Оригинальная статья / Original article УДК 691.328
DOI: https://d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2020-2-286-293
О причинах разрушения железобетонных изделий и конструкций для энергетического строительства
© Е.М. Щербань, С.А. Стельмах
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Резюме: Проблемы эксплуатации бетона и железобетона связаны с тем, что это конструкционный материал, многомасштабная структура которого подчинена строгой иерархической многоуровневой системе, отражающей состояние, свойства и характерные дефекты составляющих каждого из уровней на всем диапазоне деформирования его конгломератной капиллярно-пористой структуры. К эксплуатационным факторам разрушения железобетонных опор можно отнести: статическую нагрузку от подвески, проводов и оборудования; динамические воздействия от ветра и подвижного состава; температуру и влажность окружающей среды; агрессивные воздействия почвы и атмосферы; электрокоррозию, вызванную токами утечки. Рассмотрены факторы, которые могут стать причиной дефектов и привести к разрушению и потере эксплуатационных характеристик железобетонных изделий и конструкций для энергетического строительства. В целях выявления общих особенностей и характера причин преждевременного их разрушения были изучены и проанализированы литературные данные по таким конструкциям, разрушение которых наиболее часто встречается в строительной практике.
Ключевые слова: железобетонные изделия, железобетонные конструкции, энергетическое строительство, разрушение бетона, долговечность строительных конструкций, динамические воздействия
Информация о статье: Дата поступления 05 марта 2020 г.; дата принятия к печати 07 апреля 2020 г.; дата онлайн-размещения 30 июня 2020 г.
Для цитирования: Щербань Е.М., Стельмах С.А. О причинах разрушения железобетонных изделий и конструкций для энергетического строительства. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2020;10(2):286-293. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-2-286-293
On the causes of destructions in reinforced concrete products and power plant constructions
Evgenii M. Shcherban', Sergei A. Stel'makh
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia
Abstract: The problems of operating concrete and reinforced concrete products are connected with the specifics of this structural material. The multi-scale structure of this material is a strict hierarchical multi-level system, which reflects the state, properties and defects of each level. This determines the deformation range of the entire conglomerate capillary-porous structure. Operational factors in the destruction of reinforced concrete constructions include: static load from suspensiondevices, wires and other equipment; dynamic effects from wind and rolling stock; ambient temperature and humidity; aggressive effects of soil and atmosphere; electro corrosion caused by leakage currents. This paper considers factors that are capable of causing defects thus leading to the destruction and loss of operational characteristics of reinforced concrete products and power plant constructions. In order to reveal the nature of premature destruction, literature data on structures, which are most frequently subject to destruction, were analysed.
Keywords: reinforced concrete products, reinforced concrete structures, energy construction, concrete destruction, durability of building structures, dynamic effects
Information about the article: Received March 05, 2020; accepted for publication April 07, 2020; available online June 30, 2020.
For citation: Shcherban' EM, Stel'makh SA. On the causes of destructions in reinforced concrete products and power plant constructions. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Uni-
ISSN 2227-2917 Том 10 № 2 2020 20C (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 286-293 286 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 2 2020 _(online)_pp. 286-293
versities. Investment. Construction. Real https://d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2020-2-286-293
Введение
При обследовании железобетонных изделий и конструкций для энергетического строительства, таких как стойки опор линий электропередачи и контактной сети железных дорог, находящихся в эксплуатации, возникает вопрос об оценке и прогнозировании их состояния [1-4]. Наиболее ответственными яв-
estate. 2020;10(2):286-293. (In Russ.)
ляются обследования с целью определения несущей способности конструкции1 [5, 6].
Зачастую необходимость в проведении обследования или экспертизы возникает по причине произошедшего разрушения стоек или же их визуально критического состояния (рис. 1).
Рис. 1. Внешний вид разрушающихся железобетонных стоек опор Fig. 1. Appearance of collapsing reinforced concrete pillars of supports
Причиной снижения эксплуатационной надежности железобетонных опор могут стать:
- коррозионные и морозные разрушения бетона;
- появление и развитие продольных трещин;
- коррозия арматуры.
