Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КОРОЛЕВСТВА СЕРБОВ, ХОРВАТОВ И СЛОВЕНЦЕВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КОРОЛЕВСТВА СЕРБОВ, ХОРВАТОВ И СЛОВЕНЦЕВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
401
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОЛЕВСТВО СЕРБОВ / ХОРВАТОВ И СЛОВЕНЦЕВ / ЮГОСЛАВИЗМ / КОРФСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ЖЕНЕВСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ПАРИЖСКАЯ МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич, Клочко Елена Андреевна, Лейбо Юрий Иванович

Более ста лет нас отделяет от времени создания первого югославского государства. При этом идеи, лежащие в основе его создания, имеют еще более глубокие исторические корни. Они напрямую связаны с языковой и культурной общностью югославянских народов, их стремлением сохранить свою этно-национальную идентичность в условиях имперского гнета поработителей. Целью проведенного в статье исследования являлся анализ завершающего этапа образования единого государства южных славян. В качестве основного в рамках данного исследования использовался исторический метод, позволивший авторам проследить процесс образования единого югославского государства в контексте исторических реалий того времени. Кроме того, в работе авторами был применен компаративный метод, позволивший им в сравнительном ключе исследовать специфику подходов каждого из народов-акторов объединительного процесса. По итогам проведенного исследования авторы пришли к выводу о том, что, несмотря на благородство цели и общую устремленность югославянских народов к созданию единого государства, условия и порядок его образования, а также неудовлетворительное решение национального вопроса в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев стали предметом принципиальных разногласий между «югославами». Именно эти проблемы в дальнейшем привели к нестабильности и внутренним конфликтам на национальной почве, постепенно разрушавшим саму суть объединительных идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич, Клочко Елена Андреевна, Лейбо Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE KINGDOM OF SERBS, CROATS AND SLOVENES: A HISTORICAL AND LEGAL STUDY

More than a hundred years separate us from the time of the creation of the first Yugoslav state. At the same time, the ideas underlying its creation have even deeper historical roots. They are directly connected with the linguistic and cultural unity of the Yugoslav peoples, their desire to preserve their ethno-national identity in the conditions of the imperial oppression of the enslavers. The purpose of the research conducted in the article was to analyze the final stage of the formation of a common state of the Southern Slavs. The historical method was used as the main one, which allowed the author to trace the process of the formation of a unified Yugoslav state in the context of the historical realities of that time. In addition, the authors used a comparative method, which allowed him to study the specifics of the approaches of each of the peoples-actors of the unification process in a comparative way. According to the results of the study, the authors came to the conclusion that, despite the noble goal and the general aspiration of the Yugoslav peoples to create a common state, the conditions and procedure for its formation, as well as the unsatisfactory solution of the national question in the Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes, became the subject of fundamental differences between the «Yugoslavs». It was these problems that later led to instability and internal conflicts on national grounds, which gradually destroyed the very essence of the unifying ideas.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КОРОЛЕВСТВА СЕРБОВ, ХОРВАТОВ И СЛОВЕНЦЕВ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-4-43-48

К вопросу об образовании королевства сербов, хорватов и словенцев: историко-правовое исследование

©Константин Анатольевич Половченкоа,

©Елена Андреевна Клочкоь, ©Юрий Иванович Лейбо:

МГИМО (У) МИД России, г. Москва, Российская Федерация ae-mail: kpolovchenko@gmail.com be-mail: klo4ko_elena@mail.ru ce-mail: de-kosta@yandex.ru

Аннотация. Более ста лет нас отделяет от времени создания первого югославского государства. При этом идеи, лежащие в основе его создания, имеют еще более глубокие исторические корни. Они напрямую связаны с языковой и культурной общностью югосла-вянских народов, их стремлением сохранить свою этно-национальную идентичность в условиях имперского гнета поработителей. Целью проведенного в статье исследования являлся анализ завершающего этапа образования единого государства южных славян. В качестве основного в рамках данного исследования использовался исторический метод, позволивший авторам проследить процесс образования единого югославского государства в контексте исторических реалий того времени. Кроме того, в работе авторами был применен компаративный метод, позволивший им в сравнительном ключе исследовать специфику подходов каждого из народов-акторов объединительного процесса. По итогам проведенного исследования авторы пришли к выводу о том, что, несмотря на благородство цели и общую устремленность югославянских народов к созданию единого государства, условия и порядок его образования, а также неудовлетворительное решение национального вопроса в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев стали предметом принципиальных разногласий между «югославами». Именно эти проблемы в дальнейшем привели к нестабильности и внутренним конфликтам на национальной почве, постепенно разрушавшим саму суть объединительных идей. Ключевые слова: Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Югославизм. Корфская декларация. Женевское соглашение. Первая мировая война. Парижская Мирная конференция.

DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-4-43-48

On the Question of the Formation of the Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes: A Historical and Legal Study

©Konstantin A. Polovchenkoa, ©Elena A. Klochkob, ©Yuri I. Leiboc

MGIMO University, Moscow, Russian Federation ae-mail: kpolovchenko@gmail.com be-mail: klo4ko_elena@mail.ru ce-mail: de-kosta@yandex.ru

Abstract. More than a hundred years separate us from the time of the creation of the first Yugoslav state. At the same time, the ideas underlying its creation have even deeper historical roots. They are directly connected with the linguistic and cultural unity of the Yugoslav peoples, their desire to preserve their ethno-national identity in the conditions of the imperial oppression of the enslavers. The purpose of the research conducted in the article was to analyze the final stage of the formation of a common state of the Southern Slavs. The historical method was used as the main one, which allowed the author to trace the process of the formation of a unified Yugoslav state in the context of the historical realities of that time. In addition, the authors used a comparative method, which allowed him to study the specifics of the approaches of each of the peoples-actors of the unification process in a comparative way. According to the results of the study, the authors came to the conclusion that, despite the noble goal and the general aspiration of the Yugoslav peoples to create a common state, the conditions and procedure for its formation, as well as the unsatisfactory solution of the national question in the Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes, became the subject of fundamental differences between the «Yugoslavs». It was these problems that later led to instability and internal conflicts on national grounds, which gradually destroyed the very essence of the unifying ideas.

Keywords: Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes. Yugoslavism. Corfe Declaration. Geneva Agreement. First World War. Paris Peace Conference.

Уже в первой половине XIX века в рамках освободительной борьбы югославянских народов против Османской империи и Империи Габсбургов оформились идеи их культурного и политического сближения. Именно в этот период появляются культурные движения, стремившиеся распространить среди югославянских народов идеи их единой исторической судьбы, идеи югославизма1. Однако реальные условия для фактического объединения югославянских народов вызрели только к началу XX века, когда Королевство Сербия2 становится сильной региональной державой, имеющей весомые позиции среди югославянских народов. Боснийский кризис 1809-1908 годов, возникший в результате аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией, подготовил условия для создания направленного против Турции и Австро-Венгрии Балканского союза 1912 года. В результате Балканских войн 1912-1913 годов территория Сербии увеличилась почти вдвое: в ее состав вошли территории Македонии, Косово и части Санджака3. Результаты Балканских войн естественным образом привели к возникновению неразрешимых противоречий между Сербией и Империей Габсбургов. Только развал Империи Габсбургов обеспечивал возможность югославянским народам, проживавшим на территориях, принадлежащих Австро-Венгрии, объединиться с уже существующими государствами югославянских народов Сербией и Черногорией, и, таким образом, создать единое государство южных славян. Поэтому в условиях усиления освободительной борьбы югославянских народов в самой Австро-Венгрии, последняя объявила войну Сербии, использовав так называемое Сараевское убийство, и эта война быстро переросла в мировую войну4. Так, уже в самом начале Первой мировой войны Правительство Сербии провозгласило, что ведёт войну за освобождение югославянских народов и их объединение в рамках Великой Сербии. Заявление, содержащее такой посыл, было сделано Правительством Сербии на заседании Народной скупщины 7 декабря 1914 года в Нише5 и вошло в историю как Нишская Декларация. В Декларации, в частности, указывалось: «будучи уверенной в решимости всего сербского народа выстоять в священной борьбе за защиту своих очагов и свободы, Правительство Королевства счита-

1 Термин «югослав» и «югославянин» впервые, в 1839 году, использовал выдающийся сербский литератор, переводчик Теодор Павлович (18041854) Уже в 1844 году сербский поэт и одновременно австрийский генерал Петр Прерадович (1818-1872) называет язык, на котором говорили южные славяне, единым югославянским. В то же время, в политическую плоскость новый термин перенесли представители хорватского национального движения». Наиболее известными из них, фактически идеологами югославизма как политического движения, являлись Йосип Юрай Штросмайер (1815-1905), и Франьо Рачки (1828-1894) - историк, археолог президент Югославянской академии наук. Целью идеологов югосла-визма было укрепление культурного единства югославянских народов для их последующего объединения в едином государстве.

