К вопросу об определении субъекта преступления, предусмотренного ст. 321 УК РФ
О.Ю. КРЮКОВА - научный сотрудник организационно-научного отдела ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук
В статье рассматривается проблема определения субъекта преступления, предусмотренного ст. 321 УК РФ, приводятся официальные статистические данные о количестве совершенных преступлений в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей, примеры из судебной практики.
Ключевые слова: субъект преступления; дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; осужденный; подозреваемый; обвиняемый.
To the problem of defining the subject of a crime under Art. 321 of the Criminal Code of Russian Federation
O.Y. KRYUKOVA - scientific worker of the organizational-scientific department of The Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, candidate of law science
The article is devoted to the problem of defining the subject of a crime under Art.321 of the Criminal Code of Russian Federation, which provides official statistics on the number of crimes committed against the penal system officers and their families, examples of judicial practice.
Key words: the subject of a crime; disorganization of activity of institutions which provide isolation from society; convict; suspect; accused person.
Уголовное законодательство (ч. 1 ст. 321 УК РФ) указанное преступление определяет как применение насилия, неопасного для жизни или здоровья осужденного, либо угрозу применения насилия в отношении его с целью воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за то же деяние, если оно совершено «в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких», а ч. 3 в качестве квалифицирующих признаков выделяет организованную группу и насилие, опасное для жизни и здоровья.
Общественная опасность данного преступления обусловлена способом его совершения: угрозой применения или применением насилия в отношении лиц, указанных в законе. Совершение подобных действий в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, способно повлечь не только нарушение их нормальной деятельности и существенно осложнить оперативную об-
становку, создать негативную атмосферу, поколебать авторитет органов исполнительной системы, поставить под сомнение возможности их администрации контролировать ситуацию, но и тем самым существенно снизить эффективность деятельности данных органов и учреждений системы исполнения наказания по реализации стоящих перед ними задач1.
Диспозиция ст. 321 УК РФ не содержит признаков субъекта дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, что порождает различные интерпретации данного понятия.
Так, одни исследователи субъектом рассматриваемого преступления считают осужденного, содержащегося в местах лишения свободы, достигшего возраста 16 лет2, другие же помимо осужденного, содержащегося в местах лишения свободы, к субъекту данного преступления относят и подозреваемого или обвиняемого, находящегося под стражей3. В обоих случаях речь идет о специальном субъекте преступления. Существует и третья точка зрения, согласно которой субъект рассматриваемого преступления - общий, им может быть не только
осужденный, но и любое другое лицо, достигшее возраста 16 лет4.
Так, например, С.А. Семенов указывает, что угрожать применением насилия и реально применять его к сотруднику исправительного учреждения или осужденному могут не только осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, но и другие лица. Это могут быть уже отбывшие наказание или по поручению еще отбывающих наказание их друзья и др. В последнем случае будет иметь место соучастие в совершении преступления, предусмотренного ст. 321 УК РФ, с разделением ролей5.
В то же время С.В. Назаров, характеризуя субъекта рассматриваемого преступления как любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, отмечает, что случаев привлечения к уголовной ответственности по ст. 321 УК РФ лиц, которые не отбывают уголовного наказания, в практике пока не было6.
Д.Б. Вальяно обращает внимание на то, что в настоящее время судебная практика насчитывает всего лишь два обвинительных приговора, вынесенных по ст. 321 УК РФ в отношении лиц, не имеющих статус осужденного7. Кроме того, как указывает автор, данные лица совершили преступление в течение суток после отбытия назначенного им срока лишения свободы8.
При изучении материалов уголовных дел, рассмотренных судами Архангельской, Вологодской, Мурманской, Пермской, Ярославской областей, нам не встретилось ни одного случая применения ст. 321 УК РФ в отношении лиц, не содержащихся в местах лишения свободы либо под стражей. Так, в 97% изученных нами уголовных дел субъектом рассматриваемого преступления выступали лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, а в 3% случаев - лица, в качестве меры пресечения заключенные под стражу.
Несмотря на это, в последнее время совершается большое количество преступлений в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей. Так, по данным НИИ ФСИН России, в 2007-2008 гг. совершено 426 нападений на сотрудников УИС и членов их семей, в результате чего при исполнении служебных обязанностей погибли 36 сотрудников, 406 сотрудникам и 1 члену семьи сотрудника причинен вред здоровью различной степени тяжести. По этим фактам возбуждено 291 уголовное дело, к уголовной ответственности были привлечены 129 осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также 162 иных лица9.
