Научная статья на тему 'К вопросу об определении сроков производства предварительного расследования в форме дознания и порядке их продления'

К вопросу об определении сроков производства предварительного расследования в форме дознания и порядке их продления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2046
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ДОЗНАНИЕ / СРОК ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ / ПРОДЛЕНИЕ СРОКА / ПРОКУРОР / НАЧАЛЬНИК ОРГАНА ДОЗНАНИЯ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / CRIMINAL PROCEDURE / PRELIMINARY INVESTIGATION / INQUIRY / DEADLINE OF INQUIRY / DEADLINE EXTENSION / PROSECUTOR / CHIEF OF INQUIRY BODY / INVESTIGATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгов Андрей Михайлович

В статье исследуются вопросы установления и продления сроков производства предварительного расследования в форме дознания. Произведена сравнительная характеристика правовых норм, устанавливающих сроки производства дознания и предварительного следствия, порядок их продления. Подвергаются анализу нормы уголовно-процессуального законодательства. Сделан вывод о необходимости реформирования законодательства, предложены варианты решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning determination of duration period of preliminary investigation in a form of inquiry and the procedure of deadline extension

The article studies the issues of determination and extension of deadline of preliminary investigation in the form of inquiry. The author carries out comparative description of the legal norms regulating the deadline of inquiry and preliminary investigation, and the procedure of its extension. The norms of the criminal procedural law are analysed. It is concluded that it is necessary to reform the legislation. Some solutions to the problem are suggested.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении сроков производства предварительного расследования в форме дознания и порядке их продления»

УДК 343.136

Долгов Андрей Михайлович

соискатель кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СРОКОВ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В ФОРМЕ ДОЗНАНИЯ И ПОРЯДКЕ ИХ ПРОДЛЕНИЯ

Аннотация:

В статье исследуются вопросы установления и продления сроков производства предварительного расследования в форме дознания. Произведена сравнительная характеристика правовых норм, устанавливающих сроки производства дознания и предварительного следствия, порядок их продления. Подвергаются анализу нормы уголовно-процессуального законодательства. Сделан вывод о необходимости реформирования законодательства, предложены варианты решения проблемы.

Ключевые слова:

уголовное судопроизводство, предварительное расследование, дознание, срок производства дознания, продление срока, прокурор, начальник органа дознания, дознаватель.

Dolgov Andrey Mikhailovich

PhD applicant, Criminal Process Department, Kuban State University

CONCERNING DETERMINATION OF DURATION PERIOD OF PRELIMINARY INVESTIGATION IN A FORM OF INQUIRY AND THE PROCEDURE OF DEADLINE EXTENSION

Summary:

The article studies the issues of determination and extension of deadline of preliminary investigation in the form of inquiry. The author carries out comparative description of the legal norms regulating the deadline of inquiry and preliminary investigation, and the procedure of its extension. The norms of the criminal procedural law are analysed. It is concluded that it is necessary to reform the legislation. Some solutions to the problem are suggested.

Keywords:

criminal procedure, preliminary investigation, inquiry, deadline of inquiry, deadline extension, prosecutor, chief of inquiry body, investigator.

Период досудебной стадии производства по уголовному делу ограничен процессуальными сроками, регламентированными УПК РФ. В гл. 2 УПК РФ провозглашен принцип разумного срока уголовного судопроизводства [1]. По данному вопросу учеными высказываются различные спорные точки зрения. Например, В.М. Быков считает, что нормы права о процессуальных сроках нельзя относить к числу принципов уголовного судопроизводства [2].

Более верным, как мы считаем, является мнение А.С. Архипова, полагающего, что данный принцип является требованием соответствующего ранга к уполномоченным лицам об осуществлении обязанностей по выполнению функции уголовного преследования [3].

Содержанием указанного принципа является то, что уголовное судопроизводство должно осуществляться в разумный срок, а также в срок, установленный УПК РФ. Продление сроков допустимо в случаях и в порядке, которые предусмотрены УПК РФ. Уголовное преследование, его прекращение, назначение наказания должны осуществляться в разумный срок.

Разумным сроком можно считать время, необходимое следователю, дознавателю для осуществления действий по расследованию, разрешению уголовного дела в соответствии с их процессуальным положением и компетенцией в каждом конкретном случае. Обстоятельства, которые вызваны необходимостью организации работы следственных органов и органов дознания, не могут являться основанием для превышения разумного срока уголовного судопроизводства.

В статье мы имеем целью исследовать проблемные вопросы, связанные с установлением и продлением сроков дознания, и предложить пути решения проблем.

