БИБЛЕИСТИКА
УДК 221(32)
DOI: 10.24412/2309-5164-2021-4-11-27
Священник Георгий Андрианов, кандидат богословия, ректор Костромской духовной семинарии E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ОТОЖДЕСТВЛЕНИИ БИБЛЕЙСКОЙ ЖЕНЫ ПРЕМУДРОСТИ И ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ БОГИНИ МААТ
В статье изучается вопрос, связанный с отождествлением древнеегипетской богини Маат с Женой Премудростью из Книги Притчей Соломоновых. Автор рассматривает особенности культа Маат и специфику образа Жены Премудрости в контексте исторической эпохи. Вниманию читателя предлагаются основные тезисы, которые могут приводить к указанному отождествлению и предлагается их анализ. При работе над статьей использованы новые зарубежные исследования в данной области.
Ключевые слова: Библия, Книга Притчей Соломоновых, Жена Премудрость, премудрость, мудрость, богиня Маат, маат, Древний Египет, литературные параллели, персонификация, библейская критика, египтология
Цитирование: Андрианов Г. В., свящ. К вопросу об отождествлении библейской Жены Премудрости и древнеегипетской богини Маат // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 4. — С. 11-27.
«Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания» (Притч 8, 12)
В современных исследованиях ветхозаветного текста можно встретить тезис о том, что древнеегипетская богиня Маат является первоосновой для образа Жены Премудрости из Книги Притчей Соломоновых (гл. 1, 8, 9)1.
Современные исследователи Священного Писания постоянно находятся в поиске параллельных текстов и концепций в окружающих культурах Древнего
1 См. напр.: Jones, Cody L. The Complete Guide to the Book of Proverbs: King Solomon Reveals the Secrets to Long Life, Riches, and Honor. — Boyce (Virginia): Quintin Pub, 1999. - P.21.
Священник Георгий Андрианов
Ближнего Востока для использования их в качестве сравнительных данных или в качестве подтверждения заимствований авторами Ветхого Завета. Поэтому в библейской критике предпринимались неоднократные попытки отыскать языческий прототип Жены Премудрости1. В настоящий момент не все учёные поддерживают отождествление языческой богини и ветхозаветной Премудрости2.
Библейская Жена Премудрость: личность или персонификация?
Обычный читатель книги Притчей Соломоновых как сейчас, так и в древности воспринимает образ Жены Премудрости как аллегорию. На это его наталкивает контекст повествования и архитектура текста.
Возвышенное восприятие Жены Премудрости как прообраза конкретного лица священной истории является позднейшим христианским толкованием. Включение Премудрости (aoфía) в философские размышления — феномен нового времени. Так, С. С. Аверинцев с высоты сегодняшних достижений философской мысли и уже сформированной христианской терминологии пишет: «Премудрость в Книге Притчей — фигура, выходящая за пределы простой метафоры; речь идет, может быть, не о лице, но о сущности»3.
В Православии и католичестве существует сразу несколько объяснений Премудрости (Христос, Церковь и др.). Изучение христианской традиции толкования этого образа и объяснения нового времени выходят за рамки статьи и требуют отдельного исследования. Здесь мы остановимся только на том, как могли воспринимать фигуру Жены Премудрости читатели Книги Притчей Соломоновых до Рождества Христова.
Для ветхозаветного человека здесь допустима только одна позиция: Жена Премудрость — это аллегория божественной мудрости. Как верно отмечает архимандрит Сергий (Акимов), для библейских авторов «мудрость становится Мудростью, обретает личные черты, персонифицируется»4. То есть сначала появляется концепция мудрости, а потом возникает образ Жены Премудрости. Поэтому термин «персонификация» подходит к данной проблематике очень хорошо.
1 См.: Albright W.F. The Goddess of Life and Wisdom // American Journal of Semitic Languages. — 1920. — №4. - P. 258-294; Wisdom in Israel and in the Ancient Near East / ed. N. North, D. Winton Thomas. — Leiden: E.J. Brill, 1955. — P. 1-45; Camp, Claudia V. Wisdom and the Feminine in the Book of Proverbs. — NY: Columbia University Press, 1985. - Pp.352; Kayatz, Christa. Studien zu Proverbien 1-9. Eine form- und motivgeschichtliche Untersuchung unter Einbeziehung ägyptischen Vergleichsmaterials (in der Reihe «Wissenschaftliche Monographien zum Alten und Neuen Testament» [WMANT]). - Neukirchen-Vluyn (Deutschland): Neukirchener Verlag, 1966). - S.93-119; Frankfort, H. Ancient Egyptian Religion. - NY: Columbia University Press, 1948. - P.63-64; Collins, John J. Jewish Wisdom in the Hellenistic Age. - Louisville (Kentucky): Westminster John Knox Press, 1997. - P.11, 203-204.
2 См.: The Egyptian goodness Ma'at and Lady Wisdom in Proverbs 1-9: Reassessing their relationship / A Teacher of All Generation / Eric F. Mason. - Leiden - Boston: Brill, 2012. - P. 219.
3 Аверинцев C.C. Премудрость в Ветхом Завете // Альфа и Омега. - 1994. - № 1. - С.38.
4 Сергий (Акимов), архим. Библейская литература мудрости и ее общие черты [Электронный ресурс]. - URL: https://jesus-portal.ru/truth/articles/bibleyskaya-literatura-mudrosti/ (дата обращения 2021-11-23).
Благочестивый иудей, признавая Премудрость (ппэп) руководительницей жизни, должен был отождествлять её с Торой (учением) Божьим, которая была, по его мнению, самым совершенным выражением нравственных обязанностей. Это отождествление имеется в Притчах, Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломона, где слова «обучение», «закон Господа» заменяют одно другое1.
Мудрость в Книге Притчей представлена как нечто большее, чем абстрактное понятие, такое как справедливость. Олицетворяя мудрость в образе женщины, абстрактная идея становится более непосредственной и достижимой. Подобное описание, красивое и поэтичное, делает Жену Премудрость той, которую все стремятся узнать. Она открыта для каждого, но только «доброта вашего сердца и чистота вашего духа, а не ваш IQ — вот что привлекает мудрость»2. Желание и решимость делать то, что правильно и справедливо в глазах Бога, — это первые шаги к мудрости, которые может сделать любой человек.
Персонификация мудрости в Книге Притчей Соломоновых объясняется не только очевидным монотеизмом Ветхого Завета, но также и тем, что Жена Премудрость не единственный женский образ в Книге Притчей Соломоновых. Эта книга содержит четыре образных женских персонажа. Подробное рассмотрение каждого из них приводит исследователя Н. Шупак к следующим выводам:
1. Жена Премудрость (Lady Wisdom) и Глупая Жена (Lady Folly) принадлежат к метафорическому слою Книги Притчей. В тоже время к реальному слою относятся Жена Юности (the Wife of one's youth) и Чужая Жена (the Strange Woman), которые являются противоположностями и отождествляются с Женой Премудростью и Глупой Женой.
