УДК 20:591.557.2
К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К ЖИВОТНЫМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ: БУДДИЗМЕ, ХРИСТИАНСТВЕ,
ИСЛАМЕ
Бибалаева Л.Н.
Казанская государственная академия ветеринарной медицины
Ключевые слова: мировые религии, сравнительное изучение, животные и человек
Key words: world religions, comparative study, animals and people.
В данной статье, мы на примере буддизма, христианства, ислама попытаемся рассмотреть вопрос о том, как мировые религии рекомендуют человеку строить отношение с животным миром.
Согласно Буддизму, смена жизней существовала всегда. Буддизм исповедует веру в переселение душ: каждое существо на земле может переродиться в виде животного, адского существа, демона, человека или закончить череду перерождений.
Поскольку животные постоянно страдают, рождение животным является наказанием за прошлые грехи. Эта всегда заставляет человека постоянно помнить о том, что он или его родные могут тоже оказаться на месте животного. Поэтому отношение к животным занимает центральное место в поучениях Будды. В поучительных историях он рисует себя в прошлых рождениях кроликом, лебедем, рыбой, птицей, обезьяной, слоном, оленем. Главная заповедь- не причинять вреда никакому живому существу. Буддийский монах не имеет права намеренно отнимать жизнь даже у червяка или муравья. Во времена императора Атттоки, в 3 в. до н.э., который покровительствовал буддизму в Индии, были изданы законы требующие доброго отношения к животным. Эти законы предписывали отказаться от потребления мяса, от охоты, открывать больницы для животных и поить их на дорогах.
Современник Будды, основатель распространенного в Индии джайнизма Джина Махавира считал, чтобы избежать греха нужно стремиться сохранить жизнь даже мельчайшим насекомым и микроорганизмам. Джайнские аскеты- отшельники и в наше время носят на лице повязки, чтобы случайно не проглотить какое- нибудь мелкое насекомое, по этой- же причине пьют только процеженную воду, а также придерживаются строгого вегетарианства.
Христианская мораль формировалась в Первом веке н.э. на фоне достаточно суровых нравов Римской империи, где имели место такие жестокие зрелища, как массовое умерщвление животных на арене,
например, того- же Колизея. Не только животные, но и люди, стоящие на другой ступени социальной иерархии- пленники, преступники, рабы - не вызывали у них сострадания.
Христианство противопоставило этой избирательной идее нравственного долга идею ценности любого человека. Начало главной книги христиан- Библии, содержит слова с которыми Бог обратился к сотворенному человечеству, они же недвусмысленно указывают на высокое иерархическое положение человека: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).
В Библии многократно говорится о том, как человек должен обращаться с животными. Собранные вместе, эти высказывания могут составить своеобразный морально- этический кодекс древнего скотовода. Животные не должны страдать из-за человеческих распрей. «Если найдешь вола врага твоего или осла его, заблудившегося - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним» (Исх. 23:4-5). Предписано заботиться о потомстве домашнего скота: «Когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу. Но ни коровы, или овцы не закалайте в один день с порождением ее» (Лев 22:27-28). Животные, занятые на тяжелых сельскохозяйственных работах, должны вовремя получать корм: «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Втор. 25:4). Жестокость к скоту- признак нечестивости: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит. 12:10). Древний охотник обязан следить за сохранением репродуктивного ядра популяции: «Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком- либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми; мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы подлились дни твои» (Втор. 22:6). Верующий всегда должен помнить о всемогущем творце, в чьих руках находится власть над сотворенным миром: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной и возвестит тебе; или побеседуй с землею и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не усмотрит, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12:7-10). Для животных человек- «владыка», но для Бога он- «животное». «Сказал я в сердце своем и о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных- участь одна: как те умирают и эти...» (Эккл. 3:18-19).
Русская православная церковь во все времена немного говорила об этике отношения к животным, но сначала прошлого века ситуация
некоторым образом изменилась. Так, в 1912 г. Московское общество любителей духовного просвещения выпустило брошюру «О кротком и жалостливом обращении с животными», а в 1915 г. в Троица Сергиевой лавре была опубликована проповедь «Блажен, иже и скоты милует». Здесь авторы рекомендуют с раннего детства учить детей кроткому обращению с животными, защищать «чужую скотину», молиться за нее как это делает церковь.
Выражение «братья наши меньшие», взятое прямо из Евангелия, на наш взгляд, полностью отражает отношение к животным в христианстве. С одной стороны, как бы родственная опека, милосердие, жалость и страдание. С другой стороны иерархическое превосходство, главенство человека над всем животным миром.
Мусульмане верят, что и животные, и люди созданы Богом, хотя люди были созданы особенным путем, когда Бог вдохнул душу в Адама. Бог дал человеку власть над животными, однако плохо обращаться с животными означает не подчиняться воле Бога. Возвышение человека над остальными созданиями обусловлено, согласно исламистскому мировоззрению, не физическим превосходством человека (он может даже уступать в чем-то животным), а более высокой степенью сознания. Однако именно сознание налагает на человека более высокие обязательства, и он должен нести в мир, который включает все творения Бога — и людей, и животных, — справедливость и милосердие.
