Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЕЕ АДАПТАЦИИ К ПОТРЕБНОСТЯМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБИПК (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ПРОТИВОПРАВНЫМИ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ, ВКЛЮЧАЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ СТ. 285.1 И 285.2 УК РФ)'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЕЕ АДАПТАЦИИ К ПОТРЕБНОСТЯМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБИПК (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ПРОТИВОПРАВНЫМИ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ, ВКЛЮЧАЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ СТ. 285.1 И 285.2 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭБИПК / ОПЕРАТИВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА / НЕЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Телицын Николай Александрович

Статья посвящена отдельным аспектам оперативного обслуживания, которое незаслуженно недооценивается как в теории ОРД, так и в деятельности оперативных подразделений. Автором предложены его организационная структура и практико-ориентированные рекомендации по ее использованию в повседневной деятельности подразделений ЭБиПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Телицын Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF OPERATIONAL SERVICES AND ITS ADAPTATION TO THE NEEDS OF THE DAILY OPERATIONAL AND SERVICE ACTIVITIES OF THE EBIPK UNITS (ON THE EXAMPLE OF THE ORGANIZATION OF THE FIGHT AGAINST ILLEGAL ENCROACHMENTS IN THE BUDGETARY SPHERE, INCLUDING CRIMES PROVIDED FOR IN ARTICLES 285.1 AND 285.2 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The article is devoted to certain aspects of operational maintenance, which is undeservedly underestimated both in the theory of the ORD and in the activities of operational units. The author suggests its organizational structure and practice-oriented recommendations for its use in the daily activities of EBiPK units.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЕЕ АДАПТАЦИИ К ПОТРЕБНОСТЯМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБИПК (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ПРОТИВОПРАВНЫМИ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ, ВКЛЮЧАЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ СТ. 285.1 И 285.2 УК РФ)»

Н. А. Телицын, кандидат юридических наук

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЕЕ АДАПТАЦИИ К ПОТРЕБНОСТЯМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБИПК (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ПРОТИВОПРАВНЫМИ

ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ, ВКЛЮЧАЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ СТ. 285.1 И 285.2 УК РФ)

ON THE ISSUE OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF OPERATIONAL SERVICES AND ITS ADAPTATION TO THE NEEDS OF THE DAILY OPERATIONAL AND SERVICE

ACTIVITIES OF THE EBIPK UNITS (ON THE EXAMPLE OF THE ORGANIZATION OF THE FIGHT AGAINST ILLEGAL ENCROACHMENTS IN THE BUDGETARY SPHERE, INCLUDING CRIMES PROVIDED FOR IN ARTICLES 285.1 AND 285.2 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Статья посвящена отдельным аспектам оперативного обслуживания, которое незаслуженно недооценивается как в теории ОРД, так и в деятельности оперативных подразделений. Автором предложены его организационная структура и практико-ориентированные рекомендации по ее использованию в повседневной деятельности подразделений ЭБиПК.

The article is devoted to certain aspects of operational maintenance, which is undeservedly underestimated both in the theory of the ORD and in the activities of operational units. The author suggests its organizational structure and practice-oriented recommendations for its use in the daily activities of EBiPK units.

Эффективность решения подразделениями ОВД, и в первую очередь подразделениями ЭБиПК, задач по борьбе с преступностью, включая и преступления экономической и коррупционной направленности, во многом зависит от квалифицированной организации их повседневной оперативно-служебной деятельности с учетом изменения состояния оперативной обстановки, сведения о которой содержатся в поступающей информации о состоянии самой системы управления и, соответственно, внешней среде [1. — С. 6]. В теории ОРД такую совокупность данных принято называть термином «оперативная обстановка», а соответственно, деятельность по их сбору, обработке (анализу, систематизации и оценке) и слежению за ее состоянием — «оперативное обслуживание».

