Научная статья на тему 'К вопросу об оптимизации профессиональной деятельности предпринимателей в период проведения экономических реформ в России'

К вопросу об оптимизации профессиональной деятельности предпринимателей в период проведения экономических реформ в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ершова Г.Е., Попова И.Н.

Профессиональная деятельность предпринимателей носит особый характер, который находит свое выражение в совокупности профессиональных навыков, требующих сочетания определенных знаний, навыков и специфических качеств личности, обозначаемых термином «предприимчивость». На сегодняшний день актуальным является вопрос позволяет ли наличие этих качеств выделять предпринимателей как особую социально-профессиональную группу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оптимизации профессиональной деятельности предпринимателей в период проведения экономических реформ в России»

к ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РОССИИ

Г. Е. ЕРШОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономика и управление в пищевой промышленности» Уральского государственного экономического университета

И. Н. ПОПОВА,

соискатель кафедры «Социология и управление общественными отношениями»

Уральской академии государственной службы

Как известно, профессиональная деятельность предпринимателей носит особый характер, который находит свое выражение в совокупности профессиональных навыков, требующих сочетания определенных знаний, навыков и специфических качеств личности, обозначаемых термином «предприимчивость». На сегодняшний день актуальным является вопрос — позволяет ли наличие этих качеств выделять предпринимателей как особую социально-профессиональную группу.

К историческому характеру феномена профессии обращался Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма», в которой показано, что сущностью любой профессиональной деятельности является ее рациональный, систематический характер. Труд должен осуществляться особой социальной группой, причем эта группа использует специализированную деятельность в качестве источника средств к существованию. Доходность профессии, наряду с ее полезностью, является важнейшим критерием ее престижа, поскольку именно уровень дохода говорит об избранности человека1. М. Вебер показал, что профессиональное мастерство становится источником экономических различий в обществе, оказывая существенное влияние на место и положение человека. Профессиональные занятия, умения, навыки определяют стратификационные различия между социальными группами и слоями.

1 Профессионализм деятельности: теоретические основы и актуальные проблемы. — Т. 1. Классические и современные концепции профессионализма. — М.: Издательский дом «ЭКО», 2005. С. 78.

Для российской социологической школы характерно использование понятия «профессия» для обозначения любых специализированных видов деятельности в сфере общественного производства. В социологии сложились два основных подхода к профессии: деятельностный и личностно-квали-фикационный.

Основным признаком профессии в первом подходе является особый род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, который требует приложения определенных усилий.

Согласно второму подходу, главный признак профессии — уровень подготовленности личности к специальному виду занятий, что находит выражение в некоторой совокупности знаний и умений. В рамках данного подхода внимание акцентируется на личности, носителе профессии.

Социальные признаки профессии выделил российский экономист Г. В. Подмарков, отнеся к ним разные ступени социальной образовательной подготовки, определяющие уровень квалификации и завершающиеся официальным признанием в обществе. Любой вид деятельности для приобретения статуса профессии проходит процесс институционализации, который связан со следующими этапами:

1) появление общественной потребности в специализации деятельности для более эффективного удовлетворения общественных нужд;

2) формирование специальных требований, норм и стандартов, характеризующих данный вид деятельности;

3) определение характера специальных способностей, знаний и навыков, необходимых для выполнения данного вида деятельности;

4) появление методов и способов выявления таких способностей и обучения специальным профессиональным знаниям и навыкам;

5) формирование стимулов и мотивов занятия именно этим видом деятельности, как на уровне индивида, так и общества в целом, что связано с престижем профессии, находящим отражение в способности данного занятия быть основным источником дохода;

6) выделение определенных профессиональных интересов, ценностей, норм, стилей и образцов поведения, профессиональных ролей, способствующих сплочению людей по признаку принадлежности к данной профессии;

7) появление особых профессиональных организаций для защиты этих интересов2.

