Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОСТАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ'

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОСТАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / СОСТАВ / ИНВЕСТОРЫ / УЧАСТНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кущ Л.И.

В статье на основе анализа инвестиционного законодательства Российской Федерации и Украины выявлены основные недостатки относительно определения понятия и состава субъектов инвестиционной деятельности и обоснованы предложения по уточнению понятия «субъекты инвестиционной деятельности» и их состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEFINITION OF THE CONCEPT OF INVESTMENT ENTITIES AND THEIR COMPOSITION IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND UKRAINE

Following the analysis of the investment legislation of the Russian Federation and Ukraine, the article identifies the main shortcomings regarding the definition of the concept and composition of investment entities and substantiates the suggestions on clarifying the concept of “investment entities” and their composition.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОСТАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ»

Экономико-правовые проблемы обеспечения хозяйственной

деятельности

УДК 346.12 (477.62)

Л.И. КУЩ, канд. юрид. наук, заведующий отделом экономико-правовых исследований, e-mail: lyubov-kussh@yandex.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОСТАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ

В статье на основе анализа инвестиционного законодательства Российской Федерации и Украины выявлены основные недостатки относительно определения понятия и состава субъектов инвестиционной деятельности и обоснованы предложения по уточнению понятия «субъекты инвестиционной деятельности» и их состава.

Ключевые слова: субъекты, инвестиционная деятельность, инвестиции, правовой статус, состав, инвесторы, участники.

Kushch L.I. On the definition of the concept of investment entities and their composition in the legislation of the Russian Federation and Ukraine

Following the analysis of the investment legislation of the Russian Federation and Ukraine, the article identifies the main shortcomings regarding the definition of the concept and composition of investment entities and substantiates the suggestions on clarifying the concept of "investment entities" and their composition.

Keywords: entities, investment activity, investments, legal status, composition, investors, participants.

Развитие рыночных отношений в экономике сопровождается постоянными изменениями состава субъектов во всех ее сферах хозяйственных отношений, которые существенно влияют на их правовой статус. К таким отношениям непосредственно относятся инвестиционные отношения, возникающие в процессе привлечения (вложения) инвестиций и осуществления инвестиционной деятельности. Особенность таких отношений заключается в том, что в них принимает участие широкий круг субъектов, определение правового статуса которых является первоочередной задачей, поскольку такая неопределенность не позволяет индивидуализировать каждого из них и квалифицировать как субъектов инвестиционного права. Это обстоятельство необходимо учесть при формировании инвестиционного законодательства

Донецкой Народной Республики (далее -ДНР), с целью недопущения ошибок, характерных для законодательства Российской Федерации и Украины.

К проблемным вопросам касательно правового статуса субъектов инвестиционной деятельности относится вопрос определения понятия и состава этих субъектов. Это обусловлено тем, что в

© Л.И. Кущ, 2021

действующем законодательстве вышеуказанных стран, которое берется за основу при формировании законодательства ДНР (законодательство РФ) и которое в настоящее время еще применяется на территории ДНР (законодательство Украины), не определяется понятие «субъекты инвестиционной деятельности», а также конкретный и исчерпывающий перечень этих субъектов, в результате чего в теории и практике отсутствует единый подход относительно этого вопроса.

Притом, как справедливо утверждают другие авторы, одним из условий функционирования системы норм, регулирующих инвестиционные правоотношения, является определение четких критериев правового статуса субъектов этих отношений. Сложность в определении круга субъектов инвестиционной деятельности и их признаков связана с тем, что нормы инвестиционного права регулируют широкий круг разнообразных отношений, в силу чего они приобретают характер правоотношений в сфере этой деятельности [1, с. 69].

Вышесказанное указывает на актуальность темы и необходимость дополнительного исследования вопросов, связанных с определением понятия «субъекты инвестиционной деятельности» и их состава, поскольку эти вопросы имеют теоретическое и практическое значение для надлежащего определения правового статуса рассматриваемых субъектов.

Проблемные вопросы правового статуса субъектов инвестиционной деятельности являются предметом исследования многих авторов, среди которых М.В. Баженов [2, с. 15-19], А.В. Майфат [3, с. 7-8], Н А. Мартынова [4], В.Ф. По-пондопуло [5, с. 207-224], А.И. Салим-зянов [6, с. 72-73] и многие другие. Вместе с тем, несмотря на пристальное внимание в юридической науке проблемам статуса рассматриваемых субъектов, во-

просы определения понятия этих субъектов и их состава не исследованы в науке в достаточной степени, а значит, эти вопросы требуют дополнительного исследования и решения.

