Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИССИДЕНТОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1960-1980-Х ГГ.'

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИССИДЕНТОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1960-1980-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
15
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНАКОМЫСЛИЕ / ДИССИДЕНТЫ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ЭМИГРАЦИЯ ИЗ СССР / ПРОТЕСТАНТСКИЕ ОБЩИНЫ / СВОБОДА СЛОВА / СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА / DISSENT / DISSIDENTS / WESTERN SIBERIA / EMIGRATION FROM THE USSR / PROTESTANT COMMUNITIES / FREEDOM OF SPEECH / CREATIVE FREEDOM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Анастасия Александровна

В статье рассматриваются основные направления диссидентского движения, существовавшие в СССР и Западной Сибири: гражданское движение; национальные и религиозные течения; движения нонконформистов в сфере художественной культуры. Рассмотрены причины возникновения каждого из течений, а также формы и методы деятельности этих групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF MAIN DIRECTIONS OF DISSIDENTS ACTIVITY OF WESTERN SIBERIA IN 1960S-1980S

The article discusses the main directions of the dissident movement that existed in the USSR and Western Siberia: the civil movement; national and religious movements; nonconformist movements in the field of artistic culture. The reasons for the formation of each type of movement, as well as their forms and activities, are considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИССИДЕНТОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1960-1980-Х ГГ.»

УДК 329.1/.6(091)(571.1)

Кузнецова А. А.

Kuznetsova A. A.

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИССИДЕНТОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1960-1980-Х ГГ.

THE QUESTION OF MAIN DIRECTIONS OF DISSIDENTS ACTIVITY OF WESTERN SIBERIA IN 1960s-1980s

В статье рассматриваются основные направления диссидентского движения, существовавшие в СССР и Западной Сибири: гражданское движение; национальные и религиозные течения; движения нонконформистов в сфере художественной культуры. Рассмотрены причины возникновения каждого из течений, а также формы и методы деятельности этих групп.

The article discusses the main directions of the dissident movement that existed in the USSR and Western Siberia: the civil movement; national and religious movements; nonconformist movements in the field of artistic culture. The reasons for the formation of each type of movement, as well as their forms and activities, are considered.

Ключевые слова: инакомыслие, диссиденты, Западная Сибирь, эмиграция из СССР, протестантские общины, свобода слова, свобода творчества.

Keywords: dissent, dissidents, Western Siberia, emigration from the USSR, Protestant communities, freedom of speech, creative freedom.

Политические и нравственные намерения, не совместимые с официальной идеологией, в массовом сознании и научной литературе обозначаются термином «инакомыслие» и ассоциируются чаще всего с советскими диссидентами, благодаря которым в середине 1960-х гг. зарождается правозащитное движение не только в центре, но и в провинции.

Во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг. наиболее открыто и определенно несогласие с внутренней и внешней политикой КПСС выражала немногочисленная часть советских интеллектуалов и творческой интеллигенции крупных городов европейской части страны. Вместе с тем их критические взгляды и настроения получали гласную и молчаливую поддержку заметной части населения граждан не только в центре.

Существовало несколько типов диссидентского движения: гражданское движение; национальные и религиозные течения; движения нонконформистов в сфере художественной культуры.

В Западной Сибири все эти течения также существовали в той или иной степени. Так, гражданское движение (правозащитное) было представлено небольшой группой интеллигенции: частью преподавателей и студентов ведущих вузов. Одновременно с тем, что эта группа людей выражала несогласие с политическим курсом правительства СССР, они же выступали и в защиту права свободы творчества, мысли, печати. Преподаватель литературы гуманитарного факультета НГУ И. С. Гольденберг был лично знаком с Ю. М. Даниэлем. Он охарактеризовал его студентам как «честного и талантливого писателя», пострадавшего за литературное творчество. Во время занятий и внеаудиторных мероприятий со студентами Гольденберг многократно заявлял, что власти, привлекая писателей к уголовной ответственности, нарушали статьи Конституции СССР и Всеобщей декларации прав человека, которые гарантировали свободу распространения информации [1].

Наиболее громкое событие, связанное с правозащитной деятельностью в Западной Сибири, - это письмо 46-ти ученых Академгородка Новосибирска, выступивших в защиту четырех московских писателей-диссидентов против нарушения гласности в ходе судебного процесса над ними. После оглашения этого факта в зарубежных СМИ была развернута массированная политическая кампания: во всех учреждениях научного центра были проведены соответствующие мероприятия (партийные и общие собрания, заседания ученых советов), где «подписанты» подверглись осуждению, затем многим из них пришлось сменить место работы. Однако, с точки зрения самих авторов «письма», это было всего лишь робкое оппонирование власти и таких последствий для себя они не могли ожидать.

