Палазян Арутюн Сергеевич
доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России
(тел.: +78612583414)_
К вопросу об особенностях виктимизации этнических меньшинств
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день в современном обществе проблеме виктимизации этнических меньшинств. В ней показана роль факторов внесоциального происхождения, влияющих на степень уязвимости этнических меньшинств.
Ключевые слова: криминология, виктимология, виктимность, виктимизация, толерантность, этнические меньшинства, девиктимизация.
A.S. Palazyan, Doctor of Law, Master of Philosophy, Professor, Head of a Chair of Theory and History of Law and State of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583414. To the question of peculiarities of ethnical minorities victimization
The article is devoted to the actual problem of ethnical minorities victimization in the modern society. The role of the factors of non-social origin affecting on the vulnerability degree of ethnical minorities is shown in this article.
Key words: criminology, victimology, victimity, victimization, tolerance, ethnical minorities, devictimization.
Степень виктимности может различаться в зависимости от типа общественного устройства, обусловливающего положение в обществе женщины, ребенка, старика. Однако представители данных категорий будут неизменно отличаться высокой степенью уязвимости в силу того, что особо значительную роль здесь играют факторы внесоциального происхождения. Такая виктимность может быть определена как стабильная.
Лабильной может быть названа криминальная виктимность, в формировании которой определяющую роль играют социальные факторы: положение в обществе; система общественных отношений, обусловливающих характер и способы взаимодействия с представителями конкретных социальных групп; уровень толерантности в обществе и др. [1].
Проблема негативного отношения к этническим меньшинствам, в том числе и в аспекте детерминации криминальных посягательств, была одной из наиболее острых в любом обществе. Уже первые формы самоорганизации социума были связаны с идентификацией по принципу «свой» - «чужой». Формирование крупных многонациональных государств, появление мировых религий, развитие философских представлений об универсальности этических категорий - все это способствовало появле-
нию принципов взаимоотношения этносов на основе начал толерантности и закреплению соответствующих норм в стереотипах социального поведения личности и в практике государственно-правового строительства. В ХХ в., особенно после Второй мировой войны, в Западной Европе, несколько позже в США, в СССР и других социалистических государствах на уровне как общественного сознания, так и государственно-правовой идеологии прочно закрепляются представления о толерантном отношении к личности, независимо от ее расово-этнического происхождения, формируется негативное отношение ко всем формам проявления ксенофобии [2].
Усиление национально ориентированных ценностей в глобализирующемся мире неправильно было бы рассматривать лишь в свете экстремальных и агрессивных форм национализма. Как и локализация, оно играет роль своего рода противовеса, ограничивающего негативные, дегуманизирующие и десоциали-зирующие последствия глобализации. З. Бауман полагает, что современный национализм представляет собой «возрождение этничности»: он связан не с национально-государственными приоритетами, но, напротив, с ослаблением роли национального государства и отражает «денационализацию государства» и «приватизацию
138
национальности», иными словами, «разрыв между государством и нацией... Этничность становится одним из символических центров, вокруг которых формируются гибкие и свободные от санкций общности, конструируются и утверждаются индивидуальные идентичности» [3, с. 133].
Очевидно, это далеко не всегда так: и в современных условиях национализм нередко принимает весьма жесткие, в том числе огосударствленные, формы. Однако, по-видимому, З. Бауман прав в том, что усиление роли этнонациональных ориентаций не столько политическая, сколько социально-культурная и социально-психологическая тенденция, представляющая собой ответ личности на вызов глобализации. Являющийся одним из следствий этого рост межэтнической напряженности выступает виктимизирующим фактором в глобальном масштабе и, так сказать, в стратегической перспективе.
Культурные различия этносов проявляются через различия в образе жизни, стереотипах поведения, системе ограничения или предоставления определенных свобод их представителям мужского и женского пола.
Если суммировать имеющиеся данные, то можно выделить следующие закономерности. При отмечаемой практически всеми исследователями за последнее десятилетие тенденции снижения риска насилия для всех женщин независимо от расового или этнического происхождения риск все же продолжает быть выше для чернокожих женщин по сравнению с белыми и для испаноговорящих женщин по сравнению с неиспаноговорящими [4]. Общий уровень викти-мизации чернокожих женщин выше, чем белых и испаноговорящих. Причиной повышенной виктимности цветных женщин может являться как сохраняющийся довольно высокий уровень расистских настроений в американском обществе, так и виктимный характер поведения представителей этнических меньшинств (частая смена места жительства, нестандартные формы бытового поведения, склонность к употреблению алкоголя или наркотиков и т.п.).