2 В 1882 году Сербия была провозглашена Королевством Сербия.

3 В первой Балканской войне Сербия выступала с Болгарией, Грецией и Черногорией против Турции, а во второй - в коалиции с Грецией, Румынией, Черногорией и Турцией против Болгарии.

4 Несмотря на героическое сопротивление сербской армии (победы над австро-венгерскими войсками в Церской (12-24 августа 1914 года) и Ко-лубарской (16 ноября - 15 декабря 1914) битвах), территория Сербии в конце 1915 была оккупирована германскими и болгарскими войсками.

5 К тому времени Правительство Королевства Сербия уже покинуло

Белград под натиском агрессора.

ет своей главной в этот критический момент и единственной задачей обеспечить успешное завершение этой великой войны, которая с самого начала стала борьбой за освобождение и объединение всех наших несвободных братьев Сербов, Хорватов и Словенцев.» Нишская Декларация вошла в историю как политический акт, в котором создание единого государства сербов, хорватов и словенцев стало одной из главных военных целей Королевства Сербия.

Следующими важными вехами на пути к грядущему объединению стали, во-первых, создание и деятельность Югос-лавянского комитета, осуществлявшего представительство югославских народов Австро-Венгрии и предпринимавшего дипломатические действия, направленные на создание единого независимого югославского государства, включая территорию австро-венгерских югославов.

Во-вторых, подписание 20 июля 1917 года Николой Пашичем от имени Правительства Сербии и Анте Трум-бичем, представлявшим австро-венгерских югославов и являвшимся руководителем Югославянского комитета, Корфской декларации. Корфская декларация представляла собой совместное волеизъявление, в котором, исходя из принципа свободного самоопределения народов, декларировалось общее желание Сербов, Хорватов и Словенцев объединиться в едином свободном и независимом государстве с единой территорией и единым гражданством.

В-третьих, образование 29 октября 1918 года из территорий Австро-Венгрии, на которых проживали югославянские народы, Государства Словенцев, Хорватов и Сербов, которое было признано исключительно Королевством Сербия, что представлялось необходимым для последующего скорого объединения всех югославянских народов в едином государстве.

И, конечно же, военные успехи Королевства Сербия в ходе Первой мировой войны, полмиллиона воинов которой сложили головы за свободу и независимость югосла-вянских народов в этой войне.

Очередным важным дипломатическим шагом в процессе создания единого югославского государства стала Женевская конференция, проходившая с 6 по 9 ноября 1918 года. В конференции приняли участие, наряду с участниками подписания Корфской декларации (Николой Пашичем, представлявшим Правительство Сербии и Анте Трумбичем, представлявшим Югославянский комитет в Лондоне), представители Народного вече как высшего органа власти вновь образованного Государства Словенцев, Хорватов и Сербов, а также несколько представителей от партий сербской оппозиции. Никола Па-шич направил ноту союзническим властям, в которой уведомил их о том, что Сербия признает Государство Словенцев, Хорватов и Сербов. В свою очередь союзники направили участникам конференции сообщение, в котором приветствовали участников, что можно было рассматривать как согласие на формирование в перспективе единого государства югосла-вянских народов после падения Австро-Венгрии.

В ходе Женевской конференции было подписано Женевское соглашение, в котором, в частности, указывалось, что его участники «единодушно, торжественно и перед всем миром» провозглашают «объединение в государство Сербов, Хорватов и Словенцев», ожидая, что «народ Черногории, которому от-

крыты наши братские объятия, ... поспешит поприветствовать и присоединиться к этому акту». Ниже, в этом документе можно найти глубинное его содержание: «С этого дня и этим актом новое государство возникает и выступает как единое государственное целое и член сообщества свободных народов. Нет более границ, которые бы нас разделяли». В Женевском соглашении отдельное внимание уделялось и государственным границам нового государства: границы с соседними государствами «будут установлены ... основываясь на принципах права народности и права каждого народа на самоопределение.

