В.А. КУЗЬМЕНКОВ кандидат философских наук, преподаватель кафедры социально-философских дисциплин ФГКОУ «Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова»*
К вопросу об определении и формировании биологических ценностей
В аксиологии, сконцентрированной на преодолении «дуализма фактичности и значимости»1, очень мало внимания уделялось ключевому вопросу о том, как формируется приверженность ценностям у конкретной личности. Лишь в последнее время появились исследования, посвящённые данной проблеме, однако они, во-первых, сами вызывают немало вопросов, во-вторых, не учитывают некоторый полезный философский опыт. В данной статье сделана попытка проанализировать один из аспектов генезиса ценностей: изучение роли биологической среды в формировании приверженности ценностям, что обусловливает обращение к натуралистической парадигме. Объектом нашего рассмотрения выступают биологические ценности, предметом - специфика их формирования. Под ценностями здесь понимаются представления людей о целях и смыслах их жизнедеятельности, отражающие особенности социокультурной среды.
Биологическое как ценность в социально-гуманитарных науках сильно недооценивается. Для оправдания низкого статуса биологического используется представление о человеке как носителе особого онтологического измерения, в силу которого он превосходит прочие формы жизни и имеет собственную «природность» . Осознание человека как части природного мира представляет собой континуа-листский подход, в котором действительность понимается как процесс становления и развития без заранее очерченной цели восхождения к какой-то определённой духовности.
* Кузьменков Владимир Александрович, e-mail: vakuzmenkov@gmail.com
1 ИоасХ. Возникновение ценностей. СПб., 2013, с. 36.
2 Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности. М., 2010, с. 10.
Исходным пунктом рассуждений должно стать постулирование биологической сущности человека. Тело человека - это материальная основа человеческой природы, прямо связанная с «большой» природой и имеющая своего рода биологическую программу существования в физическом мире (от зачатия до смерти). Телесность определяет многие нормы восприятия человеком мира и поведения в нём, в свою очередь знания о теле играют важную роль в образовании смысложизненных ориентиров человека. На базе подсознательных представлений о теле человек чувствует себя неотъемлемой частью физического мира. Итак, необходимо обратиться к вопросу телесности человека как базы для биологических ценностей. При этом следует
1
отметить, что тело и телесность разделяются .
Телесность - это социально-символическое выражение тела. Как отмечает отечественный философ В.Л. Круткин, «тело, прошедшее социализацию, перестаёт быть просто физическим, о нём уже нужно говорить как о социальной телесности»2. Телесность - это социальный способ существования человека, который формируется во время социализации. Развитие личности и телесности происходит параллельно, равно как и утрата телесности связана с потерей личностных качеств. Повести Н.В. Гоголя «Нос» и Ф.М. Достоевского «Двойник» или рассказ Ф. Кафки «Превращение», пусть и через гротескность, но убедительно раскрывают значимость телесного для идентификации человека и его социальной полноценности. Таким образом, утрата телесности есть, во-первых, утрата самости, во-вторых, десоциализация, что можно без труда отметить на примере физически недееспособных людей. Это само по себе доказывает безусловную онтологическую ценность тела.
Французский социолог М. Мосс в «Техниках тела»3 свидетельствует о многослойности телесного бытия и его важности для жизнедеятельности человека. Оно кристаллизуется в устойчивых формах поведения людей в обществе. Ценности телесного незаметно проникают в социальные практики, что особенно ярко видно на примере правшей: их
1 Круткин В.Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность, 1997, № 4, с. 144.
2 Там же, с. 149.
3 Мосс М. Техники тела // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 2011.
готовит воспитание в школе, правила дорожного движения или способы приветствия также ориентированы на них и т. д. С совершенствованием телесности связаны любые социальные практики, начиная от овладения элементарными навыками жизнедеятельности (например, ручная моторика при одевании или обувании) и заканчивая искусством (танцы, музыка), спортом и даже навыками выживания (владение телом как навык сотрудника войск специального назначения). Собственно, ценность человека как специалиста определяется его умением эффективно распоряжаться своим телом. В этом состоит, если так можно выразиться, функциональная ценность тела в дополнение к ценности тела онтологической.