2. Притчи 1-9 содержат два переплетенных слоя, реальный и метафорический. Многие нити в тексте устанавливают эти связи: подобно Жене Юности, Жена Премудрость описывается как возлюбленная, и молодежь призывается любить её (4, 6-8), называть её «моя сестра» (7, 4), как возлюбленная называется в Песне Песней (4, 9 и 5; 1, 2). Мудрость «обретается» (8, 17, 35; ср. 3, 13), когда человек находит любимую жену (18, 22; ср. Песни 3; 1, 2, 4)3. Совсем иначе описывается Чужая Жена — шумная и необузданная (7, 11). Её сравнивают с Глупой Женой, которая обладает схожими качествами: она «безрассудная, шумливая» (9, 13), она тоже приглашает на пир (9, 17; ср. 7, 14), и тот, кого она заманивает в ловушку, находится на пути к смерти и к шеолу (9, 18), как и тот, кто откликается на приглашение Чужой Жены (2, 18; 5, 5; 7, 27)4.
1 См.: Премудрость / Еврейская энциклопедия. - СПб.: Типография Акционерного Общества Брокгауз-Ефронт. - T.XII. - Стлб. 888.
2 Trigilio, John Jr., rev., Brighenti, Kenneth rev. Wising Up to Lady Wisdom [Электронный ресурс]. -URL: https://www.dummies.com/religion/christianity/the-bible/wising-up-to-lady-wisdom/ (дата обращения 2021-11-23).
3 Возможно, что в своём анализе Н. Шупак немного смешивает образ Жены Премудрости (Lady Wisdom) из 1, 8 и 9 глав Книги Притчей Соломоновых с образом мудрой жены (wise woman), например, из Притч 14, 1.
4 См.: Shupak, Nili. Female Imagery in Proverbs 1-9 in the Light of Egyptian Sources // Vetus Testa-mentum. — 2011. — №61(2). — Р.322-323.
Отсюда, Жена Премудрость является, по мнению специалиста в еврейской литературе мудрости, профессора Лео Г. Пердью, «педагогико-дидактической метафорой (pedagogic-didactic metaphor), чтобы оживить слова мудреца»; Жена Премудрость — это всего лишь «литературная персонификация, призванная помешать богине плодородия, изображенной как Глупая Жена»1.
Таким образом, библейская Премудрость в Книге Притчей Соломоновых действует наряду с другими женскими персонажами, которые не равны ей и являются очевидными персонификациями или собирательными образами для добродетелей и пороков. Премудрость не противостоит им как равным. Она ставится выше их автором Книги Притчей.
Для библейского писателя сначала идёт концепция мудрости, а затем её персонификация. Монотеистический взгляд ветхозаветного мудреца на суть вещей использует женский образ только для наглядности. Отсюда древний читатель Книги Притчей воспринимал Жену Премудрость и других персонажей как литературный приём, а не как реальное божество. В пользу метафоричности Жены Премудрости также говорит использование в тексте Книги Притчей Соломоновых её антагониста — Глупой Жены (Lady Folly), которая является собирательным образом.
Ряд учёных прямо говорит о персонификации Мудрости в книге Притчей Соломоновых: Роджер Уайбрэй («мудрость в Притчах — это, по сути, божественный атрибут, который в процессе персонификации был наделен вторичными мифологическими характеристиками»)2, Хельмер Ринггрен (Жена Премудрость — это «испостасирование божественной функции»)3, Р. Скотт (Премудрость — это всего лишь «поэтическая персонификация», а не ипостась или даже отдельное существо)4, Брюс Волтке (Она является «женским олицетворением самого Бога в творческом и спасительном взаимодействии с миром»)5.
Джон Карпентер немного недооценивает понимающего контекст Притчей, когда отмечает, что фигура Жены Премудрости «не предназначена и никогда не предназначалась» для представления чего-либо, кроме самой мудрости, поэтому читатель не должен возвышать Жену Премудрость до статуса богини, чтобы начать поклоняться ей6. Невнятные основания для такого предостережения вероятно могут исходить из неясных мест неканонических книг Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, но не из самой книги Притчей.
1 Perdue, Leo G. Wisdom and Cult: A Critical Analysis of the Views of Cult in the Wisdom Literatures of Israel and the Ancient Near East. — Missoula (Montana): Scholars Press, 1977. - P.153.
2 Whybray, Roger Norman. Wisdom in Proverbs: The Concept of Wisdom in Proverbs 1-9 (Studies in Biblical Theology №45). — Eugene (Oregon): Wipf & Stock Pub, 2009. - P.83.
3 Ringgren, Helmer. Word and Wisdom: Studies in the Hypostatization of Divine Qualities and Functions in the Ancient Near East. - Lund (Sweden): Hakan Ohlssons boktryckeri, 1947. - P. 149.
4 Scott, R. B. Y. Wisdom in Creation: The 'amon of Proverbs VIII 30 // Vetus Testamentum. — 1960. — April. — Р.214, 223.
5 Waltke, Bruce K. The Book Of Proverbs: Chapters 1-15 (New International Commentary on the Old Testament). — Grand Rapids (Michigan): Eerdmans Publishing Company, 2004. - P.85
6 Carpenter, John. Who is Lady Wisdom? [Электронный ресурс]. - URL: https://carpentercommentary. wordpress.com/2012/12/18/who-is-lady-wisdom (дата обращения - 2021-11-23).
Здесь следует отметить, что в библеистике существует точка зрения, что Жена Премудрость является вполне конкретным историческим персонажем того времени («женщиной-проповедницей покаяния, пророчицей»)1. Упоминание о таких женщинах действительно имеется в Суд 4-5 (пророчица Дево-ра) и 2 Цар 14 (проповедница Фекоитянка). Однако, контекст книги Притчей не даёт возможности принять это предположение.
Таким образом, использование женского образа, по мнению учёных, это «литературный прием, изображающий мудрость как благородный, красивый, элегантный и культурный объект сам по себе, с использованием техники персонификации, чтобы придать мудрости некоторую интимность»2.
Позднейшее понимание под Премудростью прообразов конкретных личностей (Христа, Богородицы, Святого Духа и т.д.), как уже отмечалось, относится к христианской аллегорической школе толкования Священного Писания и следует в русле толкования подобных библейских мест как ветхозаветных прообразов, предвосхищавших реалии Нового Завета.
Маат — молчаливая богиня. Ошибочно считать Маат богиней мудрости3, поскольку у древних египтян богом мудрости являлся её муж Тот (изображался как человек с головой птицы ибис). Имя богини пишется учеными по-разному: Маат, Ма'ат и Ма'ат. Само слово «маат» означает «то, что прямо», подразумевая порядок, справедливость и гармонию.