Женевским соглашением был предусмотрен и порядок осуществления государственных полномочий вплоть до окончательного утверждения конституционного строя единого государства. Именно в нем проявлялся конфедеративный характер нового государства. Так, до принятия Конституции предусматривалось, что свои полномочия продолжали осуществлять Правительство Королевства Сербия и Народное вече Словенцев, Хорватов и Сербов в Загребе - «каждый орган в рамках своей правовой и территориальной компетенции в обычном порядке». При этом для осуществления внешнеполитического представительства, обеспечения обороны и «безопасности государственной территории как целого», а также подготовки созыва Учредительной скупщины в кратчайшие сроки должно было быть сформировано Временное совместное правительство, призванное представлять объединенное государство «во всех внешних проявлениях права, силы и воли». Помимо узкого круга иностранных дел (политических и военных) Временное совместное правительство по ряду вопросов, остающихся в компетенции правительств объединившихся субъектов, должно было выступать в качестве координатора. Это были вопросы железнодорожного сообщения, почты, телеграфа, продовольственного обеспечения населения, совместные финансы - «поскольку они связаны с вопросами, касающимися общей компетенции» Временного совместного правительства6.

Предусматривалось, что Временное правительство будет состоять из шести членов, трое из которых назначаются правительством Королевства Сербия, и трое Народным вече Государства Словенцев, Хорватов и Сербов с тем, чтобы организация Временного правительства основывалась на договоре между Правительством Королевства Сербия и Народным вече, в который можно было бы внести изменения в любое время. Соглашением о совместном правительстве было предусмотрено, что министры, назначаемые от Королевства Сербия, должны были приносить присягу «согласно Сербской конституции королю», а министры, назначаемые от Народного вече, «Народному вече в Загребе в лице его председателя доктора Корошца». Как подчеркивает профессор Марко Павлович, члены совместного правительства задумывались как делегаты территориальных правительств7.

Итак, снова, уже в рамках Женевском конференции, вопрос о государственном устройстве единого государства стал предметом сложных переговоров. В ходе дискуссий австро-венгерские югославы отставали позицию о максимально децентрализованном устройстве единого югославского государства. Стоян Протич в письме Николе Пашичу подчеркивал, характеризуя австро-венгерскую делегацию на Женевской конференции: «совершенно очевидно, что наши братья из бывших австрийских территорий чувствуют себя материально свободными от цены пролитой крови союзников, но не освободились они и духовно. Они все

6 Jankovic Dragoslav, Bogdan Krizman. Grada o stvaranju jugoslovenske drzave (1.I-20. XII 1918), Beograd. 1964. Str. 524.

7 Павловип Марко Српска правна истор^а. Крагу^евац. 2005. Стр. 611.

еще не свободны от идеологии Австро-Венгрии»8. Как результат, профессор Павлович отмечает, что Временное совместное сербско-хорватско-словенское правительство было построено в соответствии с австро-венгерским опытом9. И действительно, сербский министр Момчило Нин-чич писал по этому поводу Светозару Прибичевичу, что все больше и больше создается впечатления, «что в планах известных хорватских кругов видится создание вместо «единого государства, в котором они опасаются, что сербы будут играть главную роль, чисто австрийской комбинации. В этих планах нет никакой оригинальности, но лишь копирование отношений между Австрией и Венгрией»10.

Отдельное внимание в Женевском соглашении было уделено будущей Конституции. Она должна была быть принятой «Великой скупщиной объединенных Сербов, Хорватов и Словенцев, избранной на всеобщих, равных, прямых выборах тайным голосованием». Женевское соглашение предусматривало, что «эта Конституция будет основой всей государственной жизни, источником и фундаментом всех властей и права, и в соответствии с ее положениями в демократическом духе будет урегулирована вся государственная жизнь». Фактически в Женевском соглашении были прописаны все необходимые для создания нового государства и принятия его Основного закона положения.

