УДК 343.326 ББК 67.408.141.8
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗОВАННОМ ЭКСТРЕМИЗМЕ
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТУРЧИН,
аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук С.П. Стащенко
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются теоретические вопросы понятия организованный экстремизм. А также нормативное регулирование организованного экстремизма в текущем законодательстве.
Ключевые слова: организованный экстремизм, Уголовный кодекс, преступления, организация, государство.
Annotation. In article theoretical questions of concept organized extremism are considered. And also standard regulation of organized extremism in the current legislation.
Keywords: organized extremism, Criminal code, crimes, organization, state.
Содержанием понятия «организованный экстремизм» охватываются не только составы преступлений, предусмотренные статьями особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации1, а также ещё и некоторыми институтами Общей части уголовного закона.
В этом сложно усмотреть ошибки законодателя или коллизии уголовного закона. Представляется, что сложности в определении объема понятий, закреплённых в уголовном законодательстве, их разграничении, решении проблем правового обоснования криминализированных явлений, а также квалификации преступлений не всегда зависят от недочетов законодательной техники. Иногда они обусловлены эмоциональностью человеческого мышления и иных субъективных факторов. Поэтому уголовно-правовое понятие экстремизм в целом и организованного экстремизма в частности, требует особого рассмотрения.
В настоящее время данным вопросам уделяется достаточно много внимания со стороны государства. Так как предметом публикаций ученых и практиков служит законодательное определение экстремистской деятельности, представляется необходимым его цитирование в данной статье.
Так в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» определено: «1) экстремистская деятельность (экстремизм): • насильственное изменение основ конституци-
онного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
• совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг...»2.
Многие ученные критически высказывались по вопросам понятия экстремистской деятельности, так в частности, указывалось на проблемы отграничения террористической и экстремистской деятельности при квалификации уголовных деяний.3 Также продолжаются дискуссии о том, что такое экстремизм: идеология или определённая деятельность и т.п. Таким образом, теоретики, которые критикуют установленные законом понятия, связанные с организованным экстремизмом, пытаются придумать «идеальный» вариант законодательной дефиниции. Но данный путь представляется не всегда успешным.
Так, например, H.H. Маршакова указывает, что «приведенный в законе перечень преступлений различен по своему содержанию, правовой природе, характеру и степени общественной опасности, объектам посягательства, все это дает возможность широко трактовать понятие экстремистской деятельности, в этой связи возникает опасность стирания границы
между преступными проявлениями экстремизма».4 По выражению вышеуказанного автора, необходимо создать в УК РФ некий перечень преступлений экстремистской направленности, позволяющий отличать их от всех иных правонарушений, в том числе и связанных с терроризмом.
Похожую точку зрения разделяет Е.Г. Чуганов, который также предлагает формальное определение экстремизма, но уже для удобства процесса доказывания. При этом автор критикует Федеральный закон и УК РФ за дублирование криминализации: «К преступлениям экстремистской направленности отнесены еще 11 составов общеуголовных преступлений»5. Он также считает, что оценочный характер определения преступлений экстремистской направленности (примечание к ст. 2821 УК РФ) создает прецедент для неограниченного должностного усмотрения.
П.А. Кабанов, напротив, указывает на недопустимую, узость списка преступлений, которые можно отнести к экстремистским, так как за рамками данного перечня остались такие экстремистские виды деятельности как, совершаемые в определенных политических процессах. Так, он «не включает в себя иные формы обеспечения экстремистской деятельности. Например, обеспечение экстремистских организаций оружием и взрывчатыми веществами для совершения имени преступлений, ответственность за которые предусмотрена нормами о незаконном обороте оружия и взрывчатых веществах или распространенное в современном мире финансирование экстремистской деятельности и использованием для этих целей незаконного оборота наркотических средств»6.
В необоснованной, по мнению C.B. Розенко, ограниченности перечня видов экстремистской деятельности (ст. 1 Федерального закона N° 114-ФЗ) проявляется бессистемность законодательного подхода к криминализации экстремистской деятельности. C.B. Розенко считает, что «к преступлениям экстремистской направленности следует отнести также организацию незаконного вооруженного формирования и участие в нем (ст. 208 УК)»7.
Примерно, то же самое можно сказать и о значении признаков экстремистской деятельности касательно применения ст. 282 УК РФ. При квалификации данных видов преступлений совершенно не важно, какой вид деятельности осуществляла конкретная экстремистская организация, а также то, имела ли данная деятельность уголовно-правовое значение. Уголовно наказуемым является организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации несмотря на судебное решение о ее запрете в соответствии
№ 11 / 2015
Вестник Московского университета МВД России
133
с федеральным законом № 114 — ФЗ.
Между понятиями «экстремистская деятельность» и «преступления экстремистской направленности» существует косвенная связь. Так, значение термина «преступления экстремистской направленности» является не общесоциальным, а уголовно-правовым, т.е. более конкретным по сравнению с тем, как определяется экстремистская деятельность в законе № 114-ФЗ. Оно ограничено рамками запрета, предусмотренного в ст. 2821 УК, и служит определению «экстремистского сообщества» как организованной группы лиц для совершения преступлений экстремистской направленности.
Экстремистская деятельность не всегда будет являться уголовно наказуемой. Так, создание общественного объединения, осуществляющего указанную в ст. 1 закона № 114-ФЗ деятельность, не всегда влечет за собой уголовно-правовые последствия. Преступлением является только создание организованной группы для совершения преступлений, имеющих экстремистские мотивы.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3029.
3 См.: например, Маршакова H.H. Противодействие организации экстремистского сообщества: проблемы уголовно- правового регламентирования // Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты. Материалы III Российского Конгресса уголовного права, состоявшегося 29 — 30 мая 2008 г. М., 2008. С. 263.
4 См.: Там же.
5 Чуганов Е.Г. О некоторых проблемах уголовно-правового регулирования борьбы с экстремизмом // Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уго-
ловно-исполнительные ас-пекты. Материалы III Российского Конгресса уголовного права, состоявшегося 29 — 30 мая 2008 г. М., 2008. С. 319, 320.
6 Маршакова H.H. Противодействие организации экстремистского сообщества: проблемы уголовно- правового регламентирования // Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты. Материалы III Российского Конгресса уголовного права, состоявшегося 29 — 30 мая 2008 г. М., 2008. С. 263.
7 Розенко C.B. Уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности // Россий-ский юридический журнал, 2008. № 4 (61). С. 123.
Литература.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3029.
3. Чуганов Е.Г. О некоторых проблемах уголовно-правового регулирования борьбы с экстремизмом // Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты. Материалы III Российского Конгресса уголовного права, состоявшегося 29 — 30 мая 2008 г. М., 2008. С. 319, 320.
4. Маршакова H.H. Противодействие организации экстремистского сообщества: проблемы уголовно-правового регламентирования // Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты. Материалы III Российского Конгресса уголовного права, состоявшегося 29 — 30 мая 2008 г. М., 2008. С. 263.
5. Розенко C.B. Уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности // Российский юридический журнал, 2008. № 4 (61). С. 123.