Мы можем констатировать, что потребность в предпринимательской деятельности в обществе ярко выражена, предпринимательство носит массовый характер, формируются стандарты, нормы и требования к выполнению данного вида деятельности, появились учебные программы и курсы, нацеленные на выявление и обучение этим необходимым навыкам.

Эффективность карьерной успешности предпринимателя во многом зависит от таких условий, как знание основ бизнеса, механизмов функционирования рыночной экономики, стратегического видения социально значимых перспектив производства. Возможность овладеть этими навыками предоставляет большинство современных учебных заведений.

Однако предпринимательская деятельность предполагает не только реализацию полученных профессиональных навыков, но и умение организовать собственное дело, успешно осуществить функции по реализации своей профессиональной деятельности, то есть, другими словами, быть профессионалом.

Профессионализм деятельности предпринимателей носит особый характер и определяется не только тем, в какой мере человек владеет определенным объемом знаний, необходимым для выполнения данного вида деятельности, но, в первую очередь — способностью использовать знания в

2 Кораблева Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. -пед. ун-та, 1999. С. 72.

3 Шумпетер Й. Теория экономического развития / Общ. ред. А. Г. Милейковского; — М.: Прогресс, 1982. С. 175.

4 Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. — М.: Book chamber international, 1992., С. 351.

практических целях с высокой эффективностью.

Профессиональные навыки должны сочетаться с умением творчески, нестандартно решать профессиональные задачи. Все это приобретается вместе с опытом работы. Американский экономист Йозеф Шумпетер утверждал, что «предприниматели не образуют особой профессии или отдельного класса, так как в таком состоянии нельзя оставаться длительное время» 3. Речь идет именно о функции, осуществляемой периодически разными субъектами. Предпринимательство — это личностный, индивидуально приобретенный опыт хозяйственной деятельности.

Успешность и эффективность предпринимательской деятельности зависит от совокупности профессиональных и личных качеств, исследованию которых авторы посвятили социологическое исследование предпринимателей малого бизнеса Екатеринбурга и Свердловской области в августе-сентябре 2005 г. Опросом было охвачено 398 предпринимателей с различной организационно-правовой формой собственности и видом деятельности.

Респондентом было предложено выбрать и оценить наиболее и наименее значимые, с их точки зрения, профессиональные и личные качества, влияющие на успешность их деятельности. Из предложенных респондентам 10 профессиональных качеств, способствующих достижению успеха в работе, в ответах четко выделилась группа качеств-лидеров: организаторские способности и умение работать с людьми — 63,8 %; способность быстро реагировать на внешние изменяющиеся условия — 56,3 %; личная организованность (планирование рабочего времени, четкое выполнение обязательств) — 52,1 %; способность активно использовать внешние обстоятельства в своих целях — 47,9 %; умение находить нестандартные решения — 46,3 %.

Неожиданно низкую оценку получили важные, с точки зрения ученых, занимающихся исследованием предпринимательской деятельности, профессиональные навыки, такие как: склонность к новаторству — 27,5 %; общая эрудиция — 29,5 %; знание основ бизнеса — 29,7 %.

Американский экономист Петер Друкер отмечал, что в современном обществе, основанном на знаниях, возрастает роль мыслительных способностей — способность к обучению, интуиция. Знания — главное и необходимое средство для достижения цели. Таким образом, отмечает Петер Друкер, «предпринимательство — это конкретная деятельность, имеющая конкретную базу зна-ний»4. Нововведение — особый инструмент предпринимателей, средство, при помощи которого

они используют изменение как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов, следовательно, в задачи предпринимателей входит целенаправленный поиск источников нововведений и изменение их признаков, указывающих на возможность достижения успеха. Для российских предпринимателей вышеназванные качества не играют особой и исключительной роли, столь важной для западного бизнесмена.

