Научная статья на тему 'К вопросу об освещении проблемы гендерного неравенства в женских журналах'

К вопросу об освещении проблемы гендерного неравенства в женских журналах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1008
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА / ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ / «WONDERZINE» / «FORBES WOMAN» / «ДОМАШНИЙ ОЧАГ» / GENDER / «DOMASHNIY OCHAG»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иващенко Елена Геннадьевна, Мубаранникова Светлана Андреевна

В статье рассматриваются особенности освещения гендерных проблем в журналах для женской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF COVERAGE OF GENDER INAQUALITY IN WOMEN’S MAGAZINES

The article deals with the coverage of gender issue in media sources targeted at a female audience.

Текст научной работы на тему «К вопросу об освещении проблемы гендерного неравенства в женских журналах»

5. Сафронов, С.Г. Современная структура и динамика современного конфессионального пространства России // Региональные исследования. - 2013. - № 4 (42). - С. 87-100.

6. Сердюков, Ю.М. Современные контексты магии, религии и паранауки / Ю.М. Сердюков, А.П. Забияко, Р.А. Кобызов, Ю.А. Тюрина, И.В. Лазарева. - М., 2008. - С. 161.

7. Синелина, Ю.Ю. Религиозность в современной России // Отечественные записки. - 2013. - № 1.

8. Соколова, Т.А. Современные оккультные практики (на материалах социологического исследования в Приамурье) // Подготовка специалистов социальной сферы (студенческий выпуск). - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. - С. 80-85.

УДК 070

Иващенко Елена Геннадьевна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: [email protected] Мубаранникова Светлана Андреевна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: [email protected] Ivaschenko Elena Gennadievna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: [email protected] Mubarannikova Svetlana Andreevna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБ ОСВЕЩЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ТЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА

В ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛАХ

ON THE QUESTION OF COVERAGE OF GENDER INAQUALITY IN WOMEN'S MAGAZINES

Аннотация. В статье рассматриваются особенности освещения гендерных проблем в журналах для женской аудитории.

The article deals with the coverage of gender issue in media sources targeted at a female audience.

Ключевые слова: гендер, гендерная проблема, женский журнал, «Wonderzine», «Forbes Woman», «Домашний очаг».

Key words: gender, «Wonderzine», «Forbes Woman», «Domashniy ochag».

Одним из актуальных вопросов современной журналистской практики являются особенности освещения гендерных проблем и борьба с тендерным неравенством.

Исследователи определяют гендер как «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола» [1]. Возникший несколько столетий назад, тендерный вопрос не сходит и со страниц современных изданий. Разница в оплате труда, домашнее насилие, сексуальные домогательства, последствия формирования стандартов красоты - все эти проблемы присутствуют в повестке дня как мировых, так и российских СМИ.

В 1995 г. ООН в «Пекинской декларации» и в «Платформе действий» заявила: «Необходимо изменить продолжающуюся практику изображения женщин в отрицательном или унизительном свете в материалах средств массовой информации» [2, с. 101-102].

В настоящее время фактически все кодексы журналистской этики в той или иной форме закрепляют требования, связанные с преодолением тендерного неравенства. Так, «Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России», принятый еще в 1994 г., гласит: «Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека» [3].

Однако при освещении вопросов, так или иначе касающихся тендерных проблем, журналисты зачастую отступают от этических норм. О. Смирнова, руководитель Центра тендерных исследований СМИ журфака МГУ, утверждает, что содержание российских СМИ по-прежнему изобилует тендерными стереотипами, транслирующими устаревшие представления о роли мужчины и женщины: «Особенно это заметно, если речь идет о женщине, добившейся определенных успехов. Часто ли в СМИ подчеркивается семейное положение политиков-мужчин, за исключением, пожалуй, «старика Батурина» - бывшего мэра Москвы? Известно ли нам из новостей, сколько блондинов и брюнетов в российском правительстве? Нет. СМИ придают значения таким подробностям только если политик -женщина» [4, с. 2].

