Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-КОНТРОЛЬНЫХ МЕРАХ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ПРИ ДОБЫЧЕ ЗОЛОТА'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-КОНТРОЛЬНЫХ МЕРАХ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ПРИ ДОБЫЧЕ ЗОЛОТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нурмаматов М.А.

Рассмотрен вопрос о нормативах в области охраны окружающей среды, экологическое нормирование в золотодобывающей сфере, важность государственных нормативов. Дана общая характеристика понятия «норматив», детально рассмотрены виды нормативов, приведены основные проблемы допустимого изъятия при добыче полезных ископаемых и причины их возникновения, предложены пути решения данной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ORGANIZATIONAL AND CONTROL MEASURES TO PROTECT THE ENVIRONMENT FROM POLLUTION DURING GOLD MINING

The issue of standards in the field of environmental protection, environmental rationing in the gold mining sector, and the importance of state standards are discussed. The general characteristic of the notion "normative" is given, the types of standards are considered in detail, the main problems of permissible withdrawal in the extraction of minerals and the causes of their occurrence are presented, and ways of solving this problem are proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-КОНТРОЛЬНЫХ МЕРАХ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ПРИ ДОБЫЧЕ ЗОЛОТА»

государственными полномочиями» принят постановлением Государственного собрания «Ил Тумэн» РС(Я).

2. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. - Код доступа: http://mr-verhojanskij. sakha. gov.ru/normativno-pravovye-akty

3. Производственный анализ АПК Верхоянского района за 2011-2015 гг.

4. Комплексная программа социально-экономического развития МО «Верхоянский район» на 2014-2018 гг.

Нурмаматов М.А. соискатель

Ошский государственный университет К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-КОНТРОЛЬНЫХ МЕРАХ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ПРИ

ДОБЫЧЕ ЗОЛОТА

Рассмотрен вопрос о нормативах в области охраны окружающей среды, экологическое нормирование в золотодобывающей сфере, важность государственных нормативов. Дана общая характеристика понятия «норматив», детально рассмотрены виды нормативов, приведены основные проблемы допустимого изъятия при добыче полезных ископаемых и причины их возникновения, предложены пути решения данной проблематики.

Nurmamatov M.A. applicant Osh state University ON THE ISSUE OF ORGANIZATIONAL AND CONTROL MEASURES TO PROTECT THE ENVIRONMENT FROM POLLUTION

DURING GOLD MINING

The issue of standards in the field of environmental protection, environmental rationing in the gold mining sector, and the importance of state standards are discussed. The general characteristic of the notion "normative" is given, the types of standards are considered in detail, the main problems of permissible withdrawal in the extraction of minerals and the causes of their occurrence are presented, and ways of solving this problem are proposed.

Организационно-контрольные меры по охране недр представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области установления нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия на нее и иных нормативов, имеющим к ним отношение. Таким образом, «нормирование является своего рода юридическим инструментом, при помощи которого люди определяют пределы дозволенного поведения по отношению к окружающей природе» [1].

Экологическое право считает нормирование одним из самых сложных и интенсивно развивающихся правовых инструментов охраны окружающей среды и рассматривает в ряде качеств: 1) как правовую меру охраны

окружающей среды [2], 2) как институт права и функцию государственного управления в области рационального использования природных ресурсов[4], 3) как средство государственного регулирования природоохранной деятельности [3].

Институт экологического нормирования продолжает оставаться одним из самых спорных в теории экологического права, то, как оно определяется в статье 7 закона КР от 16 июня 1999 года № 53 «Об охране окружающей среды» не дает надлежащего представления о сути этой деятельности, ее правовом значении и юридических последствиях.

Закон КР от 16 июня 1999 года № 53 «Об охране окружающей среды» установил нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иные нормативы в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Статья 8 закона КР от 16 июня 1999 года № 53 «Об охране окружающей среды» для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - золотодобытчиков устанавливает нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Действующее законодательство о недрах каких-либо специальных экологических нормативов не предусматривает.

В научной литературе неоднократно высказывались предложения о целесообразности введения в законодательство о недрах специальных нормативов изъятия полезных ископаемых в контексте обеспечения минерально-сырьевой безопасности [6].

Например, по мнению Р.Р. Ямалетдинова, «в основе нормирования изъятия полезных ископаемых в аспекте обеспечения минерально-сырьевой безопасности должны находиться точные экономические показатели: а) потребности внутреннего рынка в полезных ископаемых по их видам, с данными за последние годы и прогнозируемым уровнем развития указанных показателей на ближайшие 10 - 15 лет; б) потребности внешнего рынка с учетом обязательств по поставке полезных ископаемых по экспорту; в) данные об общем количестве разведанных запасов по видам полезных ископаемых (отдельно балансовых и забалансовых) [7].

Принципиально соглашаясь с правовой позицией авторов в части объективной необходимости развития института экологического нормирования в сфере добычи золота, вместе с тем необходимо отметить, что возможность реализации данного предложения представляется достаточно спорной, учитывая сложную правовую природу нормативов допустимого изъятия компонентов окружающей среды, к разновидности которого предлагается отнести нормативы изъятия полезных ископаемых.

Таким образом, главной особенностью нормативов допустимого изъятия компонентов окружающей среды является целевой характер их установления - данные нормативы устанавливаются только в соответствии с

ограничениями объема изъятия компонентов природной среды и только для решения природоохранных задач.