Значимость оперативного обслуживания как для практической деятельности оперативных подразделений ОВД, так и для теории ОРД, можно оценить по количеству проведенных ис-

следований по изучению проблемных аспектов теории и практики его организации. Имеются и фундаментальные труды [6, 8] по рассматриваемой тематике, которые, по нашему мнению, верно определяют содержание, цель, задачи и этапы реализации этой деятельности. В то же время имеется и значительное число альтернативных научных точек зрения [2, 4, 5], которые в массе своей сформулированы уже после опубликования трудов А. В. Куликова, Н. Н. Перепелицы и Л. Н. Лит-ковского. Анализ научных трудов современников наглядно свидетельствует о неоднозначности ситуации в сфере основных концептуальных подходов к изучению сущности и содержания оперативного обслуживания.

Косвенно подобная «разноголосица» в теории ОРД по рассматриваемой тематике проявляется в несистемной и недостаточно эффективной организации оперативного обслуживания в оперативных подразделениях ОВД, включая и подразделения ЭБиПК, по линии борьбы с противоправ-

ными посягательствами на бюджетные средства, в т. ч. и их нецелевым расходованием.

Анонимный опрос сотрудников подразделений ЭБиПК МВД России показал, что лишь каждому второму из респондентов (53,1%) термин «оперативное обслуживание» знаком, хотя пояснить его сущность и содержание он затрудняется. Зачастую оперативное обслуживание ассоциируется у опрошенных с поисковой деятельностью. Вторая половина респондентов вообще затруднилась пояснить хоть что-то1.

Все это наглядно демонстрирует, что в настоящее время, когда Президент и Правительство России акцентируют внимание на необходимости системной борьбы с коррупцией [9], включая «реализацию мер по недопущению нецелевого использования госсредств, выделяемых на противоэпидемические мероприятия, в том числе на противодействие распространению коронавируса, а также на реализацию нацпроектов» [7], в практической деятельности положения существующих фундаментальных исследований реализованы не в полной мере, научные же исследования не учитывают имеющиеся научные наработки и не в полной мере успешно формируют свои. Все это имеет прямое отношение к организации оперативно-служебной деятельности ОВД и оказывает существенное влияние на ее эффективность, включая и борьбу с фактами нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Иными словами, сложившаяся ситуация обращает внимание на необходимость актуализации научных подходов к вопросам повышения эффективности организации ОРД в ОВД, ключевым элементом которой выступает такое организационно-управленческое направление деятельности, как оперативное обслуживание.

Проведенное исследование показало, что текущее положение дел стало возможным по следующим причинам. В-первых, это недостаточно эффективная реализация научных подходов, выработанных теорией ОРД по организации оперативного обслуживания, в практической деятельности подразделений ОВД. Во-вторых, локализация исследуемой проблематики исключительно внутри научного сообщества, без необходимой в таких случаях связи с практическими органами, и, соответственно, при отсутствии практических «выходов» уже имеющихся исследований.

1 Результаты интервьюирования 204 сотрудников из числа оперативных работников и руководителей подразделений ЭБиПК МВД России различных субъектов страны, проходивших повышение квалификации в Нижегородской академии МВД России в период с 1 февраля 2019 года по 2 октября 2021 года.

Приведенная выше аргументация обусловливает потребность в дальнейшей разработке рассматриваемых вопросов, выработке конкретных организационных мер и их последующем внедрении в повседневную оперативно-служебную деятельность аппаратов ОВД, осуществляющих борьбу с преступностью. В таком случае характеристика оперативного обслуживания, в том числе и по линии борьбы с нецелевым расходованием государственных средств, без уточнения ключевых теоретических положений представляется невозможной.

Значительный вклад в исследование заявленной проблематики внесли А. В. Куликов, Л. Н. Литовский, В. Д. Ларичев, Н. Н. Перепелица и др. Проблемные аспекты оперативного обслуживания они исследовали на уровне самостоятельных диссертационных работ, посвященных исключительно организационно-тактическим аспектам деятельности, где аргументировали актуальность и значимость изучения проблемных вопросов оперативного обслуживания определили научную цель и задачи, исследовали гипотезу об оперативном обслуживании как о самостоятельном направлении оперативно-служебной деятельности. При этом А. В. Куликов одним из первых выработал организационные этапы деятельности [6. — С. 28, 36, 37]. Также каждым из авторов были предложены оригинальные варианты определения термина «оперативное обслуживание», в которых достаточно логично, полно и аргументированно были отражены основные структурные элементы деятельности. Не углубляясь в нюансы и детали отдельных авторских позиций, акцентируя внимание лишь на аспектах, устоявшихся в теории ОРД, оперативное обслуживание в деятельности подразделений ЭБиПК можно определить как самостоятельное организационно-управленческое направление деятельности подразделений ЭБиПК, обеспечивающее поступление информации о состоянии оперативной обстановки, мониторинг ее текущего состояния, выработку управленческих решений в целях организации их деятельности в пределах профессиональной компетенции (авторское видение определения сформулировано с учетом изучения диссертационных исследований указанных выше авторов).

