КОБЗЕВА Светлана Ивановна,
доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета
им. О.Е. Кутафина (МГЮА) e-mail: [email protected]
12.00.10 - международное право; европейское право
К ВОПРОСУ ОБ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПАХ И НОРМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РОССИИ
Аннотация. В статье дана общая характеристика общепризнанных принципов и норм международного права, показано их влияние на развитие правового регулирования в сфере социального обеспечения. Наряду с универсальными принципами выделены общепризнанные принципы-нормы права социального обеспечения. Отмечено, что ратификация Россией Конвенции МОТ № 102 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения должна способствовать более эффективному применению общепризнанных принципов и норм международного права в российском законодательстве о социальном обеспечении. Выводы и предложения сделаны на основе исследования международных источников, российского законодательства, специальной литературы, судебной практики.
Ключевые слова: международное право, социальное обеспечение, права человека, общепризнанные принципы и нормы права.
KOBZEVA Svetlana Ivanovna,
Doctor of Law,
Professor of the Department of Labor Law and social security law, Kutafin Moscow state University of law (MSAL)
TO THE QUESTION OF UNIVERSALLY RECOGNIZED PRINCIPLES AND NORMS OF INTERNATIONAL LAW IN THE LAW ON SOCIAL SECURITY OF RUSSIA
Annotation. The article gives a General description of the generally recognized principles and norms of International Law, shows their impact on the development of legal regulation in the field of social security. Along with universal principles, universally recognized principles-norms of social security law-are highlighted. It is noted that Russia's ratification of the ILO Convention No. 102 of 1952 on minimum standards of social security should contribute to a more effective application of universally recognized principles and norms of International Law in the Russian legislation on social security. Conclusions and suggestions are made on the basis of research of international sources, Russian legislation, special literature, judicial practice.
Key words: International Law, social security, human rights, universally recognized principles and norms of law.
В связи с юбилеями принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ расширилось внимание к вопросам, касающимся международных и конституционных принципов и норм относительно прав человека и их реализации в национальном законодательстве.
Одной из характерных черт современного развития российского права признается возрастающая роль и влияние международного права
на внутригосударственное право, правовую систему страны. Это явление имеет характер встречных процессов, в результате которых происходит взаимообогащение, взаимопроникновение и определенная трансформация международного и национального права. Углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права носит характер объективной закономерности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
Международные правовые нормы выполняют роль ориентира (стандарта) для национального права по соблюдению прав человека законодательными и правоприменительными органами. Реализуемые через национальное законодательство они призваны способствовать усилению гарантий социальной защищенности всех категорий населения.
На протяжении многих лет ученые различных отраслей права уделяют пристальное внимание исследованию вопроса о роли и месте общепризнанных принципов, норм международного права, международных договоров Российской Федерации в правовой системе России [1; 3; 4; 10]. В трудовом праве и праве социального обеспечения широкое распространение получили основополагающие международные принципы и права [6; 7; 8].
Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Кроме того, в ряде статей Конституции РФ указывается на необходимость руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 17, ч. 1 ст. 55 и др.). Но в Конституции РФ не содержится определения общепризнанных принципов и норм международного права, не уточняется их место в правовой системе, что порождает определенные трудности в разрешении возникающих проблем, включая сферу социально-обеспечительных отношений.
Законодательство России широко использует словосочетание «общепризнанные принципы и нормы международного права». Например, в ст. 10 Трудового кодекса РФ указывается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации». Данная терминология используется и в отдельных законах права социального обеспечения; например, Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" указывает в п. 3 ст. 2, что в сфере пенсионного обеспечения «применяются общепризнанные принципы и нормы международного права».
Однако, несмотря на частое употребление данного термина, ни один международный акт, ни один внутригосударственный источник права его не раскрывает. Доктрина международного права также не дает однозначного ответа, что включает в себя данное понятие. Представляется, что необходимость его четкого определе-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
ния вытекает прежде всего из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Нельзя не согласиться с позицией, изложенной в отечественной юридической науке: поскольку общепризнанные нормы международного права играют важную регулирующую роль в межгосударственных отношениях, то в связи с этим задача определения условий, при которых международно-правовые нормы приобретают статус «общепризнанных», имеет как теоретическую, так и практическую значимость [16, с. 297].