При этом при проведении экспертиз и обследований в первую очередь важно достоверно установить причины разрушения конструкции. Такое разрушение может быть вызвано технологическими, эксплуатационными либо иными факторами, не относящимися к первым двум группам.
Проблемы эксплуатации бетона и же-
лезобетона связаны с тем, что это конструкционный материал, многомасштабная структура которого подчинена строгой иерархической многоуровневой системе, отражающей состояние, свойства, характерные дефекты составляющих каждого из уровней на всем диапазоне деформирования его конгломератной капиллярно-пористой структуры1.
Методы
Применен аналитический метод, включающий анализ накопленного практического опыта и имеющихся литературных и экспериментальных данных, касающихся современного состояния вопроса технологии, экспертизы, диагностики, мониторинга и предотвращения
1Исайчева А.Г. Совершенствование методики диагностирования железобетонных опор контактной сети: дис. .. канд. техн. наук: 05.22.07. Екатеринбург, 2001. 173 с.
Том 10 № 2 2020 ISSN 2227-2917
преждевременного разрушения железобетонных элементов ключевых объектов энергетического и транспортного строительства.
К эксплуатационным факторам разрушения железобетонных опор можно отнести:
- статическую нагрузку от подвески, проводов и оборудования;
- динамические воздействия от ветра и подвижного состава;
- температуру и влажность окружающей среды;
- агрессивные воздействия почвы и атмосферы;
- электрокоррозию, вызванную токами утечки2,3.
Остановимся более подробно на факторах, которые могут стать причиной дефектов и привести к разрушению и потере эксплуатационных характеристик железобетонных изделий и конструкций для энергетического строительства.
В целях выявления общих особенностей и характера причин преждевременного их разрушения были изучены и проанализированы литературные данные по таким конструкциям, разрушение которых наиболее часто встречается в строительной практике. С учетом многообразия видов и технологий производства таких конструкций возьмем в качестве исследуемого объекта на данном этапе исследования стойки опор линий электропередач (ЛЭП) и контактной сети, а в качестве цели исследования - изучение влияния некоторых ре-цептурно-технологических факторов на их основные физико-механические свойства4,5 [5, 6].
Практика эксплуатации конструкций и сооружений из сборных железобетонных изделий заводского изготовления показывает, что в ряде случаев они разрушаются значительно раньше установленного срока, хотя материалы для изготовления бетона и его качественные характеристики полностью соответствовали требованиям, предъявляемым к данному виду конструкций и условиям их эксплуатации [7, 8].
Анализ рассмотренных данных позволил выделить основные причины преждевременного разрушения конструкций, которые связаны с влиянием: напряженного состояния
бетона, интенсивности и характера эксплуатации, многократного замораживания-оттаивания наиболее увлажняемых участков в зимний период и водонасыщения-высушивания их в летний период. В данном случае не рассматриваются дефекты, причиной которых явились нарушения технологии изготовления, транспортировки и монтажа6.
Результаты и их обсуждение
Результаты натурных обследований состояния опор ЛЭП показывают, что при общем удовлетворительном их качестве в ряде случаев они начинают разрушаться после 5-7, а в некоторых случаях и после 2-3 лет эксплуатации [9-14]. При обследовании конусных центрифугированных стоек опор ЛЭП в Ростовской области после 5-7 лет их эксплуатации в работе6 выявлены следующие основные дефекты:
- продольные трещины, идущие от верхнего торца;
- глубокие продольные трещины, идущие от поверхности земли;
- глубокие поперечные трещины в зоне наибольших растягивающих напряжений от изгибающего момента (при несимметричной подвеске проводов);
- трещины в зоне крепления траверс;
- трещины усадочного характера над близко расположенной поперечной арматурой;
- сетка мелких трещин, переходящая в некоторых случаях в общее глубокое шелушение поверхности;
- шелушение бетона: у поверхности земли и ниже, верхних торцов опор, вдоль швов, где происходило раскрытие опалубки, недостаточно уплотненных участков.
Это согласуется также с результатами натурных обследований, выполненных авторами7 [4, 5, 7]. При этом основными дефектами являются направленные вдоль рабочей арматуры продольные трещины.
