Оригинальная статья / Original article УДК 691.328
DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2020-4-602-609
К вопросу об особенностях проведения экспертизы качества и прогнозирования остаточной долговечности железобетонных лотков
© С.А. Стельмах, Е.М. Щербань, М.П. Нажуев, Р.Е. Затона, И.А. Дохленко, И.Ю. Юрченко
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Резюме: Вопросы проведения экспертизы качества и прогнозирования остаточной долговечности железобетонных изделий и конструкций для дорожного строительства, и в частности лотков, в настоящее время являются весьма актуальными в связи с необходимостью реализации такого важнейшего национального проекта как «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По результатам проведения экспертиз при разработке мероприятий по повышению срока службы лотков рекомендуется исходить из принципа обеспечения равной сопротивляемости всех его участков эксплуатационным и температурно-влажностным воздействиям. В рамках проведения экспертизы качества и прогнозирования остаточной долговечности железобетонных лотков необходимо придерживаться следующего алгоритма действий: исследовать влияние вида загружения и структурных особенностей строения бетона на изменение пороговых напряжений и характера разрушения его; назначить и исследовать технологические способы повышения этих пороговых величин; исследовать влияние напряженного состояния бетона в различных участках лотков на их деформативность и характер разрушения при различных температурно-влажностных воздействиях с целью разработки конкретных технологических и конструктивных мероприятий, направленных на повышение стойкости бетона в них.Изначальное качество и остаточная долговечность железобетонных лотков во многом определяются совокупностью их рецептурных, технологических и конструктивных решений на стадии изготовления, а также характером воздействий (в первую очередь циклических) на стадии эксплуатации. Задачей же технологов и экспертов является мониторинг, прогнозирование и своевременное корректирование текущего состояния и остаточной долговечности этих важных элементов для современного качественного и безопасного дорожного строительства.
Ключевые слова: экспертиза качества, долговечность, железобетонные лотки, несущая способность, сборные конструкции, мониторинг
Для цитирования: Стельмах С.А., Щербань Е.М., Нажуев М.П., Затона Р.Е., Дохленко И.А., Юрченко И.Ю. К вопросу об особенностях проведения экспертизы качества и прогнозирования остаточной долговечности железобетонных лотков. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2020. Т. 10. № 4. С. 602-609. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-4-602-609
On the peculiarities of quality expertise and prediction of the residual durability of reinforced concrete flumes
SergeiA. Stel'makh, EvgeniiM. Shcherban', MukhumaP. Nazhuev, Roman E. Zatona, Ivan A. Dokhlenko, Igor' Yu. Yurchenko
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia
Abstract: The issues associated with quality expertise and prediction of the residual durability of reinforced concrete products and structures for road construction, particularly flumes, are of particular relevance in connection the implementationof the national project "Safe and quality roads". According to the obtained results, it is recommended to proceed from the principle of equal resistance of all flume sections to operational and temperature-humidity effects in the development of measures to improve the service life of flumes. Within the framework of quality expertise and prediction of residual durability of reinforced concrete flumes, it is necessary to follow the procedure: to study the influence of the type of loading and the structural features of the concrete structure on the change of threshold stresses and its destruction type; to study technological methods for increasing these threshold values; to study the in-
Том 10 № 4 2020
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 602-609 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No.4 2020 _pp. 602-609
ISSN 2227-2917
eno (print)
602 ISSN 2500-154X (online)
fluence of the concrete stress state in various flume sections on their deformability and destruction type at different temperature and humidity conditions in order to develop specific technological and structural measures aimed at improving the durability of concrete. The initial quality and residual durability of reinforced concrete flumes are determined mainly by the combination of their formulation, technological and structural solutions at the stage of manufacture, as well as by the nature of the effects (primarily cyclic) at the stage of operation. Technologists and experts should monitor, predict and timely adjust the current state and residual durability of these essential elements for modern high-quality and safe road construction.
Keywords: quality expertise, durability, reinforced concrete trays, bearing capacity, precast structures, monitoring
For citation: Stel'makh SA, Shcherban' EM, Nazhuev MP, Zatona RE, Dokhlenko IA, Yurchenko IYu. On the peculiarities of quality expertise and prediction of the residual durability of reinforced concrete flumes. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2020;10(4):602-609. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-4-602-609
Введение
Вопросы проведения экспертизы качества и прогнозирования остаточной долговечности железобетонных изделий и конструкций для дорожного строительства, и в частности лотков, в настоящее время являются весьма актуальными в связи с необходимостью реализации такого важнейшего национального проекта как «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Кроме этого, обязательным является неукоснительное исполнение требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».