Целью статьи является обоснование предложений по уточнению определения понятия «субъекты инвестиционной деятельности» и конкретизации их состава.

Для уточнения определения указанного понятия, прежде всего, следует определить отраслевую принадлежность субъектов инвестиционной деятельность, что позволит, с одной стороны, выявить особенности их правового статуса, а с другой стороны - разграничить этих субъектов с другими субъектами, принимающими участие в этой деятельности.

В юридической науке относительно этой принадлежности имеются определенные наработки. Более абстрактно отраслевая принадлежность субъектов инвестиционной деятельности определяется А.И. Салимзяновым. Этот автор под этими субъектами предлагает понимать «лиц, которые своими активными действиями вступают в инвестиционные правоотношения, являющиеся предметом регулирования как основного (профилирующего) отраслями законодательства, так и специальными актами, регламентирующими непосредственно инвестиционные отношения, и при этом именно от их волеизъявления будет зависеть возникновение и прекращение соответствующих инвестиционных правоотношений» [6, с. 73].

Иную точку зрения по этому вопросу предлагает А.В. Белицкая, по мнению которой, инвестиционная деятельность является, по сути, предпринимательской деятельностью, поскольку она соответствует всем сущностным признакам последней, то есть является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на системати-

ческое извлечение прибыли. А так как инвестиционная деятельность является предпринимательской, А.В. Белицкая рассматривает инвестиционное право в системе предпринимательского права как его подотрасль [7]. Соответственно, надо полагать, что всех субъектов инвестиционной деятельности следует отнести к субъектам предпринимательства.

Другие же авторы с понятием «предприниматель» отождествляют

только понятие «инвестор». Так, по их мнению, инвестор как предприниматель вкладывает в производство капитал, участвует в его управлении, несет всю ответственность за результаты деятельности и разделяет все риски, связанные с использованием инвестиций [8, с. 13].

Однако и в первом, и во втором случае вряд ли можно делать такой однозначный вывод по поводу отраслевой принадлежности субъектов инвестиционной деятельности к субъектам предпринимательства, поскольку, несмотря на то, что инвестиционная деятельность имеет общие начала с предпринимательством, едва ли можно отнести всех без исключения рассматриваемых субъектов к субъектам предпринимательства (хозяйствования).

В настоящее время наиболее четко состав субъектов предпринимательства определен в Хозяйственном кодексе Украины (далее - ХК) [9]. При этом законодатель использует относительно этих субъектов обобщающее понятие «участники хозяйственных отношений», что указывает на определенное их разнообразие и особенности правового статуса каждого из них. Эти особенности касаются непосредственно и субъектов инвестиционной деятельности, т. к. каждый из них в силу участия в инвестиционных правоотношениях приобретает сугубо юридическое качество - становится субъектом этих правоотношений.

А поэтому путем сопоставления характеристик участников хозяйственных отношений и субъектов инвестиционной деятельности следует обосновать отраслевую принадлежность последних и уточнить понятие «субъекты инвестиционной деятельности», а также их состав.

Согласно ст. 2 ХК к участникам отношений в сфере хозяйствования, кроме субъектов хозяйствования (в том числе субъектов предпринимательства), также относятся потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, граждане, общественные и другие организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования либо осуществляют относительно их организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Отсюда следует, что законодатель ограничивает круг участников хозяйственных отношений, путем установления конкретных критериев, а именно:

непосредственное осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности (субъекты хозяйствования (предпринимательства));

удовлетворение потребностей в результатах хозяйственной (предпринимательской) деятельности (потребители);

наличие и реализация хозяйственной компетенции (органы государственной власти и органы местного самоуправления);

наличие права на учреждение субъектов хозяйствования (учредители субъектов хозяйствования) либо осуществление относительно их организационно-хозяйственных полномочий.

Безусловно, в инвестиционных отношениях относительно круга субъектов используются иные понятия, определяющие их статус. Так, например, в российском законодательстве субъектами инвестиционной деятельности являются:

инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса (Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 г. № 1488-1 (далее - Закон об инвестиционной деятельности)) [10];

инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица (Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 (далее - Закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений) [11].