Как показал анализ, указанные выше дефекты появляются, в первую очередь, в наиболее увлажняемых в процессе эксплуатации местах: участки на расстоянии ± 0,5 м от поверхности земли, верхние поверхности горизонтальных и наклонных элементов, места со-
Запрудский А.А. Совершенствование методик оценки несущей способности железобетонных опор контактной сети магистральных электрических железных дорог: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.07. Омск, 2011. 130 с.
3Подольский В.И. Эксплуатационные воздействия на опоры контактной сети электрифицированных железных дорог и повышение их надежности: автореферат дис. ... докт. техн. наук: 05.22.09. ВНИИ железнодорожного транспорта. Москва, 1997. 65 с.
4Сувал Раджан. Свойства центрифугированного бетона и совершенствование проектирования центрифугированных железобетонных стоек опор ЛЭП: дис. ... канд. техн. наук: 05.23.01. Ростов-на-Дону, 1997. 247 с.
5Кантор П.Л. Повышение долговечности железобетона водоотводящих коллекторов: автореферат дис. ... канд. техн. наук: 05.23.05. Уфа, 2012. 22 с.
6Кончичев М.П. Исследование стойкости железобетонных элементов в условиях чередующихся воздействий внешней среды: дис. ... канд. техн. наук: 05.00.00. Ростов-на-Дону, 1971. 157 с.
7Юндин А.Н. Исследование сцепления бетона с арматурой при попеременном замораживании и оттаивании: дис. ... канд. техн. наук: 05.00.00. Ростов-на-Дону, 1967. 166 с.
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2600-164X _(online)_
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
Том 10 № 2 2020
с. 286-293 Vol. 10 No. 2 2020 pp. 286-293
пряжения деталей, горизонтальные плоскости. Это дает основание считать, что основные причины их появления вызваны температурно-влажностными воздействиями окружающей среды и сложным напряженным состоянием бетона опор.
Свободно стоящие стойки могут испытывать одновременно воздействие осевого сжатия, изгиба и кручения. При этом интенсивность напряженного состояния бетона усиливается динамическим характером воздействия ветровой нагрузки. Поэтому основное внимание при расчете стоек уделяется обеспечению наибольшей их трещиностойкости [9-11].
По данным исследований [11] величина напряжений второй группы и степень их разрушительного воздействия на бетон зависит в основном от структуры бетона, определяемой характером его пористости и степенью заполнения пор водой, а также от деформативных свойств цементного камня и его способности к релаксации напряжения. Из внешних причин основное влияние при этом оказывают величина и продолжительность действия отрицательных температур. Напряжения этой группы являются наиболее опасными, так как обусловливают накопление необратимых дефектов, расшатывание структуры бетона и появление и развитие микро- и макротрещин. В армированных конструкциях, кроме того, сдерживающее влияние арматуры приводит к нарушению сцепления ее с бетоном.
Высокий уровень напряжений сцепления в зонах перераспределения усилий с арматуры на бетон сопровождается действием местных растягивающих напряжений в тангенциальном направлении [12]. Это обстоятельство в сочетании с многократным замораживанием приводит к появлению и развитию направленных вдоль арматуры трещин. Этот характерный для многих железобетонных конструкций вид разрушений особенно часто встречается в тех случаях, когда силами сцепления на бетон передаются повышенные усилия предварительного напряжения арматуры.
Таким образом, стремление к максимальному повышению трещиностойкости конструкций за счет максимальных усилий предварительного напряжения арматуры приводит к снижению их долговечности в открытых условиях эксплуатации за счет разрушения участков зон анкеровки арматуры и нарушения сцепления ее с бетоном.
Разрушение конструкций в натурных условиях, как известно, является следствием комплексных воздействий среды и нагрузок. Как показали наблюдения6, смыкание мелких трещин на поверхности конических стоек опор ЛЭП происходит в поперечном направлении, то есть в строгом соответствии с направлени-
ем главных растягивающих напряжений. Хотя появление мелких неориентированных трещин обусловлено действием усадочных и температурных напряжений, однако задерживающаяся в них влага приводит к резкому ускорению развития таких трещин в морозный период в плоскости действия растягивающих напряжений от внешней нагрузки. Под действием ветровой нагрузки, особенно в сочетании с несимметрично приложенной эксплуатационной, происходит разрыв бетона по всей толщине стенки с образованием сплошной поперечной трещины в зоне действия главных растягивающих напряжений. Эта опасность особенно увеличивается, когда отсутствует необходимая степень уплотнения грунта при установке стоек, вызывая их перекос [5, 6].