Важно также то, что человек переводит внешнее восприятие своего облика во внутреннее переживание самого себя как субъекта ценностей, т. е. определённым образом переживая, осмысливая свою телесность, он испытывает чувства, эмоции, волевые акты, представляющие собой субъективный опыт, эмпирический путь формирования ценностей. В зависимости от результатов самоанализа человек может определять свои жизненные стратегии и совершать действия, тем самым превращая субъективные состояния сознания в объективированные действия.
На наш взгляд, допустимо говорить о значительном влиянии биологического на ценностный мир не только человека, но и общества. Говоря о ценностях в натуралистическом контексте, следует разделять ценности витальные (индивидуально-биологические) и инвайроментальные (экологические, коллективно-биологические). Первые связаны с жизнедеятельностью человека как представителя живого мира, вторые - с особенностями взаимодействия природной и социальной сред.
Чтобы определить витальные ценности, их нужно отграничить от потребностей. Потребности - это присущая всем живым существам нужда в еде, воде, сне, отдыхе и т. д. Однако потребность не может быть ценностью, так как не подразумевает ни возможности отказа, обесценивания ценности (живое существо не может отказаться есть или пить и при этом остаться дееспособным), ни рациональной рефлексии и чувственно-эмоционального опыта по поводу своего удовлетворения. Это возможно по отношению к материальным способам удовлетворения потребности, но не к ним самим.
Военнослужащие, прошедшие войну, вспоминали, что могли уснуть в самых необычных позах: стоя, сидя на корточках, лёжа на камнях и пр. Таким образом, потребность в сне не была предметом чувственной или рациональной рефлексии, однако способ удовлетворения потребности, отличающийся от общепринятого, вызывал соответствующие реакции.
Отсюда можно конкретизировать определение витальной ценности. Под ней будем подразумевать всё то, что способствует удовлетворению естественных потребностей в аспекте сохранения социальной полноценности человека, его развития как здоровой личности. Витальные ценности формируются первыми из числа всех ценностей, поскольку ребёнок осваивает мир через категории «приятно - больно», «вкусно - невкусно», «полезно - вредно» и т. д. Это заставляет детей стремиться к сохранению и развитию своего тела. Оно выступает как источник самопреобразования человека, что сохраняется на всю последующую жизнь. Одним из первых это подметил Э. Гуссерль1, который показал, что тело является феноменом, а сознание -актом постижения этого феномена. Тело не может быть объектом для самого познающего субъекта, оно субъективно одушевлено и потому служит источником чувственно-эмоциональных переживаний. Любые ситуации, происходящие с телом: болезни, травмы, выздоровление, вызывают переживания, которые ценностно окрашены, так как подразумевают позитивное или негативное восприятие ситуации, а также целеполагание для достижения желаемого состояния. Таким образом, осознание, чувствование своего тела - один из источников формирования ценностей.
Важно отметить, что натуралистическая парадигма признаёт единство человека и познаваемого им мира. Как отмечает отечественный философ Е.А. Янковская, «правомерно, скорее, говорить об агенте, а не о субъекте познания, поскольку агент познания представляет собой целостное психофизическое единство, включённое, в свою очередь, в единую структуру реальности, следовательно, познавательный опыт построен недуалистично... Телесная организация субъекта уже несёт в себе информацию о мире, позволяющую корректировать конституирующую деятель-
1 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию. М., 2009.
ность сознания» . Натуралистическая парадигма позволяет снять онтологический и гносеологический дуализм между ценностями личности и ценностями окружающей среды: они формируются одновременно. Отсюда также следует признание ключевой, конструирующей роли сознания как природного свойства человека в возникновении ценностей. Аналогичную роль сознания отмечают Д. Юм, У. Джеймс, Д. Дьюи, Х. Йоас и другие философы.
Не менее важную роль играют ценности инвайромен-тальные. Отечественный учёный О.Н. Яницкий определяет их следующим образом: «Инвайроментальная ценность -базовая и наиболее древняя из человеческих ценностей, поскольку она есть отражение в культуре основополагающей потребности человека в ресурсах для производства и восстановления жизненных сил. Эта ценность универсальна в том смысле, что отражает потребность индивида и человеческих сообществ в воспроизводстве среды своего обитания, природной и социальной»2. Он также фиксирует ряд особенностей их производства и воспроизводства.
