Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОТМЕНЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) В РОССИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОТМЕНЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
усыновление / удочерение / отмена усыновления / отмена удочерения / семейное законодательство / суд / adoption / adoption / cancellation of adoption / family legislation / court

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черноусова Ю.И.

в работе проведен анализ действующего семейного законодательства, Российской Федерации, а также судебной практики, содержащих особенности процедуры отмены усыновления (удочерения) в России. В ходе исследования выявлены актуальные проблемы, возникающие при отмене усыновления (удочерения), внесены предложения, направленные на устранение выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF CANCELING ADOPTION

the work analyzes the current family legislation of the Russian Federation, as well as judicial practice containing the features of the procedure for canceling adoption in Russia. The study identified current problems that arise when canceling adoption, and made proposals aimed at eliminating the identified problems.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОТМЕНЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) В РОССИИ»

УДК 34

Черноусова Ю.И.

магистрант

Ростовский государственный экономический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

К ВОПРОСУ ОБ ОТМЕНЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) В РОССИИ

Аннотация: в работе проведен анализ действующего семейного законодательства, Российской Федерации, а также судебной практики, содержащих особенности процедуры отмены усыновления (удочерения) в России. В ходе исследования выявлены актуальные проблемы, возникающие при отмене усыновления (удочерения), внесены предложения, направленные на устранение выявленных проблем.

Ключевые слова: усыновление, удочерение, отмена усыновления, отмена удочерения, семейное законодательство, суд.

Приоритетной формой защиты прав и интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей по той или иной причине является усыновление (удочерение), ведь, согласно Конституции Российской Федерации, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Многие исследователи отмечают важность данного права, с чем нельзя не согласиться. Следует подчеркнуть и тот факт, что одним из направлений социальной политики современного Российского государства, является приоритетная задача защиты семьи, материнства и детства. Даже несмотря на то, что при усыновлении реализуются вышеупомянутые права ребенка не в результате кровнородственной связи, а в связи с реализацией усыновителями своих правомочий и получением «статуса» усыновителей, это ни коем образом не отменяет того, что для ребенка это имеет огромное значение и в будущем может сыграть большую роль для его становления личностью.

Проанализировав положения законодателя об институте усыновления (удочерения) в России, можно сделать вывод, под усыновлением (удочерением) понимается установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

Институт усыновления играет важную, бесспорно, положительную роль как для отдельно взятого ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и для государства и общества в целом. Кроме того, данный институт может реализовать возможность семей, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно родить ребенка, воспитывать несовершеннолетнего, тем самым обрести полноценную семью.

Однако семейное право, а в частности, Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) предусматривает такое понятие как «отмена усыновления» [1]. Некоторые цивилисты выделяют отмену усыновления в отдельный институт семейного права. В социальном аспекте такое понятие, как отмена усыновления, в большей степени представляется негативным явлением. Сам факт отказа от ребенка, независимо от причин, послуживших тому основанием, расценивается обществом как противоречащее нормам морали и этики явление. Некоторые авторы указывают на то, что отмена усыновления (удочерения) - процесс крайне негативный, который всегда приводит к печальным последствиям для психики усыновленного ребенка. Трудно поспорить с указанным мнением, но, на мой взгляд, при рассмотрении данного вопроса необходимо обратиться к ч. 1 ст. 141 СК РФ. В названном пункте статьи законодатель перечисляет основания для отмены усыновления (удочерения):

- если усыновители должным образом не исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка, уклоняются он них

- если усыновители злоупотребляют своими правами в своих целях

- если усыновители жестоко обращаются с ребенком, наносят физический

вред

- если усыновители злоупотребляют наркотическими средствами или алкогольными напитками.

Данная норма закона находит свое отражение и в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей [2]». Важно отметить и обратить внимание на то, что при наличии указанных в части 1 статьи 141 СК РФ оснований судом не может быть разрешен вопрос о лишении либо ограничении родительских прав, поскольку права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения от них детей [3, с. 164].

Безусловно, отмена усыновления (удочерения) по вышеуказанным основаниям пагубно сказывается на психоэмоциональном состоянии усыновленного ребенка. Однако это единственный верный выход из сложившейся ситуации в случае, если несовершеннолетний подвергается физическому или моральному насилию, или, например, усыновители не уделают должного внимания ребенку, равнодушно относятся к здоровью малыша, тем самым подвергая его жизнь опасности. Самое страшное - когда подобные ситуации долгое время не выявляются. Такой ребенок нуждается в защите, поэтому, на мой взгляд, необходим тщательный и всесторонний контроль органов опеки и попечительства над семьей, которая в соответствии со вступившим в законную силу решению суда об усыновлении (удочерении), обрела права и обязанности родителя в отношении несовершеннолетнего. Необходимо также особое внимание к таким детям со стороны педагогов и других сотрудников воспитательных школьных и дошкольных учреждений.