Представляется важным при разработке общей модели виктимизации женщин учитывать расовые и этнические культурные различия, не только опираясь на житейский опыт, здравый смысл или общетеоретические дедуктивные выводы, но используя данные соответствующих социологических исследований. В таком случае можно составить с большой долей вероятности прогнозы возможных актов насилия и использовать их для виктимологической профилактики насильственной преступности.
Например, учитывая, что азиатские женщины могут быть более уязвимы в случае занятости на производстве и что они в основном подвергаются стихийному насилию, имеют самую высокую пропорцию инцидентов в общественных местах, совершенных трезвыми незнакомцами, с оружием или группой, можно предположить, что преступление, скорее всего, произойдет во время их обычного движения к месту работы и от него. Поэтому в местах компактного проживания и работы иммигрантов из азиатских стран было признано целесообразным усилить уличное патрулирование в утренние и вечерние часы.
В целом выделяются следующие особенности жертв преступлений, совершаемых на почве расовой или религиозной ненависти, негативного отношения к другой культуре, или, повторяя выражение Ю. Хабермаса, к «другому». Эти преступления имеют тенденцию быть совершенными многократными обидчиками в отношении незнакомых лиц, которые имеют четко выраженную принадлежность к той или иной этической, религиозной группе и т.п. Они обычно совершаются в местах, хорошо знакомых жертве, которая с высокой долей вероятности будет испытывать после инцидента опасение повторного нападения. Жертвы насилия будут в большей степени и в течение более длительного периода времени переживать последствия насилия, возможны более глубокие психологические травмы, чем для жертв аналогичных преступлений, не связанных с культурологическими факторами.
В целом ксенофобия, нетерпимость продолжают оставаться значимой проблемой для современного общества. В том числе и проблемой криминологического порядка, поскольку ксенофобия нередко оборачивается насилием по отношению к этническим меньшинствам. Ее главной особенностью в эпоху глобализации является «опосредствование культурой»: представитель этнического меньшинства вызывает ненависть уже не просто как «чужой», а как носитель чуждой культуры, как «другой». Вместе с тем, до настоящего времени не решенной остается проблема учета особенностей культуры как преступников, так и жертв в уголовном процессе, в судопроизводстве, в практике индивидуальной профилактики правонарушений.
Подводя итог, можно отметить, что факторы изменения параметров виктимности отдельных социальных страт и групп населения в современных условиях напрямую связаны с глобализацией, с криминогенными и виктимо-генными обстоятельствами, сопровождающими ее процессы [5, с. 343-344]. Изменение
139
культурной среды воспроизводства большинства страт, процессы миграции, формирование транснациональной системы стратификации («параллельной» по отношению к традиционной), характерное для глобализации изменение культурологических параметров социальной среды - все это может усилить или, наоборот, снизить уровень виктимизации социального статуса. Степень влияния факторов, связанных
с глобализацией, на виктимность социальных групп и статусов будет напрямую зависеть от того, являются ли доминирующими для ее представителей в процессе виктимизации социальные или же внесоциальные факторы, зависит ли виктимность в большей степени от образа жизни потенциальной жертвы или же от отношения к ней представителей других социальных страт.
1. Вишневецкий К. В. Криминогенная викти-мизация социальных групп в современном обществе: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.
2. Шалин В. В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Ростов н/Д, 2000.
3. Бауман З. Глокализация, или Кому глобализация, а кому локализация // Глобализация: контуры XXI века: реферативный сборник. М, 2002. Ч. 1.
4. Rennison C.M. Violent victimization and race. Special report. Washington, D.C., 2001.
5. Криминология: учеб. / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2004.
1. Vishnevetsky K.V. Criminogenic victimization of social groups in modern society: auth. abstr. ... Dr of Law. Moscow, 2008.
2. Shalin V.V. Tolerance (cultural norm and political necessity). Rostov-on-Don, 2000.
3. Bauman Z. Glocalization, or to whom globalization, and to whom localization // Globalization: contours of the XXI century: abstr. coll. Moscow, 2002. Pt. 1.
4. Rennison C.M. Violent victimization and race. Special report. Washington, D.C., 2001.
5. Criminology:textbook/ed. by V.N. Kudryavtsev and V.E. Eminov. Moscow, 2004.
140