В соответствии с действующей нормативно-технической документацией лотками (как водоотводными, так и сточными) называют сборные или монолитные конструкции, состоящие из конструктивных элементов, предназначенные для приема поверхностной воды по всей своей длине и направления ее далее в сток. В зависимости от проектного решения конструкция лотков может быть прямолинейной, криволинейной, радиусной или соединяемой под углом. Применяются лотки в зонах
движения автомобильного транспорта и в пешеходных зонах для сбора и отвода воды с поверхности автомобильных дорог. Исследования, посвященные изучению вопроса проведения экспертизы качества железобетонных лотков, проводились и проводятся в ряде ведущих организаций страны и мира. Они направлены в основном на оценку и прогнозирование их состояния, а также на определение остаточной несущей способности эксплуатируемых конструкций. Рассмотрим основные направления этого вопроса. Лоток представляет собой тонкостенную пространственную конструкцию, эксплуатируемую в открытых условиях, поэтому агрессивные периодические температурно-влажностные воздействия оказывают значительное влияние на ее надеж-1
ность и устойчивость .
Возможность изменения напряженного состояния бетона в процессе эксплуатации за счет интенсивных агрессивных воздействий: чередования увлажнения с последующим высушиванием или замораживанием не учитывается. Вместе с тем, исследования, проведен-
1Ткаченко Г.А. Исследование причин преждевременного разрушения сборных железобетонных лотков и путей повышения их долговечности. дис. ... канд. техн. наук. Ростов-на-Дону: Ростовский инженерно-строительный институт, 1971.
2Кантор П.Л. Повышение долговечности железобетона водоотводящих коллекторов: автореферат дис. ... канд. техн. наук. Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2012. 22 с.; Иванов Ф.М. Исследование морозостойкости бетона // В сб.: Защита от коррозии строительных конструкций и повышение их долговечности. М.: Стройиздат, 1969.;
Мамонтов Ю.А., Невский В.А. О влиянии арматуры на морозостойкость струнобетонных шпал // Вестник Всесоюзного НИИМПС. 1968. № 6.;
Москвин В.М., Ярмаковский В.Н. О влиянии отрицательных температур на прочность бетона // Бетон и железобетон. 1969. № 5.;
Гордон С.С. Структура и свойства тяжелых бетонов на различных заполнителях. М.: Стройиздат, 1969.; Стольников В.В. О теоретических основах сопротивляемости цементного камня и бетонов чередующимся циклами замораживания и оттаивания. Л.: Энергия, 1970.;
Леонович С.Н., Зикеев Л.Н. Долговечность центрифугированных железобетонных стоек. Обзорная информация. М.: Информэнерго, 1991. 64 с.
с. 602-609 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Vol. 10 No. 4 2020 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate _pp.602-609_
ISSN 2227-2917
(print) сл>>
ISSN 2500-154X 603 (online)
ные В.М. Москвиным, Ф.М. Ивановым, В.А. Невским, Г.А. Ткаченко и другими [1, 2], показывают, что при определенных условиях агрессивное воздействие атмосферных факторов усиливается напряженным состоянием бетона, стойкость его снижается, что приводит к локальному разрушению конструкции или полной потере ее несущей способности.
Методы
По результатам проведения экспертиз, при разработке мероприятий по повышению срока службы лотков рекомендуется [1] исходить из принципа обеспечения равной сопротивляемости всех его участков эксплуатационным и тем-пературно-влажностным воздействиям.
Результаты и их обсуждение
На основании анализа напряженного состояния бетона в лотках и проведенных натурных обследований [1] выявлена ихнедостаточ-ная жесткость в продольном и поперечном направлениях, что является причиной появления на некоторых их участках при эксплуатационной нагрузке сложно-напряженного состояния бетона, характеризующегося высоким уровнем растягивающих напряжений (до 0,7 Rp). Максимальные значения величин этих напряжений наблюдаются на внутренней и внешней поверхностях донной части лотков, а также на нижней поверхности опорных участков. Практика эксплуатации лотков показывает, что в местах с наибольшим уровнем растягивающих напряжений как правило возникают и развиваются наиболее опасные дефекты. Например, испытания выявили низкую устойчивость бортов у параболических напряжений лотков глубиной более 80 см и пролетом 8 м. Уровень растягивающих напряжений в средней части пролета таких лотков на наружной поверхности при эксплуатационной нагрузке достигает 25-30 кг/см2. Вследствие этого лотки такого типа выходят из строя раньше (после 34 лет эксплуатации).