Журналисты, специализирующиеся на тендерной тематике, пытаются преодолевать эти трудности. Н. Радулова, обозреватель «Коммерсанта» и «Огонька», поднимает проблемы домашнего насилия, сталкинга, шантажа, различия в заработных платах между мужчинами и женщинами. Д. Се-ренко на портале «Lenta.ru» публикует материалы об истории и сущности современного феминизма, рассуждает о тендерных стереотипах. Ю. Латынина в «Новой газете» затрагивает иные аспекты проблемы, предостерегая от «феминистического террора» и отсутствия презумпции невиновности на процессах о харассменте.

И все же проблемы остаются. Исследователи выявляют такие недостатки при освещении тендерных тем как их растворение в социальной проблематике (следствие нежелания признавать наличие тендерных проблем в обществе), трансляция тендерных стереотипов, незнание предметного поля и специфичной терминологии и др.[5].

Цель данного исследования - изучить особенности освещения проблем тендерного неравенства в интернет-изданиях для женщин. Эмпирической базой исследования стали журналы «Won-derzine» и интернет-версии изданий «Forbes Woman» и «Домашний очаг» за годичный период (с 1 апреля 2019 г. по 1 апреля 2020 г.).

Онлайн-журнал «Wonderzine» - профеминистское издание, поэтому его контент строится вокруг проблем тендерного насилия, неравенства, бытового сексизма, бодипозитива. Редакция позиционирует тендерное неравенство как масштабную проблему и пытается найти пути ее решения. В месяц на сайте появляется значительное количество материалов на данную тему: «Когда убьют, приходи: Почему жертвы домашнего насилия берутся за оружие» (02.07.2019), «Эпидемия домашнего насилия: Как дети, женщины и пожилые люди страдают взаперти» (31.03.2020), «Женщина впервые заняла управленческий пост в госсекретариате Ватикана» (15.01.2020), «Светлана Алексиевич планирует открыть издательство для женщин» (13.01.2020) и др. Особое внимание в издании уделяется проблеме домашнего насилия [6]. Чтобы показать ее масштабность, журналисты еженедельно готовят публикации на данную тему - берут интервью, изучают статистику.

Не все материалы журнала связаны с тендерными проблемами, но редакция тщательно следит за соблюдением этических стандартов в тендерном вопросе.

Героинями материалов становятся женщины разного социального статуса и профессий: политики, телеведущие, модели, врачи, философы, массажисты, курьеры, блогеры. При этом «Wonderzi-пе» зачастую использует феминитивы для определения рода занятий: «пловчиха», «блогерка», «ре-жиссерка» встречаются с тем же постоянством, что и «депутат», «продюсер», «стилист».

В материалах не транслируются тендерные стереотипы, не используется сексистская лексика, язык вражды. Более того, журналисты издания стараются избегать даже привычных читателю выражений, в которых можно усмотреть нарушение этических принципов. Так, в публикациях о красоте и стиле не встречается формулировка «скрыть недостатки», ведь феминизм стремится к отрицанию стандартов красоты, регулирующих внешность женщин.

Если профеминистский «Wonderzine» изначально нацелен на решение тендерных поросов, то «Forbes Woman» позиционирует себя как журнал деловой направленности. При этом тема тендера обозначена как одна из ведущих: «Канал о феномене деловых женщин, которые могут позволить себе всё и даже больше. Мы обсуждаем ответственность за собственную карьеру, тендерное равенство, баланс между жесткостью и привлекательностью, предпринимательский дух, а также умение быть рядом с мужчиной и не воевать с ним за место под солнцем. Мы рассказываем все новые тенденции в мире воспитания детей, самосовершенствовании и моде» [7].

В «Forbes Woman» тендерное неравенство рассматривается как существующая проблема общества, которая влияет на жизнь женщин во всех сферах их деятельности. В исследуемый период не было опубликовано ни одного материала, где данная тема освещалась бы как незначительная или преувеличенная, а мероприятия, направленные на преодоление тендерного неравенства, критиковались.

В среднем в месяц «Forbes Woman» публикует около 20 материалов, в которых в той или иной степени затрагивается изучаемая тема. При этом освещаются самые разные аспекты. В материале «В НАСА никому нет дела до твоего пола» (14.02.2020) рассказывается о преодолении тендерных стереотипов астронавтом Анной Фишер [7]. В публикации «Виновен, но не полностью: о чем говорит нам приговор Харви Вайнштейну» (25.02.2020) авторы рассуждают, поможет ли появившийся прецедент изменить порядок рассмотрения дел об изнасилованиях и домогательствах в США и во всем мире [7]. В статье «Как феминизм повлиял на бизнес: главные итоги десятилетия» (25.02.2020) поднимаются проблемы тендера в бизнес-среде [7].