По мнению В.А. Семенцова, производство дознания позволяет сократить время между совершением преступления и наказанием лица, его совершившего. За счет этого и достигается социально полезная цель общего и специального предупреждения преступности [4].

Законодатель установил различные сроки и порядок их продления при производстве предварительного следствия и дознания. Предварительное следствие должно быть произведено и окончено в двухмесячный срок (ч. 1 ст. 162 УПК РФ) [5]. Указанный срок может быть продлен до 3 месяцев руководителем следственного органа, до 12 месяцев - руководителем следственного органа по субъекту РФ, свыше 12 месяцев - председателем Следственного комитета России либо руководителем следственного органа федерального органа исполнительной власти, а также их заместителями (ч. 4, 5 ст. 162 УПК РФ) [6].

При производстве дознания установлены иные процессуальные сроки. Срок дознания по уголовному делу составляет 30 суток, то есть он в два раза меньше срока производства предварительного следствия (ч. 3 ст. 223 УПК РФ) [7]. Это объясняется тем, что дознание производится по уголовным делам небольшой и средней степени тяжести, прямо предусмотренным соответствующей нормой УПК РФ, либо по указанию прокурора.

По мнению И.М. Алексеева, назначением процессуальных сроков является и обеспечение права и интересов участников судопроизводства, и сокращение времени производства по делу [8].

По нашему мнению, срок дознания по уголовному делу должен быть «золотой серединой» между теми максимально укороченными сроками, которые хотелось бы иметь потерпевшим, рассчитывающим на скорый доступ к правосудию, и сроками, достаточными для производства всех необходимых следственных и иных процессуальных действий. Представляется, что срок в 30 суток достаточен для производства всех необходимых следственных действий, направленных на выяснение и установление в полном объеме обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ.

В тех экстраординарных случаях, когда производство дознания связано с большим объемом следственных действий, производством судебных экспертиз, срок дознания по уголовному делу подлежит продлению. Однако продление срока дознания, безусловно, должно быть мотивировано.

Порядок продления срока дознания также отличается от аналогичных действий при производстве предварительного следствия. Законом установлено, что срок дознания по уголовному делу, составляющий 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, может быть продлен прокурором до 30 суток. При этом не конкретизировано, прокурору какого уровня доступны указанные полномочия.

В этом случае необходимо руководствоваться ч. 31 ст. 5 УПК РФ, согласно которой под понятием «прокурор» понимается Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре [9].

Продление срока дознания до 6 месяцев производится только прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями; с 6 до 12 месяцев - только прокурором субъектов РФ и приравненным к нему военным прокурором в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

На наш взгляд, указанная структура, сформированная в кодексе, выглядит нелогичной и непоследовательной.

По мнению Т.В. Кашаниной, одними из правил формирования нормативных актов, к которым относятся общие и специфические логические правила, используемые в процессе правотворчества, являются согласованность различных частей правового документа и отсутствие дублирования нормативных предписаний [10].

Нормы УПК РФ, регулирующие продление срока дознания до 30 суток, дублируют нормы, регулирующие продление срока дознания до 6 месяцев.

Право продления срока дознания до 30 суток предоставлено законодателем всем без исключения прокурорам, до 6 месяцев - только прокурорам района, города, приравненным к ним военным прокурорам и их заместителям. Указанным правом не наделены прокуроры транспортных и иных специализированных прокуратур, что свидетельствует об отсутствии согласованности различных частей документа.

УПК РФ от 18.12.2001 г. установил, что срок дознания по уголовному делу составляет 15 суток и может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток (ст. 6.1) [11].

Федеральным законом от 06.06.2007 г. № 90-ФЗ установлены действующие на настоящий момент сроки производства дознания и порядок их продления. Первоначально законопроект № 90-ФЗ содержал лишь указание о том, что дознание производится в течение 30 суток и может быть продлено прокурором на один месяц. В пояснительной записке к законопроекту № 1788694 указывалось, что УПК РФ расширена компетенция органов дознания и к их ведению отнесено значительное количество уголовных дел, по которым возможно проведение судебных экспертиз. Отсутствие процессуальной возможности продления срока дознания влечет за собой передачу уголовных дел в следственные органы. Одной из целей производства дознания является высвобождение следственных органов от производства предварительного расследования по уголовным делам небольшой и средней степени тяжести. Предлагалось предоставить прокурору право продления срока дознания на один месяц [12].

В последующем, в результате рассмотрения законопроекта в трех чтениях в Государственной думе РФ, возврата Советом Федерации РФ законопроекта в Государственную думу РФ и работы согласительной комиссии, законопроект был принят в измененном виде, не отвечающем,

по мнению автора, тем целям, которые первоначально ставились инициаторами законопроекта при его разработке.