В научной литературе по данной проблеме весьма широко представлены различные точки зрения специалистов разных отраслей права [1, с. 54 - 98; 4, с. 206 - 245; 10, с. 50 - 56].
Так, С.В. Черниченко отмечал, что «принципы международного права - общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера» [19, с. 13]. В свою очередь, рассматривая термин «общепризнанные нормы международного права», автор подчеркивал, что общепризнанные нормы считаются таковыми потому, что практически все члены межгосударственного сообщества, прямо или косвенно, согласились считать их для себя обязательными. Они (нормы) образуют своеобразный каркас международного права [19, с. 9].
И.И. Лукашук, осуществляя классификацию норм международного права, обратил внимание на универсальные нормы, которые он определил как нормы «общего международного права, обязательные для всех его субъектов», указав, что существование «таких норм, а также их значение подчеркиваются в универсальных международных актах. В таких актах и в национальном законодательстве они обычно именуются общепризнанными нормами международного права» [11, с. 136].
Авторы учебника «Международное право» под редакцией Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова дали понятие «универсальной нормы международного права», под которой понимается норма, «регулирующ(ая) отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами» [12, с. 93]. Принципы международного права авторы наделили следующими характеристиками: принципы - это наиболее важные, коренные нормы международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы; принципы международного права являются наиболее общими нормами; принципы являются общепризнанными нормами, обязательными для всех государств; принципы - это императивные нормы jus œgens, обладающие высшей юридической силой; принципы имеют универсальную сферу действия,
определяют содержание и методы сотрудничества государств в различных сферах; принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер [12, с. 94, 95].
Исследуя данную проблему, необходимо отметить, что обращает на себя внимание необоснованное разнообразие используемых правовой наукой терминов для обозначения однородного правового явления, а именно: «принципы международного права», «общие принципы международного права», «отраслевые принципы международного права», «общепризнанные принципы международного права», «основные принципы международного права», «общепризнанные нормы», «императивные нормы», «универсальные нормы», «общие нормы» и др. Кроме того, большинство авторов раскрывают понятие «общепризнанных принципов» через категорию «общепризнанных норм». Но тогда возникает вопрос: если принципы - это нормы, то какой смысл выделять их в отдельную категорию в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ? Полагаем, что между общепризнанными принципами и нормами не должно быть противопоставления, поскольку у них единое предназначение - это закрепление общечеловеческих ценностей, защита прав и свобод.
Известно, что спустя 10 лет после принятия Конституции РФ Верховный Суд РФ дал толкование рассматриваемых правовых категорий [13]. Он признал под общепризнанными принципами международного права основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права, как отмечалось, следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного [14, с. 3, 4].
Разумеется, Постановление Пленума не могло внести принципиальную новизну в трактовку этих категорий и сформулировать целостную картину их понимания. Из числа общепризнанных принципов международного права в Постановлении были выделены только два: принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Вместе с тем перечень общепризнанных принципов международного права гораздо богаче и разнообразнее. Постановление не ставило задачу провести четкую задачу юридического различия между общепризнанными принципами и общепризнанными нормами международного права, поскольку императивный характер первых, по сути, тож-
дествен принятию и признанию в качестве юридически обязательного признания вторых. Поэтому остается неясным механизм приобретения ими юридической обязательности для России. Не вносит определенности отсылка к документам ООН и ее специализированных учреждений для определения содержания принципов и норм. Во-первых, их число слишком велико. Во-вторых, ООН в числе иных актов принимает резолюции рекомендательного характера, не порождающих юридических обязательств для государств, т.е. не все ее документы могут закреплять правоустановления [15, с. 221].
Особенность реализации положений общепризнанных норм международного права в сфере внутригосударственных отношений в первую очередь связана с формой существования данных норм. Основным источником существования общепризнанных норм международного права является международный обычай. Нормативное определение данного понятия содержится в Статуте Международного Суда ООН, в силу ст. 38 которого Суд при разрешении переданных ему дел применяет, в частности, «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы» [17, с. 805]. Нельзя не согласиться с теми учеными, которые отмечают, что «специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил, однако это ни в коей мере не свидетельствует о «призрачности» обычая» [12, с. 109].