Материалы о тендерном неравенстве имеют не только тематическое, но и жанровое разнообразие. Чаще всего публикуются портретные и проблемные интервью, комментарии, обозрения, рецензии, рекомендации. Также встречаются информационные заметки, портретные зарисовки, очерки. Материалы часто основываются на публикации результатов социальных и экономических исследований.

В журналистских текстах не встречаются трансляции тендерных стереотипов, не используются такие выражения как «слабый/сильный пол». Для обозначения профессии женщин чаще всего (но не на постоянной основе) используется форма «женщина-название профессии». Например: «Пять женщин-архитекторов, за которыми стоит следить» (12.03.2020), «Женщины-руководители подвергаются сексуальным домогательствам не реже, чем подчиненные» (22.01.2020), «Самые влиятельные женщины-миллиардеры» (25.10.2019) [7]. Феминитивы используются только в устоявшихся формах -«теннисистка», «писательница», «выпускницы».

Материалы о насилии написаны с соблюдением всех этических норм. Авторы подчеркивают, что насилие - это преступление против личности, общественная проблема, человеческая трагедия. На

примере серии публикаций о деле сестер Хачатурян можно заметить, что журналисты используют исключительно корректный вариант описания.

Таким образом, «Forbes Woman» является изданием, которое не специализируется на проблеме тендерного неравенства, но вместе с тем уделяет ей значительное внимание.

Интернет-журнал «Домашний очаг», на первый взгляд, бесконечно далек от рассматриваемой проблемы. Издание позиционирует себя как «журнал обо всем, что интересует женщину: красота, мода, отношения, дети, уют в доме, рецепты, здоровье, диеты, бюджет...», редко поднимает остросоциальные, политические или экономические темы [8]. Своей целевой аудиторией издание видит женщину, «которая любит свой дом и семью и посвящает им большую часть своего времени. «Домашний очаг» очень часто становится любимейшим журналом для членов одной семьи - как для мамы, так и для дочери. Женщины разных поколений находят в нем что-то полезное и интересное для себя! <...> При этом главный девиз журнала - практичность» [9]. Подобное позиционирование издания указывает на прямую трансляцию тендерных стереотипов: женщине предписывается исполнение традиционных ролей жены, матери, хозяйки, о ее реализации в профессиональной сфере или в сфере гражданских отношений не заявляется. Поэтому на страницах «Домашнего очага», как и всех изданий подобного рода, публикуются материалы, связанные прежде всего с репрезентацией отношений мужчин и женщин, семейными проблемами, а также советы по красоте, психологии, здоровью.

И все же тема тендерного неравенства не обошла стороной и этот журнал. При очень большом объеме материалов (около 30-40 в день; для сравнения - в «Forbes Woman» в день на сайте публикуется 3-4 материала) в месяц выходит более 5 материалов, затрагивающих тему тендерного неравенства. Освещаются такие проблемы как недостижимые стандарты красоты и бодипозитив («Женщина, вы не умеете краситься! Почему нам навязывают мифы о красоте?» (03.03.2020), «Гордость за плюс-сайз: 5 прикольных рекламных кампаний, воспевающих красоту большого размера» (14.02.2020)), тендерные стереотипы в различных сферах и их преодоление («И это мы можем! Редкие мужские профессии, которые освоили женщины» (25.03.2020), «Мамина школа: почему из мальчика нельзя растить «настоящего» мужчину» (10.02.2020)) [8]. В подрубриках «Отношения» и «Семья» пишут о нездоровых, насильственных отношениях («Насилие на мягких лапках: признаки, что вам «причиняют добро» (11.03.2020), «Абьюзивные отношения: не бьет, значит, не обижает?» (11.03.2020) [8]. Значительно реже встречаются (но все же встречаются) материалы по теории и истории тендерного вопроса: история феминистического движения («Олимпия де Гуж: как революционерка добилась права женщины на развод и умерла на эшафоте» (11.03.2020)), культурные традиции разных стран и тендер («Калалаи, бердаши, катои: какое отношение к полам практикуется в разных культурах», (17.03.2020)), основные понятия и положения феминизма («Сами придумали, сами обиделись: почему дискриминация мужчин - это миф» (21.04.2019)) [8].