Не оспаривая уже имеющиеся достижения в теории ОРД, мы ставим перед собой задачу раскрытия практико-ориентированных положений, которые бы помогли адаптировать имеющиеся достижения науки к потребностям оперативных подразделений ОВД, осуществляющих борьбу с преступлениями, включая и нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Так, оперативное обслуживание, как и любая другая управленческая деятельность, должно иметь свою организационно-управленческую модель, что призвано обеспечить большую эффективность ее реализации на практике. Как уже было отмечено ранее, в теории ОРД выработан типовой алгоритм,

прошедший успешную апробацию в рамках диссертационного исследования А. В. Куликова. Представленные структурные элементы обеспечивают возможность последовательного и системного раскрытия особенностей оперативного обслуживания применительно к любой сфере, в т. ч. и по линии борьбы с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

С учетом научных подходов, выработанных в теории ОРД, и предлагаемого нами определения термина «оперативное обслуживание» его организационно-управленческая модель может быть представлена следующим образом (авторское видение):

1. Первичное получение сведений о состоянии оперативной обстановки на отчетный период.

2. Мониторинг (постоянный) текущего состояния оперативной обстановки, учитывая, что сведения о ее ключевых параметрах получаются постоянно.

3. Выработка и реализация управленческих решений.

4. Оценка результатов деятельности подразделений ЭБиПК по их реализации и их влияния на состояние оперативной обстановки.

Предлагаемые нами структурные элементы полностью соответствуют содержанию решаемых задач этого направления деятельности. Их строгое соблюдение актуально только на первоначальном этапе организации оперативного обслуживания. В дальнейшем все эти элементы реализуются как последовательно, так и параллельно, исходя из контекста складывающейся оперативно-тактической ситуации на объекте (линии, территории) обслуживания. Аналогом этой деятельности, наиболее наглядно ее иллюстрирующим, может выступать работа антивирусной системы. Успешность противодействия новым угрозам обусловлена своевременным обновлением баз данных (в нашем случае сведений об элементах оперативной обстановки), постоянным мониторингом входящей информации и происходящих изменений в системе. При обнаружении угроз антивирусная программа предлагает варианты действий по ее устранению. При рассмотрении теоретико-прикладных аспектов и формулировании практико-ориентированных рекомендаций будем придерживаться предложенной выше последовательности.

В рамках реализации первого этапа по получению сведений о состоянии оперативной обстановки сотрудники подразделений ЭБиПК реализуют комплекс мер, включающих в себя следующие:

- определение перечня сведений о состоянии оперативной обстановки, подлежащих сбору и учету;

- установление перспективных источников их получения;

- обеспечение их своевременного получения с учетом таких критериев, как полнота, актуальность, достоверность.

Вся совокупность сведений, подлежащих установлению и учету в рамках оперативного обслуживания, объединяется понятием «оперативная обстановка». Содержание и наименование структурных элементов оперативной обстановки успешно сформулировал еще А. Г. Лекарь, понимая под ними «совокупность условий (социальных, экономических, географических, демографических), в которых действует данный орган внутренних дел». Иными словами, в теории ОРД сложились устоявшиеся научные подходы, определяющие составные элементы оперативной обстановки (социально-экономическая характеристика объекта (линии) обслуживания; криминогенная характеристика объекта (линии) обслуживания; силы и средства. По нашему мнению, было бы целесообразно включить в качестве еще одного элемента также и «взаимодействующие субъекты».