По мнению Г.Д. Отнюковой, с которым сложно не согласиться, круг субъектов в Законе об инвестиционной деятельности определен достаточно широко, критерии выделения их в качестве субъектов этой деятельности не указаны, а поэтому не ясно, почему, например, посреднические организации (и какие) отнесены к этим субъектам, любые ли кредитные организации являются рассматриваемыми субъектами. При этом Г.Д. Отнюкова обращает внимание на то, что в Законе об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений субъекты определены более четко, однако и здесь закон, из-за отсутствия критериев отнесения лиц к субъектам инвестиционной деятельности, перечислив основных участников инвестиционного процесса, весьма невнятно ссылается на других лиц, вроде бы также относящихся к субъектам инвестиционной деятельности [12, с. 511].

Отсюда, в вышеуказанных законодательных актах Российской Федерации, во-первых, закреплен не исчерпывающий

круг субъектов инвестиционной деятельности, а во-вторых, в Законе об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, законодатель уточняет этот перечень, дополняя его инвесторами, заказчиками и пользователями объектов капитальных вложений. Однако, следует поддержать точку зрения других авторов относительно отсутствия в этих законах соответствующих критериев, позволяющих четкое отнесение лиц к субъектам инвестиционной деятельности.

Иной подход к определению круга субъектов инвестиционной деятельности используется в Законе Украины «Об инвестиционной деятельности» [13], согласно которому к ним относятся:

инвесторы (граждане и юридические лица Украины и иностранных государств, а также государства), принимающие решение о вложении собственных, ссудных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования и могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности;

участники инвестиционной деятельности (граждане и юридические лица Украины, других государств), которые обеспечивают реализацию инвестиций как исполнители заказов или на основании поручения инвестора.

Значит, в инвестиционном законодательстве Украины, в отличие от российского законодательства, к другим субъектам инвестиционной деятельности кроме инвесторов используется лишь обобщающее понятие «участники», которые непосредственно реализуют инвестиции, путем исполнения заказа или поручения инвестора, что еще больше сужает круг субъектов инвестиционной деятельности и подтверждает необходимость его уточнения.

А поэтому, исходя из перечня субъектов, закрепленных в вышеуказанных законах Российской Федерации, путем анализа их участия в инвестиционной деятельности, следует определить их принадлежность к конкретному виду участников хозяйственных отношений.

Как было сказано ранее, к участникам хозяйственных отношений относятся субъекты хозяйствования, которые в соответствии со ст. 55 ХК осуществляют хозяйственную деятельность, реализуют хозяйственную компетенцию, имеют обособленное имущество и несут ответственность в соответствии со своими обязательствами в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

К этим субъектам хозяйствования, согласно этому Кодексу, относятся:

хозяйственные организации независимо от организационно-правовых форм, имеющие статус юридических лиц, созданные и зарегистрированные в установленном законом порядке;

физические лица-

предприниматели, имеющие право заниматься хозяйственной деятельностью при условии их государственной регистрации.

То есть субъектам хозяйствования характерны следующие признаки:

осуществление деятельности в определенной организационной форме, а именно хозяйственной организации (юридического лица) или физического лица - предпринимателя;

наличие хозяйственной компетенции (совокупности прав и обязанностей) и обособленного имущества;

несение ответственности по своим обязательствам в пределах этого имущества.

Исходя из содержания ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, к субъектам хозяйствования сле-

дует отнести заказчиков, поскольку они, как уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, непосредственно осуществляют реализацию инвестиционных проектов. То есть заказчикам характерен первый основной признак субъектов хозяйствования - непосредственное осуществление инвестиционной деятельности, путем реализации соответствующих проектов. При этом заказчики и инвесторы могут совпадать в одном лице.

Также к субъектам хозяйствования следует отнести подрядчиков, поскольку они выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, который должен быть заключен с заказчиками в порядке, предусмотренном законодательством. При этом подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством.

Следовательно, в инвестиционных правоотношениях заказчики, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов, и подрядчики, выполняющие работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, имеют статус субъектов хозяйствования и являются участниками хозяйственных отношений. К тому же заказчики могут совпадать в одном лице с инвестором.

Следующей категорией участников хозяйственных отношений, согласно ХК, являются потребители. При этом в юридической науке относительно этих участников ведется длительная дискуссия. Суть этой дискуссии заключается в том, что потребителей, одни авторы рассматривают исключительно как физических лиц, приобретающих товары (услуги, работу) для личных потребностей, а другие авторы - как физических, так и юридических лиц, приобретающих их

для дальнейшего использования в предпринимательской деятельности [14, с. 26-44]. Последние, ссылаясь на законодательство о естественных монополиях [15], электроэнергетике [16], а также судебную практику, вполне убедительно обосновывают, что потребителями могут быть не только физические, но и юридические лица [14, с. 26-44].

