Научная статья на тему 'К вопросу об отношении философии к «Жизни»'

К вопросу об отношении философии к «Жизни» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ЗНАНИЕ-ПРОЦЕСС / СВОБОДА / КОНЦЕПТ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / THINKING / KNOWLEDGE / FREEDOM / CONCEPT / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шадрин Алексей Анатольевич

В тексте выступления затрагиваются вопросы, имеющие непосредственное отношение к специфике философского знания, его востребованности и актуальности; проводится мысль о том, что философские концепты вписаны в пространство человеческого существования и предъявляют само человеческое начало в его живом осуществлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Шадрин Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ATTITUDE OF PHILOSOPHY TOWARDS “LIFE”

This paper sheds light on problems of philosophical knowledge, its relevance and importance in society. The author argues that philosophical concepts are embodied in human existences and present humanness in its live implementation.

Текст научной работы на тему «К вопросу об отношении философии к «Жизни»»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_35

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2016. Т. 26, вып. 4

УДК 128/129 (045) А.А. Шадрин

К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ ФИЛОСОФИИ К «ЖИЗНИ»

В тексте выступления затрагиваются вопросы, имеющие непосредственное отношение к специфике философского знания, его востребованности и актуальности; проводится мысль о том, что философские концепты вписаны в пространство человеческого существования и предъявляют само человеческое начало в его живом осуществлении.

Ключевые слова: мышление, знание-процесс, свобода, концепт, интерпретация.

Мышление требует мужества, тем самым подтверждая тот факт, что худшие человеческие пороки - это трусость и безволие, и, конечно, же - неблагодарность. И наоборот: мышление благодарно уже в том смысле, что предъявляет человеческое начало в каждом, кто решается на этот шаг - шаг мышления, подтверждающего существование «я». Шаги мышления выстраиваются в последовательности рассуждений, образующих порядки знания. Рассуждения всякий раз должны набрасываться-заново (Г.-Г. Гадамер), поэтому философское знание, проживающее жизнь мышления, - это знание-процесс, живое знание, непрерывно преодолевающее собственные пределы. Это единственное свободное знание, подлинность которого задается в тождестве свободы и необходимости (Ф.В.Й. Шеллинг) и реализуется в стремлении, желании мыслить.

В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах» Ф.В.Й. Шеллинг отмечает: «Самый страх, свойственный жизни, гонит человека из центра, для пребывания в котором он создан; ибо этот центр в качестве чистейшей сущности всякой воли есть всепожирающий огонь для каждой особенной воли; чтобы жить в нем, человек должен умереть для всякой особенности, поэтому попытка выйти из центра на периферию и искать там покой для своей самости почти необходима. Отсюда и всеобщая необходимость греха и смерти как действительного отмирания особенности, пройти через которое, как через огонь, должна, чтобы очиститься, каждая человеческая воля» [5. С. 992-993]. На эту мысль Шеллинга обращает внимание М. Хайдеггер. Г.-Г. Гадамер вспоминает: «Однажды на семинаре по Шеллингу он зачитал такое предложение: «Страх самой жизни гонит человека из центра» и сказал: «Назовите мне хоть одно предложение Гегеля, которое по глубине могло бы сравниться с этим!»» [1. С. 133].

Мысль Шеллинга, безусловно, глубока. Но для того, чтобы глубина стала прозрачной, необходимо понимание мысли, ее герменевтическая интерпретация. Согласно П. Рикеру, герменевтика есть последовательное осуществление интерпретации. «Страх, свойственный жизни», или «страх самой жизни», обусловлен страхом смерти, неизбежности конца; и его «пред-чувствие», пронизывающее жизнь, вызывает в ней безволие, одержимость и отчаяние. Но безволие противоречит жизни, даже в биологическом смысле, и оказывается ее периферией, окраиной, упокоение на которой, как говорит Шеллинг, почти необходимо для каждой самости. Эту «почти необходимость» в человеческой жизни преодолевает то, что именуется мышлением. И если в религиозном смысле грех и смерть, как огонь, очищают душу, то в философском смысле понятия греха и смерти очищают каждую человеческую волю, возвращая ее в лоно мышления как такового, или субъективности как таковой. «Действительное отмирание особенности», о котором говорит Шеллинг, происходит в точке касания мышления, когда конечное и бесконечное распознают друг друга в мысли и ее смысле. Проходя через это касание, по мысли Ж. Делеза, прочитывающего Ф. Ницше, «... жизнь преодолевает пределы, установленные для нее познанием, мысль же преодолевает пределы, установленные для нее жизнью. Мысль перестает быть ratio, жизнь перестает быть реакцией. Мыслитель, таким образом, выражает великолепное родство мысли и жизни: жизнь, превращающая мысль в нечто активное, мысль, превращающая жизнь в нечто утверждающее. Кстати, у Ницше это родство проявляется не только как досократиче-ская тайна по преимуществу, но и как сущность искусства» [3. С. 212].