Итак, в отличие от Корфской декларации Женевское соглашение обладало прямым юридическим содержанием. Как указывал профессор Слободан Йованович, Женевское соглашение стало реальной попыткой создания союзного государства из двух субъектов: Королевства Сербия, как международно-признанного государства, и вновь образованного Государства Словенцев, Хорватов и Сербов, как международно-непризнанного государства австро-венгерских югославов11. Профессор Ратко Маркович подчеркивает, что из положений Женевского соглашения вытекало, что до момента создания нового союзного государства Королевство Сербия и Государство Словенцев, Хорватов и Сербов, должны были находиться в статусе так называемой реальной унии12. При этом в самом Женевском соглашении не был урегулирован вопрос о форме правления, а также ряд иных вопросов, связанных с государственным устройством нового союзного государства. То, что все эти учредительные вопросы должны были быть решены будущей Учредительной скупщиной, естественным образом не устраивало престолонаследника-регента Александра Карагеоргиевича. Еще более вопиющим для Короны было то, что Женевское соглашение фактически приводило к формированию государственного дуализма, который наиболее ярко проявлялся в присяге министров. Так, Стоян Протич отмечал, что совершенно неуместным было то, что «министры, помимо Короля, нашего общего Короля, должны принести присягу кому-то еще». Таким образом, несмотря на то, что Никола Пашич как глава Правительства Королевства Сербия подписал Женевское соглашение, его преемник на посту главы сербского Правительства Стоян Протич, по согласованию с регентом Александром, от имени Правительства Сербии отказался

8 Jankovic Dragoslav, Bogdan Krizman. Grada o stvaranju jugoslovenske drzave (1.I-20. XII 1918), Beograd. 1964. Str. 554.

9 ПавловиЬ Марко Српска правна истор^а. Крагу|евац. 2005. Стр. 610.

10 Jankovic Dragoslav, Bogdan Krizman. Grada o stvaranju jugoslovenske drzave (1.I-20. XII 1918), Beograd. 1964. Str. 591.

11 1овановиЬ Слободан Политичке и правне расправе. Кн.ига друга.Бео-град. Стр. 294.

12 МарковиЬ Ратко Уставно право и политичке институц^е. Београд. 2008. Стр. 105.

ратифицировать Женевское соглашение13. Справедливости ради следует заметить то, что Народное вече в Загребе также не ратифицировало Женевское соглашение14.

Итак, поскольку Женевское соглашение так и осталось «мертвой буквой на бумаге», не будучи ратифицированным ни одним из государств-подписантов, постольку необходимо было в кратчайшие сроки найти принципиально иной способ объединения югославянских народов, отличный от того, который был предусмотрен Женевским соглашением. И такой способ был в кратчайшие сроки найден: 24 ноября 1918 года Народное вече приняло решение о том, что Государство Словенцев, Хорватов и Сербов объединяется с Королевством Сербия. В целях реализации своего решения, Народное вече в Загребе избрало единую делегацию из 28 членов, которую уполномочил «на проведение безотлагательного объединения в единое государство. При этом Народное вече дало делегации Напутствия, состоящие из конкретных требований, касающихся объединения. В частности, Напутствия содержали требование о том, что решение об образовании единого государства и его временном конституционном устройстве должно были быть принято совместно делегациями Народного вече, Правительства Королевства Сербия и представителями всех политических партий Сербии и Черногории. Кроме того, окончательное устройство нового союзного государства должна была определить Учредительная скупщина15 объединенных народов Сербов, Хорватов и Словенцев квалифицированным большинством в две трети голосов, созванная непозднее шести месяцев после заключения мира. При этом до созыва Учредительной скупщины, законодательную власть должно было осуществлять Государственное вече в качестве временного парламента нового союзного государства. В его состав должны были входить 95 членов Народного вече, 5 членов Югославянского комитета в Лондоне, аналогичное количество представителей Королевства Сербия и такое же количество представителей Черногории16. Также Напутствиях предусматривалось, что государственную власть, помимо Государственного вече как высшего органа союзного государства в переходный период, должны были осуществлять глава государства и правительство. Функции главы государства Сербов, Хорватов и Словенцев должен был осуществлять «король Сербии, соответственно, престолонаследник-регент Александр Карагеоргиевич. Он, руководствуясь принципами парламентского правления, должен был назначить правительство, «пользующееся доверием Государственного вече». Что же касается состава правительства единого государства, то оно должно было состоять из председательствующего министра и семи секретарей, каждый из которых был бы представителем соответствующего территориального субъекта17 единого государства. В Напутствиях предусматривалось, что государственные секретари «должны представлять интересы своих терри-

13 В результате, вышеуказанного развития событий Никола Пашич подал в отставку, которая была принята регентом Александром.

14 В частности, Светозар Прибичевич, один из представителей сербов Австро-Венгрии в составе Народного вече, выступил против Женевского соглашения, указав на то, что сербы Империи Габсбургов признают только власть короны карагеоргиевичей, поэтому неопределенность в форме правления являлась неприемлемой и недопустимой для сербов.