Дополнительным аргументом относительно последней точки зрения являются положения ст. 175 ХК, согласно которой субъектами имущественно-хозяйственных обязательств могут быть субъекты хозяйствования, указанные в ст. 55 этого Кодекса, не хозяйствующие субъекты - юридические лица, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией. А обязательства имущественного характера, возникающие между субъектами хозяйствования и не хозяйствующими субъектами - гражданами, не являются хозяйственными и регулируются другим законодательством. То есть граждане, не имеющие статуса предпринимателя, имеют статус потребителя, но не являются участниками хозяйственных отношений.

В Законе об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, относительно потребителей как субъектов инвестиционной деятельности используется понятие «пользователи объектов капитальных вложений».

Из определений С.И. Ожегова следует, что под потребителем понимается лицо или организация, потребляющее продукты чьего-нибудь производства [ 17, с. 464]. При этом понятие «пользоваться» приравнено к понятию «потреблять» [17, с. 452]. То есть надо полагать, что понятия «потребитель» и «пользователь» являются тождественными понятиями.

К тому же, по мнению других авторов, потребитель - лицо или организация, потребляющие какие-либо товары (продукцию, изделия, услуги и т.п.) для удовлетворения собственных нужд, а пользователь - лицо, обладающее правом владения или распоряжения имуществом [18, с. 139].

Отсюда, пользователи объектов капитальных вложений имеют статус участников хозяйственных отношений, если они является субъектом хозяйствования или юридическим лицом, но не осуществляющим хозяйственную деятельность, органом государственной власти, органом местного самоуправления, наделенными хозяйственной компетенцией. Если же такой пользователь является гражданином (например, индивидуальный инвестор, инвестирующий собственные или заемные средства в объект строительства), то значит, он не имеет статуса участника хозяйственных отношений, а является субъектом гражданского права. При этом следует обратить внимание, что пользователи объектов капитальных вложений выступают в роли инвесторов или в роли третьих лиц, деятельность которых не связана с предпринимательством (хозяйствованием), например, пользователи объектов социально-культурного назначения, созданные в рамках государственного (муниципального) инвестирования. А поэтому вряд ли целесообразно причислять пользователей объектов капитальных вложений к субъектам инвестиционной деятельности.

Согласно ст. 2 ХК, к участникам хозяйственных отношений относятся граждане, общественные и другие организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования либо осуществляют относительно их организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Перечень субъектов и выполняемых ими полномочий, которые указаны в ст. 2 ХК, обуславливает необходимость обоснования, что к этой категории участников хозяйственных отношений непосредственно относятся инвесторы как субъекты инвестиционной деятельности.

Определение круга лиц, которые признаются инвесторами, как справедливо утверждают другие авторы, имеет существенное практическое значение, поскольку:

от признания лица субъектом инвестиционного права зависит предоставление соответствующих прав и льгот, которые установлены в его нормах;

статус инвестора или другого субъекта инвестиционного права имеет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности;

если лицо признано инвестором, на него могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные законодательством [19].

Исходя из содержания ст. 3 ХК, следует предположить, что инвесторы являются субъектами организационно-хозяйственных полномочий, которые в процессе управления хозяйственной деятельностью вступают в организационно-хозяйственные отношения с субъектами хозяйствования. При этом в соответствии со ст. 135 ХК инвесторы реализуют организационно-учредительные полномочия собственника, которые включают:

право на использование своего имущества для ведения хозяйственной деятельности при наличии у него статуса субъекта хозяйствования (например, если инвестор и заказчик в одном лице);

право на учреждение хозяйственных организаций, наделяя их своим имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

права учредителя (участника) хозяйственной организации, а именно: определять цель и предмет деятельности хозяйственной организации, ее структуру, состав и компетенцию органов управления, порядок использования имущества; принимать решения по вопросам управления деятельностью такой организации и относительно ее прекращения.

А поэтому А.П. Вихров делает вывод, что к субъектам организационно-хозяйственных правоотношений относятся, с одной стороны, субъекты хозяйствования, а, с другой стороны, граждане, общественные объединения и организации, их органы, другие негосударственные структуры, как учредители этих субъектов хозяйствования, которые осуществляют относительно их организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности. При этом основанием возникновения этих правоотношений между указанными субъектами являются акты управления хозяйственной деятельностью [20, с. 119, 148].

