Научная статья на тему 'К вопросу об определении понятия «Депоощрительная норма права»'

К вопросу об определении понятия «Депоощрительная норма права» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПООЩРИТЕЛЬНАЯ НОРМА ПРАВА / ДЕПООЩРЕНИЕ / ПООЩРЕНИЕ / НОРМА / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ABOLISHMENT OF THE PROMOTION OF THE NORM / CANCELLATION OF PROMOTION / PROMOTION / NORM / LAW / STATE / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пешехонов Дмитрий Александрович

Депоощрительные нормы современного российского права призваны побуждать граждан к следованию приемлемой для общества и государства модели поведения. Отсутствие четкого определения понятия «депоощрительная норма права», а также недостаточная теоретическая разработанность положенных в его основу признаков ставит законодателя в затруднительное положение при формулировании депоощрительных правовых норм, а также в ходе их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пешехонов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the definition of the concept of «abolishing the promotionof the rule of law»

Abolishing the promotion of the norms of modern Russian law are designed to encourage citizens to follow an acceptable for society and state behavior. The lack of a clear definition of the notion of «depotatory norm of law», as well as the insufficient theoretical elaboration of the features laid down in its basis, puts the legislator in a difficult position in formulating the abolition of promotion of legal norms, and also in the course of their implementation.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении понятия «Депоощрительная норма права»»

УДК 34.01

Пешехонов Дмитрий Александрович Peshekhonov Dmitry A.

адъюнкт адъюнктуры

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) postgraduate student

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoe shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: trendychap@mail.ru

К вопросу об определении понятия «депоощрительная норма права»

On the issue of the definition of the concept of «abolishing the promotion

of the rule of law»

Депоощрительные нормы современного российского права призваны побуждать граждан к следованию приемлемой для общества и государства модели поведения. Отсутствие четкого определения понятия «депоощрительная норма права», а также недостаточная теоретическая разработанность положенных в его основу признаков ставит законодателя в затруднительное положение при формулировании депоощрительных правовых норм, а также в ходе их реализации.

Ключевые слова: депоощрительная норма права, депоощрение, поощрение, норма, право, государство, ответственность.

Abolishing the promotion of the norms of modern Russian law are designed to encourage citizens to follow an acceptable for society and state behavior. The lack of a clear definition of the notion of «depotatory norm of law», as well as the insufficient theoretical elaboration of the features laid down in its basis, puts the legislator in a difficult position in formulating the abolition of promotion of legal norms, and also in the course of their implementation.

Keywords: abolishment of the promotion of the norm, cancellation of promotion, promotion, norm, law, state, responsibility.

Современная система механизмов правового регулирования Российской Федерации изобилует как инструментами воздействия на субъектов правоотношений в целях выработки у них установки на определенное желаемое поведение, так и способами привлечения субъектов к различным видам ответственности в случае совершения того или иного противоправного деяния, систематического проявления деструктивного поведения.

Следование общепринятым правилам поведения, требованиям законодательства формируют у субъекта социальных отношений стремление к соблюдению норм социальной ответственности. Одним из наиболее универсальных и распространенных способов положительного воздействия на субъекта социальных отношений является признание его заслуг путем поощрения материальными, либо моральными благами.

Под заслугой при этом следует понимать два основных юридически значимых варианта по-

ведения: «во-первых, добросовестное и точное выполнение субъектами возложенных на них юридических или общественных обязанностей» [1, с. 36]; во-вторых, совершение участниками общественных отношений не предусмотренных правовой нормой правомерных полезных деяний, превосходящих обычные требования.

Однако существует значительное количество ситуаций, при которых ранее поощренный гражданин своими последующими негативными действиями вынуждает поощривший его орган рассматривать вопрос о лишении назначенного поощрения или об уменьшении степени назначенных субъекту в рамках данного поощрения благ. В подобных случаях за отступление от норм социальной ответственности лицо (ранее поощренное) подвергается мерам правового и социального воздействия. Иными словами, к субъекту применяются депоощрительные действия, выступающие санкционной реакцией на его негативное поведение.