Е.А. Ершова в своем диссертационном исследовании подчеркивала, что «обычаи в настоящее время весьма спорно рассматривать только в виде атавизма прошлого. Обычаи, содержащие нормы трудового права, по мнению автора, являются одной из форм современного международного трудового права». В подтверждение своей точки зрения автор ссылалась на ст. 38 Статута Международного Суда ООН, преамбулу Венской конвенции о праве международных договоров и практику Международного Суда [2, с. 161 - 170].
А.Н. Талалаев указывал, что «сложность применения общепризнанных принципов и норм международного права объясняется тем, что они не зафиксированы в каком-либо одном международном акте, а разбросаны по многочисленным договорам и обычаям, поскольку в международном праве нет кодексов, подобных тем, которые есть во внутреннем праве государств» [18, с. 66].
В целях устранения подобных затруднений ученые предлагают воспользоваться правом
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
Конституционного Суда РФ давать толкование Конституции РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ; п. 4 ч. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Полагаем, что толкование Суда не решит в полной мере проблемы, поскольку Конституционный Суд как орган национальной юрисдикции, истолковывая термин «общепризнанные принципы и нормы международного права», изначально будет ориентирован на его понимание в рамках российской правовой системы. Однако это не исключает возможности обращения к мотивировочной части решений Конституционного Суда РФ в целях установления общепризнанных принципов и норм, послуживших одним из оснований для принятия решения.
Так, в источниках права социального обеспечения последних лет резко возросло количество норм, противоречащих Конституции РФ, в связи с чем Конституционный Суд РФ вынужден достаточно много принимать определений об устранении нарушений, проводя анализ и раскрывая содержание общепризнанных принципов и норм международного права. И.И. Лука-шук в связи с отсутствием сборника документов, который содержал бы все общепризнанные нормы международного права, справедливо подчеркивал, что «назрела необходимость издания Министерством юстиции и МИД сборника актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы» [11, с. 53]. Полагаем, что это долгая и кропотливая работа, которую еще предстоит проделать как в науке, так и в международной практике государств.
Однако, несмотря на отсутствие такого перечня, следует иметь в виду, что содержание общепризнанных норм международного права раскрывается, в частности, в резолюциях, декларациях, иных документах, принимаемых в рамках Организации Объединенных Наций, включая решения Международного Суда ООН, ее специализированных учреждений, таких как Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Международная Организация Труда (МОТ) и др.
В источники права социального обеспечения, естественно, включены те принципы, нормы, договоры, которые имеют отношение к предмету данной отрасли. Это по преимуществу принципы, нормы и договоры, связанные с проблемами прав и свобод человека и гражданина.
Принцип уважения прав человека и основных свобод в общей форме получил свое отражение в Уставе ООН (п. 3 ст. 1) при определении целей ООН в осуществлении международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
для всех...». Дальнейшее развитие и нормативное содержание этот принцип нашел в принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, Пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.) и др.
В Венской декларации Всемирной конференции по правам человека (1993 г.), сказано следующее: «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием».
Констатация равной ценности всех прав и свобод в международных актах оказывает существенное влияние на развитие и закрепление соответствующих положений в национальном законодательстве. В этой связи следует отметить как весьма позитивную формулировку Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст.
17).
Принципы демократии, верховенства (господства) права и уважения прав человека рассматриваются как общепризнанные и в рамках региональных международных организаций, например Совета Европы. В Уставе Совета Европы (1949 г.) установлено, что членом Совета может быть государство, принявшее на себя обязанность признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, пользуются правами человека и основными свободами.
Принципы Устава Совета Европы получили свою наибольшую концентрацию в принятой им Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) (Европейская конвенция). Данная Конвенция ратифицирована Россией в 1998 г., ее нормы и принципы имеют большое значение в развитии российского законодательства и правоприменительной деятельности, которые ориентируются на соответствие этим нормам и принципам.
В.А. Карташкин и И.А. Ледях, обращая внимание на значение для Российской Федерации Европейской конвенции, в своих комментариях к ней выделили следующие принципы.
1. Права человека и основные свободы являются естественными и принадлежат каждому от рождения, в силу этого они признаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.
