Научная статья на тему 'К вопросу об определении правового статуса Банка России: сравнительный анализ банковских систем России и Швейцарии'

К вопросу об определении правового статуса Банка России: сравнительный анализ банковских систем России и Швейцарии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / БАНК РОССИИ / БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепрасов Михаил Геннадьевич, Лёвина Любовь Константиновна

В представленной статье рассматривается вопрос определения правового статуса Банка России. Авторы проводят сравнительный анализ банковских систем России и Швейцарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении правового статуса Банка России: сравнительный анализ банковских систем России и Швейцарии»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

К вопросу об определении правового статуса Банка России:

сравнительный анализ банковских систем России и Швейцарии

1 2 Чепрасов М. Г. , Лёвина Л. К.

Чепрасов Михаил Геннадьевич / Cheprasov Michail Gennadevich - кандидат юридических наук,

доцент,

кафедра административного и финансового права;

2Лёвина Любовь Константиновна /Levina Lyubov Konstantinovna - студент, кафедра гражданского права и процесса, юридический факультет, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: в представленной статье рассматривается вопрос определения правового статуса Банка России. Авторы проводят сравнительный анализ банковских систем России и Швейцарии.

Ключевые слова: правовой статус, Банк России, банковские системы, сравнительный анализ.

Банк России является главным банком нашей страны. В научной среде уже давно ведутся дискуссии относительно его правового статуса. Так, по нашему мнению, его правовой статус не достаточно четко определен действующим законодательством.

Анализируя статья 75 Конституции РФ [1], важно обратить внимание на то, что она закрепляет исключительное право Центрального банка (ЦБ РФ) на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции - защиту и обеспечение устойчивости рубля. Кроме того, функции и полномочия, предусмотренные ст. 75 Конституции РФ, Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Эти полномочия и функции ЦБ РФ реализуются при помощи мер государственного принуждения и по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти. С этой стороны, мы можем говорить о принадлежности ЦБ РФ к числу государственных органов. Однако, в ст. 11 Конституции РФ закреплен исчерпывающий перечень органов, осуществляющий государственную власть в Российской Федерации: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Отсюда следует, что Банк России не относится к числу органов, осуществляющих государственную власть. Дополнительный аргумент в пользу этой точки зрения -служащие Банка России не имеют статуса государственного служащего по определению Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [2]. В силу чего в рамках рассматриваемого вопроса возникает противоречие о правовом статусе ЦБ РФ.

Анализ статьи 10 Конституции РФ указывает на то, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Указанное обстоятельство опять заставляет нас задуматься о том, к какой же из трех ветвей власти следует отнести ЦБ РФ.

Проанализировав ст. 71 Конституции, Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин приходят к следующему выводу относительно противоречия между ст. 75 и ст.11 Конституции РФ «в единую систему государственной власти могут входить федеральные органы государственной власти, не относящиеся к органам законодательной, исполнительной и судебной власти» [12, С. 28]. Отсюда можно сделать вывод о том, что собственно к таким федеральным органам власти и относится Центральный банк России. Так, некоторые авторы предполагают, что Банк России - федеральный орган государственной власти с особым статусом [8, С. 354]. В пользу этой точки

зрения говорит тот факт, что ЦБ РФ наделен полномочиями по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также по применению юридических санкций. Вследствие чего мы можем говорить о том, что такие полномочия присущи только государственным органам.

Об отсутствии единства мнения относительно статуса ЦБ РФ свидетельствует и тот факт, что на данный момент в законодательстве прямо не определена его организационно-правовая форма. В ст.2 Федерального закона «О Центральной банке Российской Федерации (Банке России)» [3] сказано, что Банк России является юридическим лицом. Однако, данная норма не устанавливает организационно-правовую форму данного органа как юридического лица и не определяет его место в системе органов государственной власти Российской Федерации.