В 2006 году в работе И.В. Девяшина сформулировано определение понятия «государственное депоощрение». В соответствии с видением автора, государственное депоощрение — это полярный правовым формам поощрения исторически сложившийся комплексный метод государственного стимулирующе-принудительного управленческого воздействия, выражающийся в межотраслевом правовом институте, регламентирующем отношения по уменьшению либо лишению награжденного за противоправную и иную социально-негативную аморальную деятельность конкретной формы (меры, степени) поощрения посредством своевременного принятия в ходе особого процессуального производства специфичного правоприменительного акта, преследующего цель побудить субъектов к законопослушному или положительному гиперактивному поведению [2, с. 8].

Пристальное изучение существующих депо-ощрительных методов воздействия вкупе с крайне неоднородной, а порой довольно противоречивой практикой их применения дает основания говорить также об отсутствии должного спектра четко разработанных механизмов, способных регулировать отдельные аспекты общественных отношений, оказывающих как превентивное, так и ретроспективное воздействие на поведение отдельных субъектов правоотношений.

В ряду используемых депоощрительных норм особого внимания заслуживают те, которым государство придало правовой статус, закрепив их в нормативных правовых актах, то есть депоощрительные нормы права.

Говоря о депоощрительных нормах права стоит заметить, что в той или иной форме они находят свое отражение во многих действующих нормативных правовых актах: в УК РФ, ТК РФ, во многих федеральных законах и иных нормативных правовых актах. При этом особенности и специфика их применения государственными и негосударственными органами различных уровней изучены мало. В процессе законотворчества депоощрительным нормам, как, собственно говоря, и поощрительным, уделяется явно недостаточное внимание. При разработке нормативных правовых актов законодатель зачастую относится к ним как к некоему «факультативному», необязательному явлению, которое порой так и не находит отражения в окончательном варианте правоустанавливающего документа.

Обращение к обывателю с просьбой перечислить наиболее распространенные факты реализации депоощрительных правовых норм

приведет к перечислению лежащих на поверхности примеров лишения денежных премий, поощрительных льгот, случаев применения мер дисциплинарного воздействия к ранее поощренным сотрудникам (работникам) на службе или работе. При этом для каждой категории субъектов депоощрительные нормы будут восприниматься иначе с позиции морального аспекта претерпеваемых в результате их применения ограничений и лишений.

Плоскость реализации депоощрительных норм права в реальной правовой жизни социума значительно шире. Вариативность их применения настолько масштабна и неоднородна, что заслуживает детального отдельного исследования.

Тот факт, что на данный момент депоощри-тельные нормы права не подвергались глубокому системному изучению, объясняет множество примеров их довольно хаотичного применения. Депоощрительные нормы содержатся в нормативных правовых актах различного иерархического статуса — от федерального до локального, что предоставляет правоприменительным органам массу возможностей для упорядоченного и эффективного внедрения их в свою деятельность.

Но для достижения наибольшего эффекта от применения депоощрительных правовых норм необходимо, в первую очередь, иметь четкое представление о понятии, сущности депоощри-тельной нормы права, ее истинном назначении. Важно определить как явный, так и перманентный эффект реализации той или иной депо-ощрительной нормы, а также провести «водораздел», демонстрирующий принципиальное отличие депоощрительных норм права от иных смежных правовых понятий и антитезы — поощрительных норм.

Выстраиванию четкого механизма, определяющего порядок применения депоощри-тельных норм в различных правовых отраслях в настоящее время, препятствует в том числе отсутствие определения понятия «депоощри-тельная норма права», в котором должны быть заложены основные признаки данного феномена, отталкиваясь от которых можно говорить о специфике и порядке применения депоощри-тельных норм в той или иной отрасли права.

Для формулирования понятия «депоощри-тельная норма права» необходимо выявить его основные признаки. В числе признаков следует выделить те, которые придают данному явлению особый, неповторимый характер, качественно отличающий его от иных смежных

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 2 (38)

\41

правовых категорий, таких как, например, запрещающие или обязывающие нормы.

Первым признаком, принципиально отличающим депоощрительную норму права от иных смежных категорий, является то, что она регламентирует отношения, в которых одна сторона — лицо, имеющее поощрение. Данный признак можно считать также условием, обязательным к соблюдению при формулировании любых депоощрительных норм, вне зависимости от индивидуальных особенностей их перспективного применения. Указание на наличие ранее полученного поощрения, на наш взгляд, является не только первоочередным, но и очевидным, ведь исходным понятием, образующим словосочетание «депоощрительная норма», является антонимичное ему понятие «поощрительная норма». В своей взаимосвязи данные понятия образуют диалектическое единство.

