С.Л. Перечицкая
Организация и охрана Волго-Донского волока казённых грузов в XVIII веке
Статья посвящена истории Волго-Донского волока, который был важным торговым путем в России в XVIII веке. Автор доказывает, что волок и казенные грузы охранялись казаками на протяжении всего XVIII века, а организация поставок казенных грузов осуществлялась через систему подрядов.
Ключевые слова: Волго-Донской волок; казенные грузы; казаки.
Вначале XVIII века для России были актуальны не только борьба за выход к Черному и Балтийскому морям, но и создание единой транспортной системы, соединяющей их побережья и внутренние районы страны. В связи с этим в сжатые сроки — с 1698 по 1708 гг — решалась судьба двух каналов: Волго-Донского и Вышневолоцкого. Первый должен был соединить Центральные районы и Поволжье с Черным морем, второй — с Балтикой. Однако если строительство Вышеволоцкого канала было успешно завершено в 1708 г., то работы по устройству Волго-Дона, начатые в 1689 г., прекратились с началом Северной войны (1700-1721). На наш взгляд, существовали объективные причины нереализованности данного проекта: во-первых, малая заселенность края в начале XVIII века, во-вторых, плохая охрана строительства канала от набегов неспокойных южных соседей — ногайцев и калмыков, в-третьих, нехватка рабочих рук, в-четвертых, техническая слабость проекта — соединение несудоходных рек-притоков Волги и Дона (на протяжении последующих веков к этому проекту больше не возвращались, что только подтверждает его несостоятельность).
Фактически до середины XIX века комбинированный сухопутно-речной Волго-Донской-Черноморский путь был очень востребован. Увеличение грузопотока по нему в начале XVIII века потребовало решения двух проблем: организации самой доставки казенных грузов и организации охраны волока. Сухопутный путь переброски грузов был очень уязвим из-за нападений и гра-бежей1. 60 верст Волго-Донского волока, самого узкого места междуречья, преодолевались тогда в течение 4-5 дней. Для примера, 5 суток понадобилось в 1695 г. Петру I с войском дойти от Царицына до Паньшина (с Волги на Дон) в его Азовском походе2.
Для предотвращения угрозы нападений южных соседей в междуречье Волги и Дона в районе волока в 1718-1722 гг. велось строительство Царицынской линии, своеобразного заградительного щита. Линия соединяла Царицын и Паньшин и находилась в подчинении Царицынского коменданта. В конце
20-х гг. XVIII века пришла в некоторое запустение и упадок. С начала правления Анны Иоанновны была подвергнута тщательному обследованию, восстановительным работам и вновь запущена по назначению.
Немаловажно было организовать караульную службу на Царицынской линии и на прикрываемом ею Волго-Донском волоке. С августа 1731 г. по май 1732 г. издаются семь правительственных указов о поселении на Царицынской линии донских казаков, об укреплении линии, об отводе казакам земель и о выдаче им жалования. В указах оговаривались следующие условия: свободное волеизъявление казаков — запись на поселение по желанию, «охотою», «без принуждения». Впервые казакам было разрешено селиться на Волге: «в тех местах, где донских казаков городков нет», в районе Паньшина городка, Качалина, на Грачах, близ Царицына на Мечетной и на Волге, «где прежде бывала Дубовка», и вверх по Волге до «Балыклей». Указы освобождали от несения караульной службы казаков войска Донского, от чего последнему «не без тягости бывает»: «последние тех казаков назначено быть для такой пользы, чтоб впредь Донских казаков на линию по 500 человек... не наряжать». Определялось число поселенцев — «до тысячи семей». К концу 1731 г. «к той линии охотою записалось 570 человек». Допускалось причисление к казакам всех пожелавших к записи малороссиян. Указами ограничивалось место службы казаков: «от той линии кроме содержания одной караулами и разъездами в другие места посылки не будет». Поселенцам разрешалось сохранять свой казачий суд; позволялась на всех отведенных им землях ловля «в реках, речках и озерах рыбы безоброчно». В начале 1732 г. правительство ввело ограничение: «Больше 1 060 семей тех казаков к поселению до указа не набирать». Главным у переселенцев был назначен Донской старшина атаман Макар Никитин Персидский, получивший эту фамилию за участие в Персидском походе Петра I. Переселившихся на Волгу донских казаков назвали Волжским войском, столицей войска в 1734 г. была определена Дубовка 3.
Более 30 лет Волжское войско несло исправно караульную службу на Царицынской линии, а также на охране и сопровождении казенных грузов с Волги на Дон. Основной поток грузов шел на нужды армии: провиант, фураж, оружие, военная техника. С обустройством Царицынской линии и с налаживанием караульной службы казаков начинает активно развиваться волок частных грузов, удовлетворявший потребности жителей в низовьях Дона. Но, в крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева в 1773-1778 гг. волжские казаки оказались на стороне восставших и всячески их поддерживали. После подавления бунта они были переселены на Моздокскую линию, на Терек. Лишь небольшая часть бывшего Волжского войска осталась на прежнем месте.