Исследование показало, что теория ОРД не выделяет сведения о субъектах взаимодействия в качестве элемента оперативной обстановки. Целесообразность дополнения этого перечня сведениями о субъектах взаимодействия обусловлена их значением в борьбе с преступлениями в бюджетной сфере, включая и нецелевое расходование государственных средств, что подтверждается результатами опроса (90,7%).

Каждая группа сведений с учетом специфики оперативной обстановки по линии борьбы с нецелевым расходованием государственных средств требует своего дальнейшего раскрытия:

а) социально-экономическую характеристику оперативной обстановки отражают следующие сведения:

- о штатном расписании правительства региона, администрации регионального центра, территориальных подразделений государственных внебюджетных фондов, региональных и местных бюджетных фондов, например дорожного фонда, с указанием персональных данных их руководства и наиболее значимых должностных лиц. Указанные сведения важны, поскольку именно эти должностные лица наделены необходимыми полномочиями по расходованию государственных средств;

- о размере и структуре доходов и расходов бюджетной системы региона, которая состоит из консолидированного, регионального и муниципальных бюджетов, а также бюджетов территориальных фондов или иных региональных структурных единиц государственных внебюджетных фондов на территории обслуживания. Эти сведения характеризуют потенциальный предмет противоправных посягательств;

- о характеристике всех основных федеральных, региональных и муниципальных целевых программ в части, касающейся размера их финансирования, сроков реализации, основных направлений и размера финансирования расходов, ответственных исполнителей и т. д. Основное внимание при фор-

мировании этих сведений должно уделяться таким статьям расходов, как приобретение дорогостоящих товарно-материальных ценностей, например оборудования, транспортных средств и т. п., финансирование ремонтно-строительных работ. Это обусловлено тем, что при расходовании государственных средств, выделяемых по данным направлениям, наибольшее число преступлений совершается по ст.ст. 159, 285, 286, 290, 291 УК РФ и связанным с ними ст.ст. 285.1 и 285.2 УК РФ (нецелевое расходование в данном случае выступает одним из ключевых элементов общей противоправной деятельности по хищению государственных средств и (или) совершению противоправных действий коррупционной направленности);

- о наиболее значимых закупках по указанным направлениям, сторонах заключенных государственных контрактов, сроках их реализации и т. д. Указанные сведения отражают реальную информацию о сторонах контракта, размере и условиях расходования средств и др.

Сбор представленных выше сведений, как правило, не вызывает затруднений, поскольку практически в полном объеме может быть получен из открытых источников, а именно из анализа сведений, размещенных:

- на официальных сайтах органов исполнительной власти в сети Интернет (например, government-nnov.ru, нижнийновгород.рф и т. п.);

- в различных правовых системах (например, СПС «КонсультантПлюс», «Гарант» и т. п.);

- на специализированных сайтах, например, http://budget.gov.ru, https://programs.gov.ru, www.zakupki.gov.ru,http://bus.gov.ru и т. п. (более подробное описание каждого из ресурсов и сведения, размещенные на них, содержатся в уже опубликованных научных трудах) [3];

б) криминогенную характеристику оперативной обстановки с учетом тематики статьи формируют следующие сведения:

- об уровне, структуре, динамике преступлений, предусмотренных ст.ст. 285.1 и 285.2 УК РФ, а также ст.ст. 159, 285, 286, 290, 291 УК РФ, имеющих отношение к расходованию государственных средств. Сведения необходимы за предшествующие несколько лет (минимум 5);

- о заведенных делах оперативного учета (см. ст. 10 ФЗ Об ОРД), возбужденных уголовных делах, лицах, подозреваемых и обвиняемых, вынесенных решениях судов и т. д. по фактам нецелевого расходования государственных средств;

- о характеристике (обзоры, схемы) наиболее типичных механизмов и способов совершения нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Целесообразно для формирования совокупности данных по этой позиции использовать имеющиеся сведения об оперативно-розыскной характеристике преступлений (73,4%);

- об иных фактах нарушения установленного порядка расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов,

не нашедших своего отражения в официальной статистике выявленных и раскрытых преступлений, например результаты работы контролирующих органов, административная практика и т. д.;

в) характеристика сил и средств, привлекаемых для борьбы с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (по нашему мнению, характеристика средств не отражает специфики элементов оперативной обстановки в бюджетной сфере и рассматриваться в статье не будет). Наличие необходимых сил и средств, а также их возможности обеспечивают эффективность решения задач оперативного обслуживания в части организации сбора необходимых сведений о состоянии оперативной обстановки, а также организации поисковой деятельности и раскрытия уже выявленных преступлений.

