Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ЭМПАТИИ И ЛОКУСЕ КОНТРОЛЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ЭМПАТИИ И ЛОКУСЕ КОНТРОЛЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / СЕНЗИТИВНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Храмова Т.Б.

В данной статье приведены теоретические аспекты социально-психологических качеств личности педагога, описанные зарубежными и отечественными исследователями. Целью методологического обзора является изучение теоретических концепций качеств личности педагога в психологической науке. В статье систематизированы подходы к проблеме значимости таких качеств личности, как эмпатия, локус контроля и ценностные ориентации. Рассмотрены понятия, проанализированы их особенности и место в стурктуре личности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS, EMPATHY AND LOCUS OF CONTROL AS SOCIO-PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF A TEACHER'S PERSONALITY IN DOMESTIC AND FOREIGN SOCIAL PSYCHOLOGY

The article describes the theoretical aspects of socio-psychological qualities of a teacher's personality described by foreign and domestic researchers, such as value orientations, empathy and locus of control. The purpose of the methodological review presented in the article is to study the theoretical concepts of the qualities of a teacher's personality in pichological science. The article systematizes approaches to the problem of the significance of such personality qualities as empathy, locus of control and value orientations. The concepts are considered, their features and place in the structure of the teacher's personality are analyzed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ЭМПАТИИ И ЛОКУСЕ КОНТРОЛЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

УДК 17.022.1

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ,

ЭМПАТИИ И ЛОКУСЕ КОНТРОЛЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

© 2023 Т. Б. Храмова

аспирант кафедры психологии e-mail: xramov. 1991 @ inbox. ru

Курский государственный университет,

В данной статье приведены теоретические аспекты социально-психологических качеств личности педагога, описанные зарубежными и отечественными исследователями. Целью методологического обзора является изучение теоретических концепций качеств личности педагога в психологической науке. В статье систематизированы подходы к проблеме значимости таких качеств личности, как эмпатия, локус контроля и ценностные ориентации. Рассмотрены понятия, проанализированы их особенности и место в стурктуре личности педагога.

Ключевые слова: экстернальность, интернальность, сензитивность, эмпатия, ценности.

ON THE QUESTION OF THE FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS, EMPATHY AND LOCUS OF CONTROL AS SOCIO-PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF A TEACHER'S PERSONALITY IN DOMESTIC AND FOREIGN SOCIAL PSYCHOLOGY

© 2023 T. B. Khramova

Postgraduate student of the Department of Psychology e-mail: xramov.1991@inbox.ru

Kursk State University,

The article describes the theoretical aspects of socio-psychological qualities of a teacher's personality described by foreign and domestic researchers, such as value orientations, empathy and locus of control. The purpose of the methodological review presented in the article is to study the theoretical concepts of the qualities of a teacher's personality in pichological science. The article systematizes approaches to the problem of the significance of such personality qualities as empathy, locus of control and value orientations. The concepts are considered, their features and place in the structure of the teacher's personality are analyzed.

Keywords: externality, internality, sensitivity, empathy, values.

Соответствие личностных качеств содержанию большинства видов деятельности, особенно педагогической, является безусловным условием успешной ее реализации. В работах зарубежных и отечественных исследователей в области социальной психологии описаны особенности качеств личности педагога, в частности ценностные ориентации, эмпатия и локус контроля. Несомненно, важно

проанализировать специфику данных качеств личности и их влияние на осуществление образовательного процесса.

В зарубежной психологии внимание социальных психологов было приковано к одной из основных и значимых характеристик свойств личности - локус контроля (когнитивная ориентация). Данный термин был введен Д. Роттером в середине 60-х гг. XX в. Он полагал, что локус контроля - это некая склонность индивида возлагать ответственность за собственную деятельность на внешние или внутренние факторы, а параметрами локуса являются экстернальность и интернальность [13, с. 94]. Экстернальностью является свойство личности, предрасположенной воспринимать события как результат влияния внешних обстоятельств, интернальность, напротив, склонность брать ответственность за события на себя. Для исследования свойств личности педагога применима интернально-экстернальная шкала Роттера. В данной методике рассматривается совокупность, которая имеет как выраженную экстернальность, так и интернальность, но каждый индивид наделен не только характеристиками своей категории, но в небольшой степени и другой. Можно предположить, что педагоги в большей степени наделяются в процессе своей деятельности интернальностью, так как регулярно возлагают на себя ответственность за организацию учебного процесса и его результат. Профессиональная деятельность педагога побуждает, а порой вынуждает специалиста брать ответственность за события на самого себя, следовательно, педагоги склонны полагать, что все, что с ними происходит, - результат их деятельности.