Инвайроментальные ценности складываются в процессе взаимодействия человеческого сообщества и природной среды. Природные ресурсы (состав почв, климат и пр.) образуют с социальными ресурсами цепь взаимодействий. Природная среда сама адаптируется к трансформациям, производимым людьми, но гораздо важнее понимать то, что каждая локальная экосистема накладывает на сообщество жёсткие требования приспособления к своим условиям. Обосноваться в экосистеме могут лишь те индивиды и их объединения, которые способны развивать поведенческие и ценностные стратегии, согласующиеся с этой средой. Это облегчается или затрудняется в зависимости от культурной специфики социальной группы: готовность отказаться от старых представлений о хозяйствовании и выработать новые принципы свидетельствует о высоком адаптивном потенциале, обратная ситуация, скорее всего, приведёт к гибели сообщества или экосистемы3.
1 Янковская Е.А. Гетерархический принцип устройства познавательного опыта: Автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Иваново, 2009, с. 15-16.
2 Яницкий О.Н. Индустриализм и инвайронментализм/ Россия на рубеже культур // Социологические исследования, 1994, № 3, с. 5.
3 Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности, с. 271-272.
Этому вопросу посвящена работа крупного американского антрополога Д. Даймонда «Коллапс»1. На многочисленных примерах он описывает, насколько важно для каждого сообщества привести в соответствие свои социокультурные ценности с условиями природной среды, т. е. создать или изменить инвайроментальные ценности. В другой работе «Мир позавчера» Д. Даймонд показывает, что традиционный образ жизни оказывает большое влияние на выживание и развитие людей - от воспитания детей до функционирования систем хозяйственного воспроизводства и правосудия2.
В работах Д. Даймонда прослеживается аспект, в своё время выделенный Г. Гегелем. Немецкий классик утверждал, что человеческая история построена на базе фактических случайностей: географическое расселение народов, климатические условия их проживания, рельеф местности, доступные им природные ресурсы и т. д.3. Человек вынужден необходимо приспосабливаться к случайным условиям среды (это справедливо и в случаях природных катастроф, изменивших условия проживания - извержения вулканов, землетрясения и пр.). Выходит, что биологические ценности имеют выраженный контингентный характер.
Ценности являются информационными феноменами, поскольку вызывают изменение сознания человека, например, определённые переживания. Организм может приобретать информацию четырьмя путями: генетически (впоследствии эта информация оказывает влияние на формирование витальных ценностей); через индивидуальное обучение (жизненный опыт); через социальное обучение (семья, компания друзей, образовательные институты); через культурное обучение (подражание, символы и пр.)4. Отсюда следует важный вывод: механическая трансмиссия ценностей как объектов невозможна, единственный способ передачи ценности - её воспроизведение в сознании, жизненном опыте личности. Поэтому любая пропаганда ценности совершенно бесполезна без создания социокультур-
1 Даймонд Д. Коллапс: как и почему одни общества приходят к процветанию, а другие - к гибели. М., 2012.
2 Даймонд Д. Мир позавчера. Чему нас могут научить люди, до сих живущие в каменном веке. М., 2016.
3 Гэгель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993, с. 127-128.
4 Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности, с. 244.
ных условий её реализации. Согласно биологу Т. Ингольду, идея передачи-трансмиссии бессмысленна, так как информация вовсе не передаётся, но порождается в жизненной истории каждой особи, взаимодействующей со средой1.
Биологическое служит базой для социального. Не случайно советский философ В.П. Тугаринов предлагает говорить, что некоторые потребности (комфорт, общение) представляют собой осмысленную человеком биологическую нужду, а потребности социально-политические или духовные имеют тесную связь с биологической, чувственной натурой человека. Именно потребности являются связующим звеном между природой и обществом, способствуя органичному переходу первого во второе. Можно сказать, что интересы представляют собой социально осмысленные потребности2. Здесь пролегает связь между биологическими и социальными ценностями: ради удовлетворения природных потребностей люди способны объединяться в общественные группы. При этом нельзя назвать одно из начал доминирующим, они взаимно необходимы.
Биологические ценности формируются в тесной связи с идентичностью человека. Возникновение идентичности первоначально связано с обретением самостоятельности растущим ребёнком, его отделением от матери, способностью оперировать своим телом. Поэтому базовая идентичность -определение самого себя как человека, биологического существа. Она связана и с постепенной эмансипацией от социальных групп (семьи, школы) и лишь достижение полной внутренней автономии от них может быть названо становлением личности.
