующие достижение поставленной задачи.
Ключевые слова: качество художественного образования; индикаторы качества образования; индикаторы деятельности; индикаторы результатов; индикаторы эффекта; культурно-образовательная среда.
Для оценки качества образования, реализуемого в конкретном образовательном учреждении, важно определить и сформулировать индикаторы качества образования. Разработка системы индикаторов качества образования должна быть основана на понимании целей образования, а также обозначении взгляда на понятие качества образования. Если рассматривать качество образования как соответствие результата образования поставленной цели, важно определить цели образования.
Традиционный «знаниевый», подход предполагает под качеством образования уровень усвоения содержания образования. Индикаторами качества образования в этом случае будут наличие у обучающихся знаний, сформированность умений и навыков.
Современные представления о качестве образования не ограничиваются знаниями, умениями и навыками, но включают личностное развитие. Ориентация образования на интересы личности - это создание условий не только для социализации личности, предполагающей подготовку к жизни в обществе (адаптивная модель поведения), но и самореализацию личности, предполагающую активное преобразование действительности.
Задачами образования как института социализации личности являются: приобщение нового поколения к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры; овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях; уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения [1. С. 17]. По мнению Б.С. Гершунского, жизненная самореализации личности может быть рассмотрена в настоящее время в качестве цели образования. При этом самореализация возможна при условии, если человек:
- осознанно и глубоко верит в эту жизненную цель, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл жизни;
- осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими;
- ощущает себя частью природы, человеческого сообщества, способен к дружественному взаимодействию с другими людьми;
- обладает знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими ему наиболее полно реализовать себя в профессиональной деятельности и общественных отношениях;
- способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для полноценной самореализации на всех этапах жизненного пути [2. С. 6].
Анализ взглядов современных исследователей на проблему разработки показателей качества образования выявил следующее.
М.Л. Агранович, подчеркивая важную роль показателей (индикаторов) как инструмента анализа образовательных систем, отмечает их значение как эффективного средства управления образованием. Индикаторы могут решать следующие задачи управления:
- анализ ситуации и оценка тенденций;
- оценка деятельности;
- планирование и контроль, т. е. задание ориентиров и направлений движения и мониторинг их достижения [3. С. 120-121].
Важное значение имеет разработка системы показателей (индикаторов), способов диагностики, методов анализа индикаторов. М.Л. Агранович в системе индикаторов выделяет три группы:
1. Индикаторы, характеризующие затраты, т.е., фиксирующие сам факт управленческих действий, в том числе издание приказов.
2. Непосредственные результаты этих управленческих действий.
3. Эффекты от этих действий [3. С. 123].
Например: разработка системы индикаторов для
управления одним из направлений инновационной деятельности школы - «введение предмета по выбору».
Процесс введения предмета по выбору можно охарактеризовать следующими индикаторами:
- разработка и утверждение программ реализации предмета по выбору;
- количество преподавателей, прошедших переподготовку для реализации программ предмета по выбору.
Эти индикаторы характеризуют затраты и сам факт проведения определенных мероприятий.
Индикаторы, характеризующие непосредственный результат деятельности: коэффициент охвата детей программами предмета по выбору.
Коэффициент охвата и тем более показатели первой группы никак не характеризуют степень решения поставленной задачи.
Индикаторы эффекта от проведенной работы:
- динамика сохранения контингента;
- динамика поступления в профильные вузы.
Наиболее предпочтительными являются индикаторы третьей группы, которые характеризуют степень решения поставленной задачи, конечный результат, а не просто факт деятельности предмета по выбору
С.И. Вострокнутов, рассматривая основы построения воспитательной работы со студентами, подчеркивает, что отличительной особенностью воспитательной
работы является отсутствие ориентированности на прямое достижение цели, т.к. она недостижима в ограниченные временные сроки. Автор предлагает выделять не результативные (определяющие уровень воспитанности), а процессуальные критерии успешности воспитательной работы. К ним относятся:
- целенаправленность, которая демонстрирует уровень реализации педагогической концепции, идей, принципов, лежащих в основе системы;
- целостность, отражающая степень интеграции воспитательных воздействий, представленности направлений воспитания;
- гуманистичность, позвляющая оценить общий психологический климат, стиль отношений в воспитывающей общности, учет индивидуальных особенностей участников при построении воспитательного процесса;
- субъективный критерий, показывающий самочувствие, удовлетворенность процессом и складывающимися отношениями субъектов воспитания [4. С. 24-25].
