К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВАХ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ) ЦЕЛЕЙ
О.Ю. Нуждина, канд. филол. наук, доцент Государственный университет просвещения (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-154-157
Аннотация. В данной статье рассмотрено становление понятия «Английский язык для специальных целей» и предложено обобщённое комплексное определение. Выделяются и описываются основные ключевые компетенции профессионального обучения английскому языку Статья освещает подходы к преподаванию «Английского языка для специальных целей». Автор подчёркивает, что ключевой задачей курса является формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, имеющей комплексную структуру. Делаются выводы о перспективах развития данного направления лингводидактики.
Ключевые слова: межкультурное общение, глобализация, профессиональная компетенция, английский язык для специальных целей, общий английский язык, Общеевропейская компетенция владения иностранным языком, концепция обучения, коммуникативные навыки.
В наше время английский язык - это не только средство межкультурного общения, но и путь к обширным знаниям, современным технологиям и научному прогрессу. Владение иностранным языком - это обязательная составляющая профессиональной компетенции, что прямо связано с процессом глобализации, унификации и стандартизации.
Это повышает конкурентоспособность специалистов на рынке труда. Знания иностранного языка на базовом уровне недостаточно, чтобы свободно коммуницировать в профессиональной области, поэтому крайне актуально обучение Английскому языку для специальных целей (English for Specific Purposes).
В настоящее время английский язык осваивается в учебных заведениях как:
- общеобразовательный предмет; в данном случае формируется языковая коммуникативная компетенция, к тому же осуществляется воспитание учащихся средствами иностранного языка;
- профильный предмет, преподаваемый в заведениях среднего и высшего образования, а также на курсах профессиональной подготовки. В Английском для специальных целей выделяют направления в области науки, техники, бизнеса, экономики, общественных наук или искусства. Данное направление необходимо учащимся, которые обращаются к учебной литературе, доступной исключи-
тельно на английском языке, и профессионалам, которым требуется вести переговоры, переводить контракты, инструкции, знакомиться с последними исследованиями в своей области.
В основе формирования English for Specific Purposes (ESP) лежат три причины: историческая, лингвистическая и лингводидактическая (методическая).
Основными событиями, повлиявшими на развитие ESP, считаются завершение Второй мировой войны и нефтяной кризис 70-х гг. После 1945 г. наступает эпоха беспрецедентного роста в экономическая, научная, техническая сферы продемонстрировали. А в 1962 г. Томас Хатчинсон и А. Уотерс выдвинули теорию, согласно которой английский язык различается в зависимости от передаваемой информации. Данная теория положила начало созданию Английского для специальных целей [2, с. 50]. Во второй половине XX века английский язык становится языком глобального общения.
Заинтересованность бизнеса в изучении английского языка потребовала новых методик изучения языка. Это становится ещё одной причиной, способствующей формированию Английского языка для специальных целей. Лингвисты обратились в большей степени к ситуативным коммуникативным контекстам, начали анализировать взаимозависимость
языковой вариативности и коммуникативной ситуации.
Английский язык в медицинской, военной, лингвистической, деловой сферах не базируется на одинаковой лексике и терминах, таким образом в процессе обучения необходимо ориентироваться на применение терминологии в соответствующей области.
Принимая во внимание все эти аспекты, можно прийти к выводу, что три фактора обусловили концепцию преподавания ESP:
- спрос на английский язык в определённых сферах деятельности;
- новые тенденции в лингвистике;
- нацеленность на интересы обучаемого.
Следует отметить, что в интерпретации
определения ESP лингвисты не пришли к консенсусу по поводу универсального определения Английского для специальных целей. Его определяют:
- как особый язык для специальных условий, определённых участниками ситуации [6, с. 65];
- как один из видов английского языка, согласованный с конкретными профессиональными или учебными целями студентов, которые владеют конкретным словарным запасом и определёнными языковыми моделями, специфическими для их профессии [5, с. 57];
- как особенную разновидность языка, имеющую выраженные категориальные, понятийные и языковые свойства [8, с. 69];
- как совокупность естественных или естественно-искусственных языковых средств, использующихся в конкретной области для передачи предметной информации и отражающих понятийный аппарат, не представляющий интереса для большинства носителей того или иного языка.
Обобщая упомянутые интерпретации, можно предложить следующее определение: «Английский язык для специальных целей» -это обучение английскому (специфическому) языку для определенной профессии, включающее терминологию определенной профессиональной области.
Говоря о методическом аспекте ESP, следует отметить, что программа курса ESP сложнее программы курса Общего английского языка (General English). учащимся необходимо усваивать базовые языковые знания и умения в комплексе с профессиональной тер-
минологией с целью осуществлять коммуникацию в профессиональной среде. В этом видна ещё одна специфическая черта ESP: изучающие ESP уже являются специалистами в своей области, и язык им нужен как инструмент в работе.
Кроме того, курс ESP будет характеризоваться следующими чертами:
- отталкивается от потребностей обучаемых;
- за основу берётся базовая методология, которая дополняется информацией по конкретному виду профессиональной деятельности;
- сосредоточен на языке (грамматика, лексика, регистр), навыках, дискурсе и жанре, подходящим этим видам деятельности.
Как правило курс ESP разрабатывается для взрослых учащихся, либо для преподавания в вузе или среднем учебном заведении. Плюс к этому курс ESP чаще всего бывает рассчитан на учащихся, которые согласно шкале Общеевропейской компетенции владения иностранным языком (CEFR, Common European Framework of Reference for Languages), уже владеют английским языком на уровне В1 -В2.