Такой комплексный характер воздействующих факторов затрудняет выявление основных причин появления тех или иных дефектов, поэтому особый интерес представляют данные о характере разрушения реальных конструкций при определенном виде воздействий, например, замораживании-оттаивании или увлажнении-высушивании, что может быть осуществлено на специальных климатических станциях.
В этом отношении особый интерес представляют исследования [9]. Результаты испытаний элементов опор линий связи и контактной сети с напряженной и обычной арматурой показали, что их морозостойкость в общем зависела от состава и структуры исходного бетона, при этом определенное влияние на характер разрушений оказала арматура.
Во всех случаях разрушение элементов опор начиналось с появления характерных, направленных вдоль рабочей арматуры продольных трещин, которые отмечались уже после 100 циклов (при полном разрушении - около 800).
Испытания стоек опор контактной сети с напряженной стержневой арматурой периодического профиля также показали, что разрушения их начинаются с торцевых участков. Результаты других исследователей [13] подтверждают, что рассмотренный характер разрушения стоек опор ЛЭП при многократном замораживании является наиболее общим.
В данном случае испытаниям на морозостойкость подвергались однотипные стойки, но армированные различными видами напряженной арматуры.
Первые признаки разрушения торцов появились уже после 20-30 циклов. При этом характерно, что трещины в защитном слое под арматурой появились в стойках, армированных прядями, затем высокопрочной проволокой. Наиболее стойкими оказались элементы со стержнями периодического профиля.
Том 10 № 2 2020 ISSN 2227-2917
Выводы
Таким образом, результаты натурных и экспериментальных исследований указывают на прямое влияние арматуры на особенности характера разрушения элементов опор при циклическом замораживании и оттаивании [1418].
Таким образом, анализ характера основных дефектов, появляющихся в процессе эксплуатации таких конструкций как опоры ЛЭП, лотки оросительных систем, железобетонные шпалы и многих других, показывает, что основной причиной преждевременного разрушения многих конструкций, подвергающихся в процессе эксплуатации многократным замораживанию-оттаиванию и водонасыще-нию-высушиванию является ускоренное (при указанных воздействиях) разрушение бетона, находящегося в напряженном состоянии, вызванном как эксплуатационными нагрузками, так и сосредоточенным характером воздейст-
вия арматуры на бетон. Такое состояние бетона характерно, например, для зон анкеровки арматуры, обусловленное характером ее взаимодействия с бетоном. При этом нарушение сцепления арматуры с бетоном отрицательно сказывается не только непосредственно в зонах ее анкеровки, но и на несущей способности всей конструкции вследствие перераспределения усилий между арматурой и бетоном [19-23].
Такие конструкции в случае нарушения технологии их изготовления или монтажа, а также вследствие конструктивных недостатков, оказываются непригодными уже после 2-3 лет эксплуатации [24-26]. В силу изложенных причин меры, направленные только на улучшение качества бетона, не всегда являются экономически обоснованными и не могут рациональным образом обеспечить необходимую долговечность железобетонных изделий и конструкций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Овсянкин В.И. Железобетонные трубы для напорных водоводов. М.: Стройиздат, 1965. 362 с.
2. Ахвердов И.Н. Железобетонные напорные центрифугированные трубы. М.: Стройиздат, 1967. 164 с.
3. Невский В.А. Усталость и деформативность бетона: монография. М.: Вузовская книга, 2012. 264 с.
4. Артамонов В.С. Повысить долговечность железобетонных опор // Бетон и железобетон. 1969. № 10.
5. Габлиц Ю.А., Левин Л.Э. О причинах повреждения опор на линиях электропередачи напряжением 35 кВ и выше // Энергетическое строительство. 1968. № 3.