Особое внимание заслуживает часть 2 статьи 141 СК РФ: «Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка». Такие основания перечисляются законодателем в Постановлении пленума Верховного Суда №8 а именно -обстоятельства как зависящие, так и не зависящие от усыновителя. К примеру, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания

ребенка отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении. В указанных случаях суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет.

Очевидно, что самым сложным и противоречивым основанием из вышеназванных является отсутствие взаимопонимания между усыновленным ребенком и усыновителями, приводящее к конфликтам. Предвидя подобные ситуации, законодатель предусмотрительно обязывает суд при рассмотрении искового заявление по существу суду тщательно выяснять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя, а также проживающих совместно с ним членов его семьи (обстоятельства, характеризующие их поведение на работе, в быту, факты привлечения к уголовной, административной ответственности), состояние здоровья усыновителя и указанных лиц, сложившиеся в семье взаимоотношения, взаимоотношения, возникшие между усыновителем и ребенком, а также отношение к ребенку членов семьи усыновителя. Однако объективно установить данные обстоятельства в ходе судебного заседания затруднительно, к тому же, ситуация, сложившаяся между ребенком и родителями может измениться в худшую сторону с течением времени. Очень важно предпринять все возможные меры сохранения усыновления (удочерения), улучшения психологического климата в семьей усыновленного (удочеренного),если это не является следствием аморального, социально безответственного поведения усыновителей. Принимая во внимание сложившуюся судебную практику в этой сфере, можно сделать вывод, что множество проблем возникает из-за поспешности уже на первоначальной стадии усыновления. На основании этого, считаю, необходимо усиление контроля уже

на этапе подготовки усыновителей, исключение наличие формализма процедуры, и при этом законодательно закрепить обязательность экспертной оценки психолога, с выдачей им экспертного заключения о психологическом состоянии, о готовности усыновителя к усыновлению ребенка. Также, учитывая, что разрешение каждого конкретного дела об усыновлении (удочерении) судом носит индивидуальный характер, важна заинтересованность суда в верно принятом решении в первую очередь - для ребенка.

На мой взгляд, необходимо внести изменения в часть 2 статьи 140 СК РФ, а именно, в тексте статьи указать так: «Дело об отмене усыновления ребенка рассматривается с участием органа опеки и попечительства, психолога (медиатора) а также прокурора». Обязательное привлечение детского психолога при рассмотрении вопроса об усыновлении (удочерении) ребенка важно для правильного всестороннего рассмотрения дела, получения объективного мнения для дальнейшей оценки судом совокупности всех обстоятельств. Более того, участие психолога необходимо и в дальнейшем, даже после вступления решения суда об усыновлении (удочерении) в законную силу. Целесообразны визиты специалиста в семьи с усыновленными хотя бы один раз в три месяца до наступления совершеннолетия ребенка с целью оценки психологической обстановки в семье, морального состояния несовершеннолетнего. В случае установления наличия конфликтов или других трудностей, детский или семейный психолог должен будет принять активное участие в разрешении данной проблемы, если оставление такого ребенка у усыновителей не противоречит его интересам и не угрожает его жизни и здоровью.

Участие психолога должно быть бесплатным для родителей, в семье которых воспитывается усыновленный ребенок. Для реализации данного вопроса целесообразно создание специальной государственной программы для поддержки детей, в отношении которых осуществилась процедура усыновления (удочерения). Только всесторонне, с участием органов опеки и попечительства, прокурора, суда, психолога, а также правильной подготовки к процедуре

усыновления, можно защитить интересы ребенка, который должен воспитываться в благоприятной психологической среде.

Беря во внимание многообразие жизненных обстоятельств, оснований для отмены усыновления может быть множество, именно поэтому суд, вынося решение об отмене усыновления, исходит из интересов несовершеннолетнего. И не удивительно, что в России такие институты как усыновление имеют твердую правовую основу, защиту, ведь семья — это основа всего нашего общества, всего государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-Ф3 (ред. от 19.12.2022 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.;

2. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 г. № 8 (ред. от 17.12.2013 г.).;

3. Чилингариди Х.К. К вопрос об отмене усыновления (удочерения) // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 94-4. С. 163-166.

Chernousova Y.I.

Rostov State Economic University (Rostov-on-Don, Russia)

THE PROBLEMS OF CANCELING ADOPTION

Abstract: the work analyzes the current family legislation of the Russian Federation, as well as judicial practice containing the features of the procedure for canceling adoption in Russia. The study identified current problems that arise when canceling adoption, and made proposals aimed at eliminating the identified problems.

Keywords: adoption, adoption, cancellation of adoption, family legislation, court.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.