Высокий уровень напряженного состояния бетона при наличии агрессивного воздействия внешней среды способен ускорять процесс его разрушения. Как известно, наиболее разрушительное воздействие на бетон при этом оказывает попеременное замораживание-оттаивание. Поэтому изучению этого вопроса всегда уделялось большое внимание. Влияние таких воздействий как попеременное увлажнение-высушивание, одностороннее увлажнение-высушивание в массивных конструкциях считалось не столь агрессивным.
Однако в железобетонных лотках, стенки которых имеют незначительную толщину, а форма конструкции не обеспечивает полную жесткость при различных деформациях конту-
ра лотка, связанных с эксплуатационными воздействиями, роль этого фактора значительно возрастает. Его значение проявляется в том, что при таких воздействиях происходит деформирование контура лотка, вызывающее в ряде случаев его коробление и даже полную потерю устойчивости. В связи с этим становится очевидным необходимость учета таких деформационных изменений, которые наряду с потерей устойчивости могут вызывать значительные напряжения в бетоне и таким образом способствовать ускоренному его разрушению под влиянием климатических и эксплуатационных воздействий.
Таким образом, учитывая сложное напряженное состояние бетона в лотках, неизбежность которого определяется их конструктивными и эксплуатационными особенностями, следует считать одной из важнейших задач данной работы исследование способов повышения стойкости бетона в напряженном состоянии за счет уменьшения деформаций ползучести при циклических воздействиях среды. В этом плане выбор оптимального состава бетона нужно рассматривать с точки зрения формирования структуры бетона, которая бы имела не только минимальное количество внутренних дефектов, но и обладала пористостью с желаемым соотношением пор различного характера. Это, в частности, может быть достигнуто путем создания в структуре цементного камня полых сферических микрополостей (например, при применении воздухововлекаю-щих и газообразующих добавок), которые, оказываясь на пути развития трещин, затрудняют их рост и распространение. Положительная роль этих сфероидов состоит в том, что они выполняют роль резервных пространств, воспринимающих избыточное гидростатическое давление воды при переходе ее в лед. Кроме того, повышается релаксируемость внутренних напряжений и вследствие минерализации пор уменьшается капиллярное всасывание. Все это должно оказывать существенное влияние на выравнивание полей напряжений и уменьшать опасность образования и развития трещин.
Многочисленные исследования [3-12] показывают, что микротрещины, играющие весьма существенную роль в процессе деформирования бетона в нагруженном состоянии при циклических температурно-влажностных воздействиях, преимущественно локализируются у поверхности заполнителя. На рисунке представлен пример железобетонного лотка и образовавшихся на его поверхности трещин.
Поэтому повышению качества сцепления заполнителя с цементным камнем для бето-
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2500-154X (online)
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
Том 10 № 4 2020
с. 602-609 Vol. 10 No.4 2020 pp. 602-609
нов, эксплуатируемых в подобных условиях, необходимо уделять основное внимание. Известные способы промывки щебня повышают качество его сцепления с цементным камнем. Здесь следует обратить особое внимание на вероятность попадания в бетон рыхлых зерен заполнителя, которые являются очагами снижения не только его прочности, но и повышения ползучести бетона при циклических воздействиях среды. Анализируя рецептурно-технологические способы повышения качества таких лотков, следует обратить внимание на то, что существенного улучшения структуры бетона следует ожидать при введении газовыделяю-щих добавок. В этом случае газообразование, происходящее в момент схватывания цемента, является предпосылкой к повышению сцепления с цементным камнем вследствие уплотнения контактного слоя за счет избыточного давления. Для возможности расчета и конструирования лотков повышенной долговечности необходимо определить величины пороговых напряжений, до которых может быть загружен бетон в лотках без опасности значительного снижения его сопротивляемости и повышения деформативности при циклических воздействиях.