6. Кончичев М.П., Печикин О.Я., Ткаченко Г.А. О выборе бетона и арматуры для элементов опор линий электропередачи повышенной долговечности // Энергетическое строительство. 1971. № 4.
7. Овсеенко В.В. Об улучшении качества проектирования и строительства линий электропередачи на железобетонных опорах // Энергетическое строительство. 1968. № 4.
8. Сорекер В.И., Козюк М.Ф. Исследование де-формативных и прочностных свойств центрифугированного бетона // Энергетическое строительство. 1968. № 9.
9. Шестоперов С.В. Долговечность бетона транспортных сооружений. М.: Транспорт, 1966. 501 с.
10. Алексеев С.Н. Защита арматуры железобетонных конструкций от коррозии // Бетон и железобетон. 1969. № 4.
11. Горчаков Г.И., Лифанов И.И., Терехин Л.Н. Коэффициент температурного расширения и
температурные деформации строительных материалов. М.: Изд-во стандартов, 1968. 167 с.
12. Гладков С.В., Иванов Ф.М., Виноградова О.А. Определение морозостойкости бетона ускоренным методом // Тр. координационного совещания по гидротехнике. Л.: Энергия, 1969.
13. Жаворонков А.А., Пинчуков А.П., Шкантова Л.В. Натурные испытания конструкций на морозостойкость // Энергетическое строительство. 1968. № 7.
14. Chen E., Berrocal C.G., Lofgren I. Lundgren K. Correlation between concrete cracks and corrosion characteristics of steel reinforcement in pre-cracked plain and fibre-reinforced concrete beams // Materials and Structures. 2020. № 53. P. 33.
https://doi.org/10.1617/s11527-020-01466-z
15. Smith S.H., Kurtis K.E., Tien I. Probabilistic evaluation of concrete freeze-thaw design guidance // Mater Struct. 2018. № 51. P. 124. https://doi.org/10.1617/s11527-018-1259-z.
16. Cuenca E., Conforti A., Monfardini L., Minelli F. Shear transfer across a crack in ordinary and alkali activated concrete reinforced by different fibre types // Materials and Structures. 2020. № 53. 24. https://doi.org/10.1617/s11527-020-1455-5
17. Andrade C. Correction to: Propagation of reinforcement corrosion: principles, testing and modelling // Mater Struct. 2020. № 53. P. 1. https://doi.org/10.1617/s11527-019-1420-3.
18. Kirthika S.K., Singh S.K. Durability studies on recycled fine aggregate concrete // Construction and Building Materials. 2020. Vol. 250. 118850. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2020.118850
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2600-164X (online)
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
Том 10 № 2 2020
с. 286-293 Vol. 10 No. 2 2020 pp. 286-293
19. Shcherban E.M., Stel'makh S.A., Efimenko E.A. Deformability and features of destruction of centrifuged concrete during shock loads // AIP Conference Proceedings. 2019. 2188. 060002. https://doi.org/10.1063/1.5138471 (13.04.2020)
20. Stel'makh S.A., Shcherban E.M., Sysoev A.K. Influence of type of filler and dispersive reinforcement on the nature of structured formation and deformative properties of vibrocentrifuged concrete // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. 753. 022014. https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/753/2/022014 (13.04.2020)
21. Стельмах С.А., Щербань Е.М. Сравнение стойкости к ударным нагрузкам опытных образцов вибрированного и центрифугированного тяжелого бетона // Вестник Евразийской науки. 2020. № 1.
URL: https://esj .today/PDF/56SAVN 120.pdf. (13.04.2020)
22. Щербань Е.М., Стельмах С.А., Ванян С.С., Евсюков К.К., Зарецкий А.В., Коржаева Е.Э. Особенности изменения прочностных и де-формативных характеристик обычного и модифицированного центрифугированных бетонов при циклическом замораживании и оттаи-
вании // Вестник Евразийской науки. 2019. №6.
https://esj.today/PDF/62SAVN619.pdf.