Не менее важным свойством личности педагога являются ценностные ориентации, и изучение данного феномена занимает одно из центральных мест в психологии. Их важность определяется тем, что ценностные ориентации координируют поведение педагога во всех аспектах деятельности. Ценностные ориентации представляют собой систему сознания, в которой отображаются ценности, принимаемые педагогом в роли ориентира жизненных целей и общих концептуальных установок. Ценности личности педагога складываются под воздействием социального, а также профессионального влияния. Система ценностных ориентаций не является урегулированной и статичной, напротив, она двойственна и действенна. отечественной и зарубежной психологии существует ряд подходов к пониманию ценностных ориентаций личности. Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Здравомыслов, Б.Г. Ольшанский, В.А. Ядов утверждают, что ценностные ориентации образуются в конкретных социально-психологических условиях и конкретных ситуациях. Эти факторы детерминируют поведение индивида. В понимании В.А. Ядова ценностные ориентации личности координируют поведение и деятельность индивида «в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей» [18, с. 78].

А.Г. Здравомыслов под ценностными ориентациями подразумевает важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для человека от незначимого, несущественного [6]. По мнению Б.Г. Ананьева, источником развития личности является статус личности в системе общества, на основе которого базируются социальные функции - цели, роли и ценностные ориентации индивида [1, с. 37]. Эти параметры формируют первостепенную категорию личностных свойств, они детерминируют специфику мотивации и структуру общественного поведения. С.Л. Рубинштейн определял ценность как нечто первостепенное для индивида. По его мнению, «наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [12, с. 234].

Храмова Т. Б. К вопросу об особенностях ценностных ориентации, эмпатии и локусе контроля

как социально-психологических качествах личности педагога в отечественной и зарубежной социальной психологии

А.Н. Леонтьев утверждал, что ценности формируются в деятельности, следовательно, ценности детерминируют индивида как субъекта деятельности и как личность [8, с. 12]. Ценности, по В.И. Мясищеву, являются личностной характеристикой, и они же детерминируют поведение индивида [9, с. 75].

В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации в качестве основной характеристики личности отражены в работах Э. Шпрангера, Дж. Холанда, М. Рокича и В. Франкла. Э. Шпангер определяет ценностные ориентации как духовное начало и результат культурного наследия человечества [17, с. 548].

Теоретическое представление В. Франкла основано на признании смысла жизни базовым образованием, координирующим поведение индивида, которое проявляется в виде системы ценностей [16, с. 101].

Подавляющее большинство психологов отдают предпочтение классификации ценностей по М. Рокичу, основанной на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич определяет два класса ценностей:

- терминальные - убеждения в первостепенной значимости той или иной цели и стремлению добиваться ее;

- инструментальные - убеждения в том, что определенный образ действий или свойство личности является предпочтительным для достижения жизненных целей. Это соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства [14, с. 78].

Актуальность исследования состоит в том, что ценностные ориентации педагога детерминируют его отношение к профессиональной деятельности и характер профессионально-педагогических ценностей (их действенность). В условиях общественного прогрессирования претерпевают изменения профессиональные задачи педагогических работников, модифицируется социально-экономическая ситуация, следовательно, меняются модели педагогического труда, а также условия осуществления профессиональной деятельности педагогов.

В концепции Е.А. Климова профессиональное становление педагога - это непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности [7, с. 54]. Одним из важных профессиональных свойств личности педагога является эмпатия, которая включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты и способствует пониманию внутреннего мира другого индивида. Термин «эмпатия» в середине XX в. был введен в психологию Э. Б. Титченером, который перевел словом «эмпатия» заимствованное у Т. Липпса слово «вчувствование» [15, с. 23].

В отечественной психологии понятие эмпатии появилось благодаря научным трудам Т.П. Гавриловой. По её мнению, эмпатия - это профессионально значимое свойство педагога, которое выражается в эмоциональном отклике на переживания или экспрессивные реакции другого индивида [5, с. 147]. Педагогический аспект эмпатии получил теоретическую значимость в исследованиях отечественных авторов. Например, как важную составную часть профессиональной деятельности педагога выделяет эмпатию Ю.К. Бабанский [3, с. 547].

