Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетние / правонарушения несовершеннолетних / становление подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сахарова Наталья Сергеевна

Необходимым условием для достижения повышения качества работы подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних является исследование особенностей их становленияВ статье рассмотрены ключевые этапы генезиса государственной системы по противодействию антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних, а также основные положения ювенального права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сахарова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»



К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Сахарова Наталья Сергеевна, Курганский государственный университет, г. Курган

E-mail: saharova_ns@mail.ru

Аннотация. Необходимым условием для достижения повышения качества работы подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних является исследование особенностей их становленияВ статье рассмотрены ключевые этапы генезиса государственной системы по противодействию антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних, а также основные положения ювенального права.

Ключевые слова: несовершеннолетние, правонарушения несовершеннолетних, становление подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день социально-правовых проблем России. Судебная практика показывает значительный прирост преступности несовершеннолетних по делам тяжких и особо тяжких деяний, отмечается также увеличение насильственной преступности в структуре детской преступности, имеет место тенденция к возрастанию количества организованности преступных групп, что указывает на определенные изменения в мотивации преступного поведения несовершеннолетних [5, с. 51].

Еще одна причина, по которой преступность несовершеннолетних становится в ряд актуальных проблем для общества - это ее социальные последствия: преступность подвергает социальной деградации подростков, которые являются активными общественными субъектами, важным гарантом безопасности общества, его экономического благосостояния и духовного развития России.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования социально-педагогических средств социализации несовершеннолетних правонарушителей и предупреждения преступности несовершеннолетних, что, в свою очередь, указывает на целесообразность исследования особенностей становления подразделений по делам несовершеннолетних.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Примечательно, что обязанности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних возлагались на органы внутренних дел в течение всей истории их существования. Только за первое пятилетие после революции в стране было принято более 50 важнейших законодательных актов, касающихся улучшения жизни и воспитания несовершеннолетних, борьбы с правонарушениями и преступностью, совершаемыми несовершеннолетними.

Первой отправной точкой в создании службы стал принятый 31 декабря 1917 года декрет «О принципах проведения в жизнь политики социального воспитания». Один из первых документов советского государства признавал всех подростков детьми республики, а заботу о ребенке ввел в ранг прямых обязанностей государства. Вскоре был издан еще один декрет «О комиссиях для несовершеннолетних», явившийся первым законодательным актом в области борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних. Были упразднены суды и тюремное заключение для малолетних несовершеннолетних лиц. Кроме того, государство взяло курс на применение мер воспитательного и предупредительного характера [2, с. 37].

Важную роль в рассматриваемый период играли всероссийские съезды:

- I Всероссийский съезд по охране детства (январь 1918 года);

- Всероссийский съезд по борьбе с детской беспризорностью (май 1920

года);

- II Всероссийский съезд социально-правовой (1923 год) [3, с. 19].

Рекомендации этих съездов легли в основу многих решений, направленных

на создание государственной системы органов и учреждений, в функции которой, кроме прочего, входила профилактика детской безнадзорности и преступности.

Комиссии по делам несовершеннолетних стали реализовывать новую систему правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, включающую в себя: меры однократного воспитательного воздействия (беседы, замечания); устройство в заменяющие семью воспитательные учреждения, длительный надзор за поведением детей и подростков, изоляция подростков в режимные воспитательные учреждения. В упомянутых выше учреждениях организовывались общеобразовательная учеба и профессиональное обучение. Детские социальные инспекции должны были бороться с детской беспризорностью, нищенством, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, эксплуатацией детей и дурным обращением с ними в ремесленных, кустарных, фабричных и иных предприятиях, а также в семьях.

Декретом СНК от 4 марта 1920 года «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» суды и тюремное заключение для несовершеннолетних ликвидировались. Был создан Совет защиты детей, позже реорганизованный в Комиссию по улучшению жизни детей. По инициативе этой Комиссии был разработан и осуществлен первый комплексный общегосударственный «Трехлетний план борьбы с детской беспризорностью».

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Декретом от 2 декабря 1920 года органы опеки и попечительства были переданы из системы Наркомата социального обеспечения в систему Наркомата просвещения. Также изменились их задачи. Однако для несовершеннолетних правонарушителей, нуждающихся в более строгом контроле, были созданы другие учреждения. Также в 1920 году на основании совместного решения Наркомат юстиции и Наркомат просвещения приступили к созданию «реформаториев» для несовершеннолетних правонарушителей, к которым применялись меры судебного наказания. Одновременно с этим осуществлялась реорганизация закрытых учреждений для несовершеннолетних, начавшаяся еще в 1918 году.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» от 31 мая 1935 года Главному управлению рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР были вменены обязанности по борьбе с детской преступностью, безнадзорностью и беспризорностью. Согласно этому документу в составе милиции выделялись специализированные подразделения для работы с несовершеннолетними правонарушителями. К ведению Наркомата были отнесены детские приемники-распределители. В настоящее время 31 мая в России является Днем подразделений по делам несовершеннолетних. Данным постановлением взамен комиссий по делам несовершеннолетних и детской социальной инспекции были организованы секции по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью районных и городских советов крупных городов [2, с. 39].