И.М. Осмоловская анализирует понятие качества образования и его показателей на примере конкретной школы. Гуманистическая ориентация образовательно-воспитательного процесса школы, его направленность на личность ученика, его потребности, интересы, особенности предполагает разработку соответствующих показателей. Определение качества образования только по уровню знаний, умений и навыков учащихся противоречит концептуальным основам школы, ее основным педагогическим ценностям. Образовательная программа школы обозначает целью поэтапное преобразование школы в образовательное учреждение с высоким уровнем образования, развитой дифференциацией обучения, набором разнообразных образовательных услуг, широкой сферой жизнедеятельности учащихся, максимально удовлетворяющей запросы и потребности детей. Определяя качество образования как соответствие результатов поставленной цели автор выделяет следующие показатели:
- высокий уровень образования;
- развитая дифференциация обучения;
- наличие разнообразных образовательных услуг;
- широкая сфера жизнедеятельности, удовлетворяющая потребности детей [5. С. 25-26].
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития личности не всегда можно определить через результативные показатели (т.к. результат может быть отложен по времени, кроме того, не всегда можно соотнести результаты развития личности с выбранными критериями. Поэтому возникает необходимость выделения не только результативных, но и процессуальных показателей.
При разработке системы индикаторов важно учитывать ценностные ориентации школы, цели, задачи развития образовательного учреждения.
Анализ теоретических источников позволил нам выявить ценности современного образования:
- обеспечение развития целостности человека, ориентация на культуру, духовность;
- обеспечение свободы выбора;
- формирование потребности и способности в активном созидании;
- развитие творческих способностей, творческого воображения, мышления;
- развитие рефлексии, оценочных критериев;
- обеспечение мотивации к познанию и творчеству, способности и стремления к саморазвитию;
- обеспечение возможности быть самим собой, самостоятельно ставить цели;
- развитие волевых качеств, необходимых для полноценной самореализации;
- создание ситуации успеха, переживания радости познания и творчества;
- со-творчество, сотрудничество всех участников образовательно-воспитательного процесса;
Важно отметить, что на формирование ценностных ориентаций обучающихся оказывают влияние не только содержание образования, формы и методы обучения, но и личностные качества преподавателя, в частности:
- профессионально-педагогическая культура, включающая в себя духовную, нравственную, этическую, культуру общения, поведения, деятельности;
- неординарность, индивидуальность личности педагога;
- наличие позитивного опыта творческой самореализации в качестве художника;
- сформированность ценностей и ценностных ориентаций (пустой сосуд чаши не наполнит). Лишь в том случае, когда педагог пропустит ценности через свои чувства, он сможет привить их детям [6. С. 62];
- педагогическая направленность: позитивная установка на педагогическую профессию, желание заниматься ею.
Рассмотрим процесс выделения показателей качества образования на примере художественной школы. Методологическими основаниями развития школы являются:
1) теоретические основы гуманистической педагогики, в основе которой лежит целостное представление о педагогической действительности как культурообразующей среде, где главная ценность - личность ребенка (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, А.П. Валиц-кая, А.А. Вербицкий, И.А. Колесникова, В.А. Петровский, З.И. Равкин, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.);
2) представление об образовательной среде как целенаправленно создаваемом социокультурном окружении ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способы обеспечения его продуктивной деятельности (А.В. Хуторской, А.В. Зе-ленцова, В.И. Слободчиков, А.В. Щапов, В.А. Петровский и др.);
3) культурологическая концепция в построении содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.).
Содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный опыт человечества, изоморфный, тождественный по структуре (не по объему) человеческой культуре, и включает:
- опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний;
- опыт осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу;
- опыт творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
- опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций;
4) компетентностный подход в определении качества художественного образования. Качество художественного образования определяется знаниями, умениями и навыками, а также показателями личностного развития. Компе-тентностная модель обучающегося включает совокупность компетенций: ключевых, межпредметных и предметных (А.В. Хуторской, И. А. Зимняя, В. Шершнева и др.).
В качестве основных ценностей педагогического коллектива школы нами выделены следующие.
Личность участников образовательного процесса (учащегося и педагога). Ориентация образования на интересы личности как образования, способствующего: социализации личности; самореализации личности на основе гармоничного развития духовного и интеллектуально-творческого потенциала.
Свободное ценностное самоопределение. Актуализация потребности и развитие способности к свободному и ответственному выбору на основе ценностных ориентаций личности.
Культура как среда, растящая и питающая личность (П. А. Флоренский). Организация культурно-образовательной среды, включающей различные виды средств и содержания образования, обеспечивающих формирование у школьника личностного содержания образования.
Творчество как способ развития человека в культуре (Е.В. Бондаревская). Обеспечение мотивации к творчеству, развитие творческих способностей, творческого воображения, мышления. Формирование потребности к активному созиданию.
Гуманизм как основа образовательного процесса. Сотворчество, сотрудничество всех участников образовательно-воспитательного процесса. Создание ситуации успеха, переживания радости познания и творчества.
Компетентность. Профессиональная компетентность преподавателя как условие развития школы. Компетентностная модель обучающегося.