Известно, например, что основатель ислама Мухаммед оставил на земле верхнюю одежду, чтобы не потревожить спавшую на ней кошку, что рассердился на своих учеников за то, что они ловили птенцов, причиняя тем самым горе их матери — птице.
По Корану, все животные так же, как и человек, имеют жизнь, индивидуальную и социальную. Все создания, в том числе и человека, сотворил Бог. Показательно при этом, что человек не выделяется как особое творение, а стоит в одном ряду с животными.
Коран провозглашает, что животные имеют душу, правда, более низкого порядка, чем люди. При этом сознание животного стоит ступенью выше, чем просто инстинкт или интуиция. Кроме того, животные, по Корану, могут познать своего Создателя и поклоняются ему:
Разве ты не видишь, что Богу возносятся хвалы Всеми существами на небе и на земле И птицами, простершими крылья?
Каждый из них знает свою молитву и песнопение,
И Аллах внимает тому, что они делают, (К 24:41)
Коран учит, что Бог общается с живыми существами, как это следует из следующих строф:
И ваш Бог открылся пчеле, говоря,
Делай ульи в горах
И на деревьях
И в жилище людей. (К 16:68)
По исламу, существует предопределение, судьба, которую изменить нельзя. Однако ислам предполагает, что в пределах предначертанной судьбы путем усилий со стороны человека условия можно изменить в лучшую сторону. Так, страдания, в том числе и страдания животных, можно предотвратить или хотя бы уменьшить. Забота о благополучии животных, которой насыщены исламские религиозные документы, не сводится к предотвращению жестокого обращения с ними. Ислам побуждает людей взять на себя ответственность за благополучие животных. По законам Ислама запрещается причинять животным боль и убивать их, за исключением, правда, тех случаев, когда это необходимо для получения мяса. При этом закон призывает убивать животное быстро и с наименьшими страданиями. Запрещается убивать животных ради развлечения, ради получения предметов роскоши, держать в клетках диких животных, выращивать домашних животных в тесноте и грязи; пользоваться капканами, силками и другими снастями, приводящими к долгой и мучительной смерти животного. И, наконец, запрещается использовать животных в экспериментах, связанных с болевыми ощущениями, а также в исследованиях, приводящих к калечению или даже смерти животного.
Большое место в исламе отводится вопросу защиты живого. Во всех священных писаниях подчеркивается необходимость изучения природы для лучшего понимания жизни как единого органического целого. Коран призывает людей изучать небесные тела, флору и фауну земли. Согласно философии ислама животные — такие же равноправные жители земли, как и человек. Бог предусмотрел, что благами земли будут пользоваться одинаково все: и человек, и звери, и птицы. По исламу, земля принадлежит не человеку, а Богу. Коран приводит слова Моисея:
Конечно, земля принадлежит Аллаху,
Он дарует ее, кому пожелает Из своих слуг. (К 7:28)
И земля!
Он даровал ее (всем) живущим существам. (К 55:10)
Почему в современном обществе сегодня жестокость человека к животным все возрастает? Почему так трудно изменить отношение человека к животным? Религиозные институты могли бы сыграть важную роль в воспитании людей. Каждая из мировых религий имеет нравственную платформу, с помощью которой можно было- бы влиять на человека, воспитывать его. Ведь завет «Возлюби ближнего своего» включает всех ближних и животных тоже».
К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К ЖИВОТНЫМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ: БУДДИЗМЕ, ХРИСТИАНСТВЕ, ИСЛАМЕ
Бибалаева Л.Н.
Резюме
В настоящей статье рассматриваются проблемы отношения человека к животному миру в буддизме, христианстве и исламе.
TO THE PROBLEM OF MAN'S ATTITUDE TOWARDS ANIMALS IN WORLD RELIGIONS: BUDDHISM, ISLAM,CHRISTIANITY
Bibalayeva L.N.
Summary
The present paper deals with the problem of man's attitude towards animal world in Buddhism, Christianity and Islam.
УДК 71.0
РОССИЯ И ТАТАРСТАН В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Бушков Р.А.
Казанская государственная академия ветеринарной медицины
Ключевые слова: этническая, национальная, российская и
мировая культура, культурные традиции, диалог культур Запада и Востока.
Key words: ethnic, national, Russian and world culture, cultural traditions, a dialogue of cultures East and West.
Особенности формирования отечественной культуры. Российская культура является одной из уникальных и многонациональных культур в Европе и мире. В России сейчас проживают около 200 различных народов, каждый из которых имеет богатую и неповторимую культуру, так или иначе связанную с культурой русских, составляющих свыше 80 процентов населения страны.
Процесс формирования отечественной культуры уходит своими корнями в далекое прошлое и связан с образованием на огромной равнинной территории Центральной и Восточной Европы древних славянских, тюркских и финно-угорских народов. Большое значение для их этногенеза, т.е. происхождения, и уникальности исторического пути имела географическая и природная среда, в частности, лес и степь. Впечатления о них приведут впоследствии к формированию так