2. Признаваемые Конвенцией права и свободы гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией государств - членов Совета Европы (ст. 1).
3. Официальные власти государств - членов Совета Европы обязаны соблюдать законность и нормы права. Только на уровне закона устанавливаются ограничения прав и свобод, соответствующие принципам демократического общества. Никакой подзаконный акт не может ограничивать права человека.
4. Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому бы то ни было признаку (ст. 14). При этом дискриминация налицо, когда устанавливаемые различия не имеют объективных и разумных оправданий.
5. Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства, а их обеспечение и защита являются предметом федерального законодательства и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов местных органов власти.
6. Коллективные права граждан вытекают из прав и свобод личности и не должны им противоречить. Государство или группа лиц не могут ликвидировать какие-либо права, закрепленные в Конвенции, под предлогом защиты коллективных прав.
7. Фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или иного чрезвычайного положения. Отступление от некоторых из этих прав допустимо лишь в том случае, если опасность является «реальной или неминуемой», ее последствия угрожают государству и обществу «в целом», а кризис носит «исключительный характер» [2, с. 7 - 10].
Для государств - участников Европейской конвенции, включая и Россию, названные принципы имеют определяющее значение, поскольку национальное законодательство должно соответствовать этим принципам, в том числе и в сфере социального обеспечения.
Крайне важным является вопрос: какие принципы в социальном обеспечении следует считать общепризнанными? Представляется, что ответ следует искать прежде всего в тех международных источниках, которые закрепляют основные права человека в сфере социального обеспечения, поскольку именно в них наиболее полно принципы получают свое выражение и развитие, раскрывают содержание. Было бы бес-
смысленно анализировать общепризнанные принципы и нормы международного права, если бы они не затрагивали суть социального обеспечения, не находили преломления в национальном законодательстве, не представляли концентрацию позитивного опыта многих государств в защите социальных прав, не отражали общечеловеческие ценности, не определяли идеалы, перспективы существовании человека и государства, мира, согласия, безопасности, ответственности.
Общепризнанные принципы международного права, как уже говорилось выше, - это сложное комплексное правовое явление, которое можно исследовать с разных позиций, как принципы, выражающие особо важные интересы его главных субъектов - государств: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, нерушимость границ, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение обязательств по международному праву и др. С другой стороны, к общепризнанным принципам относятся принципы, определяющие базовые начала отдельных, а в некоторых случаях нескольких соприкасающихся отраслей международного права.
В свою очередь, отраслевые общепризнанные принципы являются системообразующими в соответствующих отраслях международного права, они определяют содержание и взаимосвязь отраслевых норм. Е.А. Ершова, исследуя основополагающие принципы международного трудового права, за основу берет свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров, упразднение всех форм принудительного или обязательного труда, действенное запрещение детского труда, недопущение дискриминации в области труда и занятий, недопущение дискриминации в оплате труда, за равный труд - равное вознаграждение [3, с. 87 - 126].
Е.А. Ершова считает «возможным рассматривать в качестве неоспоримого права (jus cogens), обязательного как для российских правотворческих органов, так и для судов, юридических и физических лиц, основополагающие принципы международного трудового права, прежде всего выработанные в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" 1998 г., обязательные для всех государств-членов МОТ из самого факта их членства в Организации, даже если они не ратифицировали Конвенции МОТ, в которых данные основополагающие принципы нашли свою конкретизацию» [3, с. 125].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
Полагаем, что перечень представленных автором общепризнанных принципов в сфере труда недостаточно полный и необоснованно ограничен источниками МОТ.
И.К. Дмитриева в монографическом исследовании детально анализировала на большом фактическом, нормативном, научном материале общепризнанные принципы и нормы международного права в области труда и их место в правовой системе России [1]. Но, к сожалению, автором не дан ответ, какие конкретно общепризнанные принципы международного права действуют в трудовом праве, они растворились в универсальных (общеправовых) принципах и нормах международного права.
Представляется, что система общепризнанных принципов международного права может быть выстроена по разным критериям, например, по сфере действия (универсальные, межотраслевые, отраслевые), сущностной направленности (государства, права человека) и др. При этом какая бы ни была сгруппирован-ность общепризнанных принципов, они трансформируются от общего к частному, взаимодо-полняя и обогащая друг друга, образуют комплексное, единое, системное правовое явление, направленное на совершенствование права, мира, человека [9].