15 Именно Учредительная скупщина должна принять конституцию, определить форму правления и государственное устройство, основные права граждан, государственные символы и резиденцию правительства и иных высших органов государственной власти.

16 Государственное вече должно провести выборы в Учредительную скупщину.

17 Сербии, Хорватии и Славонии, Боснии и Герцеговины, Далмации,

Словении, Черногории и Бачке-Баната- Баранье.

ториальных субъектов в правительстве»18. Таким образом, наряду с Государственным вече, которое фактически должно было формироваться по принципу конфедеративного делегирования, также и государственные секретари должны были быть делегатами своих территориальных субъектов.

Что же касается компетенции правительства единого государства, то в нее входили полномочия в области внешней политики, обороны, морского судоходства, государственных финансов, почты и телеграфирования, в то время как все иные виды деятельности по-прежнему оставались в компетенции правительств территориальных субъектов. Таким образом, как подчеркивает профессор Фердо Чулинович, правительству единого государства отводилось особое место в системе управления. При этом оно за свою деятельность несло ответственность перед Государственным вече19.

Сравнительная характеристика содержания Женевского соглашения и Напутствий Народного вече позволяет сделать вывод о высокой динамике интеграционных процессов, имевших место на территории Южных Балкан в тот исторический период. Так, если в соответствии с Женевским соглашением как Королевство Сербия, так и Государство Словенцев, Хорватов и Сербов фактически должны были продолжать свое существование вплоть до принятия Учредительной скупщиной Конституции, которая бы их договорное объединение в форме «реальной унии» преобразовала в действительно единое государство. В соответствии же с положениями Напутствий Королевство Сербия и Государство Словенцев, Хорватов и Сербов объединялись в единое государство до созыва Учредительной скупщины, при этом Учредительная скупщина должна была принять решение лишь о конституционном устройстве уже созданного государства. Таким образом, в положениях же Напутствий явно проявлялась попытка Народного вече сделать соответствующие организационные выводы из ошибок, совершенных в Женеве, а именно: принять судьбоносное решение самостоятельно, взяв на себя ответственность за будущее региона и оставив на рассмотрение Учредительной скупщине лишь вопросы внутреннего устройства уже созданного государства.

Однако и этому плану объединения югославянских народов не суждено было воплотиться в жизнь. Во многом это стало результатом череды событий, имевших место в последние дни ноября 1918 года (до прибытия делегации Народного веча в Белград), которые в значительной степени повлияли на то, что объединение все же пошло по иному, чем предполагалось в Напутствиях, пути.

А именно, за три дня до прибытия делегации Народного вече Словенцев, Хорватов и Сербов в Белград для участия в объединительном процессе, 24 ноября, администрация региона Срем, входившего в состав Государства Словенцев, Хорватов и Сербов, приняла решение самостоятельно войти в состав Королевства Сербия. А уже на следующий день 25 ноября 1918 года Великая народная скупщина Сербов и иных славян в Воеводине приняла в Нови-Саде Резолюцию об объединении Воеводины с Сербией. Скупщина выразила желание, чтобы Правительство Королевства Сербия и Народное вече в Загребе предприняли все необходимое для создания единого государства Сербов, Хорватов и Словенцев под руководством Короля Петра I Карагеоргиевича и его династии. Кроме того, после освобождения сербскими войсками Черногории от австро-венгерских оккупантов, Великая народная скупщина Черногории приняла 26 ноября 1918 года в Подгорице ре-

18 Jankovic Dragoslav, Bogdan Krizman. Grada o stvaranju jugoslovenske drzave (1.I-20. XII 1918), Beograd. 1964. Str. 646.

19 Culinovic Ferdo Jugoslavija izmedu dva rata. Knj. I, II. JAZU. Zagreb. 1961. Str. 131.

шение о смещении с престола Короля Николы Первого и его династии и об объединении Черногории с братской Сербией в одно государство под руководством династии Карагеоргие-вичей и воссоздании общей родины «трехплеменного народа Сербов, Хорватов и Словенцев». Как отмечает профессор Ратко Маркович, вышеуказанные решения народных скупщин Воеводины и Черногории заметно усилили позиции Сербии в переговорном процессе с Государством Австро-венгерских Югославов. Кроме того, правительство Далмации 16 ноября 1918 года поставило Центральному комитету Народного вече ультиматум, пообещав, что объявит об объединении с Сербией, если он не сможет принять решение об объединении Государства Словенцев, Хорватов и Сербов с Королевством Сербия в ближайшее время20. Со своей стороны Югославян-ский комитет также настаивал на как можно более спешном объединении из-за сложности международного положения Государства Словенцев, Хорватов и Сербов21.