Рассматривать вопрос о применении депоощрительных мер к тому или иному субъекту правоотношений следует только при наличии документально подтвержденной информации о ранее назначенном ему поощрении. При этом на момент принятия решения о применении в отношении правонарушителя депоощритель-ных мер, имеющееся у субъекта поощрение должно приносить ему определенные материальные либо моральные блага. Здесь речь идет о применении депоощрительных норм к субъекту, к которому ранее применен вид поощрения, не имеющий заранее установленных временных границ действия.

Например, на основании статьи 48 УК РФ в качестве дополнительного наказания лицу, осужденному за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, может быть назначено наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. И если лишение специального, воинского звания, а также классного чина сложно отнести к видам депоощре-ния, поскольку для присвоения данных званий существуют строго определенные критерии, не считающиеся критериями поощрительного характера (замещение предусматривающей определенное звание должности, необходимая выслуга лет, отсутствие на момент присвоения звания действующего дисциплинарного взыскания), то лишение государственных наград или почетного звания вполне может быть рассмотрено в качестве такового, поскольку награждение государственными наградами, а также присвоение почетного звания — общепризнанный факт поощрения субъекта правоотношений.

Соответственно, вопрос о лишении ранее назначенного поощрения может рассматриваться исключительно применительно к субъекту правоотношений, это поощрение имеющему.

Еще одним наглядным примером реализации рассматриваемого признака выступают депоощрительные нормы, применяемые к военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации. Так, применением депоощритель-ной нормы может являться приказ командира полка о лишении нагрудного знака отличника сержанта ВС РФ. Порядок применения данного санкционного действия, а также порядок его исполнения зафиксированы в нормативном правовом акте — Дисциплинарном уставе Вооруженных сил Российской Федерации (ст. 59), утвержденном Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495 [3].

Вторым признаком депоощрительных норм права является их формальная определенность — закрепленность в нормативных правовых актах. Рассматривая депоощри-тельные нормы права, следует четко отличать их от иных социальных депоощрительных норм. В повседневной жизни мы встречаемся со многими фактами применения депоощрительных норм, но далеко не все из них обличены в правовую форму. Говорить о депоощрительных нормах права следует исключительно в контексте закрепления их в нормативных правовых актах.

Так, нельзя считать применением депоощ-рительной нормы права решение семейного совета о лишении члена семьи возможности посетить развлекательное мероприятие в связи с неудовлетворительной учебой. Не является депоощрительной нормой права и решение коллектива предприятия об отмене бесплатной автомобильной парковки для сотрудников организации, регулярно нарушающих трудовой распорядок. Указанные случаи не могут считаться применением депоощрительных норм права, поскольку столь узкие, внутрисемейные или внутрикорпоративные вопросы не получают отражения в нормативных правовых актах.

Третий признак, ярко характеризующий депо-ощрительные нормы права, — это их исключительно негативный характер. Применяющий депоощрительную норму орган обязан последовательно действовать в нежелательном для допустившего правонарушение субъекта правоотношений ключе. Вне зависимости от конечного результата применения депоощрительной нормы ее характер будет иметь четкую направленность на ослабление или отмену имевшегося поощрения. Как минимум будет снижена степень

его действия, как максимум — оно будет исключено вовсе. Данный признак распространяется как на материальные, так и на моральные блага, в которых выражается поощрение.

Важным признаком депоощрительных норм права является их властный характер. Особенность данного признака состоит в том, что обязательные для реализации в случае принятия решения об их применении депоощритель-ные нормы в необходимых государству случаях могут быть обеспечены возможностью государственного принуждения. Принимая решение о применении депоощрительной нормы, государство оставляет за собой право обеспечения реализации данного решения с помощью государственного аппарата, имеющего для этого соответствующий потенциал.

В качестве признака депоощрительных правовых норм следует выделить их сущностную многозначность. Заключается данный признак в том, что при принятии решения о применении депоощрительной нормы запускается механизм, порождающий два параллельно протекающих процесса. Во-первых, это следующее за принятием решения о наказании субъекта правоотношений лишение его ранее полученного поощрения и прилагающихся к нему материальных и (или) моральных благ. Во-вторых, происходит процесс нивелирования ранее полученного поощрения, что выражается в фактической отмене самого факта положительного действия, за совершение которого в свое время был поощрен субъект. То есть де-факто происходит обнуление статусности совершенного ранее положительного поступка, явившегося основанием к поощрению субъекта.