Она являлась вполне конкретным божеством местного пантеона со своей биографией. Маат — это дочь бога солнца Ра и супруга бога мудрости Тота (по другой версии женой Тота считалась богиня письменности Сешат). С подачи классика египтологии Эрнеста Баджа, полагают, что Маат является женским дополнением Тота4. Поэтому скорее, Маат — это богиня справедливости и порядка. Её символ — страусиное перо.
В Текстах саркофагов (80) описывается рождение и детство богини, а также её взаимоотношения с отцом, называемом в тексте Атоном5. В тот момент, когда Ра изрек слово о сотворении мира, родилась Маат вместе с Шу (богом воздуха). По другой версии — Маат появилась вместе с предвечным богом-океаном Нуном. Её дух гармонии и равновесия наполнял творение и заставлял мир действовать рационально. Маат никогда ничего не говорит, но помогает творить вселенную. Как дочь Ра, она каждый день направляет его ладью по небу. Эта ладья иногда изображается с несколькими богами и богинями, но часто может
1 См.: Waltke, Bruce K. The Book Of Proverbs: Chapters 1-15 (New International Commentary on the Old Testament). — Grand Rapids (Michigan): Eerdmans Publishing Company, 2004. - P.83.
2 Trigilio, John Jr., rev., Brighenti, Kenneth rev. Wising Up to Lady Wisdom [Электронный ресурс]. -URL: https://www.dummies.com/religion/christianity/the-bible/wising-up-to-lady-wisdom (дата обращения 2021-11-23).
3 Как, напр.: Словарь египетской мифологии / Швец Н.Н., сост. - М.: Центрполиграф, 2008. -С.81.
4 См.: Бадж, Эрнст Альфред Уоллис. Боги египтян. Царство света, или Тайны загробного мира. -М.: Litres, 2015. - С.416.
5 Большая часть текстов, написанных на саркофагах, относится к периоду Среднего Царства (2040 г. и 1783 г. или 1640 г.) до Р.Х.
быть представлена только фигурой Маат или даже только её характерным пером в лодке. Она помогает отцу защищать лодку от змея Апофиса ночью.
Популярность Маат в Древнем Египте и огромное количество ссылок, на связанные с ней действия, приводят к выводу, что она не была второстепенным божеством, а скорее находилась в центре египетских ритуалов, и, возможно, являлась второй по значимости после Ра. «Божество Маат пронзает мир богов», — пишет египтолог Эмили Титер1.
В пользу восприятия Маат как самостоятельного члена древнеегипетского пантеона говорит наличие культа этой богини. Сохранились несколько изображений фараонов, которые при восхождении на трон преподносят богам фигурку Маат. Поступая таким образом, правитель Египта подчеркивал своё обязательство противостоять Исфет (богине хаоса). Ученый Ричард Х. Уилкинсон полагает, что такие изображения «по существу идентичны тем, в которых правитель преподносит еду, вино или другие формы жертвоприношения богам»2. Это может подтверждать тезис древнеегипетской религии о том, что боги «живут Маат», т.е. её сила даёт богам возможность действовать в рамках некоего законного поля и принимать жертвы.
Кроме того, в Древнем Египте имелись места поклонения богине. Так, например, царица Хатшепсут (1479-1458 гг. до Р.Х.) воздвигла святилище в её честь на территории храмового комплекса Монту в Карнаке. И пусть таких святилищ известно немного, но они, как полагают, могли быть центрами поклонения и даже рассмотрения правовых споров3.
Изображения Маат сохранились практически во всех известных древнеегипетских храмах. На всех свитках «Книги мёртвых» присутствует её образ в виде страусиного пера в сцене взвешивания человеческого сердца во время посмертного суда. Считалось, что в загробной жизни она помогает тем, кто отстаивал её принципы и жил соответственно им. В конце концов, понятие «присоединение к Маат» стало эвфемизмом для обозначения смерти.
Маат или маат? В литературе по религии Древнего Египта присутствует расхожее предположение, что термином маат (со строчной буквы) обозначали концепцию справедливости; а также ведутся споры о том, что было раньше: божество или концепция (Маат или маат)4. Поэтому раздел о древнеегипетской богине будет неполным без упоминания об этой своеобразной двой ственности.
Часть современных исследователей (Ян Ассман, Майкл Фокс, Эмили Титер и др.) делают очевидный крен в сторону «развоплощения» и «обезличивания» языческой богини, по сути, сводя Маат к абстрактной концепции Истины-
1 Teeter, Emily. Maat / Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. — Oxford: Oxford University Press, 2001. — Vol.II. — P.319.
2 Wilkinson, Richard H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. - London: Thames & Hudson, 2003. - P.152.
3 Cm.: Lesko, Barbara S. The Great Goddesses of Egypt. - Norman (Oklahoma): University of Oklahoma Press, 1999. - P.268-269.
4 Tobin, Vincent A. Theological Principles of Egyptian Religion. — NY: Peter Lang, 1989. — P.79. 16
Правды-Справедливости1. Классик египтологии Эрнест Бадж завершает своё определение, описывая Маат, как «олицетворение физического и морального закона, порядка и истины»2. Винсент А. Тобин решительно утверждает, что Маат — это космический принцип, который лишь на секунду стал богиней, благодаря олицетворению этого принципа3.
По словам Я. Ассмана, древний египтянин «видел действительность не как совокупность заурядных или экстраординарных событий и данностей, но как Маат — первозданную полноту смысла, проявляющую себя в изобилии и справедливости»4. «В Месопотамии для обозначения этого всеобщего мирового порядка использовали шумерский термин МЕ, а в Египте — имя одной из богинь — Маат», — проводит аналогию архимандрит Сергий (Акимов)5.
В пользу понимания Маат как концепции следует отнести, как ни странно, так называемых, жрецов Маат. Современной египтологией предполагается, что люди, носившие титул «жреца Маат» являлись просто выдающимися чиновниками и судьями своего времени6. Человек поклонялся богине Маат, живя в соответствии с высшими принципами справедливости, порядка и гармонии, помня о своих соседях и земле, за которой ему было дано присматривать7. Египетские мудрецы и писцы явно видели себя чиновниками, служащими Маат. Они писали о себе, что «совершают маат», то есть делают то, что правильно и справедливо. Кстати, изображения Маат евреи могли видеть у таких египетских чиновников, которые носили их на шее в качестве амулетов8.
Глубокий исследователь вопроса Стивен Швейцер заключает: «Очевидно, что эти два отдельных аспекта [концепция и богиня] не различаются в древнеегипетской литературе. Часто неясно, подразумевается ли в древних текстах богиня или принципы, которые она представляет»9.