Традиционно к силам относят сотрудников оперативных подразделений ОВД и граждан, осуществляющих конфиденциальное содействие (см. ст. 17 ФЗ Об ОРД). В организационно -штатном расписании подразделений УЭБиПК нет специализированного подразделения или выделенной штатной единицы, в чьи полномочия входила бы организация борьбы с нецелевым расходованием государственных средств. В качестве ответственного лица назначается один из сотрудников регионального управления из числа тех, в чью профессиональную компетенцию входит защита бюджетных средств и противодействие преступлениям коррупционной направленности при реализации полномочий органов власти по расходованию этих средств. Он в силу своего должностного положения уполномочен привлекать к этой деятельности сотрудников территориальных подразделений ОВД, например путем их ориентирования на выявление и раскрытие фактов нецелевого расходования средств, а также граждан, оказывающих им негласное содействие;

г) характеристика субъектов взаимодействия. Как показало исследование, субъекты взаимодействия имеют большое значение как в организации сбора данных о состоянии оперативной обстановки путем представления сведений об отдельных ее элементах (40,8%), так и в организации борьбы с нецелевым расходованием государственных средств, например путем представления сведений об отдельных фактах противоправной деятельности должностных лиц — распорядителей государственных средств (68,3%). В этой связи немалое значение имеет формирование перечня субъектов взаимодействия в зависимости от вида взаимодействия (внутреннее и внешнее).

Информация об элементах оперативной обстановки аккумулируется в специальном производстве в виде соответствующей справки. Кроме того, наиболее оптимальным способом представления сведений о таких элементах, как силы и субъекты взаимодействия, а также об объектах оперативной заинтересованности может быть схематичное их отражение, например, в виде

списка контролирующих органов, осуществляющих деятельность на обслуживаемой территории.

Решение второй задачи оперативного обслуживания — мониторинга текущего состояния оперативной обстановки — во многом базируется на результатах сбора сведений, характеризующих элементы оперативной обстановки.

Исследование показало, что, по мнению 58,1% респондентов, неактуальные и (или) не в полном объеме собранные данные об элементах обстановки затрудняют организацию эффективного оперативного обслуживания. Это обстоятельство обуславливает необходимость осуществления контроля за своевременным обновлением сведений. В этой связи первоначально в рамках мониторинга состояния оперативной обстановки сотруднику подразделения ЭБиПК необходимо оценить степень полноты и актуальности уже имеющихся в его распоряжении сведений. Сделать это можно, например, посредством анализа и оценки материалов специального производства, в частности, справок о состоянии оперативной обстановки за отчетный период.

В рамках мониторинга на базе собранных данных об обстановке оперативный работник устанавливает складывающиеся закономерности ее развития, которые необходимы для моделирования и прогнозирования возможного ее развития. В этой связи анализу и оценке подлежат в первую очередь те факты и связанные с ними закономерности, которые имеют ключевое значение для организации борьбы с преступлениями, включая и нецелевое расходование государственных средств.

Выработка и реализация управленческих решений во многом базируются на результатах мониторинга состояния оперативной обстановки. Наиболее важными из них могут быть следующие:

- о необходимости организации взаимодействия с различными субъектами, в первую очередь с контролирующими органами, в т. ч. путем заключения соответствующего соглашения или организации рабочих совещаний (98,1% респондентов);

- об определении приоритетных направлений поисковой деятельности, исходя из анализа состояния степени тревожности оперативной обстановки (89,7%);