Итак, Первого декабря 1918 года делегацию Народного вече принял в Белграде престолонаследник-регент Александар Карагеоргиевич. В ходе встречи стороны обменялись письменными заявлениями, содержание которых было предварительно оговорено. В заявлении делегации Народного вече, среди прочего было указано: «Словенцы, Хорваты и Сербы, осуществив на территории бывшей Австро-венгерской империи переворот и временно провозгласив независимое народное государство, вдохновляемые идеей народного единства и опираясь на великий принцип демократии, которая предполагает, что каждый народ сам в праве решать свою судьбу, выразили в заявлении Народного вече от 19 октября 1918 года свое желание объединиться с Сербией и Черногорией в единое народное государство Сербов, Хорватов и Словенцев, которое бы охватывала всю этнографическую территорию Южных Славян...». Кроме того, Делегация выразила надежду на то, что престолонаследник-регент «совместно со всем нашим народом выступит за то, чтобы установленные границы нашего государства соответствовали нашим этнографическим границам во исполнение принципа народного самоопределения ...». В ответ на это заявление престолонаследник-регент Александр Карагеоргиевич от имени Короля Петра Первого Карагеоргиевича провозгласил «объединение Сербии с территориальными образованиями независимого Государства Словенцев, Хорватов и Сербов в единое Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев», пообещав, в частности, что «правительство предпримет все необходимые шаги для того, чтобы границы государства соответствовали этническим границам всего нашего народа.». Кроме того, как отмечает профессор Маркович в своем заявлении «.. .престолонаследник преюдицировал основные вопросы будущего конституционного устройства (форму правления, форму государственного устройства и т.д.) единого государства, связывая, таким образом, руки Учредительной скупщине»22.

Двадцатого декабря 1918 года было сформировано правительство нового государства. В него вошли представители различных политических партий, в том числе, хорватских и словенских. Председателем Правительства стал один из лидеров Сербской радикальной партии Стоян Протич, заместителем председателя - лидер Народной партии Словении Антон Ко-

20 Столь категоричное заявление правительства Далмации было вызвано тем, что войска Италии прорвались в Истрии и Далмации. Это, а также, страх разрастания набирающих силу в условиях нестабильности социального волнений сделал для лидеров хорватов безальтернативным путь к объединению Государства Словенцев, Хорватов и Сербов с Сербией

21 Davorin Rudolf. ml. Jugoslavija: unitarna drzava ili federacija povijesne teznje srpskoga i hrvatskog naroda - jedan od uzroka raspada Jugoslavije. Zbornik radova Pravnog fakulteta u Splitu. God. 46, 2/2009. Str. 297.

22 МарковиЬ Ратко. Уставно право и политичке институц^е. Београд. 2008. Стр. 107.

рошец и в прошлом председатель Народного вече Словенцев, Хорватов и Сербов в Загребе, министром иностранных дел -Анте Трумбич (в прошлом председатель Югославянского комитета). Двадцать второго декабря 1918 года Правительство приняло первый акт, имевший конституционное значение: в нем новое государство обрело название «Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев», государственные символы, а также был определен состав Временного народного представительства - временного представительного органа Королевства. Таким образом были созданы институциональные условия для начала конституционного строительства нового государства, завершившегося принятием двадцать восьмого июня 1921 года Учредительной скупщиной в праздник Видовдан23 Конституции Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (Видовданской конституции). Уже в статье 1 этой Конституции Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев определялось как конституционная, парламентская и наследственная монархия. Согласно статье 3 официальным языком Королевства являлся сербско-хорватско-словенский. Причем, по мнению профессора Лазы Кости-ча, черточки в слове «сербско-хорватско-словенский» означают не слияние, но подчеркивали значимость каждой из составляющих языка24. Наконец, в статье 4 Конституции 1921 года предусматривалось, что все граждане равны перед законом, и каждый обладает правом на равную защиту со стороны власти.