1 См.: Assmann, Jan. Maât, l'Égypte pharaonique et l'idée de justice sociale. - Paris: Julliard, 1989; Fox, M. V. World Order and Maat: A Crooked Parallel // Journal of the Ancient Near Eastern Society. - 1995. - № 23. - P. 37-48; Teeter, Emily. Maat / Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. — Oxford: Oxford University Press, 2001. - Vol. II. - P.319-321; Karenga, Maulana. Maat, The Moral Ideal in Ancient Egypt: A Study in Classical African Ethics. - NY: Routledge, 2003; Lipson, Carol S. Ancient Egyptian Rhetoric: It All Comes Down to Maat / Rhetoric before and beyond the Greeks / ed. Carol S. Lipson, Roberta A. Binkley. - NY: University of New York Press, 2004. - Р. 79-97.
2 Budge, Wallis E. A. The Gods of the Egyptians: Or Studies in Egyptian Mythology. — NY: Dover Publications, 1904. — Vol.I. - P.417.
3 См.: Tobin, Vincent A. Theological Principles of Egyptian Religion. — NY: Peter Lang, 1989. — P.79.
4 Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. — М.: Присцельс, 1999. — С.19.
5 Акимов В.В. Литература мудрости: Древний Израиль и страны Ближнего Востока // Труды Минской духовной академии. - 2009. - №7. - С.135.
6 См.: Wilkinson, Richard H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. - London: Thames & Hudson, 2003. - P.117.
7 См.: Mark, Joshua J. Ma'at / World History Encyclopedia [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.worldhistory.org/Ma'at/ (дата обращения - 2021-11-23).
8 Wilkinson, Richard H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. - London: Thames & Hudson, 2003. — P.152.
9 Schweitzer, Steven. The Egyptian Goddess Ma'at and Lady Wisdom in Proverbs 1-9: Reassessing their Relationship / A Teacher for All Generations: Essays in Honor of James C. VanderKam. - Leiden: Brill, 2012. - P.114.
Интересно, что почитание Маат не затронула даже монотеистическая реформа фараона Аменхотепа III (Эхнатона, 1402-1365 гг. до Р.Х.), т.е. в какой-то момент в египетском пантеоне осталось только два божества: Атон и Маат. Эхнатон не мог открыто уничтожить культ Маат, но и не хотел делить с ней единственного Атона. Возможно, что в этот период концепция справедливости ненадолго могла затенить женское божество, но от этого сделало Маат ещё более известной.
Есть два необычных доказательства понимания Маат, прежде всего, как божества. Так, в одном из текстов умерший человек прямо отождествляет себя с Маат. Эта личная и дерзкая ассоциация демонстрирует, что Маат не ограничивается абстрактной концепцией; она настоящая богиня («Тексты саркофагов» 624, 634, 660, 939).
Другое доказательство — это упоминание Маат в некоторых памятниках в двойственном числе (Маали), где она, по мнению Эрнеста Баджа, либо наделяется двойной силой как повелительница Верхнего и Нижнего Египта, либо является олицетворением и физического, и морального порядка1. В «Текстах пирамид» богиню представляют в двойственной форме: как две истины или «два Маат», оценивающие право умершего правителя на трон Гебы2. В более поздней погребальной литературе, суд над умершим происходит в Великом Чертоге Двух Истин (также двойная форма Маат)3, а сами боги, действующие в качестве судей божественного трибунала, называются «советом Маат»4.
Таким образом, богиня Маат — это не просто олицетворение концепции порядка и справедливости. Иная позиция, как представляется, основана на современном подходе к абстрактному мышлению и больших допущениях. Для древнего египтянина принципы Маат являлись конкретными требованиями к образу жизни, освященные её божественным авторитетом. В этой связи не важно, как воспринималась богиня египтянами в исторический момент: как трансцендентное божество или как олицетворение вселенского порядка. Её божественность не подвергалась сомнению, поэтому, вероятнее всего, сначала — божество, а потом — концепция.
Следует отметить, что важность принципов Маат для Египта подчеркивается одним из способов написания её имени. Хотя её часто идентифицировали по символу пера, её также обозначали и постаментом. Постамент обычно изображали под тронами божеств, но не использовали для передачи их личных имен. Обозначение Маат как постамента, по мнению египтолога Джеральдины Пинч, следует понимать как фундамент, на котором было построено египетское общество5.
1 Budge, E. A. Wallis. Introduction / The Book ofthe Dead: The Papyrus of Ani. - NY: Dover Publications, 1967. - P.cxix.
2 «Тексты пирамид» - древнейшее произведение древнеегипетской религиозной литературы (ок. 3000 г. до Р.Х.).
3 Великий Чертог Двух Истин - зал суда в загробном мире, место, где умерший представал перед двумя группами богов-судей.
4 Wilkinson, Richard H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. - London: Thames & Hudson, 2003. - P.150.
5 Pinch, Geraldine Harris. Egyptian Mythology: A Guide to the Gods, Goddesses, and Traditions of Ancient Egypt. - Oxford: Oxford University Press, 2004. - P.160.
Маат—это богиня, которая за тысячелетия существования культа периодически становится (в понимании последователей) шире самой себя, теряет свою личность, и с этой точки зрения может действительно называться концепцией.
Идеологической противоположностью Маат была богиня Исфет («несправедливость», «хаос», «насилие»). Главным противником Исфет и ответственным за мировой порядок на земле являлся фараон1. Поскольку не существует изображений Исфет и свидетельств о её культе, то можно предположить, что Исфет скорее концепция (хаоса), чем божество. Это очень важное обстоятельство позволяет приблизиться к ответу на вопрос «Маат или маат?» (богиня или концепция?).
Стивен Швейцер пишет, что здесь имеет место «двойной ритуально-этический контекст» (Both Ritual and Ethical Language)2. Маат — базовая основа ценностей древнеегипетского общества. Сердце каждого взвешивается на последнем суде по стандарту, которым является сама Маат. Таким образом, достижение Маат является целью жизни и ключом к вечному благословению в загробной жизни. Если не совершается маат, то это приводит к хаосу, беспорядку и бедствиям как физического, так и духовного характера.
По итогу, чтобы различать богиню справедливости и концепцию порядка, в литературе используется написание одного и того же слова соответственно с прописной (Маат — божество) и со строчной буквы (маат — концепция).
Премудрость и Маат: изучение параллелей
Вопрос отождествления постоянно поднимается в научном сообществе. Исследователи по-разному отвечают на него. Некоторые говорят о заимствовании языческих представлений библейскими авторами, а другие категорически отрицают любое сходство.
«Предположение о том, что богиня Маат была бы эквивалентом или моделью для библейской концепции Жены Премудрости, должно быть отвергнуто» — чётко, но почти без доказательств, заявляет К. Смелик3. Более предметно рассуждает профессор Майкл Фокс. Он категорически отрицает сходство Жены Премудрости с Маат, поскольку «мудрецы Израиля не были египтологами», т. е. не могли в подробностях знать культ Маат, тесно связанный почитанием Ра, с которым почти всегда изображается и упоминается Маат (как дочь, как «пища», как подношение и т. п.)4. Поэтому, по мнению М. Фокса, сомнительно, чтобы древние мудрецы могли извлечь концепцию маат из разрозненных египетских культовых и погребальных текстов и привить ее собственной культуре мудрости.