Некоторые постоянные подрубрики журнала так или иначе способствуют разрушению тендерных стереотипов. Подрубрика «Истории людей» рассказывает о непростых жизненных ситуациях и их преодолении, мотивируя и давая читательницам образцы для подражания. Исторические биографии, которые публикуются в подрубрике «Психология» (о математике Эми Нётер, академике Екатерине Дашковой, писательницах Марии Халаши и Татьяне Мавриной, летчице Амелии Эрхарт, политике Индире Ганди и др.) рассказывают о выходе женщин за пределы традиционно предписываемых им форм деятельности (будь то домашнее хозяйство, воспитание детей или типично «женские» профессии).

К положительным моментам следует отнести то, что материалы на темы тендерного неравенства в «Домашнем очаге» пишутся с соблюдением этических норм. Журналисты избегают трансля-

ции сексистских высказываний и установок. Жертвы насилия не обвиняются в провокационном поведении, произошедшее показывается как преступление, а не проступок.

При этом журнал, что свойственно всем глянцевым изданиям, нивелирует острые социальные проблемы, поскольку они входят в противоречие с той картиной мира, которую формирует глянец, подрывают «установку на успех», нацеленность на обладание материальными благами, разрушают иллюзию «удавшейся жизни». Поэтому тема тендера в «глянцевой журналистике» может подниматься только в том случае, если речь идет об успешности и реализованности женщины. Отсюда такие заголовки как «Гордость за плюс-сайз...» (14.02.2020), «И это мы можем! Редкие мужские профессии, которые освоили женщины...» (25.03.2020) [8]. В результате проблемы тендерного неравенства предстают, во-первых, как легко преодолимые, во-вторых, как случайные явления, не имеющие массового характера. Они как бы нивелируются, растворяются в историях успеха и преодоления.

Проведя анализ трех женских изданий (профеминистского, делового и глянцевого), можно сделать следующие выводы. В российских СМИ идет процесс включения темы тендерного неравенства в повестку дня. Во всех рассмотренных изданиях (конечно, в разном объеме и с разной степенью глубины) поднимаются темы бытового и сексуального насилия, сталкинга, карьерного и зарплатного неравенства (так называемого «стеклянного потолка»), бодипозитива и др., что является значительным вкладом в борьбу с тендерным неравенством, поскольку влияет на формирование общественного мнения. Женщины уже не редуцируются до роли «украшения коллектива», чьей-то «спутницы жизни», «матери», «хозяйки». Все чаще они предстают как самостоятельные личности, достигающие успехов в выбранной ими сфере деятельности.

1. Тендер // Словарь тендерных терминов / под ред. A.A. Денисовой. - М.: Информация - XXI век, 2002: офиц. сайт. - Режим доступа http://www.owl.ru/gender/010.htm - 23.06.2020.

2. Пекинская декларация и платформа действий: офиц. сайт - Режим доступа https://www.un.org/ womenwatch/daw/beij ing/pdf/BDPfA%20R.pdf - 23.06.2020.

3. Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России // Общественная коллегия по жалобам на прессу: офиц. сайт - Режим доступа https://www.presscouncil.ru/teoriya-i-prakti-ka/dokumenty/633-kodeks-professionalnoj-etiki-rossijskogo-zhurnalista - 23.06.2020.

4. Смирнова, О.В. Феминизация журналистики: любой дисбаланс нельзя считать позитивным // Меди-аТренды: Женщина и СМИ. - 2011. - № 3 (20). - 8 с.

5. Сидорская, И., Раду, А. Тендер и СМИ. - Минск: РИВШ, 2014. - 134 с.

6. Wonderzine: офиц. сайт. - Режим доступа: https://www.wonderzine.com/-23.06.2020.

7. Forbes Woman //: офиц. сайт. - Режим доступа https://www.forbes.ru/forbes-woman - 23.06.2020

8. Домашний очаг //: офиц. сайт. - Режим доступа https://www.goodhouse.ru/ - 23.06.2020

9. Домашний очаг // Media-expert: офиц. сайт. - Режим доступа http://www.media-expert.ru/pressa/ detail.php?ID=59 - 23.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.