Для этого в рамках проведения экспертизы
качества и прогнозирования остаточной долговечности железобетонных лотков необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- исследовать влияние вида загружения и структурных особенностей строения бетона на изменение пороговых напряжений и характера разрушения его;
- назначить и исследовать технологические способы повышения этих пороговых величин;
- исследовать влияние напряженного состояния бетона в различных участках лотков на их деформативность и характер разрушения при различных температурно-влажностных воздействиях с целью разработки конкретных технологических и конструктивных мероприятий, направленных на повышение стойкости бетона в них.
Однако в существующих типовых конструкциях при эксплуатационных нагрузках растягивающие и сжимающие напряжения зачастую выше даже тех пороговых величин, до которых можно повысить их технологическими способами. Поэтому необходимо разработать конструктивные способы снижения напряженного состояния бетона в ряде ответственных участков лотков.
a b
Железобетонный лоток: a - общий вид лотка; b - микротрещины на поверхности изделия Photo of the reinforced concrete tray: a - general view of the tray; b - microcrack on the surface of the product
При попеременном замораживании-оттаивании и в меньшей степени при увлажнении-высушивании происходит расшатывание структуры бетона, особенно на торцевых участках лотков в зонах анкеровки рабочей арматуры. За счет уменьшения прочности бетона и роста необратимых деформаций увеличивается
уровень напряженного состояния в зоне контакта бетона с арматурой, вследствие чего происходит постепенное деформирование этой зоны. Данный процесс завершается появлением и интенсивным развитием трещины от торца вдоль рабочей арматуры. Мероприятия, направленные на повышение стойкости самого
Том 10 № 4 2020 ISSN 2227-2917
с. 602-609 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) СПИ Vol. 10 No. 4 2020 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 605 pp. 602-609_(online)_
бетона, не устраняют основную причину разрушения железобетона с самозаанкерированием арматуры, но изменяют пороговые величины допускаемых напряжений и могут способствовать значительному повышению долговечности конструкции в целом.
Кроме того, обоснована1 необходимость исследовать конструктивные мероприятия, направленные на снижение напряженного состояния бетона в концевых участках лотков за счет применения следующего поэтапного алгоритма действий:
- выбор вида профиля арматуры и оптимальной величины ее напряжения;
- переход к передаче напряжений обжатия через анкерные пластины;
- использование поперечного спирального армирования.
Значительный резерв в повышении срока
службы лотков связан с повышением продольной и поперечной их жесткости, что приведет к уменьшению максимальных напряжений в бетоне ряда ответственных участков.
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изначальное качество и остаточная долговечность железобетонных лотков во многом определяется совокупностью их рецептурных, технологических и конструктивных решений на стадии изготовления, а также характером воздействий (в первую очередь циклических) на стадии эксплуатации. Задачей же технологов и экспертов является мониторинг, прогнозирование и своевременное корректирование текущего состояния и остаточной долговечности этих важных элементов для современного качественного и безопасного дорожного строительства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баженов Ю.М. Современная технология бетона // Технологии бетонов. 2005. № 1. С. 6-8.
2. Подольский В.И. Железобетонные опоры контактной сети. Конструкции, эксплуатация, диагностика: монография. М.: Интекст, 2007. 152 с.
3. Щербань Е.М., Стельмах С.А., Ванян С.С., Евсюков К.К., Зарецкий А.В., Коржаева Е.Э. Особенности изменения прочностных и де-формативных характеристик обычного и модифицированного центрифугированных бетонов при циклическом замораживании и оттаивании [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. 2019. Т. 11. № 6. С. 84.URL:
https://esj.today/62SAVN619.html(09.11.2020].
4. Стельмах С.А., Щербань Е.М. Сравнение стойкости к ударным нагрузкам опытных образцов вибрированного и центрифугированного тяжелого бетона [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. 2020. Т. 12. №1. С. 22. URL: https://esj.today/PDF/56SAVN120.pdf (09.11.2020).