1 См.: Romer, John. Testament: The Bible and History. - Kibworth Harcourt (Leiceste GB): Guild Publishing, 1988. - P.41-42.
2 Schweitzer, Steven. The Egyptian Goddess Ma'at and Lady Wisdom in Proverbs 1-9: Reassessing their Relationship / A Teacher for All Generations: Essays in Honor of James C. VanderKam. - Leiden: Brill, 2012. - P.127.
3 Smelik, Klaas A. D. Maat / Dictionary of Deities and Demons in the Bible / Ed. by Karel Van Der Toorn, Bob Becking and Pieter W. Van Der Horst. - Leiden: Brill; Grand Rapids: Eerdmans, 1999.- P.535.
4 Fox, Michael V. World Order and Ma'at: A Crooked Parallel // Journal of the Ancient Near Eastern Society. - 1995. - №23. - P.42.
Неточность М. Фокса, как представляется, скрывается в сильном допущении, что Соломон и его последователи-мудрецы не имели доступа к концепции маат, которая была распространена в египетской культуре, и что они были неспособны к философским и интеллектуальным поискам при создании своей национальной концепции с персонификацией божественной Мудрости. Следует отметить, что Маат, если можно так сказать, являлась «ноу-хау» древнеегипетской религиозной мысли. Прямой «импорт» маат не обнаруживается в других языческих культурах того времени, а для ветхозаветных мудрецов вообще представлялся невозможным. Таким образом, автор Книги Притчей теоретически мог знать о концепции маат, но не мог изложить её без опасения быть уличённым в многобожии и почитании известной языческой богини.
Поэтому другая часть учёных допускает варианты заимствования, но в разной форме и степени. «Аналогия возможна», — признаёт Ричард Клиффорд1. Джон Коллинз заявляет (без пояснений) в своём очень кратком исследовании, что в Библии «вероятно, существует некоторое влияние египетской концепции Маат, которая воплощает истину, справедливость и мировое господство»2.
Кроме того, в науке существует предположение о том, что прототипом Жены Премудрости могла быть не Маат, а другая древнеегипетская богиня — Исида. Точки зрения о заимствовании образа Исиды придерживаются Джон Коллинз, Уилфред Кнокс, Джозеф Бленкинсопп и частично Майкл Фокс. По мнению этих исследователей, древнееврейские мудрецы могли включить в свои верования представления о богине Исиде в связи с рассветом её культа. Однако, слабым местом такого подхода является датировка 111-им столетием до Р.Х., т.е. позднее по отношению к Книге Притчей3.
В ветхозаветном представлении Жена Премудрость не является дочерью Яхве, в то время как Маат провозглашается дочерью (иногда даже женой) верховного божества Древнего Египта. Библейская Премудрость поэтично появляется единственной «прежде созданий» (Притч 8, 22), тогда как Маат творится Ра с другими божествами с началом вселенной. Следует отметить, что пророческое описание рождения Премудрости (Притч 8, 22-31) впоследствии дало право христианским богословам проводить богословские параллели с Предвечным рождением Второй Ипостаси Святой Троицы.
Роланд Мёрфи отмечает, что Маат никогда не произносит каких-либо слов4. Библейская Премудрость говорит от первого лица и открыто возвыша-
1 Clifford, Richard J. The Wisdom Literature. - Nashville (Nashville): Abingdon press, 1998. - P.34, 55.
2 Collins, John J. Jewish Wisdom in the Hellenistic Age. - Louisville (Kentucky): Westminster John Knox Press, 1997. - P.11.
3 Cm.: Collins, John J. Jewish Wisdom in the Hellenistic Age. - Louisville (Kentucky): Westminster John Knox Press, 1997. - P.11. 203-204; Knox, Wilfred L. The Divine Wisdom // Journal of Theological Studies. - 1937. - №38. - P.230-237; Blenkinsopp, Joseph. Wisdom and law in the Old Testament : the ordering of life in Israel and early Judaism. - NY: Oxford University Press, l995. - P. 161; Fox, Michael V. Proverbs 1-9 [The Anchor Yale Bible Commentaries Series]. - New Haven (Connecticut): Yale University Press, 2000. - P.336.
4 Cm.: Murphy, Roland E. The Tree of Life: An Exploration of Biblical Wisdom Literature. - Grand Rapids (Michigan): Eerdmans, 1996. - P.162.
ет свой голос на улицах (Притч 8, 1), в то время как Маат никогда не говорит. Очевидной слабостью также является попытка увидеть параллель между Маат (держащей анкх и скипетр) и Женой Премудростью, обладающей «богатством и славой» (Притч 8, 18).
Имелось даже странное предположение, что заимствование образа Маат произошло в результате знакомства евреев с древнеегипетскими изображениями веселящихся (играющих) людей, что нашло своё отражение в образе Жены Премудрости, которая «возвышает свой голос» (Притч 8, 1-5) и которая «была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его всё время» (Притч 8, 30-31)1. Но до сих пор не обнаружено ни одного изображения «радующейся» Маат.
Повторяющееся появление Маат в связи с судом в загробной жизни в египетских текстах не находит своего отражения в Притчах 1-9. Более того, в Книге Притчей Соломоновых нет вообще никаких свидетельств веры в загробную жизнь, не говоря уже о том, в такой обстановке совершается посмертный суд и какие требования применяются к умершему. Поиск Премудрости, чтобы реализовать её ценности и заповеди в повседневной жизни, может казаться эквивалентным исполнению принципов Маат. Но Книга Притчей говорит о воздаянии мудрому уже в этой жизни, а концепция маат обращена в загробные пределы.
Общим местом, на первый взгляд, является представление о том, что справедливое и ответственное царствование зависит от Маат и Премудрости («мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» — Притч 8,15). Но разве понятие о том, что править необходимо мудро является какой-то уникальной доктриной Египта, а не свойственно всем древним обществам?
Может показаться, что общим местом также может служить то обстоятельство, что Маат — единственное божество Древнего Египта, имя которого иногда используется во множественном числе (например, в споре двух истин), как и имя Премудрости в Книге Притчей Соломоновых (1, 20; 9, 1; 14, 1; 24, 7). Тем не менее, при ближайшем рассмотрении выявляется, что в текстах употребляются разные грамматические категории: о Маат говорится в двойственном числе, а о Премудрости в форме pluralis majestatis («множественное величия»); используется термин лгаэп (хохмот, букв. — мудрые) от «хохма» (премудрость).
