УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10530
К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Кирилл Николаевич КАРПОВ, аспирант Российского государственного университета правосудия, магистр права E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. Рассматриваются вопросы участия прокурора в судопроизводстве Российской Федерации, возникающие при этом правовые проблемы; выдвигаются предложения по совершенствованию участия прокурора в конституционном судопроизводстве.
Ключевые слова: участие в судопроизводстве Российской Федерации, участие прокурора в конституционном судопроизводстве, правовые проблемы, совершенствование участия прокурора в конституционном судопроизводстве.
Annotation. The article deals with the issues of participation of the prosecutor in the proceedings of the Russian Federation, the legal problems arising in this case, put forward proposals to improve the participation of the prosecutor in the constitutional proceedings.
Keywords: participation in the proceedings of the Russian Federation, participation of the prosecutor in the constitutional proceedings, legal problems, improve the participation of the prosecutor in the constitutional proceedings.
Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений граждан является одной из функций прокуратуры. В 2018 г. прокуратурой Российской Федерации выявлено в общей сложности свыше 2,6 млн нарушений законов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина1.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 3 ст. 35) предоставляет прокурору право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обращаться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В рамках уголовного судопроизводства прокурор осуществляет свои полномочия на основании ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, административного судопроизводства — в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, в процессе гражданского судопроизводства — в
соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в арбитражном процессе — в соответствии со ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса России.
Однако существует неопределенность в вопросе участия прокурора в конституционном судопроизводстве, которая в первую очередь вызвана отсутствием точных формулировок в действующем законодательстве, в результате чего один из основных государственных органов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан в России, не имеет возможности обратиться в орган конституционного правосудия.
В соответствии со ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают, помимо граждан и объединений граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, приме-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
ненным в конкретном деле, только иные органы и лица, указанные в Федеральном законе.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что такое право предоставлено Уполномоченному по правам человека в РФ и Генеральному прокурору РФ.
Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека в РФ вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой (выд. авт. — К.К.) на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Федеральный закон «О прокуратуре РФ» в п. 6 ст. 35 закрепляет право Генерального прокурора Российской Федерации обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу (выд. авт. — К.К.) нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Отметим, что если в ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» точно определяется форма обращения в Конституционный суд РФ — жалоба, то ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит точного названия акта прокурорского реагирования, при помощи которого Генеральный прокурор РФ обращается в Конституционный Суд РФ.
В связи с этим, на наш взгляд, было бы правильно внести в ч. 6 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» поправку следующего содержания:
«Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться с жалобой (выд. авт. — К.К.^ в Конституционный Суд Российской Федерации на нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле».
Важнейшими полномочиями Конституционного Суда РФ являются также: разрешение дел о соответствии Конституции РФ различных нормативных правовых актов, перечисленных в ч. 2 ст. 125 российской Конституции, а также право на толкование Конституции Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дается исчерпывающий перечень субъектов, которые могут инициировать данную процедуру: Президент Российской Федерации,
Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в первом случае) и Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации (в случае толкования Конституции РФ).
Основываясь на позициях, которые бы способствовали наиболее эффективной и реальной защите прав и свобод человека и гражданина, представляется правильным к числу субъектов, которым предоставлено право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ отдельных правовых актов и с целью толкования Конституции Российской Федерации, отнести также Генерального прокурора РФ.
Генеральный прокурор РФ, как мы уже это ранее рассмотрели, в соответствии с действующим законодательством вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по поводу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
В связи с этим представляется логичным предоставить Генеральному прокурору России также и право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции России того или иного федерального закона, который, по его мнению, не соответствует конституционным нормам.
На наш взгляд, если прокурор выявит такое несоответствие нормативного правового акта положениям Конституции, которое одновременно будет ставить под сомнение соблюдение прав и свобод граждан, то он (прокурор) должен иметь полномочия по незамедлительному устранению этих противоречий. Предоставление возможности Генеральному прокурору России обращаться в Конституционный Суд РФ с целью толкования положений Конституции Российской Федерации также, на наш взгляд, будет способствовать укреплению законности в стране и одновременно приводить к непосредственной реализации государством принципа высшей ценности в нашем государстве человека, его прав и свобод.
Дополнительным аргументом в пользу высказываемого предложения является существую-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
щая в отдельных субъектах Российской Федерации, в которых образованы конституционные (уставные) суды, правовая практика, которая предоставляет прокурорам субъектов Федерации более широкие полномочия (на региональном уровне), чем они предоставлены Генеральному прокурору Российской Федерации на федеральном уровне.
Так, при помощи герменевтического и формально-юридического методов нами был проведен анализ законодательства 16 субъектов Российской Федерации, в которых в настоящее время действуют конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
Примечательно, что в четырех субъектах (25% от общего количества действующих конституционных (уставных) судов), а именно, в Республике Башкортостан, Калининградской области, Республике Саха (Якутия), Республике Северная Осетия — Алания, прокурор обладает полномочиями по обращению с запросом в конституционный (уставной) суд о соответствии конституции (уставу) субъекта Федерации правовых актов органов государственной и муниципальной власти субъекта, а также обладает правом на обращение в указанный суд с целью толкования конституции (устава) субъекта.
Еще в семи субъектах прокурор субъекта Федерации обладает полномочиями по обращению с запросом в конституционный (уставной) суд субъекта Федерации о соответствии конституции (уставу) субъекта правовых актов органов государственной и муниципальной власти субъекта, либо правом на обращение с целью толкования конституции (устава) субъекта.
Соответственно, более чем в 2/3 субъектов Российской Федерации, в которых существует
конституционный (уставной) суд субъекта РФ, прокурор обладает более широкими полномочиями по защите прав и свобод граждан, что одновременно должно способствовать и укреплению законности.
Таким образом, Генеральный прокурор Российской Федерации должен участвовать в конституционном производстве не только посредством обращения с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, но также иметь возможность обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ отдельных правовых актов и с целью толкования российской Конституции.
Как представляется, высказанные предложения по вопросам участия прокурора в конституционном производстве должны способствовать совершенствованию механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в нашей стране.
1 Офиц. сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // https://genproc.gov.ru/stat/data/1520450/
Библиографический список
1. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019