Существенным признаком депоощрительной нормы права является превентивный (перспективный) характер ее действия. При богатом разнообразии имеющихся мер наказания субъектов правоотношений за противоправное поведение выбор в качестве меры воздействия именно депоощрительной нормы имеет своей целью не только непосредственно негативное воздействие на субъекта, но и предотвращение в будущем деяний, аналогичных тем, которые явились основанием к применению наказания. Таким образом, государство проводит профилактику совершения правонарушений иными субъектами, направленную на их недопущение в будущем. Иными словами, прибегая к применению депоощрительной нормы в отношении одного субъекта правоотношений, государство предостерегает иных субъектов от совершения аналогичных противоправных действий.

При рассмотрении вопроса о применении депоощрительных норм права не стоит забывать также о признаке ретроспективности. Если превентивный характер депоощрительной нормы указывает нам на заботу законодателя о недопущении противоправного поведения субъектов правоотношений в будущем, то ре-троспективность, прямо связанная с деликто-способностью, напротив, указывает на наличие факта совершения правонарушения как основания к применению мер депоощрительного воздействия.

С учетом вышеизложенного, исходя из специфики назначения и практики применения депо-ощрительных норм права, полагаем, возможно сформулировать определение понятия «депо-ощрительная норма права» в следующей редакции:

Депоощрительная норма права — это

государственно-властное нормативное установление, направленное на принудительное превентивное (перспективное) и/или ретроспективное воздействие на правонарушителя, совершившего несовместимое с примененной к нему ранее мерой поощрения деяние, выражающееся в уменьшении объема или лишении назначенных субъекту моральных или материальных благ, с целью его побуждения к следованию приемлемой для общества и государства модели поведения.

Предложенное определение в значительной степени является опорным, «рабочим» и требует дальнейшей корректировки в ходе глубокого анализа специфики природы и проявлений де-поощрительных норм права. При построении структуры данного понятия, формировании его признаков сложно претендовать на однозначно универсальный подход.

Развитие правотворчества в России, а также естественная эволюция правоотношений неминуемо приведет к трансформации подхода к пониманию депоощрительных норм права. Однако при попытке формулирования определения понятия «депоощрительная норма права», а также при описании признаков, которые легли в основу настоящего определения, мы старались охватить максимальное количество значимых признаков, вариантов использования депоощрительных правовых норм с позиции их практической реализации на современном историческом этапе.

Определение понятия депоощрительной нормы права является базовым для системы депоощрения в целом. Депоощрительная норма права служит инструментом, позволяющим

CD

(С &

а

0

S

1

5 £ з

i о о

с ф

о; 3

£

0

с

3 3

1 ф

§

<о ф

а с о

о £

о а с о

CD ^

ЧС

Cj

CD

0

1 О

£ =3

S

сформировать у субъектов социальных отношений стремление к соблюдению норм социальной ответственности и, безусловно, заслуживает более пристального рассмотрения, изучения и разрешения многих спорных вопросов, возникающих на различных этапах создания данной нормы. Формулирование понятия депо-ощрительной нормы права, многоуровневый, глубокий анализ признаков имеют большое теоретическое и практическое значение для нормотворчества, правоинтерпретации, праворе-ализации, а также для развития юридического знания в науке и образовании.

Примечания

1. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права // Издательство Саратовского университета. 1978.

2. Девяшин И.В. Депоощрение по российскому праву: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2006.

3. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с

«Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»): указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 47, ч. 1, ст. 5749.

Notes

1. Baranov V.M. Encouraging norms of Soviet socialist law // Publishing house of Saratov university. 1978.

2. Devyashin I.V. The abolition of the promotion of Russian law: the problems of theory and practice: the author's abstract ... candidate of legal sciences. Nizhny Novgorod, 2006.

3. On the Approval of General Military Regulations of the Armed Forces of the Russian Federation (together with the «Charter of Internal Service of the Armed Forces of the Russian Federation», «Disciplinary regulations of the Armed Forces of the Russian Federation», «The Charter of the garrison and guard service Armed Forces of the Russian Federation»): decree № 1495 of the President of the Russian Federation of November 10, 2007 // Collection of legislative acts of the RF. 2007. № 47, р. 1, art. 5749.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.