Так, с одной стороны, Банк России реализует государственно-властные функции: организует денежно-кредитную политику, осуществляет валютное регулирование, наблюдает за национальной платежной системой и реализует иные властные функции. Обратим внимание и на порядок назначения руководящих органов ЦБ РФ, который присущ только органам государственной власти. В частности, согласно ст. 5 Закона о ЦБ РФ Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Это выражается в том, что Государственная Дума: назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации, членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации; проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей; заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России и т.д.

С другой стороны, законодательство закрепляет за Банком России статус юридического лица. Но вместе с тем, в соответствии со ст. 48 ГК РФ под юридическим лицом следует понимать организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [7]. В силу чего рассмотрим общие признаки юридического лица применительно к Банку России и выделим ряд специфических свойств:

- организационное единство (согласно ст.83 Закона о ЦБ Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления);

- имущественная обособленность (уставной капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью; изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются);

- самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам (так, государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, Банк России осуществляет все свои расходы за счет собственных доходов);

- участие в гражданском обороте и в судебных инстанциях от своего имени.

Таким образом, исходя из основных признаков юридического лица, мы можем

говорить о том, что часть из них подпадает под деятельность Банка России. Однако вопрос заключается в том, что мы не можем отнести его к конкретному виду юридического лица.

В частности, ряд ученых придерживаются той точки зрения, что в соответствии с Законом «О некоммерческих организациях» (ст.7.1) [4], Банку России следует придать статус государственной корпорации [10, С. 25], поскольку Банк России учрежден за счет имущественного взноса Российской Федерации, ЦБ РФ создан на основании закона, он не имеет членства и уставных документов. К тому же ЦБ РФ как

и государственные корпорации публикует годовой отчет. Однако, данная точка зрения не совсем верна, так как, во-первых, статус государственной корпорации определяется исключительно федеральным законом в силу его прямого указания [9], а, во-вторых, имущество государственной корпорации является ее собственностью, в то время как уставной капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью.

В качестве иной точки зрения относительно принадлежности Банка России можно рассмотреть мнение ученых, считающих его унитарным предприятием в силу его коммерческой деятельности. Так, ЦБ РФ не несет ответственности по долгам РФ, имеет уставной капитал, свои расходы несет за счет собственных доходов. Но и данную точку зрения нельзя считать верной, поскольку, во-первых, Банк России не имеет устава, который является в соответствии с Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [6] учредительным документом, а, во-вторых, ЦБ РФ в отличии от унитарных предприятий не имеет право осуществлять операции с недвижимостью (ст.49 Закона О ЦБ).

Правовой статус Центрального Банка России рассматривает в своих работах и Я. М. Макарова, которая закрепляет за Банком России статус юридического лица особого, публично-правового типа [9, С. 12].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы можем говорить о том, что действующая система юридических лиц не позволяет отнести Банк России к какой-либо из существующих организационно-правовых форм без каких либо оговорок. И, в конечном счете, можем утверждать, что ЦБ РФ имеет смешанную правовую природу, так как включает признаки и частного, и публичного права. Что же касается конституционно-правового статуса Банка России, то отсутствие четкого указания в Конституции РФ на правовой статус Банка России не позволяет нам относить его к государственному органу. Однако, позволяет говорить о возможности выделения в Российской Федерации новой ветви государственной власти - денежной власти, возглавлять которую будет именно Центральный Банк России.

Рассмотрим международный опыт функционирования банковской системы на примере Швейцарии, как страны с наиболее развитым банковским сектором [11, С. 36-39]. Швейцария является одним из наиболее респектабельных европейских экономических центров. Нередко Швейцарию называют страной банков, ведь на каждые 1,5 тыс. жителей приходится один банк. Возглавляет структуру банковской систему Швейцарии Национальный банк Швейцарии ^МВ), который как независимый центральный банк проводит денежную и валютную политику, обеспечивает функционирование платежных систем и достаточные валютные резервы.

Банковская система Швейцарии действует на основании Конституции Швейцарии и Закона о Национальном банке, в соответствии с которыми, основной целью Национального банка является обеспечение стабильности цен, создание надлежащих условий для экономического роста. Основными задачами SNB являются наполнение ликвидности национального валютного рынка; обеспечение предложения и перераспределения денежных средств; обеспечение и поддержание системы безналичных платежей; управление валютными резервами; способствование стабильности банковской системы.