В связи с тем, что диспозиция ст. 321 УК РФ не содержит четкого указания на при-
знаки субъекта преступления, полагаем, что данное преступление, совершенное в отношении осужденного, либо сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей, либо их близких, может быть совершено как лицом, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо содержащимся под стражей, так и иным лицом. Отсюда следует, что субъект преступления, предусмотренного ст. 321 УК РФ, общий.
Поскольку рассматриваемое преступление может быть совершено наравне с общим субъектом и лицом, отбывающим наказание в местах лишения свободы, подозреваемым или обвиняемым, находящимся под стражей, встает вопрос о необходимости дифференциации ответственности в зависимости от субъекта преступления.
С одной стороны, преступление, совершенное лицом, отбывающим наказание в виде лишения свободы, обладает повышенной общественной опасностью, так как данное лицо уже отбывает наказание за совершенное ранее преступление и вновь совершает преступное деяние. С другой стороны, совершение указанного преступления общим субъектом возможно в результате соучастия, что также свидетельствует о его повышенной общественной опасности. Это объясняется тем, что объединение усилий нескольких лиц делает совершение преступления более продуманным, благодаря чему достигается более значимый преступный результат, чем тот, который причиняется действием одного лица.
Отсюда следует, что совершение преступления общим субъектом не снижает общественной опасности данного преступления, что указывает на отсутствие необходимости в дифференциации ответственности по признакам субъекта преступления.
Таким образом,проанализировав различные точки зрения по вопросу определения субъекта преступления, предусмотренного ст. 321 УК РФ, результаты анкетирования, изучив судебную практику и уголовное законодательство, мы приходим к выводу, что субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы или ареста либо подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, содержащееся под стражей, либо иное вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В связи с необходимостью устранения имеющихся в ст. 321 УК РФ противоречий считаем целесообразным внести в нее некоторые изменения.
По нашему мнению, ст. 321 УК РФ целесообразно представить в следующей редакции:
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
«Статья 321. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
1. Применение насилия, неопасного для жизни и здоровья осужденного или лица, содержащегося под стражей, либо угроза применения насилия в отношении их с целью воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за оказанное осужденным или лицом, содержащимся под стражей, содействие администрации учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, ареста или содержание под стражей, совершенное лицом, отбывающим
В ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Друзин А.И. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2002. № 4. С. 30; Демина О.А. Уголовно-правовое регулирование ответственности за дезорганизацию учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества: состояние и перспективы совершенствования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 14.
2 См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учеб. / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Раро-га, А.И. Чучаева. М., 2004. С. 647; Уголовное право / Авт.-сост. Т.А. Лесниевски-Костарева. М., 2000. С. 50.
3 См.: Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005. С. 774; Уголовный закон в практике районного суда: Науч.-практ. пособие / Под ред. А.В. Галаховой. М., 2007. С. 967, 969; Щербаков А.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 8; Рудый Н.К. Уголовно-правовая охрана служебной деятельности и личности сотрудников при дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007.№ 6. С. 7.
4 См.: Друзин А.И. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. С. 41; Уголовное право. Особенная часть: Учеб. / Под ред. Л.Д. Га-ухмана и С.В. Максимова. М., 2004. С. 632; Назаров С.В., Магомедов А.А. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества: уголовно-правовое и криминологическое исследование: Моногр. Владимир, 2002. С. 97; Власов Ю. Проблемы конструкции и содержания статьи 321 Ук РФ // Уголовное право. 2006. № 2. С. 15; Ратни-кова Н.Д. Проблемы правового положения подозреваемого и обвиняемого, содержащихся под стражей в следственном изоляторе. Воронеж, 2000. С. 99; Прасолова И.Г Уголовная ответственность за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. С. 20.
5 См.: Семенов С.А. Проблемы квалификации преступлений со специальным субъектом, совершаемых в исправительных учреждениях России // Правоохранительная деятельность в России и США: сравнительно-правовой анализ: Материалы заседания круглого стола. Владимир, 1999. С. 50.
6 См.: Назаров С.В. Уголовно-правовая ответственность за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 48.
7 См.: Вальяно Д.Б. Предупреждение преступлений, дезорганизующих деятельность исправительных учреждений, совершаемых организованными преступными группами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 76.
8 См.: Там же. С. 90.