В работе школы ценности являются системообразующими критериями, ориентированными на осмысление подходов и принципов в разработке содержания и организационно-методического осуществления образовательного процесса.
Целями развития школы определены: выявление сущностных характеристик культурно-образовательной среды художественной школы, позитивно влияющей на личность участников образовательного процесса; создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие и саморазвитие учащихся, педагогов, родителей.
В педагогических исследованиях выделены факторы, способствующие интеграции когнитивной и личностной составляющих, гармоничному развитию эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной сфер личности обучающихся:
- стимулирование самостоятельного перевода обучающимися эмпирически полученных знаний на уровень более глубоких обобщений, концептуальных выводов;
- внедрение в образовательную практику методов межличностного взаимодействия на учебном занятии, обеспечивающего обмен личностными смыслами;
- использование возможности выбора индивидуальной траектории освоения учебного материала;
- вовлечение обучающихся в анализ ситуации, развитие рефлексии, творческого мышления;
- использование методов, активизирующих способность задавать вопросы;
- увлеченность преподавателя своим предметом, осознание возможностей личностного развития обучаемого средствами данной дисциплины [7].
На основании анализа теоретических источников, опыта и анализа практической деятельности образовательных учреждений художественного образования нами были определены задачи, решение которых, на наш взгляд, приведет к созданию среды, обеспечивающей развитие участников образовательного процесса.
1. Создание условий для возможности выбора как предпосылки для перехода от мотивов учебного долга к ценностным мотивам, основанным на понимании личностной значимости образования, за счет обогащения и дифференциации содержания образования:
- вариативности (разработки различных программ художественного образования в рамках подготовительного, основного и вечернего отделений);
- профильности (разработки и апробации профильной подготовки учащихся с целью расширения и углубления содержания художественного образования, обеспечения специализации учащихся и персонификации образования);
- реализации индивидуального подхода через предмет по выбору;
- реализации регионального компонента на всех этапах реализации программы развития (организация содержания образования через художественно-краеведческую составляющую будет являться основной систематизирующей идеей учебного процесса, способствующей формированию эстетического отношения к действительности, любви к родному краю, уважения к его истории и современности.
2. Разработка и апробация организационнопедагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей личности, творческой самореализации учащихся и педагогов; эмоционального благополучия участников образовательно-воспитательного процесса. Создание условий для обеспечения благоприятного микроклимата, сотрудничества, сотворчества всех участников образовательно-воспитательного процесса, переживания радости познания и творчества, ситуации успеха.
3. Разработка и апробация компетентностной модели выпускника художественной школы
4. Разработка и апробация особенности предметнопространственного компонента среды школы, обеспечивающего развитие личности (эстетика помещения, оборудование, постояннодействующие выставки).
5. Создание условий для повышения мотивационной, когнитивной и технологической готовности педагогического коллектива к работе с развитием личности, в том числе через научно-методическое сопровождение.
6. Реализация стратегии управления, нацеленной на организацию работы школы как саморазвивающегося организма: культурного пространства, обеспечивающего становление личности.
Исходя из поставленных задач, определяя качество образования как соответствие результатов заявленной
цели, можно выделить следующие процессуальные индикаторы (таблица):
- наличие условий для возможности выбора через: расширение направлений деятельности, вариативность программ, введение профильного обучения, реализацию индивидуального подхода через предмет по выбору;
- обеспечение личностного содержания образования, перехода от мотивов учебного долга к ценностным мотивам, основанным на понимании и принятии личностной значимости образования;
- обеспечения благоприятного микроклимата, создание условий для сотрудничества, со-творчества во время образовательного процесса, развитие творческого мышления, рефлексии;
- обеспечение благоприятного предметно-пространственного компонента среды школы (эстетика помещения, оборудование, постояннодействующие выставки);
- непрерывное повышение мотивационной, когнитивной и технологической готовности педагогического коллектива к работе с развитием личности, в том числе через научно-методическое сопровождение.
Следующей задачей в разработке системы индикаторов является определение способов сбора данных и методов анализа индикаторов. Но прежде всего, необходимо выделить критерии, по которым можно оценить тот или иной индикатор. Система индикаторов включает индикаторы деятельности, отражающие наличие действий, затраты ресурсов на решение задач. Чтобы определить действенность затраченных ресурсов, важно определить индикаторы, дающие возможность идентифицировать изменения в образовательной системе - это индикаторы результатов, или непосредственные результаты. Следующий уровень индикаторов - индикаторы, характеризующие решение поставленной задачи, эффект от реализации программы.