Анализ международных актов позволяет применительно к праву социального обеспечения наряду с универсальными принципами (социально-экономические права человека принадлежат ему от рождения и являются неотчуждаемыми, высшим правом человека является право на жизнь, высшей ценностью цивилизованного общества являются права человека, права должны быть гарантированы, закреплены законом) выделить такие общепризнанные принципы-нормы, как признание и гарантиро-ванность права на социальное обеспечение; закрепление для каждого члена общества равной возможности получения определенных видов социального обеспечения; право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий питание, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, охрану здоровья; предоставление социального обеспечения в случаях, когда человек теряет источник средств к существованию по независящим от него причинам (старость, утрата трудоспособности (временная или постоянная), вдовство, безработица, материнство, отцовство, детство, бедность и др.); дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от объективных и субъективных социально значимых обстоятельств; дальнейшее раз-
витие системы социального обеспечения; сохранение ранее приобретенных прав.
Ратификация Россией 3 октября 2018 г. Конвенции МОТ 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102), полагаем, будет способствовать более эффективному применению общепризнанных принципов и норм международного права в российском законодательстве о социальном обеспечении. Научное обоснование необходимости ратификации Российской Федерацией данной Конвенции МОТ было осуществлено современными учеными в области права социального обеспечения [13]. А сформировавшиеся конституционные основы реализации международных стандартов труда [5] должны содействовать тому, чтобы основополагающие принципы и права, конкретизирующиеся в реализуемых государством международных нормах, позволяли бы осуществлять комплекс мер, адекватных актуальным социально-экономическим и финансовым вызовам, создавая новые благоприятные возможности для прогрессивного социального развития [8].
Список литературы:
[1] Дмитриева И.К. Принципы российского трудового права: монография. М., 2004.
[2] Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы. М., 1996.
[3] Ершова Е.А. Источники и формы трудового права в Российской Федерации: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2008.
[4] Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации: монография. М.: Статут, 2006.
[5] Крылов К.Д. Конституционные основы реализации международных стандартов труда.// Конституция Российской Федерации 1993 года
- этапы конституционного строительства и современная реальность / отв. ред. Т.А. Сошни-кова: материалы Междунар. науч. конф. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 140 - 144.
- 275 с.
[6] Крылов К.Д. Об основополагающих принципах и правах в мире труда // Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы. М.: Проспект, 2000. С. 23 -36. - 320 с.
[7] Крылов К.Д. Основополагающие принципы и права в мире труда // Профсоюзная азбука. 1998. № 11-12. С. 57 - 60.
[8] Крылов К.Д. Основополагающие принципы и права: от вызовов - к благоприятным возможностям // Права человека в изменяю-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
щемся мире: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Т.А. Сошникова, Е.А. Карпов, Н.В. Колотова. М.: Изд-во Моск. гума-нит. ун-та, 2017. С. 75 - 78. - 376 с.
[9] Крылов К.Д. От права на труд к системе принципов и прав в сфере труда // Основные права человека в сфере труда и их защита. Основополагающие международные документы-стандарты. Комментарии специалистов / Крылов К.Д. и др. М.: «Библиотечка "Российской газеты"», 1999-2000. Вып. № 22-23. С. 5 -36. - 304 с.
[10] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М.: Юрист, 2002.
[11] Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М.: Спарк, 1997.
[12] Международное право: учеб. / Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов и др. М.: НОРМА-ИН-ФРА, 1999.
[13] Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв. ред. Э.Г. Тучкова, Ю.В. Васильева. М.: Проспект, 2013.
[14] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.
[15] Пряхина Т.М. Конституционная доктрина Российской Федерации. М., 2006.
[16] Ромашов Ю.С. Некоторые подходы к определению условий формирования общепризнанных норм международного права // Российский ежегодник международного права. СПб.: Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 1999.
[17] Статут Международного Суда Организации Объединенных Наций // Действующее международное право: в 3 т. / сост.: Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1996. Т. 1. С. 805.
[18] Талалаев А.Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией РФ // Государство и право. 1998. № 3.
