Научная статья на тему 'Роль инновационной инфраструктуры в развитии высшего учебного заведения'

Роль инновационной инфраструктуры в развитии высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / INNOVATION / STAFFING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомин Михаил Александрович, Дедов Денис Леонидович, Балакова Валерия Михайловна

Приведены положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, акцентирующие внимание на задаче кадрового обеспечения инновационной деятельности. Предложена матричная структура организации процесса коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Innovation Infrastructure in the Development of Higher Educational Institution

The paper described the provisions of the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020, with an emphasis on the problem of innovative organizations staffing. The authors proposed a matrix structure of organizing the process of commercialization of the results of intellectual property.

Текст научной работы на тему «Роль инновационной инфраструктуры в развитии высшего учебного заведения»

УДК 37.08

РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

М. А. Истомин1, Д. Л. Дедов2, В. М. Балакова1

Кафедры: «Менеджмент» (1), «Компьютерно-интегрированные системы в машиностроении» (2), ФГБОУ ВПО «ТГТУ»; istominm@list.ru

Ключевые слова и фразы: высшее учебное заведение; инновационная деятельность; кадровое обеспечение.

Аннотация: Приведены положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, акцентирующие внимание на задаче кадрового обеспечения инновационной деятельности. Предложена матричная структура организации процесса коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Инновационное развитие экономики России является одним из приоритетных направлений деятельности государства. В целях эффективного управления данным процессом разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основными задачами Стратегии являются: развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; повышение инновационной активности бизнеса; максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий; формирование сектора исследований и разработок; обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики и др. [1].

В связи с этим большой объем работы ложится на вузы. Важной задачей системы образования станет ориентация образовательных программ на обучение навыкам, необходимым для инновационной деятельности [1].

Основными видами деятельности современного вуза являются образовательный и инновационный процессы.

Интересным является сравнение данных дефиниций:

- образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ, то есть комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [2];

- инновационная деятельность вуза - действия и мероприятия (консалтинговые услуги по вопросам ведения бизнеса, тренинги, экспертиза и «упаковка» проектов, командообразование), направленные на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ прикладного характера и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности (РИД).

Из опыта работы можно сравнить данные понятия с содержательной точки зрения (таблица).

Сравнительный анализ содержания образовательной и инновационной деятельности вуза

Критерий сравнение Образовательная деятельность вуза Инновационная деятельность вуза

Период обучения основным компетенциям Долгосрочный Краткосрочный

Характеристика числа участников Все обучающиеся Наиболее способные и активные

Результат участия в мероприятиях Получение компетенции в соответствии со стандартами Получение практических навыков для решения конкретных задач

Затраты обучающихся Платный и бесплатный варианты Преимущественно бесплатно

Применимость в последующей деятельности Только в случае работы по специальности Получение навыков для самостоятельно выбранной деятельности

Общение с коллегами Общение по общим вопросам Интенсивная работа в команде

Специфика образовательного процесса Изучение общих положений и стандартных методик Получение навыков применения современных методов решения задач

Таким образом, работа инновационной инфраструктуры вуза перестает быть вспомогательным процессом и становится «локомотивом» его развития. Во многом это происходит потому, что участники инновационной деятельности работают с конкретными задачами производства, бизнеса и рынка.

Рассмотрим такую категорию, как инновационная инфраструктура вуза. В ходе анализа идентифицируем ее составляющие (рис. 1).

Наиболее важной представляется кадровая составляющая, так как она является базой для решения большинства задач в рассматриваемой сфере [3, 4]. Причем потребность в активной кадровой политике возникает как среди сотрудников вуза, так и среди обучающихся. С этой точки зрения современная научно-образовательная организация должна стать компетентностным центром в различных секторах и сферах экономики (привлекает, готовит и формирует сообщество практиков).

Следует отметить, что в научной литературе существуют различные варианты организации инновационной инфраструктуры вуза. В работе [5] приве-

Рис. 1. Составляющие инновационной инфраструктуры вуза

Инновационная инфра структура

Совет молодых

ученых и специалистов вуза

Команды проектов

Студенческие

научные общества по инженерным направлениям

Студенческие

научные общества по экономическим направлениям

Сообщества экспертов и инвесторов

Сообщества инноваторов, предпринимателей, стартаперов и т.д.

Рис. 2. Матричная структура организации процесса коммерциализации РИД

дена модель организации инновационной инфраструктуры для отечественного классического университета. С точки зрения форсайтной деятельности в приоритетных сферах научно-технического и социально-экономического развития отечественные классические университеты, скорее всего, будут выступать в роли исполнителей в рамках тренда, заданного отраслевым центром - вузом соответствующего научного профиля [5].