Кроме таких громких событий, как в Академгородке, существовала и другая форма проявления несогласия с властью: неформальные молодежные студенческие клубы, где велись дискуссии на политические темы. Иногда здесь высказывались довольно радикальные идеи, как, например, в Томском государственном университете.

Ввод советских войск в Чехословакию вызвал протесты инакомыслящих не только в Москве, где 25 августа 1968 г. на Красной площади состоялась сидячая демонстрация семи советских диссидентов, но и в Сибирской провинции. В ночь на 25 августа неизвестные оставили надписи на стенах Новосибирского Академгородка: «Варвары, вон из Чехословакии» [2]. Иногда в наиболее людных местах Новосибирска появлялись листовки с обращениями заклеймить «оккупационный» характер действий советского руководства в Чехословакии [3]. В Томске также были установлены факты «идеологического несогласия» в отношении чехословацкой проблемы. В апреле 1969 г. на партийном собрании Томского педагогического института велось разбирательство по делу Г. А. Ферапонтова - преподавателя иностранных языков. Он, регулярно прослушивая иностранное радио, объяснял отдельным студентам свои взгляды на проводимую в Чехословакии военно-политическую акцию. В конечном итоге преподавателя обвинили в искажении сущности советской интернациональной политики. В протоколе собрания сообщалось, что преподаватель «сравнивал действия советских солдат в Чехословакии с гитлеровскими» [4]. По предварительному решению ректората и партбюро преподавателя Г. А. Ферапонтова уволили из института.

Другое течение инакомыслящих в Западной Сибири было представлено национальными группами: немецким и еврейским населением. Их целью было покинуть СССР. Однако эмиграционная политика Советского Союза с самого начала его основания была достаточно жесткой: кто покидал страну, тот выглядел в глазах властей предателем родины.

Для немецкого и еврейского населения на территории СССР проблема эмиграции стояла особенно остро. На протяжении всей истории советского государства евреи были почти полностью лишены институтов национальной культуры (школы, прессы, кино, театра, синагоги и т. д.). Прослеживалась очевидная тенденция вытеснить их из культуры вообще: для евреев было чрезвычайно затруднено передвижение по карьерной лестнице в любой сфере деятельности. Также существовала негласная норма приема в столичные вузы для евреев, которая была вдвое ниже нормы, открыто соблюдавшейся в царское время [5, с. 172]. К слову сказать, данная ограничительная мера послужила причиной выезда евреев в провинциальные города с целью поступления в местные вузы, в том числе в Новосибирск и Томск.

Однако для региона Западной Сибири процесс массовой эмиграции евреев, как для других регионов РСФСР и республик СССР, не характерен. Нами было обнаружено всего несколько случаев, связанных именно с борьбой за право на эмиграцию из страны, которые вызвали общественный резонанс в СССР и за его пределами.

В Западной Сибири показательны примеры борьбы за эмиграцию еврейских семей из Новосибирска - Кочубиевских и Полтинниковых. Наиболее распространенными

формами еврейского движения за выезд из СССР стали петиции и открытые письма, демонстрации, голодовки.

Что же касается немецкого населения, то его численность на территории Западной Сибири в силу различных причин значительно превосходила еврейское. И желающих выехать на постоянное место жительства в капиталистические страны было заметно больше.

Причины, которые указывали в заявлениях о выезде лица немецкой национальности, желавшие покинуть СССР, были самые различные: наличие за границей членов семьи, желание соединить семью, помочь престарелым родителям, наследовать оставленное по завещанию имущество и другие ценности. Увеличению ходатайств о выезде за границу способствовало получение вызовов от родственников с указанием возможности быстрого получения жилья и высокооплачиваемой работы. Отдельных лиц привлекал «наивысший» уровень жизни на Западе, возможность заниматься частным предпринимательством. Наиболее замкнуты в общении и обижены тем, что после репатриации они не были возвращены к бывшему месту жительства, были люди старшего поколения. Находясь на спецпоселении, они иногда ощущали к себе враждебное отношение со стороны коллег по месту работы и соседей. Усилению эмиграционных настроений также способствовало отсутствие в некоторых регионах страны национальных школ, газет и журналов на немецком языке, культурных организаций и учреждений [6, с. 387].