Действительно, реформа норм УПК РФ, регламентирующих подследственность уголовных дел, по которым производится дознание, повлекла за собой и необходимость реформирования норм о порядке производства дознания. Возникла необходимость изменения сроков производства дознания, введения возможности их продления.

Вместе с тем в действующей на настоящий момент редакции УПК РФ начальник органа дознания, возглавляя соответствующий орган дознания, лишен полномочий по установлению и продлению сроков дознания. Начальнику органа дознания определена «созерцательная роль» за сроками производства дознания подчиненными ему дознавателями.

На практике имеют место случаи, когда дознавателем предоставлялись прокурору материалы уголовного дела для продления срока дознания, при этом продление срока дознания было не мотивировано, а лишь вызвано халатным отношением дознавателя к своим должностным обязанностям, вследствие чего срок дознания истек, а перечень необходимых следственных действий дознавателем не выполнен. Прокурор в такого рода случаях вынужден продлять срок дознания, так как законодателем ему не предоставлено другого выхода.

По нашему мнению, именно ведомственный контроль начальника органа дознания за действиями дознавателя и возложение на него полномочий по первоначальному продлению срока дознания до 30 суток могли бы устранить возможные варианты халатного отношения должностных лиц к обязанностям по производству дознания. Начальнику органа дознания необходимо предоставить и аналогичные права по установлению срока дознания при возобновлении ранее приостановленного дознания. Указанные полномочия позволят начальнику органа дознания более ответственно контролировать сроки производства по уголовным делам, находящимся в производстве органа дознания.

Кроме того, перечень должностных лиц органов прокуратуры, уполномоченных на продление сроков дознания, недостаточно конкретизирован в кодексе. Предусмотрено, что срок расследования уголовного дела может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями. К вышеуказанному перечню не относятся прокуроры транспортных и иных специализированных прокуратур. Вместе с тем прокуроры транспортных прокуратур осуществляют надзор за производством дознания дознавателями таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте.

Приказом Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 г. № 137 (ред. от 28.12.2007 г.) установлено, что сроки дознания до 6 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев - прокурорами субъектов РФ и приравненными к ним прокурорами. То есть перечень должностных лиц, уполномоченных продлять сроки дознания, обоснованно расширен [13].

По нашему мнению, пробел в процессуальном законодательстве в данном случае подлежит устранению внесением изменений в закон.

Предлагается установить следующую последовательность продления сроков дознания:

1. При возбуждении уголовного дела срок дознания составляет 30 суток и может быть продлен на срок до 30 суток мотивированным постановлением начальника органа дознания.

2. По истечении указанного периода срок дознания может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города, приравненными к ним военным, иным специализированным прокурором и их заместителями.

3. По истечении 6-месячного срока срок дознания может быть продлен до 12 месяцев прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным, иным специализированным прокурором, но только в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи.

Необходимо внести соответствующие поправки в УПК РФ и изложить ст. 223 УПК РФ в следующей редакции:

«3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен мотивированным постановлением начальника органа дознания до 30 суток.

4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненными к ним военным, иным специализированным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

5. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным, иным специализированным прокурором до 12 месяцев».

Кроме того, необходимо внести изменения в содержание ч. 3.3 ст. 223 УПК РФ, указав вместо слов «При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается прокурором» словами «При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается начальником органа дознания».

Указанная структура, по нашему мнению, является логичной и последовательной, а также отвечает тем требованиям, которые предъявляются к процессуальным нормам, регламентирующим сроки производства дознания.

Ссылки:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.) // Российская газета. 2001. № 249. 22 дек. Ст. 6.1.

2. Быков В.М. Новый закон о разумном сроке уголовного судопроизводства // Законность. 2010. № 11.

3. Архипов А.С. Разумный срок уголовного судопроизводства как показатель эффективности процессуальной деятельности участников стороны обвинения на стадии предварительного расследования // Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 28. С. 96-101.

4. Семенцов В.А. Избранные статьи по уголовному процессу. Краснодар, 2013. С. 454.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

6. Там же.

7. Там же.

8. Алексеев И.М. К вопросу о сроках предварительного следствия // Вестник БелЮИ МВД России. 2012. № 1. С. 67-71.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

10. Кашанина Т.В. Юридическая техника : учебник. 2-е изд., пересмотр. М., 2011. С. 215.

11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

12. О внесении изменения в статью 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : пояснит. записка к проекту федер. закона № 178869-4.

13. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сент. 2007 № 137 (ред. от 28 дек. 2007 г.) // Законность. 2007. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.