Научная статья на тему 'Некоторые аспекты оперативного внедрения'

Некоторые аспекты оперативного внедрения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1149
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / КРИМИНАЛИСТИКА / ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ / LAW / CRIMINALISTICS / OPERATIONAL PENETRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллаева Наргиз Джабаровна

Проанализированы основания для оперативного внедрения. Рассмотрен порядок составления организационно-тактического плана внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE OPERATIONAL ADOPTION

Reasons for operational penetration are discussed. The order of making an organizational and tactical plan of operational penetration is described.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты оперативного внедрения»

Н.Д. АБДУЛЛАЕВА

коррупции среди служащих полиции. Опыт этих стран показывает, что только применение комплекса профилактических мер по борьбе с коррупцией в полиции дает положительные результаты. В этой связи умелое и целенаправленное сочетание общесоциальных и специально-криминологических мер профилактики сможет пресечь тенденцию распространения коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел.

Примечания

1 См., напр.: Отчеты ГИАЦ МВД России о нарушениях законности и преступлениях, совершенных сотрудниками ОВД (1992-2004).

2 Клейменов М.П. Проблемы коррупции среди сотрудников службы криминальной милиции // Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект. М., 2003; Репецкая А.Л. Коррупция в правоохранительных органах (по результатам сравнительного криминологического исследования) // Организованная преступность и коррупция. 2000. № 4; и др.

Н.Д. АБДУЛЛАЕВА

соискатель

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ

Оперативное внедрение в силу своей сложности осуществляется обычно в виде совокупности организационных, оперативно-розыскных и иных мероприятий, объединенных единым замыслом и направленных на достижение общей цели. Оно готовится и проводится соответствующими оперативными подразделениями органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ОРД), самостоятельно или с привлечением других заинтересованных подразделений органов.

Основаниями для оперативного внедрения (ст. 7 Закона об ОРД), так же как и для осуществления иных предусмотренных законодателем оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 данного закона), являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 7 указанного закона). В данном случае речь идет об оперативном сопровождении уголовного дела.

2. Ставшие известными правоохранительным органам сведения:

— о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих и совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

— событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

— лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания.

3. Поручение следователя, органа дознания, указание прокурора или определение

суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих ОРД, по указанным основаниям.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении лиц, обеспечение государственной защиты которых возложено на органы безопасности.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

7. Необходимость получения данных для решения вопроса об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Орган, наделенный правом осуществлять ОРД, обязан представить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию об основаниях для проведения оперативно-розыскных мероприятий (в нашем случае — для оперативного внедрения), за исключением данных, внедренных в организованные преступные группы (ч. 3 ст. 9 Закона об ОРД); о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы (ч. 5 ст. 5 Закона об ОРД).

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, предоставляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД).

© НД. Абдуллаева, 2006

ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Процесс подготовки оперативного внедрения требует составления грамотного организационно-тактического плана внедрения. Такой план имелся в 100% изученных архивных дел оперативного учета. На то, что оперативное внедрение планировалось, указали 87,50% опрошенных оперативных работников уголовного розыска и 85,76% оперативных работников по борьбе с экономическими преступлениями. Лица, планировавшие внедрение, указали и на то, что в плане нашли отражение такие моменты, как цели и задачи оперативного внедрения (по 100% соответственно); легенды и линии поведения внедряемого лица (85,7 и 83,3%); обеспечение документами прикрытия (57,1 и 50,0%); место, время и тактические приемы внедрения (42,8 и 33,3%); меры по зашифровке и защите внедряемого лица (37,1 и 50,0%); порядок и содержание инструктажа лиц, участвующих во внедрении, о способах выполнения задания с проработкой их действий на случай возможного возникновения различных ситуаций (42,8 и 66,7%); организация связи с внедренным лицом (по 100%); контроль над обстановкой, в которой находится внедренное лицо (57,1 и 50,0%).

Решение о проведении оперативного внедрения может, на наш взгляд, считаться оптимальным, если оно отвечает следующим требованиям:

— вытекает из государственной стратегии борьбы с преступностью, поскольку выполняемая в ходе конкретной операции задача (в нашем случае по оперативному внедрению) является частью более общей задачи, одним из звеньев общей системы мер;

— соответствует природе оперативной деятельности, т.е. обязательно предусматривает оказание конспиративного управляющего воздействия на развитие ситуации в выгодном для органов, осуществляющих ОРД, направлении;

— строится на точном учете характера сложившейся оперативной обстановки (степень подготовленности оперативных работников, наличие финансовых средств и т.п.), а также отличается оригинальностью замысла и относительной простотой исполнения.

Для оперативного внедрения характерным является повышенный риск, так как оно в большинстве случаев осуществляется при недостаточности информации, и исходя из этого велика вероятность наступления негативных последствий. В этом смысле при принятии решения об оперативном внедрении, а также разработке плана внедрения необходимо учитывать положения уголовного закона об обоснованном риске, закрепленном в ст. 41 УК Российской Федерации.

План оперативного внедрения готовится исходя из анализа деятельности организованной преступной группы, оценки оперативной обстановки и наличия необходимых возможностей для его осуществления.

Планирование оперативного внедрения предшествует его практическому осуществлению. Вместе с тем оно неразрывно связано с ним: необходимость планирования обусловлена многообразием ситуаций и сложностью решаемых при этом задач, трудностями достижения поставленных целей.

Планирование рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия должно основываться на фактических данных, полученных в результате осуществления тех или иных практических мер (встречи с конфидентами, опрос, наведение справок и т.д.).

Планирование осуществляется не ради лишь самого этого процесса, а для того чтобы намеченные мероприятия затем реально претворить в жизнь, принять практические меры по раскрытию преступления, розыску скрывшихся преступников, получению информации об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

А.Ю. БУСЫГИН

аспирант

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ ПО УПК РФ

В свое время еще В.П. Нажимов указывал на зависимость формы процесса от политического режима и государственного строя, которые определяют отношения между государством и его гражданами1.

Так, в области уголовного процесса это привело к возникновению новой концепции уголовно-процессуальной политики государства — демократизации уголовного судопроизводства.

© А.Ю. Бусыгин, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.