- об ориентировании оперативных работников на усиление борьбы с неправомерным расходованием государственных средств, включая и нецелевое их расходование, в отношении должностных лиц, представляющих уходящую власть в регионе (80,5%). Усиление заключается в получении ими соответствующей оперативно-значимой информации в отношении указанной категории лиц и проведении ее проверки с последующим документированием противоправной деятельности этих лиц в рамках дел оперативного учета. Кроме того, до них должны быть доведены наиболее типичные механизмы совершения преступле-

ний в бюджетной сфере, включая и нецелевое расходование государственных средств, указанной категорией должностных лиц;

- об определении и закреплении перечня объектов оперативной заинтересованности, подлежащих оперативному обслуживанию и нуждающихся в дополнительном оперативном контроле (74,4%). В рамках организации борьбы с нецелевым расходованием государственных средств преимущественно в качестве таковых выступают крупнейшие получатели государственных средств, например отраслевые региональные министерства, администрация регионального административного центра, ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог», региональные государственные учреждения и предприятия по развитию социальной инженерной инфраструктуры, территориальные государственные внебюджетные целевые фонды и т. д.;

- об организации встреч с руководством контролирующих органов в целях дополнительного согласования форм и методов взаимодействия с учетом новых условий и обстоятельств (66,3%) и т. д.

Любое из принятых управленческих решений оформляется оперативно-служебными документами, например, в виде плана на полугодие, указаний, направляемых в нижестоящие подразделения ЭБиПК, докладных записок руководству ОВД и т.п.

Оценивая результаты проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Правильная организация оперативного обслуживания напрямую влияет на эффективность оперативно-служебной деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с различными преступлениями в бюджетной сфере, в т. ч. и с нецелевым расходованием средств.

2. Любая организация деятельности может и должна быть детализирована в виде самостоятельных четких и понятных этапов, имеющих свои цель, задачи, средства и методы решения; их дифференциация и уточнение позволяют сфокусировать внимание оперативных работников на результатах деятельности, что имеет прямое отношение к результативности борьбы с преступностью.

3. Неверное представление у сотрудников подразделений ЭБиПК о цели и задачах осуществления оперативного обслуживания ведет к упущениям в его организации, в т. ч. в процессе организации и ведения специального производства.

Представляется, что учет и внедрение в повседневную служебную деятельность оперативных подразделений ЭБиПК представленных результатов научного исследования будет способствовать повышению эффективности их деятельности по борьбе с преступлениями в бюджетной сфере, включая и борьбу с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методика изучения и оценки оперативной обстановки на территории, обслуживаемой гор-райлинорганом внутренних дел : учебное пособие / А. Е. Андриевский, Б. Г. Морохин, В. Г. Самойлов, Г. К. Синилов; под. ред. А. Г. Лекаря. — М., 1973. — 122 с.

2. Галушко В. А., Половников О. Г. Правовой аспект оперативного обслуживания территорий и объектов подразделениями уголовного розыска // Актуальные проблемы раскрытия и расследования преступлений : сборник научных трудов. — Омск, 2013. — Вып. 11. — С. 76—84.

3. Говорухин Д. С., Телицын Н. А. Значение современных информационно-коммуникационных технологий при выявлении преступлений, совершаемых в бюджетной сфере // Вестник Воронежского института ФСИН России. — 2017. — № 2. — С. 144—150.

4. Ерошенков Н. В. Отдельные аспекты оперативного обслуживания объектов железнодорожного транспорта подразделениями по борьбе с преступными посягательствами на грузы // Вестник БелЮИ МВД России. — 2017. — № 1. — С. 53—55.

5. Климов И. А., Голубев П. В. О совершенствовании оперативного обслуживания отраслей

экономики, коммерческих и предпринимательских структур // Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в современных условиях : межвузовский сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. — М., 2004. — С. 53—65.

6. Куликов А. В. Оперативное обслуживание подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями объектов и сфер экономики (вопросы теории и практики) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2002. — 56 с.

7. Латухина К. Владимир Путин утвердил план борьбы с коррупцией на 2021—2024 годы // Российская газета. — Столичный выпуск № 185 (8536). — Режим доступа: https://rg.ru/2021/08/16/ vladimir-putm-utverdil-plan-borby-s-korrupciej-na-2021-2024-gody.html (дата обращения: 10.11.2021).