Уставной капитал Национального банка Швейцарии составляет 25 млн. СИР (швейцарский франк), из которых 55 % имеются в распоряжении государственных акционеров (кантонов), остальные 45 % в основном в руках частных лиц. Сама Швейцарская Конфедерация не владеет акциями SNB, так прибыль от данного банка в размере 1/3 поступает в Федеральное правительство, а на 2/3 в кантоны.

Национальный Банк Швейцарии, как и Центральный Банк России, является независимым от иных государственных органов, что прописано в ст. 99 Конституции Швейцарской Конфедерации. Его независимость означает формальный запрет

принимать какие-либо указания от Совета Федерации, Федерального Собрания или иного государственного органа. Это положение касается и финансовой независимости банка, так государству запрещено получать доступ к эмиссии национальной валюты. Независимость касается и кадровых вопросов, например, члены Совета управляющих банком могут быть отстранены от должности только тогда, когда они не удовлетворяют требованиям к занимаемой должности или если они совершили тяжкое преступление. Однако в то же время Закон о Национальном банке Швейцарии содержит такую норму, которую следует рассматривать в противовес независимости. Так, закон закрепляет за SNB обязанность по составлению отчетности банка. Данную норму нельзя назвать отрицательной, поскольку, давая отчет о своей деятельности, банк тем самым делает ее прозрачной.

Таким образом, рассмотрев центральное звено банковской системы Швейцарии, мы можем говорить о наличии схожих черт с центральным звеном банковской системой России. Так $N0, как и ЦБ РФ является независимым в своей деятельности от государственных органов. Он, так же как и Банк России, осуществляет валютное регулирование и наблюдает за национальной платежной системой, ведет отчетность о своей деятельности и предоставляет ее федеральному правительству страны.

Литература

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: [принята 12 декабря 1993 г.]. - Российская газ. - № 4831. - 1993.

2. Российская Федерация. Закон. О системе государственной службы Российской Федерации: [принят Гос. Думой 25 апреля 2003 г.: одобр. Советом Федерации 14 мая 2003 г.]. - Российская газ. - № 3217. - 2003.

3. Российская Федерация. Закон. О Центральном банке в Российской Федерации (Банке России): [принят Гос. Думой 27 июня 2002 г.: одобр. Советом Федерации 10 июля 2002 г.]. - Российская газ. - № 2995. - 2002.

4. Российская Федерация. Закон. О некоммерческих организациях: [принят Гос. Думой 8 декабря 1995 г.: одобр. Советом Федерации 12 января 1996 г.]. -Российская газ. - 1996.

5. Российская Федерация. Закон. О государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высоко технологичной промышленной продукции «Ростех»: [принят Гос. Думой 9 ноября 2007 г.: одобр. Советом Федерации 16 ноября 2007 г.]. - Российская газ. - № 4527. - 2007.

6. Российская Федерация. Закон. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: [принят Гос. Думой 11 октября 2002 г.: одобр. Советом Федерации 30 октября 2002 г.]. - Российская газ. - № 3097. - 2002.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 29 декабря 2015 г. / М - в юстиции Рос. Федерации. - Российская газ. - № 4255. - 2015.

8. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. - Москва: Дело. - 2001.

9. Макарова Я. М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица: учебник / Я. М. Макарова. - Москва: Дело. - 2001.

10.Минин В. С. К вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации / В. С. Минин // Деньги и кредит. - Москва: Истина, 1999. - № 11.

11. Певницкий С. Г. Регулирование банковской деятельности в Швейцарии: институциональный аспект / С. Г. Певницкий // Международное публичное и частное право. Москва: Юрист, - 2013. - № 2.

12. Тосулян Г. А. Деньги и власть. Теория разделения властей и современность: учебник / Г. А. Тосулян, А. Ю. Викулин. - Москва: Дело. - 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.