К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Сахарова Наталья Сергеевна, Курганский государственный университет, г. Курган
E-mail: saharova_ns@mail.ru
Аннотация. Необходимым условием для достижения повышения качества работы подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних является исследование особенностей их становленияВ статье рассмотрены ключевые этапы генезиса государственной системы по противодействию антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних, а также основные положения ювенального права.
Ключевые слова: несовершеннолетние, правонарушения несовершеннолетних, становление подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних.
Преступность несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день социально-правовых проблем России. Судебная практика показывает значительный прирост преступности несовершеннолетних по делам тяжких и особо тяжких деяний, отмечается также увеличение насильственной преступности в структуре детской преступности, имеет место тенденция к возрастанию количества организованности преступных групп, что указывает на определенные изменения в мотивации преступного поведения несовершеннолетних [5, с. 51].
Еще одна причина, по которой преступность несовершеннолетних становится в ряд актуальных проблем для общества - это ее социальные последствия: преступность подвергает социальной деградации подростков, которые являются активными общественными субъектами, важным гарантом безопасности общества, его экономического благосостояния и духовного развития России.
В связи с этим возникает необходимость совершенствования социально-педагогических средств социализации несовершеннолетних правонарушителей и предупреждения преступности несовершеннолетних, что, в свою очередь, указывает на целесообразность исследования особенностей становления подразделений по делам несовершеннолетних.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Примечательно, что обязанности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних возлагались на органы внутренних дел в течение всей истории их существования. Только за первое пятилетие после революции в стране было принято более 50 важнейших законодательных актов, касающихся улучшения жизни и воспитания несовершеннолетних, борьбы с правонарушениями и преступностью, совершаемыми несовершеннолетними.
Первой отправной точкой в создании службы стал принятый 31 декабря 1917 года декрет «О принципах проведения в жизнь политики социального воспитания». Один из первых документов советского государства признавал всех подростков детьми республики, а заботу о ребенке ввел в ранг прямых обязанностей государства. Вскоре был издан еще один декрет «О комиссиях для несовершеннолетних», явившийся первым законодательным актом в области борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних. Были упразднены суды и тюремное заключение для малолетних несовершеннолетних лиц. Кроме того, государство взяло курс на применение мер воспитательного и предупредительного характера [2, с. 37].
Важную роль в рассматриваемый период играли всероссийские съезды:
- I Всероссийский съезд по охране детства (январь 1918 года);
- Всероссийский съезд по борьбе с детской беспризорностью (май 1920
года);
- II Всероссийский съезд социально-правовой (1923 год) [3, с. 19].
Рекомендации этих съездов легли в основу многих решений, направленных
на создание государственной системы органов и учреждений, в функции которой, кроме прочего, входила профилактика детской безнадзорности и преступности.
Комиссии по делам несовершеннолетних стали реализовывать новую систему правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, включающую в себя: меры однократного воспитательного воздействия (беседы, замечания); устройство в заменяющие семью воспитательные учреждения, длительный надзор за поведением детей и подростков, изоляция подростков в режимные воспитательные учреждения. В упомянутых выше учреждениях организовывались общеобразовательная учеба и профессиональное обучение. Детские социальные инспекции должны были бороться с детской беспризорностью, нищенством, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, эксплуатацией детей и дурным обращением с ними в ремесленных, кустарных, фабричных и иных предприятиях, а также в семьях.
Декретом СНК от 4 марта 1920 года «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» суды и тюремное заключение для несовершеннолетних ликвидировались. Был создан Совет защиты детей, позже реорганизованный в Комиссию по улучшению жизни детей. По инициативе этой Комиссии был разработан и осуществлен первый комплексный общегосударственный «Трехлетний план борьбы с детской беспризорностью».
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Декретом от 2 декабря 1920 года органы опеки и попечительства были переданы из системы Наркомата социального обеспечения в систему Наркомата просвещения. Также изменились их задачи. Однако для несовершеннолетних правонарушителей, нуждающихся в более строгом контроле, были созданы другие учреждения. Также в 1920 году на основании совместного решения Наркомат юстиции и Наркомат просвещения приступили к созданию «реформаториев» для несовершеннолетних правонарушителей, к которым применялись меры судебного наказания. Одновременно с этим осуществлялась реорганизация закрытых учреждений для несовершеннолетних, начавшаяся еще в 1918 году.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» от 31 мая 1935 года Главному управлению рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР были вменены обязанности по борьбе с детской преступностью, безнадзорностью и беспризорностью. Согласно этому документу в составе милиции выделялись специализированные подразделения для работы с несовершеннолетними правонарушителями. К ведению Наркомата были отнесены детские приемники-распределители. В настоящее время 31 мая в России является Днем подразделений по делам несовершеннолетних. Данным постановлением взамен комиссий по делам несовершеннолетних и детской социальной инспекции были организованы секции по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью районных и городских советов крупных городов [2, с. 39].