Вместе с тем пункт 2 статьи 21-1 Закона Кыргызской Республики «О недрах» к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относит «наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов», что фактически исключает возможность установления данного вида нормативов применительно к сфере добычи золота, поскольку это неизбежно приведет к уменьшению показателя КИ (коэффициента извлечения). На современном этапе развития законодательства о недрах особую значимость приобретает необходимость разработки комплекса организационно-правовых мер, стимулирующих пользователей недр обеспечивать максимальный отбор золота с применением технологий повышения золотоотдачи руды с целью увеличения КИ. С введением требований по повышению нормативов изъятия полезных ископаемых достичь увеличения будет фактически невозможно, учитывая тот факт, что «нормативы допустимого изъятия полезных ископаемых предлагается установить в виде численных показателей предельно допустимого изъятия соответствующего вида полезного ископаемого по конкретному месторождению с учетом ряда коэффициентов, увеличивающих нормативы» [8].

Необходимо также отметить, что приведенная выше аргументация, согласно которой «введение нормативов допустимого изъятия полезных ископаемых направлены на ограничение объема их изъятия, что гарантирует сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в целях защиты интересов будущих поколений граждан, реализации концепции устойчивого развития и обеспечения минерально-сырьевой безопасности Кыргызской Республики» также является достаточно спорной. Поскольку уменьшение объемов добычи полезных ископаемых с учетом введенных нормативов фактически приведет лишь к увеличению срока разработки месторождения. Это, в свою очередь, напрямую может и не повлиять на выполнение требований по рациональному использованию недр, но опосредованно может привести к нарушению требований по охране недр посредством увеличения срока антропогенного воздействия данного вида хозяйственной деятельности на окружающую среду, что в конечном итоге не будет способствовать решению природоохранных задач, для целей которых устанавливаются нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.

Еще одной важной особенностью нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды является «сочетание признаков нормативности (применимости к отношениям неопределенного круга субъектов) и индивидуального регулирования посредством издания актов применения права (поскольку, как правило, устанавливаются административными актами для каждого природопользователя), вследствие

чего следует различать общие и индивидуальные нормативы допустимого изъятия. Первые устанавливаются в отношении компонентов природной среды (их частей, элементов) с учетом их состояния и распространяются на неопределенный круг лиц, а последние закрепляют права на изъятия определенных субъектов (природопользователей)» [5].

В свою очередь, индивидуальные нормативы допустимого изъятия устанавливаются специально уполномоченными органами в отношении пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов, и закрепляются в утвержденных согласно установленным требованиям технических проектах.

Помимо этого, к индивидуальным нормативам допустимого изъятия следует также отнести нормативы потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

Предлагаемая модель допустимого изъятия полезных ископаемых, предусматривающая введение «общих нормативов изъятия в целом по видам полезных ископаемых, с системой коэффициентов в зависимости от характеристик месторождения, категории полезных ископаемых» [8] не будет в полной мере отвечать данным признакам, что еще раз подчеркивает отсутствие прямой связи с нормативами допустимого изъятия компонентов окружающей среды.

Таким образом, проведенный анализ в области экологического нормирования в сфере добычи золота позволил сделать вывод, согласно которому законодательство о недрах нуждается в установлении специальных экологических нормативов, вместе с тем существующая система государственного экологического нормирования изъятия компонентов природной среды фактически не вписывается в существующую концепцию государственного регулирования отношений добычи золота.

Решение данной проблемы возможно посредством введения в законодательство о недрах новой системы нормирования на основе применения системы наилучших доступных (существующих) технологий НДТ (НСТ), учитывающей одновременно и экологическую, и экономическую составляющую и направленной на максимально эффективное использование всех ресурсов недр с одновременным обеспечением требований по охране окружающей среды и экологической безопасности.

Инструктивно-методическое обеспечение, а также нормативное правовое регулирование последовательности и сроков действий (административных процедур) по исполнению государственных функций (государственных услуг), связанных с реализацией системы государственного нормирования, предлагается возложить на Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования

(ГКПЭиН) Кыргызской Республики.

Помимо совершенствования системы государственного нормирования, следует отметить необходимость создания Единого государственного реестра объектов негативного воздействия (ОНВ), основанного на результатах полной инвентаризации и поименного разделения объектов контроля и надзора вне зависимости от собственника объекта негативного воздействия.

Использованные источники:

1. Бринчук М.М. Колбасов О.С. Нормирование как правовая мера охраны окружающей среды // Советское государство и право. М.: Наука. 1987.№ 3;

2. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М.: Городец, 2009;

3. Васильева М.И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды // Экологическое право. 2007. № 2;

4. Голиченков А.К. Эколого-правовой словарь // Экологическое право. 2004. № 5;

5. Дубовик О.Л. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». 2010.

6. Перчик А.И. Горное право: учебник. М.: Издательский дом Филология три, 2002. С. 414; Бринчук М.М. Энергетическая безопасность и экологическое право // Экологическое право. 2007. № 5;

7. Ямалетдинов Р.Р. Правовые проблемы обеспечения минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации // Экологическое право. 2012. № 3;

8. Ямалетдинов Р.Р. Модель правового регулирования нормирования изъятия полезных ископаемых в Российской Федерации // Экологическое право. 2011. № 5.

УДК: 616.12-005.4:616.127-07-08

Нурмухамедова Ё.К.

ассистент Шамухамедова Н.Ш.

ассистент Арипходжаева Ф.З. ассистент

Ташкентский педиатрический медицинский институт

Узбекистан, г. Ташкент ОСОБЕННОСТИ МУЛЬТИФАКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОСУДИСТОГО РЕМОДЕЛИРОВАНИЯ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА АННОТАЦИЯ

В статье с помощью алгоритмов и методов синтеза искусственных нейронных сетей (математической модели искусственного мозга) выявлены параметры, являющиеся наиболее информативными маркерами утолщения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.