Выводы
Следует отметить, что по факту, кроме женственности, нет ничего общего между древнеегипетской Маат и библейской Женой Премудростью. У них разные корни и разные назначения, их по-разному воспринимают. Возможно, что автор Книги Притчей Соломоновых мог воспользоваться какими-то устоявшимися древневосточными представлениями о мудрой богине, но в данный момент это является серьёзным допущением и необоснованным предположением.
По мысли С. С. Аверинцева, наличие общих черт у библейской Премудрости с языческими богинями заключается в том, что К. Г. Юнг называл «жен-
1 См.: Keel, Othmar. Die Weisheit spielt vor Gott: ein ikonographischer Beitrag zur Deutung des mesa-häqät in Spr. 8,30f (Freiburg: Universitätsverlag; Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1974. - S.67-68.
ственным Архетипом» и здесь «было бы очень трудно, пожалуй, невозможно вообразить себе полное отсутствие сходства»1.
Маат могла бы быть первоначальной мотивацией для размышлений о такой сущности, как Жена Премудрость, не будучи полностью ответственной за её последующее описание, сформулированное профессиональными библейскими мудрецами. С. Швейцер пишет, что ветхозаветное понимание Премудрости «имеет возможную и, я бы сказал, вероятную связь с богиней Маат, но никакое прямое соответствие Маат без некоторой адаптации не может быть продемонстрировано на основе известных доказательств»2.
H. Шупак в своём обстоятельном исследовании вопроса выделяет как параллельные, так и непохожие элементы литературных изображений Маат и Жены Премудрости и приходит к довольно простому выводу, что они «не идентичны»3.
Как мудро замечает С. С. Аверинцев, в вопросе о соотношении библейской Премудрости и языческих божеств «во-первых, слишком мало можно твёрдо доказать или хотя бы твёрдо опровергнуть, а во-вторых, контекст библейского монотеизма, в рамках которого неизменно выступает библейская Премудрость, сообщает каждой её черте функцию, немыслимую в контексте любой языческой мифологии»4. Поэтому серьёзный исследователь не возьмётся отождествлять Жену Премудрость и богиню Маат.
Таким образом, сегодня нельзя однозначно говорить об основополагающем египетском влиянии на автора Книгу Притчей Соломоновых или утверждать, что еврейский мудрец заимствовал у своего египетского коллеги образ богини Маат. Тем не менее, обнаруженные учёными параллели однозначно являются вкладом в сравнительные исследования по египетской литературе и библейскому наследию. В настоящий момент Жена Премудрость всегда ассоциируется с национальными традициями мудрости ветхозаветного государства, а богиня Маат — с национальными традициями Древнего Египта.
ЛИТЕРАТУРА
I. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2010.
2. Аверинцев С. C. Премудрость в Ветхом Завете // Альфа и Омега. — 1994. — № 1. — С. 25-38.
3. Акимов В. В. Литература мудрости: Древний Израиль и страны Ближнего Востока // Труды Минской духовной академии. — 2009. — № 7. — C.133-159.
4. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. — М.: При-сцельс, 1999.
1 Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете // Альфа и Омега. - 1994. - № 1. - С.38.
2 Schweitzer, Steven. The Egyptian Goddess Ma'at and Lady Wisdom in Proverbs 1-9: Reassessing their Relationship / A Teacher for All Generations: Essays in Honor of James C. VanderKam. - Leiden: Brill, 2012. - P.130.
3 Shupak, Nili.Where Can Wisdom be Found? The Sage's Language in the Bible and in Ancient Egyptian Literature [La collection Orbis Biblicus et Orientalis]. - Fribourg: University Press; Gollingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1993). - P.96, 268-270, 345.
4 Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете // Альфа и Омега. - 1994. - № 1. - С.38.
5. Бадж, Эрнст Альфред Уоллис. Боги египтян. Царство света, или Тайны загробного мира. — М.: Litres, 2015.
6. Еврейская энциклопедия. — СПб.: Типография Акционерного Общества Брокгауз-Ефронт. — Т.Х11.
7. Сергий (Акимов), архим. Библейская литература мудрости и ее общие черты [Электронный ресурс]. — URL: https://jesus-portal.ru/truth/articles/bibleyskaya-literatura-mudrosti/ (дата обращения 2021-11-23).
8. Словарь египетской мифологии / Швец Н. Н., сост. — М.: Центрполиграф, 2008.
9. Albright W. F. The Goddess of Life and Wisdom // American Journal of Semitic Languages. — 1920. — № 4. — P. 258-294.
10. Assmann, Jan. Maât, l'Égypte pharaonique et l'idée de justice sociale. — Paris: Julliard, 1989.
11. Blenkinsopp, Joseph. Wisdom and law in the Old Testament: the ordering of life in Israel and early Judaism. — NY: Oxford University Press, l995.
12. Budge, E. A. Wallis. Introduction / The Book of the Dead: The Papyrus of Ani. — NY: Dover Publications, 1967.
13. Budge, Wallis E. A. The Gods of the Egyptians: Or Studies in Egyptian Mythology. — NY: Dover Publications, 1904. — Vol.I.
14. Camp, Claudia V. Wisdom and the Feminine in the Book of Proverbs. — NY: Columbia University Press, 1985.
15. Carpenter, John. Who is Lady Wisdom? [Электронный ресурс]. — URL: https://carpentercommentary.wordpress.com/2012/12/18/who-is-lady-wisdom (дата обращения — 2021-11-23).
16. Clifford, Richard J. The Wisdom Literature. — Nashville (Nashville): Abingdon press, 1998.
17. Collins, John J. Jewish Wisdom in the Hellenistic Age. — Louisville (Kentucky): Westminster John Knox Press, 1997.
18. Collins, John J. Jewish Wisdom in the Hellenistic Age. — Louisville (Kentucky): Westminster John Knox Press, 1997.
19. Fox, M. V. World Order and Maat: A Crooked Parallel // Journal of the Ancient Near Eastern Society. — 1995. — № 23. — P. 37-48.
20. Fox, Michael V. Proverbs 1-9 [The Anchor Yale Bible Commentaries Series]. — New Haven (Connecticut): Yale University Press, 2000.
21. Frankfort, H. Ancient Egyptian Religion. — NY: Columbia University Press, 1948.
22. Jones, Cody L. The Complete Guide to the Book of Proverbs: King Solomon Reveals the Secrets to Long Life, Riches, and Honor. — Boyce (Virginia): Quintin Pub, 1999.
23. Karenga, Maulana. Maat, The Moral Ideal in Ancient Egypt: A Study in Classical African Ethics. — NY: Routledge, 2003.
24. Kayatz, Christa. Studien zu Proverbien 1-9. Eine form- und motivgeschichtliche Untersuchung unter Einbeziehung ägyptischen Vergleichsmaterials (in der Reihe «Wissenschaftliche Monographien zum Alten und Neuen Testament» [WMANT]). — Neukirchen-Vluyn (Deutschland): Neukirchener Verlag, 1966). — S.93-119.