Несколько позднее был издан приказ НКВД СССР, который гласил что «милиция несет ответственность за правильность и полное проведение в жизнь постановления партии и правительства, за борьбу с детской преступностью». Органам милиции поручалось организовать и обеспечить систематическое изъятие с улиц беспризорных детей и подростков, борьбу с их хулиганскими проявлениями в общественных местах, а также нищенством, спекуляцией, приставанием к гражданам, привлекать к административной ответственности родителей и опекунов за оставление без присмотра детей. Сотрудникам органов внутренних дел категорически запрещалось помещать задержанных детей и подростков в камеры предварительного задержания.
С 1931 года по 1938 год перестали существовать комиссии по делам несовершеннолетних всех уровней - от Комиссии при Совнаркоме СССР до местных. Обязанности по организации противодействия преступности перешли к правоохранительным органам.
В 1940 году НКВД СССР издается новая Инструкция, которая возлагает на начальников органов милиции обязанности непосредственно заниматься разработкой мероприятий по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности, посещать местные государственные и общественные организации с практическими предложениями по данному вопросу. При отделах службы и подготовки управлений милиции организовывались отделения по предупреждению правонарушений и работе с несовершеннолетними. Органы
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
милиции обязаны были выяснять конкретные причины, приводившие подростков к беспризорности и безнадзорности, обследовать бытовые условия несовершеннолетних правонарушителей, оказывать помощь семьям, в которых родителям трудно было воспитывать детей, привлекать для этого общественность. Однако в сложившейся политической и социально-экономической ситуации в стране это не могло в полной мере улучшить положение несовершеннолетних в плане защиты их прав и законных интересов.
Следующим этапом в развитии профилактики правонарушений несовершеннолетних явилось подписание 3 июня 1967 года Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних». Главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних были определены организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, их устройство и охрана прав, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях лиц этой категории и осуществление контроля за условиями их содержания и проведением с ними воспитательной работы в специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях [4, с. 12].
15 февраля 1977 года детские приемники-распределители, детские комнаты милиции были реорганизованы в приемники-распределители для несовершеннолетних, инспекции по делам несовершеннолетних.
Дальнейшая эволюция законодательства, регламентирующего как правовой статус не достигших восемнадцатилетнего возраста лиц, так и деятельность органов системы противодействия правонарушениям лиц, не достигших совершеннолетия, безусловно, связана с принятием на федеральном уровне важнейших нормативных актов, среди которых следует выделить «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ [1].
Позже органы милиции, координирующие деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних, назывались по-разному (30 июня 1991 года инспекции по делам несовершеннолетних были реорганизованы в подразделения по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, которые 26 мая 2000 года были переименованы в отделы по делам несовершеннолетних; 2 апреля 2004 года центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей были переименованы в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП)), имели разнообразные структуры [3, с. 22].
К настоящему моменту низовое звено подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел представлено центрами временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и отделами по делам несовершеннолетних, состоящими из руководящего звена отдела и
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
должностных лиц, которые в совокупности должны контролировать правонарушения несовершеннолетних на территории обслуживания.
Таким образом, идеи по оптимизации государственно-общественных механизмов предупреждения правонарушений несовершеннолетних и привлечения их к ответственности начали генерироваться столетия назад, а становление и развитие отечественных государственных органов профилактики совершения несовершеннолетними противоправных деяний прошло достаточно длительный путь.
Литература:
1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 14.07.2022).
2. Беженцев А.А. Историческое развитие государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в советский период // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 2. - С. 36-41.
3. Дощицын А.Н. Ретроспективный обзор нормативного правового регулирования профилактики и противодействия преступлениям несовершеннолетних в дореволюционной России // История государства и права. - 2014. - № 11. - С. 19-24.
4. Дубоносова А.Э. Роль государства в профилактике преступлений несовершеннолетних: исторический аспект // Адвокатская практика. - 2005. - № 6. - С. 10-15.
5. Павлухин А.Н. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания / А.Н. Павлухин, З.С. Зарипов, Н.Д. Эриашвили. - М.: Юнити-Дана, Закон и право. - 2017. - 112 с.