Исходя из вышеизложенного следует, что инвестор, как субъект инвестиционной деятельности, является участником хозяйственных отношений, который может иметь статус:

учредителя хозяйственной организации, который реализует свои организационно-учредительные полномочия собственника путем самостоятельного использования своего имущества для ведения хозяйственной деятельности (если инвестор и заказчик совпадают в одном лице) или учреждения хозяйственной организации, наделяя ее своим имуществом и управляя хозяйственной деятельностью этой организации;

субъекта хозяйствования, непосредственно осуществляющего деятельность как физическое лицо - предприниматель или хозяйственная организация,

учрежденная этим инвестором, если они совпадают в одном лице.

В отличие от законодательства в юридической литературе состав субъектов инвестиционной деятельности определяют значительно шире, называя при этом других ее участников, а именно:

исполнители - субъекты хозяйствования, которые осуществляют практические действия по реализации инвестиций. Например, проектные, строительные, внедренческие и другие организации, выполняющие работы, производят продукцию, оказывают услуги, необходимые для реализации инвестиций;

банки и другие финансовые структуры, предоставляющие средства для вложения инвестиций;

инвестиционные институты, среди которых ведущее место занимают инвестиционные фонды и инвестиционные компании, доверительные общества, выполняющие роль финансовых посредников на рынке инвестиций;

органы государственного, регионального, отраслевого, межотраслевого хозяйственного управления (министерства и ведомства, местные органы, хозяйственные объединения и т.п.);

органы государственного регулирования в сфере инвестиционной деятельности [21].

В то же время имеется и иная точка зрения относительно определения состава субъектов инвестиционной деятельности, к которым кроме инвестора также относят:

получателя инвестиций - лицо, которое получило от инвестора в собственность или в пользование имущество, имущественные права и другие ценности, имеющие рыночную стоимость, и использует их в собственной хозяйственной деятельности, включая дальнейшее инвестирование;

инвестиционного посредника -субъект посреднической деятельности,

который на договорных основаниях получил от инвестора имущество, имущественные права и другие ценности для дальнейшего инвестирования, осуществляемое на профессиональных начала [22, с. 220].

Следовательно, вышеуказанные авторы, несмотря на отсутствие единого подхода к этому вопросу, в отличие от законодателя более точно определяют состав субъектов инвестиционной деятельности. Путем обобщения этих точек зрения и вышесказанного следует к рассматриваемым субъектам отнести:

инвесторов, которыми могут быть граждане, юридические лица и государства;

исполнителей как получателей инвестиций, а именно заказчиков и подрядчиков, непосредственно реализующих инвестиции;

инвестиционных посредников, оказывающих финансовые услуги на рынке инвестиций;

государственные, региональные, отраслевые, межотраслевые органы, осуществляющие управление в этой сфере хозяйствования;

органы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Выводы.

Таким образом, анализ законодательства и научной литературы позволяет сделать вывод, что для надлежащего определения правового статуса субъектов инвестиционной деятельности, необходимо:

1) уточнить определение понятия «субъекты инвестиционной деятельности», под которым предлагается понимать участников хозяйственных отношений, наделенных юридическими правами и обязанностями, которые непосредственно осуществляет инвестиционную деятельность (инвесторы, исполнители, финансовые посредники и инвестиционные институты) или выполняют полно-

мочия в рамках хозяйственного управления (органы государственного, регионального, отраслевого, межотраслевого хозяйственного управления) и государственного регулирования этой деятельности (государственные органы власти, органы местного самоуправления);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) конкретизировать состав субъектов инвестиционной деятельности, имеющих статус участников хозяйственных отношений, к которым целесообразно отнести:

инвесторов, которые могут участвовать в этой деятельности как: учредители хозяйственных организаций; реализующие относительно этих организаций организационно-хозяйственные полномочия; субъектов хозяйствования, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность, в том числе как физические лица - предприниматели;

исполнителей - получателей инвестиций, которые могут участвовать в этой деятельности как: заказчики - субъекты хозяйствования, непосредственно осуществляющие деятельность по реализации инвестиционных проектов; подрядчики - субъекты хозяйствования, выполняющие работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключенным с заказчиком;

инвестиционных посредников (банки, инвестиционные фонды и др.), оказывающих финансовые услуги на рынке инвестиций;

государственные, региональные, отраслевые, межотраслевые органы, осуществляющие управление или государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Список использованной литературы

1. Лепилин, Д.Ю. Правовой статус инвестора по договору инвестирования в жилую недвижимость / Д.Ю. Лепилин // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - № 3. - С. 69-71.