Ряд экспертов считают, что причина сложившейся ситуации в противоречиях российского перехода к рынку. Становление предпринимательства в России проходило в сложнейших условиях, и государство до сих пор не обеспечило правовой основы функционирования предпринимателей малого бизнеса, например, налоги не стимулируют, а деформируют рыночную активность. Парадокс: для того чтобы стать богатым, надо научиться уходить от налогов5. Все это подрывает основы рыночной экономики.

В сложившихся условиях «дикого рынка» такие профессиональные качества, как «знание основ бизнеса» и «склонность к новаторству», не дают возможности выжить. Наиболее ценными качествами для российских предпринимателей являются «способность быстро реагировать на внешние изменяющиеся условия», «организаторские способности и умение работать с людьми».

Приоритет этих качеств еще раз доказывает, что наши предприниматели живут и работают в рамках традиционного менеджмента, основными чертами которого являются стремление к накоплению богатства и отсутствие ценности человеческого фактора. В то же время мы можем констатировать, что в России идут тенденции формирования современной модели развития предпринимательства, где возрастает роль знаний и ценности человеческой личности.

Наше предположение подтверждают данные ответов на вопрос о желании повысить свою квалификацию. Из всех опрошенных только 20,1 % считают, что они обладают достаточной квалификацией и знаниями для ведения бизнеса, а 79,8 % хотели бы повысить свой квалификационный уровень. Все это говорит о повышении значимости знаний в современном российском обществе и косвенно свидетельствует о переходе к цивилизованному рынку, в условиях которого знание основ бизнеса, общая эрудиция и склонность к новаторству будут необходимы для ведения бизнеса.

Достаточно высоко оценены предпринимателями такие профессиональные навыки, как способность

5 Рывкина Р.В. Драма перемен. / 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2001. С. 276.

активно использовать внешние обстоятельства в своих целях — 47,9 %; умение находить нестандартные решения — 46,3 %; способность быстро отказаться от бесперспективного проекта — 40,9 %.

Значимость вышеперечисленных качеств, на наш взгляд, является следствием переходного этапа российской экономики и необходимым условием для достижения успеха в современных российских условиях. Процесс создания новых технологий, товаров, услуг, обладающих ценностью, предполагает принятие на себя не только финансовой ответственности, но и социальной, т. к. в современных условиях предприниматель, думая о собственной выгоде, неизменно решает задачи общественного развития. Предприниматель вынужден думать об интересах потребителей своей продукции и услуг, и следствием этого является не только денежный доход, но и улучшение качества жизни населения.

Профессиональные навыки должны сочетаться с умением творчески, нестандартно решать возникающие в процессе предпринимательской деятельности задачи. Достижение успеха, в первую очередь, зависит от особых личных качеств предпринимателя.

При проведении исследования перед нами стояла цель выявить личные качества, влияющие на успешность деятельности, с точки зрения самих предпринимателей, и понять, какие именно черты личности предпринимателя оказывают наибольшее влияние на успешность его деятельности.

Предпринимателям было предложено оценить 14 наиболее распространенных личных качеств, которые оказывают влияние на успешность осуществляемой деятельности.

Как выяснилось в результате исследования, предпочтения предпринимателей распределились следующим образом: коммуникабельность — 68,6 %; самостоятельность и инициативность — 58,8 %; уверенность в себе — 57,2 %; умение брать ответственность на себя — 53,3 %; энергичность и оптимизм — 52,8 %; целеустремленность — 52,0 %.

Полученные данные говорят о том, что хотя российские предприниматели по основным профессиональным навыкам отличаются от западных, в то же время они обладают такими личными качествами и способностями, которые западные исследователи называют «предпринимательский дух» (В. Зомбарт), «бдительность» (И. Кирцнер), а в российской специальной литературе они объединяются термином «предприимчивость».

Предприимчивость — одна из способностей человека, проявляющаяся в различных видах его

деятельности, одна из черт личности, способной достигать конкретных целей в хозяйственной, социальной или иных сферах общественной жизни за счет своей инициативы, изобретательности, самостоятельности, находчивости, нестандартности решений, готовности рисковать и нести ответственность за результаты6.