Поэтому, с философской точки зрения, абсолютным злом для человека является отказ от мышления, обессмысливающий существование и лишающий жизнь ее человеческого, как сказал бы М. Хайдеггер, экзистирующего присутствия. Экзистирующее присутствие, пребывающее при собственной сути, проживает жизнь мышления. Она прочитывается и прописывается в философских кон-

36

2016. Т. 26, вып. 4

А. А. Шадрин

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

цептах, и каждый концепт, неотделимый от его интерпретации, пере-открывает пространство жизни, расширяя его границы. Ж.-К. Карьер в беседе с У. Эко замечет: «Говорят, чтение - ненаказуемый грех» [4. С. 237]. Характерно, что книга, в которой собраны беседы Ж.-К. Карьера с У. Эко названа: «Не надейтесь избавиться от книг!», - а приведенное здесь замечание Ж.-К. Карьера взято из разговора, озаглавленного: «Книги, которых мы не читали».

Прочитываемые философские концепты, как сигнатуры духа (Ж. Делез), различают собственные смыслы и различаются в образуемых ими пространствах систем сингулярностей. Они «неинтеллектуальны» в том смысле, что превышают принцип ratio, отмечены печатью авторского имени и схватывают живое настоящее в струящемся, изливающемся потоке проживаемого мыслимого. В лекционном курсе, посвященном Лейбницу, Ж. Делез, обращаясь к студентам, говорит: «Некоторым образом, философ -это не тот, кто поет, а тот, кто кричит. Всякий раз, когда у вас возникает потребность кричать, я считаю, что вы недалеки от своего рода зова философии. Что означает, что концепт -это своего рода крик или своего рода форма крика? Вот что: иметь потребность в концепте означает хотеть иметь то, о чем следует кричать! Необходимо найти концепт для этого крика...» [2. С. 17]. Как «система сингулярностей, выделенная из потока мыслей», философский концепт тождествен затронутому нерву мышления, когда оно заявляет о себе в жизнеутверждающем - свободном - акте творчества и предоставляет возможность обозначенному концептом смыслу быть услышанным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гадамер Х.-Г. Мартину Хайдеггеру - 85 лет // Гадамер Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества / Ханс-Георг Гадамер, науч. ред. А. А. Михайлов; пер. с нем. А.В. Лаврухина. 2-е изд. Минск: Пропилеи, 2007.

2. Делез Ж. Лекции о Лейбнице. 1980, 1986/87. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.

3. Делез Ж. Ницше и философия. М.: Ad Marginem, 2003.

4. Карьер Ж-К, Эко У. Не надейтесь избавиться от книг! СПб.: Симпозиум, 2010.

5. Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Ф.В.Й. Шеллинг. Сочинения. М.: Мысль, 1998.

Поступила в редакцию 07.11.16

A.A. Shadrin

ON THE ATTITUDE OF PHILOSOPHY TOWARDS "LIFE"

This paper sheds light on problems of philosophical knowledge, its relevance and importance in society. The author argues that philosophical concepts are embodied in human existences and present humanness in its live implementation.

Keywords: thinking, knowledge, freedom, concept, interpretation.

Шадрин Алексей Анатольевич,

кандидат философских наук, доцент;

доцент кафедры философии и гуманитарных дисциплин

института истории и социологии

ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: [email protected]

Shadrin A.A.,

Candidate of Philosophy, Associate Professor at Department of Philosophy and Humanities of Institute of History and Sociology

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.