25. Keel, Othmar. Die Weisheit spielt vor Gott: ein ikonographischer Beitrag zur Deutung des mesahäqät in Spr. 8,30f (Freiburg: Universitätsverlag; Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1974. — S.67-68.
26. Knox, Wilfred L. The Divine Wisdom // Journal of Theological Studies. — 1937. — № 38. — P. 230-237.
27. Lesko, Barbara S. The Great Goddesses of Egypt. — Norman (Oklahoma): University of Oklahoma Press, 1999.
28. Lipson, Carol S. Ancient Egyptian Rhetoric: It All Comes Down to Maat / Rhetoric before and beyond the Greeks / ed. Carol S. Lipson, Roberta A. Binkley. — NY: University of New York Press, 2004. — Р. 79-97.
29. Mark, Joshua J. Ma'at / World History Encyclopedia [Электронный ресурс]. — URL: https://www.worldhistory.org/Ma'at/ (дата обращения — 2021-11-23).
30. Murphy, Roland E. The Tree of Life: An Exploration of Biblical Wisdom Literature. — Grand Rapids (Michigan): Eerdmans, 1996.
31. Perdue, Leo G. Wisdom and Cult: A Critical Analysis of the Views of Cult in the Wisdom Literatures of Israel and the Ancient Near East. — Missoula (Montana): Scholars Press, 1977.
32. Pinch, Geraldine Harris. Egyptian Mythology: A Guide to the Gods, Goddesses, and Traditions of Ancient Egypt. — Oxford: Oxford University Press, 2004.
33. Ringgren, Helmer. Word and Wisdom: Studies in the Hypostatization of Divine Qualities and Functions in the Ancient Near East. — Lund (Sweden): Hakan Ohlssons bok-tryckeri, 1947.
34. Romer, John. Testament: The Bible and History. — Kibworth Harcourt (Leiceste GB): Guild Publishing, 1988.
35. Schweitzer, Steven. The Egyptian Goddess Ma'at and Lady Wisdom in Proverbs 1-9: Reassessing their Relationship / A Teacher for All Generations: Essays in Honor of James C. VanderKam. — Leiden: Brill, 2012.
36. Scott, R. B. Y. Wisdom in Creation: The 'ämön of Proverbs VIII 30 // Vetus Testa-mentum. — 1960. — April. — Р.213-223.
37. Shupak, Nili. Female Imagery in Proverbs 1-9 in the Light of Egyptian Sources // Vetus Testamentum. — 2011. — № 61(2). — Р.322-323.
38. Shupak, Nili.Where Can Wisdom be Found? The Sage's Language in the Bible and in Ancient Egyptian Literature [La collection Orbis Biblicus et Orientalis]. — Fribourg: University Press; Gollingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1993).
39. Smelik, Klaas A. D. Maat / Dictionary of Deities and Demons in the Bible / Ed. by Karel Van Der Toorn, Bob Becking and Pieter W. Van Der Horst. — Leiden: Brill; Grand Rapids: Eerdmans, 1999.
40. Teeter, Emily. Maat / Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. — Oxford: Oxford University Press, 2001.
41. The Egyptian goodness Ma'at and Lady Wisdom in Proverbs 1-9: Reassessing their relationship / A Teacher of All Generation / Eric F. Mason. — Leiden — Boston: Brill, 2012.
42. Tobin, Vincent A. Theological Principles of Egyptian Religion. — NY: Peter Lang, 1989.
43. Trigilio, John Jr., rev., Brighenti, Kenneth rev. Wising Up to Lady Wisdom [Электронный ресурс]. — URL.: https://www.dummies.com/religion/christianity/the-bible/wising-up-to-lady-wisdom/ (дата обращения 2021-11-23).
44. Waltke, Bruce K. The Book Of Proverbs: Chapters 1-15 (New International Commentary on the Old Testament). — Grand Rapids (Michigan): Eerdmans Publishing Company, 2004.
45. Whybray, Roger Norman. Wisdom in Proverbs: The Concept of Wisdom in Proverbs 1-9 (Studies in Biblical Theology № 45). — Eugene (Oregon): Wipf & Stock Pub, 2009.
46. Wilkinson, Richard H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. — London: Thames & Hudson, 2003.
47. Wisdom in Israel and in the Ancient Near East / ed. N. North, D. Winton Thomas. — Leiden: E. J. Brill, 1955.
Priest Georgy Andrianov, PhD in Theology, Rector of the Kostroma Theological Seminary E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF THE IDENTIFICATION OF THE BIBLICAL WIFE OF WISDOM AND THE ANCIENT EGYPTIAN GODDESS MAAT
The article examines the issue related to the identification of the ancient Egyptian goddess Maat with Her Wife Wisdom from the Book of Proverbs of Solomon. The author examines the features of the cult of Maat and the specifics of the image of the Wife of Wisdom in the context of the historical era. The reader is offered the main theses that can lead to this identification and their analysis is offered. When working on the article, new foreign studies in this field were used. Keywords: Bible, Book of Proverbs of Solomon, Wisdom, wisdom, wisdom, goddess Maat, maat, Ancient Egypt, literary parallels, personification, biblical criticism, egyptology.
Citation: Andrianov G. V, priest. On the question of the identification of the Biblical Wife of Wisdom and the ancient Egyptian goddess Maat // Ipatievsky vestnik. — 2021. — № 4. — P. 11-27.
REFERENCES
1. Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. — M.: Izdatel'stvo Moskovskoy Patriarkhii, 2010.
2. Averintsev S. C. Premudrost' v Vetkhom Zavete // Al'fa i Omega. — 1994. — № 1. — S.25-38.
3. Akimov V. V. Literature mudrosti: Drevniy Izrail' i strany Blizhnego Vostoka // Trudy Minskoy dukhovnoy akademii. — 2009. — № 7. — C.133-159.
4. Assman YA. Yegipet: teologiya i blagochestiye ranney tsivilizatsii.—M.: Pristsel's, 1999.
5. Badzh, Ernst Al'fred Uollis. Bogi yegiptyan. Tsarstvo sveta, ili Tayny zagrobnogo mira. — M.: Litres, 2015.
6. Yevreyskaya entsiklopediya. — SPb.: Tipografiya Aktsionernogo Obshchestva Brokgauz-Yefront. — T.XII.
7. Sergiy (Akimov), arkhim. Bibleyskaya literatura mudrosti i yeye obshchiye cherty [Elektronnyy resurs]. — URL: https://jesus-portal.ru/truth/articles/bibleyskaya-literatura-mudrosti/ (data obrashcheniya 2021-11-23).