5. Chen E., Berrocal C.G., Lofgren I. Lundgren K. Correlation between concrete cracks and corrosion characteristics of steel reinforcement in pre-cracked plain and fibre-reinforced concrete beams // Materials and Structures. 2020.№ 53. P. 33. https://doi.org/10.1617/s11527-020-01466-z
6. Smith S.H., Kurtis K.E., Tien I. Probabilistic
evaluation of concrete freeze-thaw design guidance // Materials and Structures. 2018. № 51.P. 124.https://doi.org/10.1617/s11527-018-1259-z
7. Cuenca E., Conforti A., Monfardini L. Shear transfer across a crack in ordinary and alkali activated concrete reinforced by different fibre types // Materials and Structures. 2020.№ 53. P. 24. https://doi.org/10.1617/s11527-020-1455-5
8. Andrade C. Correction to: Propagation of reinforcement corrosion: principles, testing and modelling // Materials and Structures. 2020.№ 53. P. 1. https://doi.org/10.1617/s11527-019-1420-3
9. Kirthika S.K., Singh S.K. Durability studies on recycled fine aggregate concrete // Construction and Building Materials. 2020. Vol. 250. 118850. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2020.11885 0
10. Shcherban EM, Stel'makh SA, Efimenko EA. Deformability and features of destruction of cen-trifuged concrete during shock loads // Second international conference on material science, smart structures and applications: ICMSS-2019. IOP Conference Proceedings. 2019.Vol. 2188. 060002.https://doi.org/10.1063/1.5138471
11. Shcherban' E.M., Stel'makh S.A., Prokop-ovA.Yu. Features of change in strength and modulus of elasticity of various layers of vibro-centrifuged fiber-reinforced concrete columns of annular section // International Conference on Construction, Architecture and Technosphere Safety. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 687. Issue 2.
1Ткаченко Г.А. Исследование причин преждевременного разрушения сборных железобетонных лотков и путей повышения их долговечности. дис. ... канд. техн. наук. Ростов-на-Дону: Ростовский инженерно-строительный институт, 1971.
ISSN 2227-2917 Том 10 № 4 2020 спс (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 602-609
606 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No.4 2020 _(online)_pp. 602-609_
022009.https://doi.org/10.1088/1757-899X/687/2/022009
12. Stel'makh S.A., Shcherban E.M., Sysoev A.K. Influence of type of filler and dispersive reinforcement on the nature of structured formation and deformative properties of vibrocentrifuged
concrete // International science and technology conference "FarEastCon-2019". IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. Vol. 753. Chapter 1.022014.
https://doi.org/10.1088/1757-899X/753/2/022014
REFERENCES
1. BazhenovYuM. Modern concrete technology. Tekhnologiibetonov= Concrete technology. 2005;1:6-8. (In Russ.)
2. Podol'skii VI. Reinforced concrete supports of the contact network. Construction, operation, diagnostics. Moscow: Intekst; 2007. 152 p. (In-Russ.)
3. Shcherban' EM, Stel'makhSA, VanyanSS, EvsyukovKK, ZaretskiiAV, Korzhae-vaEE.Features of changes in strength and de-formative characteristics of conventional and modified centrifuged concretes during cyclic freezing and thawing. Vestnik Evraziiskoinauki = The Eurasian Scientific Journal. 2019;11(6):84. Available from: https://esj.today/62SAVN619.html[Accessed 9thNovember2020].(In Russ.)
4. Stel'makh SA, Shcherban' EM. Comparison of Shock Resistance of Test Specimens of Vibrated and Centrifuged Heavy Concrete. Vestnik Evraziiskoinauki = The Eurasian Scientific Journal. 2020;12(1):22. Available from:
https://esj.today/PDF/56SAVN120.pdf[Accesse d 9th November 2020]. (In Russ.)