(13.04.2020)
23. Shcherban' E.M., Stel'makh S.A., Prokopov A.Yu. Features of change in strength and modulus of elasticity of various layers of vibrocentrifuged fiber-reinforced concrete columns of annular section // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. 687. 022009. https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/687/2/022009 (13.04.2020)
24. Мамонтов Ю.А., Невский В.А. О влиянии арматуры на морозостойкость струнобетонных шпал // Вестник всесоюзного НИИ МПС. 1968. № 6.
25. Murtazaev S.A.Y., Saidumov M.S., Lesovik V.S., Chernysheva N.V., Bataev D.K.S. Finegrained cellular concrete creep analysis technique with consideration forcarbonation // Modern Applied Science. 2015. Vol. 9. № 4. P. 233-245.
26. Bataev D.K.S., Murtazayev S.A.Y., Sala-manova M.S. Fine-Grained Concretes on Non-Clinker Binders with Highly Disperse Mineral Components // Materials Science Forum. 2018. Vol. 931. P. 552-557.
REFERENCES
1. Ovsyankin VI. Reinforced concrete pipes for pressure water conduits]. Moscow: Stroiizdat; 1965. 362 p. (In Russ.).
2. Akhverdov IN. Reinforced concrete pressure centrifuged pipes. Moscow: Stroiizdat; 1967. 164 p. (In Russ.).
3. Nevskii VA. Fatigue and deformability of concrete. Moscow: Vuzovskaya kniga; 2012. 264 c. (In Russ.).
4. Artamonov VS. To increase the durability of reinforced concrete supports. Beton i zhele-zobeton. 1969;10. (In Russ.).
5. Gablits YuA, Levin LE. About the causes of damage to poles on power lines with voltage of 35 kV and higher. Energeticheskoe stroitel'stvo. 1968;3. (In Russ.).
6. Konchichev MP, Pechikin OYa, Tkachenko GA. About the choice of concrete and reinforcement for support elements of power transmission lines of increased durability. Energeticheskoe stroitel'stvo. 1971 ;4 (In Russ.).
7. Ovseenko VV. On improving the quality of design and construction of power lines on reinforced concrete supports. Energeticheskoe stroitel'stvo. 1968;4. (In Russ.).
8. Soreker VI, Kozyuk MF. Study of the deforma-tive and strength properties of centrifuged concrete. Energeticheskoe stroitel'stvo.1968;9. (In Russ.).
9. Shestoperov SV. Durability of concrete transport facilities. Moscow: Transport; 1966. 501 p. (In Russ.)
10. Alekseev SN. Protection of reinforcement of reinforced concrete structures from corrosion. Beton i zhelezobeton. 1969;4. (In Russ.)
11. Gorchakov GI, Lifanov II, Terekhin LN. The coefficient of thermal expansion and thermal deformation of building materials., Moscow: Izdatel-stvo standartov; 1968. 168 p. (In Russ.)
12. Gladkov SV, Ivanov FM, Vinogradova OA. Determination of frost resistance of concrete by accelerated method. Trudy koordinatsionnogo soveshchaniya po gidrotekhnike.1969;45. (In Russ.)
13. Zhavoronkov AA, Pinchukov AP, Shkantova LV. Field tests of structures for frost resistance. Energeticheskoe stroitel'stvo. 1968;7. (In Russ.)
14. Chen E, Berrocal CG, Lofgren I, Lundgren K. Correlation between concrete cracks and corrosion characteristics of steel reinforcement in pre-cracked plain and fibre-reinforced concrete beams. Materials and Structures. 2020;53:33. https://doi.org/10.1617/s11527-020-01466-z
15. Smith SH, Kurtis KE, Tien I. Probabilistic evaluation of concrete freeze-thaw design guidance. Materials and Structures. 2018;51:124. https://doi.org/10.1617/s11527-018-01259-z
16. Cuenca E, Conforti A., Monfardini L. Shear transfer across a crack in ordinary and alkali activated concrete reinforced by different fibre types.