8. Slovar' yegipetskoy mifologii / Shvets N. N., sost. — M.: Tsentrpoligraf, 2008.
9. Albright W. F. The Goddess of Life and Wisdom // American Journal of Semitic Languages. — 1920. — № 4. — P. 258-294.
10. Assmann, Jan. Maât, l'Égypte pharaonique et l'idée de justice sociale. — Paris: Julliard, 1989.
11. Blenkinsopp, Joseph. Wisdom and law in the Old Testament: the ordering of life in Israel and early Judaism. — NY: Oxford University Press, l995.
12. Budge, E. A. Wallis. Introduction / The Book of the Dead: The Papyrus of Ani. — NY: Dover Publications, 1967.
13. Budge, Wallis E. A. The Gods of the Egyptians: Or Studies in Egyptian Mythology. — NY: Dover Publications, 1904. — Vol.I.
14. Camp, Claudia V. Wisdom and the Feminine in the Book of Proverbs. — NY: Columbia University Press, 1985.
15. Carpenter, John. Who is Lady Wisdom? [Электронный ресурс]. — URL: https://carpentercommentary.wordpress.com/2012/12/18/who-is-lady-wisdom (дата обращения — 2021-11-23).
16. Clifford, Richard J. The Wisdom Literature. — Nashville (Nashville): Abingdon press, 1998.
17. Collins, John J. Jewish Wisdom in the Hellenistic Age. — Louisville (Kentucky): Westminster John Knox Press, 1997.
18. Collins, John J. Jewish Wisdom in the Hellenistic Age. — Louisville (Kentucky): Westminster John Knox Press, 1997.
19. Fox, M. V. World Order and Maat: A Crooked Parallel // Journal of the Ancient Near Eastern Society. — 1995. — № 23. — P. 37-48.
20. Fox, Michael V. Proverbs 1-9 [The Anchor Yale Bible Commentaries Series]. — New Haven (Connecticut): Yale University Press, 2000.
21. Frankfort, H. Ancient Egyptian Religion. — NY: Columbia University Press, 1948.
22. Jones, Cody L. The Complete Guide to the Book of Proverbs: King Solomon Reveals the Secrets to Long Life, Riches, and Honor. — Boyce (Virginia): Quintin Pub, 1999.
23. Karenga, Maulana. Maat, The Moral Ideal in Ancient Egypt: A Study in Classical African Ethics. — NY: Routledge, 2003.
24. Kayatz, Christa. Studien zu Proverbien 1-9. Eine form- und motivgeschichtliche Untersuchung unter Einbeziehung ägyptischen Vergleichsmaterials (in der Reihe «Wissenschaftliche Monographien zum Alten und Neuen Testament» [WMANT]). — Neukirchen-Vluyn (Deutschland): Neukirchener Verlag, 1966). — S.93-119.
25. Keel, Othmar. Die Weisheit spielt vor Gott: ein ikonographischer Beitrag zur Deutung des mesahäqät in Spr. 8,30f (Freiburg: Universitätsverlag; Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1974. — S.67-68.
26. Knox, Wilfred L. The Divine Wisdom // Journal of Theological Studies. — 1937. — № 38. — P. 230-237.
27. Lesko, Barbara S. The Great Goddesses of Egypt. — Norman (Oklahoma): University of Oklahoma Press, 1999.
28. Lipson, Carol S. Ancient Egyptian Rhetoric: It All Comes Down to Maat / Rhetoric before and beyond the Greeks / ed. Carol S. Lipson, Roberta A. Binkley. — NY: University of New York Press, 2004. — Р. 79-97.
29. Mark, Joshua J. Ma'at / World History Encyclopedia [Электронный ресурс]. — URL: https://www.worldhistory.org/Ma'at/ (дата обращения — 2021-11-23).
30. Murphy, Roland E. The Tree of Life: An Exploration of Biblical Wisdom Literature. — Grand Rapids (Michigan): Eerdmans, 1996.
31. Perdue, Leo G. Wisdom and Cult: A Critical Analysis of the Views of Cult in the Wisdom Literatures of Israel and the Ancient Near East. — Missoula (Montana): Scholars Press, 1977.
32. Pinch, Geraldine Harris. Egyptian Mythology: A Guide to the Gods, Goddesses, and Traditions of Ancient Egypt. — Oxford: Oxford University Press, 2004.
33. Ringgren, Helmer. Word and Wisdom: Studies in the Hypostatization of Divine Qualities and Functions in the Ancient Near East. — Lund (Sweden): Hakan Ohlssons bok-tryckeri, 1947.
34. Romer, John. Testament: The Bible and History. — Kibworth Harcourt (Leiceste GB): Guild Publishing, 1988.
35. Schweitzer, Steven. The Egyptian Goddess Ma'at and Lady Wisdom in Proverbs 1-9: Reassessing their Relationship / A Teacher for All Generations: Essays in Honor of James C. VanderKam. — Leiden: Brill, 2012.
36. Scott, R. B. Y. Wisdom in Creation: The 'ämön of Proverbs VIII 30 // Vetus Testa-mentum. — 1960. — April. — Р.213-223.
37. Shupak, Nili. Female Imagery in Proverbs 1-9 in the Light of Egyptian Sources // Vetus Testamentum. — 2011. — № 61(2). — Р.322-323.
38. Shupak, Nili.Where Can Wisdom be Found? The Sage's Language in the Bible and in Ancient Egyptian Literature [La collection Orbis Biblicus et Orientalis]. — Fribourg: University Press; Gollingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1993).
39. Smelik, Klaas A. D. Maat / Dictionary of Deities and Demons in the Bible / Ed. by Karel Van Der Toorn, Bob Becking and Pieter W. Van Der Horst. — Leiden: Brill; Grand Rapids: Eerdmans, 1999.
40. Teeter, Emily. Maat / Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. — Oxford: Oxford University Press, 2001.
41. The Egyptian goodness Ma'at and Lady Wisdom in Proverbs 1-9: Reassessing their relationship / A Teacher of All Generation / Eric F. Mason. — Leiden — Boston: Brill, 2012.
42. Tobin, Vincent A. Theological Principles of Egyptian Religion. — NY: Peter Lang, 1989.
43. Trigilio, John Jr., rev., Brighenti, Kenneth rev. Wising Up to Lady Wisdom [Электронный ресурс]. — URL.: https://www.dummies.com/religion/christianity/the-bible/wising-up-to-lady-wisdom/ (дата обращения 2021-11-23).
44. Waltke, Bruce K. The Book Of Proverbs: Chapters 1-15 (New International Commentary on the Old Testament). — Grand Rapids (Michigan): Eerdmans Publishing Company, 2004.
45. Whybray, Roger Norman. Wisdom in Proverbs: The Concept of Wisdom in Proverbs 1-9 (Studies in Biblical Theology № 45). — Eugene (Oregon): Wipf & Stock Pub, 2009.
46. Wilkinson, Richard H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. — London: Thames & Hudson, 2003.
47. Wisdom in Israel and in the Ancient Near East / ed. N. North, D. Winton Thomas. — Leiden: E. J. Brill, 1955.