Целью курса ESP является подготовить учащихся к коммуникации, необходимой им для карьеры; выработать навыки выбора речевых формул и реализации речевого поведения в зависимости от ситуации общения и умение пользоваться структурными компонентами языка в различных ситуациях общения.
Следовательно, ключевая задача курса ESP - это формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, которая включает в себя общеобразовательный, лингвистический, социокультурный, стратегический, специальный, дискурсивный, информационный и бизнес-компоненты.
Рассмотрим основные ключевые компетенции профессионального обучения английскому языку:
- стратегическая компетенция - установление конечных целей обучения как поиск оптимального решения языковых профессиональных задач;
- лингвистическая компетенция - овладение языковыми средствами, формирование речевых умений и навыков всех видов рече-
вой деятельности с учетом специфики профессиональной сферы общения;
- дискурсивная компетенция - навык логически формулировать свои мысли в условиях устного или письменного профессионального общения;
- информационная компетенция - навык поиска информации на английском языке;
- межкультурная компетенция - знание культуры своей страны и культуры страны изучаемого языка, готовность и способность межкультурной коммуникации;
- социокультурная компетенция - умения и навыки речевого поведения в соответствии с ситуацией общения;
- бизнес-компетенция - умения и навыки делового общения.
Таким образом, прогнозируемые результаты для изучающих курс ESP:
- понимание профессиональных тем разговора, научных конференций;
- умение плодотворно общаться с носителями языка в рамках своей профессиональной деятельности;
- способность понимать всевозможные тексты, документы, статьи с лексикой данной специализации;
- навыки написания служебных записок, резюме, ведение деловой переписки.
Несмотря на общую цель и задачи, универсального курса специального английского не существует и соответственно в лингводидак-тике имеется большое количество направлений курсов ESP. Рассмотрим некоторые классификации курсов Английского для специальных целей.
Лингвист Джон Карвер делит курсы ESP на три основные группы [1, с. 133]:
- Английский для ограниченного употребления (English as a Restricted Language) - обучение узкой специализации;
- Английский для образовательных и профессиональных целей (English for Academic
Библиографический список
1. Carver D. Some Propositions about ESP // ESP Journal. - 1983. - № 2 (2). - P. 131-137.
2. Crystal D. English as a global language. - Cambridge: Cambridge University Press. 2003. - 212 p.
3. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: A learning centred approach. - Cambridge: Cambridge University Press. 1997. - 183 p.
4. Laurence Anthony - English for Specific Purposes: What does it mean? Why is it different? -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.laurenceanthony.net/abstracts/ESParticle.html (дата обращения 18.11.2024).
and Occupational Purposes) ориентирован на развитие профессиональных навыков и получение работы, хотя пути достижения данной цели различны.
- Английский для решения определенных задач (English with Specific Topics) нацелен на использование английского языка в обусловленных профессиональных ситуациях общения: деловая переписка, телефонные переговоры, конференции.
Согласно классификации Т. Хатчинсон и А. Уотерс ESP правильнее поделить на следующие типы [3, с. 78]:
- Английский язык для науки и техники (English for Science and Technology) - для международных ученых, инженеров и технических экспертов;
- Английский язык для бизнеса и экономики (English for Business and Economics) - актуальные вопросы в сфере экономики и бизнеса: рациональное использование природных ресурсов, грамотное управление инвестициями, развитие информационных технологий;
- Английский язык для социологов (English for Social Studies) для специализирующихся в области социологии.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что преподавание ESP безусловно будет развиваться. Курс ESP базируется на тактике использования компетентностного и многоуровневого подходов. Расширение сферы применения Английского языка для особых целей, необходимость обучения профессионально ориентированному общению, заинтересованность деловых кругов в ESP, усиление междисциплинарных связей обусловливают положительную динамику развития преподавания ESP и активный поиск эффективных путей обучения с целью профессионально ориентированного общения со специалистами на международном уровне.
5. Richards, Jack C., and Theodore Rodgers (2001). Approaches and Methods in Language Teaching. Second Edition. New York: Cambridge University Press.
6. Ronald Mackay, Alan Mountford. English for Specific Purposes: A Case Study Approach. Applied linguistics and language study. - Longman, 1978. - 227 p.
7. Волегова Е.А. К вопросу об английском языке для профессиональных целей в неязыковом вузе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/65292/1/978-5-7996-2463-7_2018-03.pdf?ysclid=m3twpy1fh3369347564 (дата обращения 23.11.2024)
8. Комарова А.И. Язык для специальных целей (LSP): теория и метод. - Москва: Московская ассоциация лингвистов-практиков, 1996. - 193 с.
TO THE ISSUE OF THE BASICS OF TEACHING ENGLISH FOR SPECIAL
(PROFESSIONAL) PURPOSES
O.Yu. Nuzhdina, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor State University of Education (Russia, Moscow)
Abstract. This article addresses the formation of the concept of "English for Specific Purposes" and proposes a cumulative complex definition. The main key competencies of vocational education and training in English are pointed out and described. The article covers the approaches to teaching "English for Specific purposes". The author emphasizes that the key task of the course is to develop a foreign-language professional communication competence with a complex structure. Conclusions are drawn about the prospects for the development of this area of the language education.
Keywords: intercultural communication, globalization, professional competence, English for Specific Purposes, General English, Common European Framework of Reference for Languages, learning concept, communication skills.