Хаитжанов А.
К ВОПРОСУ ОБ ОПЕРАТИВНОМ ВНЕДРЕНИИ
Современный период развития российского общества характеризуется коренными преобразованиями во всех сферах его жизнедеятельности. Одним из негативных последствий российских реформ стало осложнение криминогенной обстановки. Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Одним из основных факторов, способствующих росту преступности, прежде всего ее организованных форм, является несовершенство правовой базы.
В настоящее время организованная преступность в стране достигла опасных масштабов для безопасности государства.
Последовательное повышение уровня организованности и криминального профессионализма сопровождается использованием преступниками значительных денежных средств на подкуп должностных лиц с целью создания коррумпированной их прослойки во всех звеньях государственного аппарата, обеспечивающей прикрытие преступной деятельности и создающей препятствия для нормального функционирования оперативных подразделений органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, следственных и судебных органов. Арсенал криминального противодействия правоохранительной системе наряду с оказанием давления на участников уголовного процесса включает все более широкое привлечение профессиональных юристов, служащих государственного аппарата в качестве неофициальных экспертов, консультантов, советников по различным вопросам, касающимся деятельности коммерческих структур, прежде всего в сфере «теневой» экономики. В силу этих и других причин раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений остается низкой и не отвечает требованиям усиления борьбы с преступностью как стратегической задаче уголовной политики. Основным недостатком в раскрытии преступлений по-прежнему остается слабое агентурное внедрение в уголовную среду, оперативным составом органов внутренних дел не в полной мере реализуются полномочия, предоставленные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Возможности оперативно-технических подразделений используются не всегда рационально. Поэтому интересы борьбы с преступностью и прежде всего с ее организованными формами требуют упреждающих мер оперативного характера для получения информации о преступных действиях и замыслах организованных групп, противопоставления им более совершенных способов организации и тактики борьбы с преступностью. В общей системе оперативно-розыскных мероприятий, используемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в борьбе с преступностью, особое место занимает оперативное внедрение, названное вершиной сыскного дела.
Оперативное внедрение- одно из оперативно-розыскных мероприятий[1], представляет собой проникновение в преступное формирование сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или лица, оказывающего ему содействие на конфиденциальной основе, для пресечения преступной деятельности участников этого формирования. Внедренные лица могут имитировать преступную деятельность, совершать малозначительные преступления, причинять вред законным интересам других лиц при условии правомерного исполнения служебного долга.
Организация и тактика оперативного внедрения регламентируются специальными ведомственными нормативными актами. Легендированный ввод сотрудника оперативного подразделения или лиц, оказывающих содействие, в криминогенную среду и объекты в целях разведывательного сбора информации. Объектами внедрения являются -организованные преступные группы, отдельные лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления, пораженные преступностью и коррупцией предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, жилые массивы со сложной криминогенной обстановкой. Субъектами оперативного внедрения могут быть: штатные негласные сотрудники оперативных подразделений ОВД, принадлежность которых к указанным органам зашифрована, сотрудники опер-подразделений ОВД на гласной основе, сотрудники системы МВД РФ, не являющиеся сотрудниками милиции, лица, оказывающие содействие ОВД. Внедрение возможно только с согласия внедряемого лица. Руководителем ОВД утверждаются: постановление о проведении оперативного внедрения, план внедре-
ния, задание, легенда, иные документы. Данное мероприятие осуществляется, как правило, по делам оперативной разработки. Внедрение к задержанным и арестованным дополнительно оформляется документом, по форме и содержанию не отличающимся от уголовно-процессуального документа, на основании которого проводится задержание лица, подозреваемого в преступлении. В случае необходимости личность внедряемых полностью или частично зашифровывается. При этом, планы и рапорта на внедрение не составляются, наличие на разрабатываемых дел оперативной разработки не обязательно. Сроки внедрения соотносятся со сроками ведения дел предварительной оперативной проверки и оперативной разработки.
Для оперативного внедрения необходимы следующие основания:
1. наличие возбужденного уголовного дела;
2.ставшие известными правоохранительным органам сведения:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах его совершивших;
- о событиях или действиях, создающих угрозу экономической, военной, экологической безопасности
- о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда
3. поручения следователя, дознавателя, прокурора, суда
4. запросы международных правоохранительных организаций и пр [2].
Условия оптимальности оперативного внедрения:
- вытекает из государственной стратегии борьбы с преступностью, поскольку выполняемая в ходе конкретной операции задача, является частью более общей задачи;
- соответствует природе оперативной деятельности, то есть обязательно предусматривает оказание конспиративного управляющего воздействия на развитие ситуации в выгодном для органов, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, направлении
Практика показывает, что без внедрения соответствующих источников информации разоблачить преступную группу зачастую невозможно. Именно в оперативном внедрении проявляется творчество руководителя и артистизм исполнителей, сочетающийся с немалым риском: идущие на этот шаг лица рискуют
жизнью. Кроме опасности разоблачения и расправы со стороны преступников существует еще риск привлечения к уголовной ответственности за участие в преступлениях группы. Внедряемый конфидент иногда вынужден в них участвовать, иначе ему перестают доверять. В результате теряется смысл его присутствия в среде преступников. Вместе с тем потенциал оперативного внедрения, несмотря на свою практическую значимость, в значительной степени обусловленную его эффективностью, используется недостаточно.
Такое положение сложилось вследствие многих обстоятельств, в том числе и недостаточной теоретической разработанности, отсутствия научно обоснованных рекомендаций по применению закрепленных в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскных мероприятий в целом и оперативного внедрения в частности.
В теории оперативно-розыскной деятельности отдельные аспекты оперативного внедрения рассматривались А.И. Алексеевым, В.М. Атмажитовым, И.И. Басецким, В.Г. Бобровым, А.Ф. Возным, Д.В. Гре-бельским, А.М. Ефремовым, Ю.Ф. Кваша, И.А. Климовым, В.П. Кувалдиным, А.Г. Лекарем, В.А. Лущевым, В.И. Михайловым, В.Л. Поповым, Д.В. Ривманом, В.Г. Самойловым, В.В. Сергеевым, К.В. Сурковым, Е.В. Токаревым, В.Ю. Фроловым, А.В. Федоровым, А.Е. Чечётиным, А.В. Шахматовым, А.Ю. Шумиловым и некоторыми другими учеными и практиками сыска1.
Однако, при всем богатстве научного и практического материала, касающегося оперативного внедрения, это оперативно-розыскное мероприятие до настоящего времени изучено недостаточно, до сих пор не сложилось единообразное понимание его сущности. Поэтому нельзя говорить о всестороннем и полном исследовании указанной проблемы в новых хозяйственных условиях. Названные обстоятельства и ряд других обусловливают необходимость осмысления оперативного внедрения с позиций общей теории ОРД и разработки предложений по законодательной регламентации осуществления этого оперативнорозыскного мероприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. ФЗ « Об оперативно-розыскной деятельности», Юристъ, М.: 2009
2. Бусыгин А.А. «некоторые аспекты оперативного внедрения», Право и законодательство, №7 С.
28.
3. Абдуллаева Наргиз Джаббаровна. «Оперативное внедрение в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел» : дис. канд. юрид. наук : 12.00.09 Иркутск, 2007
1
Абдуллаева Наргиз Джаббаровна. «Оперативное внедрение в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел» : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 Иркутск, 2007