Индикаторы развития образовательной среды художественной школы
Направление Индикаторы деятельности Индикаторы результатов Индикаторы эффекта
Обеспечение возможности выбора Разработка новых направлений деятельности. Разработка новых вариативных программ для разного уровня обучающихся. Разработка новых программ профильного обучения. Разработка новых программ для предмета по выбору. Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими соответствующую квалификацию, по каждому из предметов Динамика количества обучающихся по программам новых направлений деятельности. Динамика количества обучающихся по вариативным программам. Динамика количества обучающихся по программам профильного обучения. Динамика количества обучающихся по программам предметов по выбору Динамика сохранения контингента. Динамика поступления выпускников в профильные вузы
Обеспечение личностного содержания образования Обогащение содержания образования через художественнокраеведческую составляющую Знание истории своей семьи, своего края, интерес и любовь к родному краю, уважение к его истории и современности Переход от мотивов учебного долга к личностным мотивам
Обеспечение благоприятного микроклимата Организация образовательного процесса, обеспечивающая активную самостоятельную работу обучающихся. Проведение анализов просмотров с участием учащихся Субъект-субъектные отношения, сотрудничество. Развитие рефлексии Развитие творческих способностей личности, творческая самореализация учащихся и педагогов. Эмоциональное благополучие участников образовательновоспитательного процесса
Обеспечение благоприятного предметно-пространственного компонента Обновление учебнометодической базы кабинетов. Приобретение специальной (по профилям) и психологопедагогической литературы для школьной библиотеки. Приобретение фото-, видео- и др. методических материалов для методического кабинета; Организация постоянно обновляющихся методических выставок в помещениях школы Наличие оборудования, мебели, технических средств обучения. Динамика количества и качества методического фонда. Эстетика помещений, пришкольного участка. Культурно развивающая выставочная среда Эстетическое отношение к действительности. Наличие художественного вкуса и навыков анализа и оценки произведений изобразительного искусства
Непрерывное повышение мотивационной, когнитивной и технологической готовности педагогического коллектива Разработка положения о материальном стимулировании инновационной деятельности. Организация педагогического лектория. Разработка индивидуальных карт самообразования педагогов. Научно-методическое консультирование. Внешняя экспертиза образовательной практики Результативность участия в конкурсах профессионального мастерства. Доля педагогов, имеющих высшую категорию. Формирование информационнометодического фонда разработок педагогов Стабильность кадрового состава. Приток и закрепление молодых специалистов. Удовлетворенность педагогов и обучающихся деятельностью ОУ
В целом результатом деятельности предполагается специальных условий, обеспечивающих успешное раз-
непрерывно обогащающаяся и развивающаяся куль- витие и саморазвитие личности учащихся, педагогов,
турно-образовательная среда школы как пространство родителей за счет совершенствования организационной
структуры детской художественной школы, обогащение и дифференциацию содержания образования в целях реализации ведущего принципа гуманистической педагогики - свободы выбора, а также за счет пространственно-предметного компонента: эстетики помещения, оборудования, постоянно действующих выставок.
1. Обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности, непрерывного профессионального развития педагогов за счет различных форм (внешних, внутренних) повышения квалификации, организации исследовательской работы в школе, сотрудничество с вузами г. Томска.
2. Развитые формы совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей, направленные на создание эмоционально комфортной жизнедеятельности в образовательном учреждении.
3. Повышение качества художественного образования благодаря гуманистической направленности образования: возможности выбора образовательной траектории, а также продуктивного взаимодействия, сотворчества учащихся и педагогов.
4. Адекватная заданным функциям развития структура управления школой, педагогическим коллективом.
5. Создание модели мониторинга, отражающей развитие культурно-образовательной среды школы.
6. Развитие культуры обобщения и распространения педагогического опыта в разных формах: оформление авторских программ, научно-исследовательских текстов, печатных материалов для публикации.
7. Повышение имиджа школы, укрепление взаимодействия школы с учебными, научными, научнометодическими и другими учреждениями. Укрепление ресурсности школы, увеличение позитивного влияния школы на социокультурную жизнь города.
8. Разработка системы индикаторов в процессе управления развитием школы является процессом также развивающимся, требующим уточнения и совершенствования. Определение индикаторов важно для анализа деятельности образовательного учреждения: как процесса, так и результатов. Но еще более важная функция индикаторов качества образования - определение вектора развития, путей и способов совершенствования культурно-образовательной среды школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стан-
дартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. № 4.
2. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10.
3. Агранович М.Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут? // Вопросы образования. 2008. № 1.
4. Вострокнутов С.И. Методологические основы построения системы воспитательной работы со студентами в высших учебных заведениях
России // Гуманизация образования. 2008. № 3.
5. ОсмоловскаяИ.М. Качество образования: критерии и показатели конкретной школы // Директор школы. 2005. № 3.
6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: Метод. пособие. Дубна.: Феникс,
2006. 112 с.
7. Гавриловец К.В., Титовец Т.Е. Целостность человека как педагогическая категория // Педагогика. 2007. № 10.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 16 ноября 2009 г.