Важно рассмотреть и другую причину, которая для многих немцев стала решающей в решении покинуть страну, - это религиозные притеснения. Отсюда в основном старались уехать члены религиозных групп протестантской веры, для которых легальная регистрация своих общин была осложнена большим количеством заведомо невыполнимых условий.

Эмиграционным настроениям способствовала и переписка с теми гражданами, которые уже покинули СССР. Управление КГБ контролировало граждан, которые переписывались с родственниками и друзьями за границей. В целом переписка была семейно-бытового или дружеского характера, но часто знакомые и родственники писали о лучших условиях жизни на Западе: хорошие квартирные условия, отсутствие очередей, обилие продуктов и промышленных товаров на прилавках магазинов, многочисленные льготы и пособия людям, приезжавшим на постоянное жительство в ФРГ из Советского Союза. Иногда с письмами присылали вырезки из газет Западной Германии о том, что в 1970 г. СССР и ФРГ заключили договоренность о разрешении выезда значительной части советских немцев. Но, невзирая на советско-западногерманский договор и международную разрядку, выезд из СССР в 1970-е гг. по-прежнему оставался закрытым, а желающих покинуть страну немцев не становилось меньше [7, с. 148].

Что же касается взаимоотношений немцев провинции и столичных диссидентов, то немецкие граждане поддерживали довольно тесные контакты с московскими правозащитниками. Московская Хельсинкская группа (МХГ) регулярно получала письма от этнических немцев. Письма советских немцев поступали и в Комитет защиты прав человека в СССР, в Литовскую группу «Хельсинки». А. Д. Сахаров постоянно выступал в защиту этнических немцев. В 1974 г. он обратился к канцлеру ФРГ Г. Шмидту, председателю СДП ФРГ В. Брандту, депутатам бундестага, а также к Н. В. Подгорному с просьбой посодействовать пересмотру «незаконного и жестокого приговора» осужденных в Эстонии немцев П. Бергмана, Л. Ольденбурга, Г. Фастома, В. Шульца и «организации материальной помощи семьям осужденных и лицам, пострадавшим за их желание выехать из СССР» [8].

Напрямую связанное с предыдущим течением, существовало также течение религиозных диссидентов, которые боролись за свободу совести. Прежде всего это протестантске секты, которые часто были вне закона, так как являлись незарегистрироваными, а регистрация для них осложнялась большими препятствиями в

виде запретов на службы, религиозное воспитание детей, пропаганду своей веры, распространение религиозной литературы и прочее.

В Западной Сибири это течение было представлено евангельскими христианами-баптистами, адвентистами седьмого дня, свидетелями Иеговы, лютеранами, меннонитами, пятидесятниками. Эти группы оказались наиболее приспособленными к подпольной деятельности ввиду того, что протестантские нормы церковной жизни были значительно лояльнее, чем нормы верующих Русской православной церкви. Их собрания могли свободно проходить не только в церкви, но и в домах верующих, им не всегда требовалась религиозная утварь, они были практически независимыми от лидеров своей общины и имели наиболее активную жизненную позицию.

Главными методами борьбы протестантов стали письма к властям, заявления в различные инстанции с требованиями об освобождении верующих из тюрем, распространение религиозного самиздата, а также отказ подчиняться общественным правилам советского государства.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в среде инакомыслящих Западной Сибири существовало большое идейное разнообразие, но отличительным признаком инакомыслящих и в дальнейшем течения с закрепившимся за ним названием «движение за права человека» стала защита прав личности и требование соблюдения законов.

Литература

1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 4. Оп. 34. Д. 714. Л. 108-109, 113.

2. Хроника текущих событий. Вып. 6. URL: http://www.memo.ru/history/diss/chr/ (дата обращения: 05.02.2018).

3. ГАНО. Ф. 4. Оп. 34. Д. 714. Л. 68-69.

4. Центр документации новейшей истории Томской области (ОГКУ ЦДНИ ТО). Ф. 321. Оп. 10. Д. 25, Л. 207-209.

5. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. М. : РИЦ «Зацепа», 2001. 382 с.

6. Армборст К. Эмиграция российских немцев в ФРГ в 1970-1987 гг.: основания и причины // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. М. : Готика, 1998. С. 385-393.

7. Конев Е. В. Социально-политическая характеристика немецкого населения Кемеровской, Новосибирской и Томской областей в 1970-1980 годы // Немецкое население в постсталинском СССР, в странах СНГ и Балтии (1956-2000 гг.). М.: АОО «Международный союз немецкой культуры», 2003. С. 146-153.

8. Хроника текущих событий. Вып. 45. URL: http://www.memo.ru/history/diss/chr/ (дата обращения: 16.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.