9 См.: Селиверстов В.И. Некоторые направления уголовно-исполнительной политики России на современном этапе // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 5. С. 19.
наказание в виде лишения свободы или ареста либо содержащимся под стражей, либо иным лицом, - наказывается.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, в отношении сотрудника места отбывания лишения свободы, арестного дома или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности - наказываются.
3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, - наказываются.».
1 Sm.: Druzin A.I. Dezorganizacija dejatel’nosti uchrezhdenij, obespechivajuwih izoljaciju ot obwestva // «Chernye dyry» v rossijskom zakonodatel’stve. 2002. № 4. S. 30; Demina O.A. Ugolovno-pravovoe regulirovanie otvetstvennosti za dezorganizaciju uchrezhdenij, obespechivajuwih izoljaciju ot obwestva: sostojanie i perspektivy sovershenstvovanija: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Saratov, 2009. S. 14.
2 Sm.: Ugolovnoe pravo Rossijskoj Federacii. Osobennaja chast’: Ucheb. / Pod red. L.V. Inogamovoj-Hegaj, A.I. Raroga, A.I. Chuchaeva. M., 2004. S. 647; Ugolovnoe pravo / Avt.-sost. TA. Lesnievski-Kostareva. M., 2000. S. 50.
3 Sm.: Nauchno-prakticheskoe posobie po primeneniju Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii / Pod red. V.M. Lebedeva. M., 2005. S. 774; Ugolovnyj zakon v praktike rajonnogo suda: Nauch.-prakt. posobie / Pod red. A.V. Galahovoj. M., 2007. S. 967, 969; Werbakov A.V. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty dezorganizacii dejatel’nosti uchrezhdenij, obespechivajuwih izoljaciju ot obwestva: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2007. S. 8; Rudyj N.K. Ugolovno-pravovaja ohrana sluzhebnoj dejatel’nosti i lichnosti sotrudnikov pri dezorganizacii dejatel’nosti uchrezhdenij, obespechivajuwih izoljaciju ot obwestva // Ugolovno-ispolnitel’naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie. 2007. № 6. S. 7.
4 Sm.: Druzin A.I. Dezorganizacija dejatel’nosti
uchrezhdenij, obespechivajuwih izoljaciju ot obwestva. S. 41; Ugolovnoe pravo. Osobennaja chast’: Ucheb. / Pod red. L.D. Gauhmana i S.V. Maksimova. M., 2004. S. 632; Nazarov S.V., Magomedov A.A. Dezorganizacija dejatel’nosti uchrezhdenij, obespechivajuwih izoljaciju ot obwestva: ugolovno-pravovoe i kriminologicheskoe issledovanie: Monogr. Vladimir, 2002. S. 97; Vlasov Ju. Problemy konstrukcii i soderzhanija stat’i 321 UK RF // Ugolovnoe pravo. 2006. № 2. S. 15; Ratnikova N.D. Problemy pravovogo polozhenija podozrevaemogo i obvinjaemogo, soderzhawihsja pod strazhej v sledstvennom izoljatore. Voronezh, 2000. S. 99; Prasolova I.G. Ugolovnaja otvetstvennost’ za dezorganizaciju dejatel’nosti uchrezhdenij, obespechivajuwih izoljaciju ot obwestva: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Rostov n/D, 2007. C. 20.
5 Sm.: Semenov S.A. Problemy kvalifikacii prestuplenij so special’nym sub#ektom, sovershaemyh v ispravitel’nyh uchrezhdenijah Rossii // Pravoohranitel’naja dejatel’nost’ v Rossii i SShA: sravnitel’no-pravovoj analiz: Materialy zasedanija kruglogo stola. Vladimir, 1999. S. 50.
6Sm.: Nazarov S.V. Ugolovno-pravovaja otvetstvennost’ za dezorganizacijudejatel’nostiuchrezhdenij,obespechivajuwih izoljaciju ot obwestva: Dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2000. S. 48.
7 Sm.: Val’jano D.B. Preduprezhdenie prestuplenij,
dezorganizujuwih dejatel’nost’ ispravitel’nyh uchrezhdenij, sovershaemyh organizovannymi prestupnymi gruppami: Dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2001. S. 76.
8 Sm.: Tam zhe. S. 90.
9 Sm.: Seliverstov V.I. Nekotorye napravlenija ugolovno-ispolnitel’noj politiki Rossii na sovremennom jetape // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2009.
№ 5. S. 19. ■