Некоторые исследователи считают, что заградительный рубеж между Волгой и Доном потерял свое значение в 1776-1778 гг. в связи с перенесением его к южным границам государства на Кавказскую линию и с переселением туда волжских казаков4. На наш взгляд, оставшееся казачество вплоть до конца XVIII века продолжало выполнять свои караульно-охранительные функции
на Волго-Донском волоке. Так, в материалах Царицынской Нижней Расправы встречаем объяснительные записки донских и волжских казаков о причинах их неотъезда на Кавказскую линию, об отсутствии письменного вида на жительство и записей их личных сведений по IV ревизии5. Даже не приписанные нигде казаки «справляют казачью службу», «отправляют с прочими казаками станичные тягости и караулы». Волго-Донской волок притягивал к себе массу беглого, шатающегося люда. Одни искали возможности сезонной работы на волоке или постоянной в работниках у казаков, другие — вероятности легкого заработка в виде грабежа, воровства, разбоя. По материалам Дубовской посадской ратуши за 1797 г. наиболее распространенными были кражи паспортов, денег, лошадей, грабежи перевозимых грузов6. По сравнению с первой половиной XVIII века характер социальной угрозы на волоке изменился. Организованные конницы ногайцев и калмыков уступили место воровским шайкам асоциальных элементов — беглым крестьянам и рекрутам.
Рассмотрим вопрос об организации доставки грузов, при этом выделим две стороны — техническую и экономическую. Груз с пришедших судов по Волге перегружался на подводы и перевозился на Дон. Волов (именно их впрягали в подводы) держали на Волго-Донском волоке многие: казаки, переселенные правительством в эти места в конце 1770-х гг. экономические крестьяне, приезжавшие в сезон на своих подводах чумаки (малороссы, занимавшиеся извозом).
Во времена Петра I существовала принудительная подводная повинность казаков, когда казачьи поселения были обязаны предоставлять определенное их число для перевозки грузов. По замечанию А.П. Пронштейна, этой повинности казаки «бегали»7. Позже принуждение сменилось экономической заинтересованностью при подрядной системе. Каким образом раздавались подряды? Проследить их географию на Волго-Донском транзите сложно, так как фиксация подрядов шла либо в пункте отправления грузов, либо в пунктах назначения. Можно предположить, что первоначально подряды к Черноморскому побережью через Волго-Донской транзит брались купцами в регионах экономически развитых, со сложившимися купеческими традициями, с доверием казны, то есть в Москве, Н.Новгороде, в городах Верхневолжья (лес), на Урале (железо). Позже, с освоением южной окраины, волна подрядов покатилась к пунктам назначения — Азову, Ростову и другим городам Екатеринославской губернии. Изучение таможенных книг данного региона и данного периода помогло бы раскрыть основные хозяйственные связи Юга и Центра страны.
В последней четверти XVIII века подряды на перевозку грузов через Волго-Дон фиксируются непосредственно на самом транзите. Так, в Саратове проживал «московский к. Ив.Никитин (1774 г) занятый и самостоятельными торговыми операциями по отправке овса в Дубровку, подрядных леса и рогожн. кулей на Царицынскую линию и в Рост. Крепость»8. В материалах Царицынского городового магистрата за 1788 г. находим объявления из Саратовского наместнического правления для всех желающих купцов и посадских на подряды по доставке железа «для Херсонского Адмиралтейства... из губерний Пермской, Вятской и
Уфимской двести тысяч пуд с Дубовской пристани до Качалинской станицы и до самого места, куда следует»9. А также доношение о задержке выплат по поставке ржаной муки царицынскому купцу Алексею Бабаеву на сумму 6 000 рублей от Главной провиантской канцелярии Екатеринославской армии10.
Отметим, что характер казенного грузооборота с Волги на Дон с 20-х до 90-х гг. XVIII века заметно изменился. Военные грузы остались в структуре грузоперевозок, но начали уступать место строительным материалам (особенно лесу), сырью для перерабатывающих отраслей (железу для открытого в 90-е гг. Луганского литейного завода), и рабочей силе по указу правительства (колодников Саратовский губернии предписывалось отправлять в Азов)11.
Таким образом, на всем протяжении XVIII века сохранность казенных грузов на Волго-Донском волоке поддерживалась казачьими караулами и разъездами. Организация поставок казенных грузов осуществлялась через систему подрядов. Привлечение к подрядным операциям купцов и посадских непосредственно на самом транзите отмечено нами лишь в последней четверти XVIII века.
S.L. Perechitskaya
Organization and defence of the Volga-Don Portage of fiscal goods in the XVIII th centuary
The article deals with the history of the Volga-Don Portage, being the important trade route in Russia in the XVIII th century. The author proves that the Portage and fiscal goods were guarded by the Cossack forces during the whole XVIII th century and delivery of goods was effected trough the system of contractors.
Keywords: The Volga-Don Portage; fiscal goods; Cossacks.
Примечания (Endnotes)
1 Рябов С. И. Петр I в Царицыно и на Среднем Дону / С.И. Рябов, Г.П. Самойлов, В.И. Супрун. - Волгоград: Перемена. 1994. - С. 25.
2 Там же. - С. 1.
3 ПСЗ РИ, т. VIII, №№ 5824, 5868, 5293, 5982, 5993, 6007, 6064.
4 См. например: Туровский К. Г Очерки по истории и географии Царицынского уезда / К.Г. Туровский. - Царицын, 1912. - С. 68.
5 ГАВО. Ф. 331. Оп. 1. Д. 45.
6 ГАВО. Ф. 235. Оп. 2. Д. 8.
7 Пронштейн А. П. Земля Донская в XVIII веке / А.П. Пронштейн // Труды Нижнее-Волжского Областного Научного Общества Краеведения. - Вып. 35. - Ч. 2. - Саратов, 1928. - С. 12.
8 Саратов в третьей четверти XVIII века // Труды Нижнее-Волжского Областного Научного Общества Краеведения. - Вып. 35. - Ч. 2. - Саратов, 1928. - С. 12.
9 ГАВО. Ф. 233. Оп. Д. 62, 63.
10 ГАВО. Ф. 233. Оп. 2. Д. 65.
11 ПСЗ РИ I. Т. XXV. №18452.