5. Chen E, Berrocal CG, Lofgren I., Lundgren K. Correlation between concrete cracks and corrosion characteristics of steel reinforcement in pre-cracked plain and fibre-reinforced concrete beams. Materials and Structures. 2020;53:33. https://doi.org/10.1617/s11527-020-01466-z
6. Smith S.H., Kurtis K.E., Tien I. Probabilistic evaluation of concrete freeze-thaw design guidance // Materials and Structures. 2018;51:124. https://doi.org/10.1617/s11527-018-1259-z
7. Cuenca E., Conforti A., Monfardini L. Shear transfer across a crack in ordinary and alkali activated concrete reinforced by different fibre
Сведения об авторах
Стельмах Сергей Анатольевич,
кандидат технических наук,
доцент кафедры инженерной геологии,
оснований и фундаментов,
Донской государственный технический
университет,
types. Materials and Structures. 2020;53;24. https://doi.org/10.1617/s11527-020-1455-5
8. Andrade C. Correction to: Propagation of reinforcement corrosion: principles, testing and modelling.Materials and Structures. 2020. № 53. P. 1. https://doi.org/10.1617/s11527-019-1420-3
9. Kirthika SK, Singh SK. Durability studies on recycled fine aggregate concrete. Construction and Building Materials. 2020;250:118850. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2020.118 850
10. Shcherban EM, Stel'makh SA, Efimenko EA. Deformability and features of destruction of centrifuged concrete during shock loads. Second international conference on material science, smart structures and applications (ICMSS-2019).IOP Conference Proceedings. 2019;2188:060002.https://doi.org/10.1063/1.51 38471
11. Shcherban' EM, Stel'makh SA, ProkopovA-Yu. Features of change in strength and modulus of elasticity of various layers of vibrocentri-fuged fiber-reinforced concrete columns of annular section.International Conference on Construction, Architecture and Technosphere Safety. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019;687(2):022009. https://doi.org/10.1088/1757-899X/687/2/022009
12. Stel'makh SA, Shcherban EM, Sysoev AK. Influence of type of filler and dispersive reinforcement on the nature of structured formation and deformative properties of vibrocentrifuged concrete. International science and technology conference "FarEastCon-2019". IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020;753(1):022014. https://doi.org/10.1088/1757-899X/753/2/022014
Information about the authors
Sergei A. Stel'makh,
Cand. Sci (Eng.), Associate Professor
of the Department of Engineering Geology,
Bases and Foundations,
Don State Technical University,
162 Sotsialisticheskaya St., Rostov-on-Don,
Том 10 № 4 2020 ISSN 2227-2917
с. 602-609 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 10 No. 4 2020 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 607 pp. 602-609_(online)_
344022, г. Ростов-на-Дону,
ул. Социалистическая, 162, Россия,
e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0364-5504
Щербань Евгений Михайлович,
кандидат технических наук,
доцент кафедры инженерной геологии,
оснований и фундаментов,
Донской государственный технический
университет,
344022, г. Ростов-на-Дону,
ул. Социалистическая, 162, Россия,
Se-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5376-247X
Нажуев Мухума Пахрудинович,
ассистент кафедры технологический инжиниринг и экспертиза в стройиндустрии, Донской государственный технический университет,
344022, г. Ростов-на-Дону,
ул. Социалистическая, 162, Россия,
e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1614-4677
Затона Роман Евгеньевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминалистика, Донской государственный технический университет,
344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162, Россия, e-mail: [email protected] ORCID:https://orcid.org/0000-0003-1950-5984
Дохленко Иван Александрович,
магистрант,
Донской государственный технический университет,
344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162, Россия, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5793-614X
Юрченко Игорь Юрьевич,
магистрант,
Донской государственный технический университет,
344022, г. Ростов-на-Дону,
ул. Социалистическая, 162, Россия,
e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8649-6283
Заявленный вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
344022, Russia,
e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0364-5504
Evgenii M. Shcherban',
Cand. Sci (Eng.), Associate Professor
of the Department of Engineering Geology,
Bases and Foundations,
Don State Technical University,
162 Sotsialisticheskaya St., Rostov-on-Don,
344022, Russia,
He-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5376-247X
Mukhuma P. Nazhuev,
Assistant of the Department of Technological
engineering and expertise in the
Construction industry,
Don State Technical University,
162 Sotsialisticheskaya St., Rostov-on-Don,
344022, Russia,
e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1614-4677
Roman E. Zatona,
Cand. Sci. (Legal), Associate Professor of the
Department of Criminal Law and Criminalistics,
Don State Technical University,
162 Sotsialisticheskaya St., Rostov-on-Don,
344022, Russia,
e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1950-5984
Ivan A. Dokhlenko,
Undergraduate,
Don State Technical University,
162 Sotsialisticheskaya St., Rostov-on-Don,
344022, Russia,
e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5793-614X
Igor' Yu. Yurchenko,
Undergraduate,
Don State Technical University,
162 Sotsialisticheskaya St., Rostov-on-Don,
344022, Russia,
e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8649-6283
Contribution of the authors
The authors contributed equally to this article.
ISSN 2227-2917 Том 10 № 4 2020 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 602-609
608 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No.4 2020 _(online)_pp. 602-609
Конфликт интересов
Conflict interests
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.
Статья поступила в редакцию 21.09.2020; одобрена после рецензирования 16.10.2020; принята к публикации 20.10.2020.
The article was submitted 21.09.2020; approved after reviewing 16.10.2020; accepted for publication 20.10.2020.
Том 10 № 4 2020 ISSN 2227-2917
с. 602-609 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 10 No. 4 2020 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 609 pp. 602-609_(online)_