8. Литковский Л. Н. Правовое и методическое обеспечение оперативного обслуживания предприятий малого бизнеса (подразделениями БЭП ГОРОВД) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1995. — 24 с.

9. О Национальном плане противодействия коррупции на 2021—2024 годы : указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 11.11.2021).

REFERENCES

1. Metodika izucheniya i otsenki operativnoy obstanovki na territorii, obsluzhivaemoy gorrayli-norganom vnutrennih del : uchebnoe posobie / A. E. Andrievskiy, B. G. Morohin, V. G. Samoylov, G. K. Sinilov; pod. red. A. G. Lekarya. — M., 1973. — 122 s.

2. Galushko V. A., Polovnikov O. G. Pravovoy aspekt operativnogo obsluzhivaniya territoriy i ob'ektov podrazdeleniyami ugolovnogo rozyiska // Aktualnyie problemyi raskryitiya i rassledovaniya prestupleniy : sbornik nauchnyih trudov. — Omsk, 2013. — Vyip. 11. — S. 76—84.

3. Govoruhin D. S., Telitsyin N. A. Znachenie sovremennyih informatsionno-kommunikatsionnyih tehnologiy pri vyiyavlenii prestupleniy, sovershaemyih v byudzhetnoy sfere // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. — 2017. — # 2. — S. 144—150.

4. Eroshenkov N. V. Otdelnyie aspektyi operativnogo obsluzhivaniya ob'ektov zhelezno-dorozhnogo transporta podrazdeleniyami po borbe s prestupnyimi posyagatelstvami na gruzyi // Vestnik BelYul MVD Rossii. — 2017. — # 1. — S. 53—55.

5. Klimov I. A., Golubev P. V. O sovershen-stvovanii operativnogo obsluzhivaniya otrasley ekonomiki, kommercheskih i predprinimatelskih

struktur // Aktualnyie problemyi teorii i praktiki operativno-rozyisknoy deyatelnosti organov vnutrennih del v sovremennyih usloviyah : mezhvuzovskiy sbornik nauchnyih trudov po materialam nauchno-prakticheskoy konferentsii. — M., 2004. — S. 53—65.

6. Kulikov A. V. Operativnoe obsluzhivanie podrazdeleniyami po borbe s ekonomicheskimi prestupleniyami ob'ektov i sfer ekonomiki (voprosyi teorii i praktiki) : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2002. — 56 s.

7. Latuhina K. Vladimir Putin utverdil plan bor-byi s korruptsiey na 2021—2024 godyi // Rossiyskaya gazeta. — Stolichnyiy vyipusk # 185 (8536). — Rezhim dostupa: https://rg.ru/2021/08/16/vladimir-putin-utverdil-plan-borby-s-korrupciej -na-2021 -2024-gody.html (data obrascheniya: 10.11.2021).

8. Litkovskiy L. N. Pravovoe i metodicheskoe obespechenie operativnogo obsluzhivaniya predpri-yatiy malogo biznesa (podrazdeleniyami BEP GO-ROVD) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 1995. — 24 s.

9. O Natsionalnom plane protivodeystviya kor-ruptsii na 2021—2024 godyi : ukaz Prezidenta RF ot 16 avgusta 2021 g. # 478 // SPS «Konsultant-Plyus» (data obrascheniya: 11.11.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Телицын Николай Александрович. Доцент кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности. Кандидат юридических наук.

Нижегородская академия МВД России.

E-mail: 120805@ro.ru

Россия, 603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3, Бокс-268. Тел. (831) 464-30-18.

Telitsyn Nikolai Alexandrovich. Associate Professor of the chair of Professional Activities of Employees of Economic Security Units. Candidate of Law.

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

E-mail: 120805@ro.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Work address: Russia, 603950, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoe shosse, 3, Box-268. Tel. (831) 464-30-18.

Ключевые слова: подразделения ЭБиПК; оперативное обслуживание; этапы деятельности; бюджетная сфера; нецелевое расходование.

Key words: subdivisions of the electronic security and industrial complex; operational services; stages of activity; budgetary sphere; inappropriate spending.

УДК 343

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.