Предприимчивый человек — тот, кто способен к творческому, новаторскому подходу к делу, обладает умением вовлечь людей в совместные действия, организовать их эффективную связь.

Как показало наше исследование, такие качества, характерные для бизнесменов западных стран, как стремление к власти и жесткость в достижении цели, несвойственны российским предпринимателям. Среди незначимых или не оказывающих решающего влияния на успешность деятельности оказались следующие качества: стремление к власти

— 11,8 %; жесткость и настойчивость в достижении цели любыми средствами, неспособность идти на уступки и компромиссы — 19,6 %; склонность к лидерству, стремление к конкуренции и соперничеству

— 26,7 %. Нашу гипотезу подтверждают и результаты ответа на вопрос о причинах, побудивших заняться предпринимательской деятельностью: желание руководить другими людьми занимает последнее место — 6 %.

Проведенный анализ профессиональных и личных качеств предпринимателя дает возможность рассматривать социально-профессиональную группу предпринимателей как совокупность людей, выполняющих особый вид профессиональной деятельности, т. к. российские предприниматели придают большее значение личностным факторам успеха. Деятельность предпринимателей может быть связана с получением квалификации, которая обеспечивает необходимые для выполнения работы знания. Однако это условие не является решающим, ведь первостепенное значение имеют определенные качества личности.

Принадлежность людей к одному определенному виду профессиональных занятий влечет за собой рост сплоченности в рамках социально-профессиональной группы. Уже в XX веке российский социолог П. Сорокин рассматривал профессию как основу интеграции социальных групп, отмечая, что «в ряду многих солидарностей создается

6 Смольков В. Г. Предпринимательство как особый вид деятельности / Социол. исслед. 1994. № 2. С. 16.

7 Сорокин П.А. Система социологии / В 2 т. Т. 2. Социальная аналитика: Учение о строении сложных социальных агрегатов.

- М. , 1993. С. 189.

профессиональная солидарность, объединяющая сходные профессии в один коллектив, с общими интересами, общими задачами, с согласованным поведением» 7.

Профессия создает и закрепляет нормы взаимодействия между предпринимателями в процессе профессиональной деятельности. Появляются профессиональные объединения для защиты интересов предпринимателей, о чем свидетельствует существование ассоциаций и союзов предпринимателей малого бизнеса, объединенных как на уровне страны в целом, например Российский союз промышленников и предпринимателей, Национальный фонд развития малого и среднего предпринимательства, так и региональные, объединенные по роду деятельности: например, в Свердловской области существуют «Региональная некоммерческая организация хлебных товаропроизводителей», «Региональный фонд поддержки женского предпринимательства», «Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области» и т. д.

В заключение следует отметить, что процесс осознания общих профессиональных интересов, ценностей и норм, способствующих объединению предпринимателей малого бизнеса в рамках социально-профессиональной группы, до сих пор находится в стадии развития. На вопрос: «Хотели бы Вы объединиться с другими представителями малого бизнеса для защиты своих профессиональных интересов?» только 44 % опрошенных предпринимателей ответили утвердительно. В защиту предпринимателей мы можем сказать, что такие особенности их деятельности, как стремление к получению личной выгоды, конкуренция, индивидуализм в работе не способствуют объединению в профессиональные общности. По мнению Э. Дюркгейма, так называемые «экономические профессии» (предприниматели и наемные работники), создают постоянные конфликты и ведут к торжеству «индивидуального эгоизма» 8.

Между тем в обществе активно идет процесс формирования социально-профессиональной группы предпринимателей, о чем свидетельствуют факты объединения предпринимателей в союзы и ассоциации для защиты своих интересов, осознание и желание их защищать на государственном уровне.

профессионализм деятельности: теоретические основы и актуальные проблемы: в 2 т. — Т. 1. Классические и современные концепции профессионализма. — М. : Издательский дом "ЭКО" , 2005. С. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.