Несколько позднее был издан приказ НКВД СССР, который гласил что «милиция несет ответственность за правильность и полное проведение в жизнь постановления партии и правительства, за борьбу с детской преступностью». Органам милиции поручалось организовать и обеспечить систематическое изъятие с улиц беспризорных детей и подростков, борьбу с их хулиганскими проявлениями в общественных местах, а также нищенством, спекуляцией, приставанием к гражданам, привлекать к административной ответственности родителей и опекунов за оставление без присмотра детей. Сотрудникам органов внутренних дел категорически запрещалось помещать задержанных детей и подростков в камеры предварительного задержания.

С 1931 года по 1938 год перестали существовать комиссии по делам несовершеннолетних всех уровней - от Комиссии при Совнаркоме СССР до местных. Обязанности по организации противодействия преступности перешли к правоохранительным органам.

В 1940 году НКВД СССР издается новая Инструкция, которая возлагает на начальников органов милиции обязанности непосредственно заниматься разработкой мероприятий по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности, посещать местные государственные и общественные организации с практическими предложениями по данному вопросу. При отделах службы и подготовки управлений милиции организовывались отделения по предупреждению правонарушений и работе с несовершеннолетними. Органы

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

милиции обязаны были выяснять конкретные причины, приводившие подростков к беспризорности и безнадзорности, обследовать бытовые условия несовершеннолетних правонарушителей, оказывать помощь семьям, в которых родителям трудно было воспитывать детей, привлекать для этого общественность. Однако в сложившейся политической и социально-экономической ситуации в стране это не могло в полной мере улучшить положение несовершеннолетних в плане защиты их прав и законных интересов.

Следующим этапом в развитии профилактики правонарушений несовершеннолетних явилось подписание 3 июня 1967 года Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних». Главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних были определены организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, их устройство и охрана прав, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях лиц этой категории и осуществление контроля за условиями их содержания и проведением с ними воспитательной работы в специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях [4, с. 12].

15 февраля 1977 года детские приемники-распределители, детские комнаты милиции были реорганизованы в приемники-распределители для несовершеннолетних, инспекции по делам несовершеннолетних.

Дальнейшая эволюция законодательства, регламентирующего как правовой статус не достигших восемнадцатилетнего возраста лиц, так и деятельность органов системы противодействия правонарушениям лиц, не достигших совершеннолетия, безусловно, связана с принятием на федеральном уровне важнейших нормативных актов, среди которых следует выделить «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ [1].

Позже органы милиции, координирующие деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних, назывались по-разному (30 июня 1991 года инспекции по делам несовершеннолетних были реорганизованы в подразделения по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, которые 26 мая 2000 года были переименованы в отделы по делам несовершеннолетних; 2 апреля 2004 года центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей были переименованы в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП)), имели разнообразные структуры [3, с. 22].

К настоящему моменту низовое звено подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел представлено центрами временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и отделами по делам несовершеннолетних, состоящими из руководящего звена отдела и

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

должностных лиц, которые в совокупности должны контролировать правонарушения несовершеннолетних на территории обслуживания.

Таким образом, идеи по оптимизации государственно-общественных механизмов предупреждения правонарушений несовершеннолетних и привлечения их к ответственности начали генерироваться столетия назад, а становление и развитие отечественных государственных органов профилактики совершения несовершеннолетними противоправных деяний прошло достаточно длительный путь.

Литература:

1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 14.07.2022).

2. Беженцев А.А. Историческое развитие государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в советский период // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 2. - С. 36-41.

3. Дощицын А.Н. Ретроспективный обзор нормативного правового регулирования профилактики и противодействия преступлениям несовершеннолетних в дореволюционной России // История государства и права. - 2014. - № 11. - С. 19-24.

4. Дубоносова А.Э. Роль государства в профилактике преступлений несовершеннолетних: исторический аспект // Адвокатская практика. - 2005. - № 6. - С. 10-15.

5. Павлухин А.Н. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания / А.Н. Павлухин, З.С. Зарипов, Н.Д. Эриашвили. - М.: Юнити-Дана, Закон и право. - 2017. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.