Данную модель можно эффективно использовать в стратегическом планировании деятельности вуза. Однако в ней отсутствует блок вопросов, касающихся механизма вовлечения кадров (как сотрудников вуза, так и внешних) к инновационной деятельности.

Мотивационный механизм подразумевает, что полнота удовлетворения потребностей членов трудового коллектива предприятия зависит от того, насколько правильно осуществлена постановка целей и выбор способов активизации факторов мотивации поведения, степени осознания и принятия подчиненными воздействий со стороны руководителя [6].

Отметим, что создание внешних стимулов обеспечивается инновационной инфраструктурой вуза. Другой ее задачей является поиск, выявление и вовлечение заинтересованных лиц и общественных объединений в инновационную деятельность.

Предложена матричная структура организации процесса коммерциализации РИД (рис. 2). Данная модель подразумевает формирование активных сообществ студентов, молодых ученых, инноваторов и предпринимателей, которые предоставляют участникам команд проектов соответствующие ресурсы. Если выделить ключевые процессы в работе инновационной инфраструктуры вуза, то это, конечно же, работа с инновационными проектами и доведение их до начальной стадии бизнеса (стартап). В связи с этим приоритетным является развитие системы стратегического инновационного менеджмента в высших учебных заведениях технического профиля.

Список литературы

1. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70006124/#ixzz2ttlynh4w (дата обращения: 14.05.2014 г.).

2. Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) : федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 14.05.2014 г.).

3. Истомин, М. А. Концепция менеджмента инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения (на примере технического вуза) / М. А. Истомин, Д. Е. Кобзев, В. М. Балакова // Вопр. соврем. науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2013. - № 4(48). - С. 87 - 90.

4. Краснянский, М. Н. Инфраструктура подготовки специалистов к научно-инновационной деятельности / М. Н. Краснянский, Д. С. Дворецкий, Е. В. Дво-рецкая // Вестн. Казанского технолог. университета. - 2013. - Т. 16, № 16. -С. 174 - 177.

5. Энговатова, А. А. Модели организации инновационной инфраструктуры российских вузов : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Энговатова Александра Андреевна. - М., 2013. - 200 с.

6. Стратегический менеджмент : учебник / под ред. А. Н. Петрова. - СПб. : Питер, 2005. - 496 с.

The Role of Innovation Infrastructure in the Development of Higher Educational Institution

M. A. Istomin1, D. L. Dedov2, V. M. Balakova1

Departments: "Management" (1), "Computer-IntegratedSystems in Mechanical Engineering" (2), TSTU; istominm@list.ru

Key words and phrases: higher education institutions; innovation; staffing.

Abstract: The paper described the provisions of the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020, with an emphasis on the problem of innovative organizations staffing. The authors proposed a matrix structure of organizing the process of commercialization of the results of intellectual property.

References

1. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/#ixzz2ttlynh4w (accessed 14 May 2014).

2. http://base.garant.ru/70291362/ (accessed 14 May 2014).

3. Istomin M.A. Kobzev D.E., Balakova V.M. Voprosy sovremennoi nauki i praktiki. Universitet imeni V. I. Vernadskogo, 2013, no. 4(48), pp. 87-90.

4. Krasnyanskii M.N., Dvoretskii D.S., Dvoretskaya E.V. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2013, vol. 16, no. 16, pp. 174-177.

5. Engovatova A.A. PhD dissertation (Economics), Moscow, 2013, 200 p.

6. Petrov A.N. (Ed.) Strategicheskii menedzhment (Strategic Management), St. Petersburg: Piter, 2005, 496 p.

Rolle der innovativen Infrastruktur in der Entwicklung der Hochschule

Zusammenfassung: Es sind die Lagen der Strategie der innovativen Entwicklung der Russischen Föderation auf die Periode bis zum Jahre 2020, die die Aufmerksamkeit auf der Aufgabe der Stammversorgung der innovativen Tätigkeit geschenkt haben, angeführt. Von den Autoren ist die Matrixstruktur der Organisation des Prozesses der Kommerzialisierung der Ergebnisse der intellektuellen Tätigkeit angeboten.

Rôle de l'infrastructure d'innovation dans le développement de l'établissement supérieur de l'enseignement

Résumé: Sont cités les articles de la Stratégie du développement d'innovation de la Fédération de la Russie dans la période jusqu' à 2020 accentuant l'attention sur le problème de l'encadrement de l'activité d'innovation. Les auteurs ont proposé la structure matricielle de l'organisation du processus de la commercialisation des résultats de activité intellectuelle.

Авторы: Истомин Михаил Александрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент»; Дедов Денис Леонидович - кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Компьютерно-интегрированные системы в машиностроении»; Балакова Валерия Михайловна - студентка, ФГБОУ ВПО «ТГТУ».

Рецензент: Быковский Виктор Васильевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.