Том 10 № 2 2020 ISSN 2227-2917
Materials and Structures. 2020;53:24. https://d0i.0rg/l 0.1617/s11527-020-01455-5
17. Andrade C. Correction to: Propagation of reinforcement corrosion: principles, testing and modelling Materials and Structures. 2020;53:1. https://doi.org/10.1617/s11527-019-01420-3
18. Kirthika SK, Singh SK. Durability studies on recycled fine aggregate concrete. Construction and Building Materials. 2020;250:118850. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2020.118850
19. Shcherban E.M., Stel'makh S.A., Efimenko E.A. Deformability and features of destruction of centrifuged concrete during shock loads. AIP Conference Proceedings. 2019;2188:060002. https://doi.org/10.1063/1.5138471
20. Stel'makh SA, Shcherban EM, Sysoev AK. Influence of type of filler and dispersive reinforcement on the nature of structured formation and deformative properties of vibrocentrifuged concrete. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020;753:022014. Available from:
https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/753/2/022014 [Accessed 13th April 2020
21. Stel'makh S.A., Shcherban' E.M. Comparison of shock resistance of prototypes of vibrated and centrifuged heavy concrete. The Eurasian Scientific Journal. 2020;1(12). Available from: https://esj.today/PDF/56SAVN 120.pdf. [Accessed 13th April 2020] (In Russ.)
22. Shcherban' EM, Stel'makh SA, Vanyan SS, Evsyukov KK, Zaretskii AV, Korzhaeva EE. Features of changing the strength and deformation characteristics of conventional and modified cen-trifuged concrete during cyclic freezing and thawing. The Eurasian Scientific Journal. 2019;6. Available from:
https://esj.today/PDF/62SAVN619.pdf [Accessed 13.04.2020] (In Russ.).
23. Shcherban' E.M., Stel'makh S.A., Prokopov A.Yu. Features of change in strength and modulus of elasticity of various layers of vibrocentrifuged fiber-reinforced concrete columns of annular section. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019;687:022009. https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/687/2/022009 [Accessed 13.04.2020]
24. Mamontov Yu.A., Nevskii V.A. On the effect of reinforcement on the frost resistance of string concrete sleepers. Vestnik vsesoyuznogo NIIMPS. 1968;6. (In Russ.).
25. Murtazaev SAY, Saidumov MS, Lesovik VS, Chernysheva NV, Bataev DKS. Fine-grained cellular concrete creep analysis technique with consideration forcarbonation. Modern Applied Science. 2015;9(4):233-245.
26. Bataev DKS, Murtazayev SAY, Salamanova MS. Fine-Grained Concretes on Non-Clinker Binders with Highly Disperse Mineral Components. Materials Science Forum. 2018;931:552-557.
Критерии авторства
Щербань Е.М., Стельмах С.А. имеют равные авторские права. Стельмах С.А. несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Сведения об авторах
Щербань Евгений Михайлович,
кандидат технических наук,
доцент кафедры инженерной геологии,
оснований и фундаментов,
Донской государственный технический
университет,
344022, г. Ростов-на-Дону,
ул. Социалистическая, 162, Россия,
Ие-таИ: au.geen@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5376-247X
Contribution
Shcherban' E.M., Stel'makh S.A. have equal author's rights. Stel'makh S.A. bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.
Information about the authors
Evgenii M. Shcherban',
Cand. Sci (Eng.), Associate Professor
of the Department of Engineering Geology,
Bases and Foundations,
Don State Technical University,
162 Sotsialisticheskaya St., Rostov-on-Don
344022, Russia,
He-mail: au.geen@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5376-247X
ISSN 2227-2917 Том 10 № 2 2020 292 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 286-293 292 ISSN 2600-164X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 2 2020 _(online)_pp. 286-293
Стельмах Сергей Анатольевич,
кандидат технических наук,
доцент кафедры инженерной геологии,
оснований и фундаментов,
Донской государственный технический
университет, 344022, г. Ростов-на-Дону,
ул. Социалистическая, 162, Россия,
e-mail: sergej.stelmax@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0364-5504
Sergei A. Stel'makh,
Cand. Sci (Eng.), Associate Professor
of the Department of Engineering Geology,
Bases and Foundations,
Don State Technical University,
162 Sotsialisticheskaya St., Rostov-on-Don
344022, Russia,
e-mail: sergej.stelmax@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0364-5504
Том 10 № 2 2020 ISSN 2227-2917