Как отмечает отечественный психолог Д.А. Леонтьев, «личностная стратегия идентичности начинается с того, что я обнаруживаю, что есть Я и одновременно, что есть не-Я, обнаруживаю некоторую границу между мной и не-мной, между тем, что я обозначаю понятием "Я", и тем, что не обозначаю им. Эта граница имеет довольно сложную структуру, выполняя одновременно две функции: самоотождествления и отграничения себя от другого»3. Отсюда
1 Там же.
2 Тугаринов В.П. Теория сознания, ценностей и личности // Избранные философские труды. Л., 1988, с. 267.
3 Леонтьев Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки, 2009, № 10, с. 8.
можно сделать вывод, что ценности связаны с определением чего-то как значимого лично для себя, идентификацией себя с некой ценностью. Если человек определяет себя как честного или религиозного, то это свидетельствует о его идентификации себя с ценностями честности и религиозности. Однако гораздо важнее то, что идентичности позволяют человеку конструировать, во-первых, свою личность, во-вторых, вступать в коммуникацию с другими людьми. По всей видимости, центральной идентичностью человека является нахождение в себе причин всех своих поступков и принятие ответственности за свою жизнь. Отечественный философ М.М. Бахтин назвал эту сердцевину человека «не-алиби-в-бытии», которая неопровержимо доказывает факт бытия человека1.
Подводя итоги, отметим, что в генерации ценностей важную роль играет способность человека как биологического существа к волевым и чувственным актам и накоплению жизненного опыта. Телесность человека является источником ценностных чувств. Переживание ценностей оказывает значительное влияние на внутренний мир человека, изменяет его: важность здоровья, жизни или честности становится отчётливо видна в ситуациях болезни, смерти или предательства, равно как и создания семьи или рождения детей. Одновременно и человек по-новому осмысливает эти ценности через призму субъективного опыта. Таким образом, связь между биологическим и аксиологическим несомненна.
Она проявляется в субъективном бытии ценностей, в том, что экзистенциалист Ж.-П. Сартр назвал «бытие-для-себя» ценности2. Ценности конструируются сознанием, воображением, волей, жизненным опытом, чувствами и эмоциями человека, которые формируются у него как у любого живого существа и во многом предопределяют его отношение к другим ценностям - религиозным, социальным, политическим и пр. Каждый объект или каждое явление внешнего мира по-разному отражается в сознании человека, что и объясняет активную, конструирующую роль сознания и поведения личности. При этом ценности не являются в полной мере субъективными феноменами, т. е.
1 Бахтин М.М. К философии поступка //Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994.
2 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000, с. 71.
конструктами индивидуального сознания. Основания их бытия лежат вовне человека и в этом смысле они транс-цендентны личности.
Субъективность ценностей заключается в нескольких аспектах:
- определённые факты, события, явления, персоны, предметы приобретают позитивную значимость для конкретной личности;
- невозможность передачи ценности иначе как через воспроизведение её в сознании человека, что обусловливает, с одной стороны, детерминацию ценности индивидуальным жизненным опытом человека, с другой стороны, «прокладывает мостик» к интерсубъективности, социальному характеру ценностей;
- ценности тесно связаны с идентичностью личности, которая всегда имеет биологическую природу. Поэтому ценности являются отражением «Я» человека и репрезентируют его вовне, т. е., как писал Х. Йоас, «ценности возникают в процессе формирования самости и в опыте само-
1
трансценденции» .
Кузьменков В.А. К вопросу об определении и формировании биологических ценностей. В статье рассматривается формирование биологических ценностей. Натуралистическая парадигма позволяет снять онтологический и гносеологический дуализм между ценностями личности и ценностями окружающей среды, а также признает конструирующую роль сознания как природного свойства человека в возникновении ценностей.
Ключевые слова: ценности, субъективность, биологические ценности, витальные ценности, экологические ценности, идентичность.
Kuzmenkov V.A. On the question of definition and formation of biological values. The article deals with the formation of biological values. The paradigm of naturalism allows us to remove the ontological and epistemological dualism between the values of the individual and the values of the environment, and also recognizes the constructive role of consciousness as a natural property of human in the genesis of values.
Keywords: values, subjectivity, biological values, vital values, ecological values, identity.
1 Йоас Х. Возникновение ценностей, с. 9.