По мнению О.И. Вагановой и Н.В. Быстровой, реализация педагогами сопереживания, чуткости, эмоциональной идентификации, социальной сензитивности содействует не только демонстрации эмпатии, но и ее развитию как профессионально значимого свойства личности педагога, которое обеспечивает качество педагогического взаимодействия и развитие профессионального самосознания. Педагогическая эмпатия способствует формированию педагогической проницательности, установлению диалогического общения между субъектами образовательного процесса,

эмоциональной интеграции и восстановлению прерванных связей с другими индивидами и развитию любой творческой деятельности [4, с. 21].

А.К. Маркова считает, что уровень эмпатии влияет на формирование профессионально-значимых качеств педагога и развитие личности в целом, а именно на развитие адаптивных и коммуникативных способностей, формирование эстетических способностей, становление толерантности, творческой активности, разговорной культуры [10, с. 54].

По мнению Р. В. Мошинской, содержание эмпатии педагога - это «совокупность отраслевой и общепрофессиональной подготовки, которая представлена решением дидактической системы учебно-профессиональных задач, основанных на эмпатийном взаимодействии педагога и студентов» [11, с. 100].

Закономерно предположить, что эмпатическая способность педагога возрастает с ростом жизненного цикла и напрямую влияет на качество педагогического взаимодействия и развитие профессионального самосознания. Становление эмпатии -это не только процесс формирования эмоций и их когнитивации, но и процесс развития нравственных мотивов в пользу другого индивида. Вероятными свойствами педагога, способного к эмпатии, являются: терпимость к трансляции эмоций со стороны другой личности; умение вникнуть в субъективный внутренний мир индивида, не демонстрируя при этом свой собственный; способность адаптировать свое восприятие к восприятию другого индивида, чтобы достичь еще большего понимания происходящего. Профессиональная эмпатийность педагога - это непрерывный процесс обучения навыкам самоанализа и развития сензитивности.

Для оценки умения педагогов сопереживать и понимать мысли и чувства другого индивида можно использовать методику диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. Он подчеркивает, что «эмпатия - это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений - свойств, состояний, реакций - в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение» [2, с. 34].

Все вышеперечисленные свойства личности являются фундаментально важной составляющей профессионального сознания педагога и его культуры, базовыми компонентами профессиональной деятельности. Анализируя работы зарубежных и отечественных исследователей, можно сделать вывод, что профессиональное развитие педагога невозможно без формирования наиважнейших качеств личности, определяющих вектор социальной и профессиональной активности и направленных на улучшение качества педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. - Развитие и воспитание личности. Т. 2. -2007. - 546 с.

2. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - Москва: Информационно- издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.

3. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев; Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1989. - 558 с.

4. Ваганова, О. И. Формирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения / О. И. Ваганова, Н. В. Быстрова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 6 (июнь). - С. 21-25.

Храмова Т. Б. К вопросу об особенностях ценностных ориентаций, эмпатии и локусе контроля

как социально-психологических качествах личности педагога в отечественной и зарубежной социальной психологии

5. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - N0 2. - С. 147-158.

6. Здравомыслов, А. Г. отношение к труду и ценностные ориентации личности /

A.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов // Социология в СССР. Том 2. -Москва: Мысль, 1966. С. 197-198.

7. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. А. Климов. -Москва: Академия, 2004 - 304 с.

8. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентации / Д. А. Леонтьев.

- Москва: СМЫСЛ, 1992. - 17 с.

9. Мясищев, В.Н. Сознание как единство отражения действительности /

B.Н Мясищев. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 75-77.

10 Маркова, А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя / А. К. Маркова.

- Москва: Просвещение, 1993. - 192 с.

11. Мошинская, Р. В. Развитие эмпатии как условие подготовки будущего педагога профессионального обучения / Р. В. Мошинская // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - №255. - С. 100-105.

12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва: АСТ, 2020. - 960 с.

13. Роттер, Дж. Теории социального научения / Дж. Роттер. - Москва: Наука, 2002. - 280 с.

14. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. - Нью-Йорк, 1973. -

276 с.

15. Титченер, Э. Учебник психологии. Ч. 1-2 / Э. Титченер; перевод с английского и предисловие А. П. Болтунова. - Москва: Изд-во товарищества «Миръ», 1914. - 250 с.

16. Франкл, В. Человек в поисках смысла. Сборник / В. Франкл; общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - Москва: Прогресс, 1990. - 368 с.

17. Шпрангер, Э. Ценностные ориентации и типы личности / Э. Шпрангер // Психология личности: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская. - Москва: АСТ: Астрель, 2009. - С. 548-552.

18. Личность и ее ценностные ориентации. Выпуск 1 / ответственные редакторы В.А. Ядов, И.С. Кон // Информационный бюллетень ССА и ИКСИ. - Москва: ИКСИ, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.