[19] Черниченко С.В. Нормы и принципы международного права. М.: Научная книга, 1998.
Spisok literatury:
[1] Dmitrieva I.K. Principy rossijskogo tru-dovogo prava: monografiya. M., 2004.
[2] Evropejskaya konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod i dopolni-tel'nye protokoly. M., 1996.
[3] Ershova E.A. Istochniki i formy tru-dovogo prava v Rossijskoj Federacii: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2008.
[4] Zimnenko B.L. Mezhdunarodnoe pravo i pravovaya sistema Rossijskoj Federacii: monografiya. M.: Statut, 2006.
[5] Krylov K.D. Konstitucionnye osnovy realizacii mezhdunarodnyh standartov truda.// Konstituciya Rossijskoj Federacii 1993 goda -etapy konstitucionnogo stroitel'stva i sovremen-naya real'nost' / otv. red. T.A. Soshnikova: mate-rialy Mezhdunar. na-uch. konf. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2013. S. 140 - 144. - 275 s.
[6] Krylov K.D. Ob osnovopolagayushchih principah i pravah v mire truda / / Trudovoe pravo i pravo social'nogo obespecheniya. Aktual'nye problemy. M.: Prospekt, 2000. S. 23 - 36. - 320 s.
[7] Krylov K.D. Osnovopolagayushchie principy i prava v mire truda / / Profsoyuznaya azbuka.
1998. № 11-12. S. 57 - 60.
[8] Krylov K.D. Osnovopolagayushchie principy i prava: ot vyzovov - k blagopriyatnym voz-mozhnostyam // Prava cheloveka v izmenyayush-chemsya mire: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red.: T.A. Soshnikova, E.A. Karpov, N.V. Kolotova. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2017. S. 75 - 78. - 376 s.
[9] Krylov K.D. Ot prava na trud k sisteme principov i prav v sfere truda // Osnovnye prava cheloveka v sfere truda i ih zashchita. Osnovopola-gayushchie mezhdunarodnye dokumenty-stan-darty. Kommentarii specialistov / Krylov K.D. i dr. M.: «Bibliotechka "Rossijskoj gazety"», 19992000. Vyp. № 22-23. S. 5 - 36. - 304 s.
[10] Kutafin O.E. Istochniki konstitucionnogo prava Rossijskoj Federacii. M.: Yurist, 2002.
[11] Lukashuk I.I. Normy mezhdunarodnogo prava v pravovoj sisteme Rossii. M.: Spark, 1997.
[12] Mezhdunarodnoe pravo: ucheb. / G.V. Ignatenko, O.I. Tiunov i dr. M.: NORMA-INFRA,
1999.
[13] Mezhdunarodnye i rossijskie normy pen-sionnogo obespecheniya: sravnitel'nyj analiz / otv. red. E.G. Tuchkova, Yu.V. Vasil'eva. M.: Prospekt, 2013.
[14] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 10 oktyabrya 2003 g. № 5 «O primene-nii sudami obshchej yurisdikcii obshchepriznan-nyh principov i norm mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh dogovorov Rossijskoj Federacii» // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2003. № 12.
[15] Pryahina T.M. Konstitucionnaya dokt-rina Rossijskoj Federacii. M., 2006.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
[16] Romashov Yu.S. Nekotorye podhody k opredeleniyu uslovij formirovaniya obsh-chepriznannyh norm mezhdunarodnogo prava // Rossijskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. SPb.: Social'no-kommercheskaya firma «Rossi-ya-Neva», 1999.
[17] Statut Mezhdunarodnogo Suda Organ-izacii Ob"edinennyh Nacij // Dejstvuyushchee mezhdunarodnoe pravo: v 3 t. / sost.: Yu.M.
Kolosov i E.S. Krivchikova. M.: Izd-vo Mosk. neza-visimogo in-ta mezhdunar. prava, 1996. T. 1. S. 805.
[18] Talalaev A.N. Dva voprosa mezhdunarodnogo prava v svyazi s Konstituciej RF / / Gosu-darstvo i pravo. 1998. № 3.
[19] Chernichenko S.V. Normy i principy mezhdunarodnogo prava. M.: Nauchnaya kniga, 1998.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018