Научная статья на тему 'К вопросу об организации инновационной деятельности высшего учебного заведения'

К вопросу об организации инновационной деятельности высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомин М. А., Дедов Д. Л., Балакова В. М.

В статье приведены задачи инновационного развития системы образования и рассмотрены особенности формирования инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT ORGANIZATION OF INNOVATION ACTIVITY OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The paper presents the problems of innovative development of the education system and the features of the formation of the innovation infrastructure of higher education.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации инновационной деятельности высшего учебного заведения»

Истомин М. А.

к. э. н. Дедов Д. Л. к. т. н. Балакова В. М.

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»

г. Тамбов

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО

ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация: в статье приведены задачи инновационного развития системы образования и рассмотрены особенности формирования инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения.

Ключевые слова: Стратегия инновационного развития, высшие учебные заведения, организация инновационной деятельности.

Istomin M. A.

Ph. D. Dedov D. L.

Ph. D. Balakova V. M.

The Tambov state technical University

Tambov

TO THE QUESTION ABOUT ORGANIZATION OF INNOVATION ACTIVITY OF HIGHER

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: The paper presents the problems of innovative development of the education system and the features of the formation of the innovation infrastructure of higher education.

Key words: innovative development strategy, universities, business innovation.

На сегодняшний день основными структурами, способными генерировать новые знания, технологии и кадры в России, являются высшие учебные заведения. При этом, если признавать необходимость модернизации отечественной производственно-технологической базы, то систему образования также необходимо совершенствовать.

В настоящее время в России происходят существенные преобразования системы образования вообще и высшего образования в частности. Эти изменения затрагивают сферы формирования и трансфера инноваций научно-образовательными организациями. И как следствие возникает потребность в совершенствовании подсистемы управления инновационными процессами в вузе [1].

Инновационное развитие экономики России является одним из приоритетных направлений деятельности государства. С целью эффективного управления данным процессом была разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основными задачами Стратегии являются: развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний; максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений; активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями [2].

Рассмотрим такую категорию как инновационная инфраструктура вуза. В ходе анализа нами были идентифицированы ее составляющие (рисунок 1).

Рисунок 1 - Составляющие инновационной инфраструктуры вуза Следует отметить, что в тексте Стратегии решение задачи развития кадрового потенциала включает в себя осуществление следующих мероприятий: создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку; повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям; увеличение численности инновационных предпринимателей; создание в обществе атмосферы терпимости к риску; пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности; адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования [2].

В литературе существуют различные варианты организации инновационной инфраструктуры вуза. Так в [3] приведена модель организации инновационной инфраструктуры для отечественного классического университета (рисунок 2). С точки зрения форсайтной деятельности в приоритетных сферах научно -технического и социально-экономического развития отечественные классические университеты, скорее всего, будут выступать в роли исполнителей в рамках тренда, заданного отраслевым центром - вузом соответствующего научного профиля [3].

Данную модель может очень эффективно использовать в стратегическом планировании деятельности вуза. Однако в ней отсутствует блок вопросов, касающихся механизма вовлечения кадров (как сотрудников вуза, так и внешних) к инновационной деятельности. Для того чтобы ответить на эти вопросы необходимо проанализировать мотивации различных участников инновационных процессов. Интересно рассмотреть типовой мотивационный механизм (рисунок 3) на предприятии.

Авторы [4] отмечают, что полнота удовлетворения потребностей членов трудового коллектива предприятия зависит от того, насколько правильно осуществлена постановка целей и выбор способов активизации факторов мотивации поведения, степени осознания и принятия подчиненными мотивирующих воздействий со стороны руководителя [4].

Центр форсаитэ в приоритетных сферах научно-технического и социально-экономического развития

гя

ВУЗ езе отраслевой центр прогнозированы I (

ВУЗ пе исполнитель в ражЕ тренда, заданного отраслевым центром

■V.

л

ВУЗ езк разработан товаров и услуг в рамиак шбраншл: направлений рззвнти!

Управление проектной деятельностью ВУЗа

Отпел поддержки при подаче заявок Центр грантовой подзержки Отдел по работе с профшшгычи отраслями Отдел по работе с ВУЗами схожего профиля Отдел по работе с межд. н бизнес-партнерами Отдел по работе с выпускниками

Научно-исследовательск ая часть ВУЗа: Центр коллективного . пользования оборудованием и прототмшрования +

^ Г

Центр управления интеллектуально й собственность ВУЗа

XX

Отдел маркетинга

Бизнес-инкубатор

Проектные команды по 3-4 человека

Технопарк

Малые, средние и

крупные инновационные компании

I * *

Посевной фонд ВУЗа н фонд дискреционного финансирования ВУЗа

Шкала предпринимательства ВУЗа

Рисунок 2 - Элементный состав модели инновационной инфраструктуры отечественного классического университета [3]

Творчество Потребности Цели Ценностные ориентация Установки Интересы Мотивы

Внутренние факторы мотивации

Экономическое поведение работника предприятия

Внешние стимулы мотивации

Социально-политические условия Природная среда Духовная культура Жилищно-бытовые условия Законодательство Производственные условия Финансовая и налоговая политика

Рисунок 3 - Принципиальная схема мотивационного механизма на предприятии [4]

Отметим, что создание внешних стимулов обеспечивается инновационной инфраструктурой вуза. Другой ее задачей является поиск, выявление и вовлечение заинтересованных лиц и объединений в инновационную деятельность.

В данной ситуации важным является формирование студенческих, научных и предпринимательских сообществ на базе образовательной организации. А для получения практических результатов необходимо предложить модель организации инновационных процессов в высших учебных заведениях.

Список литературы

1. Управление инновационными процессами в высшем учебном заведении (статья) / Истомин М. А. // Современные твердофазные технологии: теория, практика и инновационный менеджмент: мат-лы IV Международ. научн.-инновац. конф. Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А. В., 2012. С. 301-305.3.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) ИА «ГАРАНТ»: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006 124/

3. Энговатова, А. А. Модели организации инновационной инфраструктуры российских вузов автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (08.00.05) [Электронный ресурс] / Энговатова Александра Андреевна; - Режим доступа: http://old.econ.msu.rU/cmt2/lib/a/2146/file/Engovatova.pdf - Загл. с экрана.

4. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.

5. Беспалов М.В. Особенности формирования и развития малого и среднего российского инновационного предпринимательства - Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 3. С. 14-19.

6. Беспалов М.В. Роль и значение инновационных кластеров в осуществлении национальных и региональных инновационных программ развития - Качество. Инновации. Образование. 2009. № 2 (45). С. 23-28.

7. Беспалов М.В. Анализ процесса формирования и развития российской инновационной экономики в современных экономических условиях - Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 6. С. 25-32.

8. Беспалов М.В. Особенности развития инновационной деятельности в регионах Центрального федерального округа - Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 23. С. 29-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.