2. Баженов, М.В. Инвестор и предприниматель. Соотношение данных лиц /М.В. Баженов // Правовая реформа в Казахстане, 2016. - № 4. - С. 15-19.

3. Майфат, А.В. Инвестор: понятие, статус, деятельность / А.В. Майфат // Современное право. - 2005. - № 10. - С. 7-8 [Электронный ресурс]. - URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/4940-investor-ponyatie-status-deyatelnost

4. Мартынова, Н.А. Правовой статус субъектов инвестиционной деятельности [Электронный ресурс] / Н.А. Мартынова // Вестник КАСУ. -

2011. - № 4. - URL: http://www.vestnik-kafu.info/j ournal/30/1254/

5. Попондопуло, В.Ф. Инвестиционная деятельность: понятие, правовые формы осуществления и публичная организация / В.Ф. Попондопуло // Правоведение. - 2017. - Том 61. (№ 4). -С. 207-224.

6. Салимзянов, А.И. Правовой статус субъектов инвестиционных правоотношений по российскому законодательству / А.И. Салимзянов // Право: история, теория, практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 72-73.

7. Белицкая, А.В. Основы инвестиционного права Российской Федерации: лекция в рамках учебного курса «Предпринимательское право» [Электронный ресурс] / А.В. Белицкая // Предпринимательское право: приложение к журналу. -

2012. - № 1. - С. 12-22. - URL: https://yandex.ua/turbo?text=https%3A%2F %2Fwiselawyer.ru%2Fpoleznoe%2F49029-osnovy-investicionnogo-prava-rossijskoj-federacii-lekciya-ramkakh

8. Бублик, В.А. Гражданско-правовое регулирование предпринимательства с долевым участием иностранных инвесторов на территории Российской Федерации / В.А. Бублик. - Екатеринбург: УрГЮА, 1999. - 96 с.

9. Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (с изменениями на 14 мая 2014 г.) // Официальный

вестник Украины. - 2003. - № 11. -Ст. 462.

10. Об инвестиционной деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 26.06.1991 г. № 1488-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 18 июля 1991 г. - № 29. -Ст. 1005.

11. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 1.03.1999 г. - № 9. - Ст. 1096

12. Отнюкова, Г.Д. Правовое регулирование инвестиционной деятельности // Российское предпринимательское право: учеб. / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - 4-е изд. - Москва: Проспект, 2012. -С. 503-529.

13. Об инвестиционной деятельности: Закон Украины от 18.09.1991 г. № 1560-XII (с изменениями на 14 мая 2014 г.) // Ведомости Верховной Рады Украины от 19.11.91 г. - № 47. - Ст. 646.

14. Белов, А.В. Правовая сущность понятий «потребитель» и «слабая сторона» в гражданских правоотношениях / А.В. Белов // LEX RUSSICA (Русский закон). - 2018. - № 6 (139). - С. 26-44.

15. О естественных монополиях: федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) // Собрание законодательства - 1995. -№ 34. - Ст. 3426.

16. Об электроэнергетике: федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ - 2003. - № 13. -Ст. 1177.

17. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1988. -750 с.

18. Хамидова, О.М. О различии в категориях потребитель, покупатель, пользователь в маркетинговой деятельности / О.М. Хамидова // Культура народов Причерноморья. - 2005. - № 67. -С. 138-139.

19. Фархутдинов, И.З. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие [Электронный ресурс] / И.З. Фархутдинов,

B.А. Трапезников. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 432 с. - URL: http:// lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/Inves

ti cionnoe-pravo_F arkhutdinov-I. Z-Trapez nikov-V.A_2006-432s.pdf

20. Вiхров, О.П. Оргашзацшно-господарсью правовщносини: моно-графiя / О.П. Вiхров. - К.: Видавничий дiм «Слово», 2008. - 512 с.

21. Вшник, О.М. 1нвестицшне право: навч. поабник [Електроний ресурс]. -К.: Юридична думка, 2005. - 568 с. -URL: https://pidruchniki.com/84749/pravo/ sistema_investitsiynogo_prava

22. Юбенко, О.Р. 1нвестицшна дiяльнiсть: визначення, суб'екти, кла-сифшащя та стввщношення з тдприем-ницькою дiяльнiстю // Вюник Ушверси-тету внутршшх справ. - 1999. - № 6. -

C. 217-221.

L.I. KUSHCH, Candidate of Juridical Sciences, Head of the Department of economic and legal research, e-mail: lyubov-kussh@yandex.ru

State Institution "Economic Research Institute", Donetsk, DPR

Статья поступила в редакцию 15.05.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.