Что же касается вопроса международного признания Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, то его решение напрямую было связано с Парижской мирной конференцией, созванной в 1919 году державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами, побеждёнными в Первой мировой войне. Дело в том, что Италия претендовала как государство-победитель на ряд территорий южных славян, уже вошедших в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. В силу вышеуказанной, а также ряда других причин с образованием Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев государства-союзники не спешили его признавать, приняв решение разрешить этот вопрос на Парижской мирной конференции. Виду того, что Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев не получило к тому времени международного признания, в Парижской конференции участвовала делегация, представлявшая Королевство Сербию как субъекта международного права и государство-победителя в Первой мировой войне. Первыми, уже в начале февраля 1919 года, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев признали Норвегия и США. Затем последовало признание Германии. Великобритания и Франция объявили о признании Королевства Сербов, Хорватом и Словенцев, соответственно, 2 июня и 6 июня: непосредственно перед подписанием Версальского мирного договора. В свою очередь Италия признала Королевство Сербов Хорватов и Словенцев только подписанием Рапалльского договора 13 ноября 1920 года25. Таким образом, длительный процесс взаимного национально-культурного и политического притяжения южных славян завершился образованием единого югославянского государства.

23 Для сербов этот день является и днем скорби, поскольку 28 июня 1389 года они потерпели историческое поражение на Косовом поле от османских полчищ.

24 КостиЬ Лаза М. Коментар Устава Кра^евине 1угослав^е од 3 септем-бра ^угославенско уставно право). Београд. 1934. Стр. 134.

25 Рапалльский договор 1920 года - договор между Королевством Италия и Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев, заключенный для урегулирования территориальных споров на северном побережье Адриатического моря, в Далмации и Венеции-Джулии, согласно условиям которого Италия отказывалась от притязаний на Далмацию. При этом к Италии отошли от распавшейся Австро-венгерской империи почти вся Истрия с Триестом и Пулой, Опатия и ряд других территорий, преимущественно населенных югославянами.

Итак, исторические основания для реализации сформулированных еще в середине XIX века идей об объединении югославянских народов в одном государстве возникли только в ходе и после завершения кровопролитной Первой мировой войны, когда в результате самоотверженной борьбы югосла-вянских народов за независимость и ценой полумиллиона жизней сербских воинов государство-победитель Сербия сумела объединить югославянские народы в едином для них «доме», в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев. При этом нужно констатировать то факт, что путь к объединению южных

славян был извилистым, а порой и «тернистым». Как показали дальнейшие исторические события, несмотря на благородство цели и общую устремленность югославянских народов к созданию единого государства, условия и порядок его образования, а также неудовлетворительное решение национального вопроса в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев стали предметом принципиальных разногласий между «югославами». Именно эти проблемы в дальнейшем привели к нестабильности и внутренним конфликтам на национальной почве, постепенно разрушавшим саму суть объединительных идей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Boban Ljubo Hrvatske granice od 191S. do 1992. godine, Zagreb 1992.

2. Bogdan Krizman, Hrvatska u prvom svjetskom ratu, Hrvatsko-srpski politicki odnosi, Zagreb, 19S9.

3. Bilandzic Dusan Hrvatska moderna povijest. Zagreb. 1999.

4. Беляков С.С. Становление и развитие идеологии хорватского этнического национализма: конец 50-х - начало SO-х гг. XIX в. Вопросы всеобщей истории. 200S. Т. 10.

5. Davorin Rudolf ml. Jugoslavija: unitarna drzava ili federacija povijesne teznje srpskoga i hrvatskog naroda - jedan od uzroka raspada Jugoslavije. Zbornik radova Pravnog fakulteta u Splitu. God. 4б, 2/2009.

6. Фрейзон В. И. История Хорватии ^аткий очерк с древнейших времен, до образования респyблики Cанкт-Петербyрг. 2001.

7. Horvat Josip Politicka povijest Hrvatske 1. August Cesarec. Zagreb. 1990.

8. Jankovic Dragoslav, Bogdan Krizman. Grada o stvaranju jugoslovenske drzave (1.I-20. XII191S), Beograd. 19б4.

9. JовановиЧ Слободан Политичке и правне расправе. Kк,ига дрyга. Београд.

10. JaнковиЧД. МирковиЧ М. Државноправна истор^а Jyгославиjе. Бео-град. 19S4.

11. ^стиЧ Лаза М. ^ментар Устава ^алевине Jyгославиje од 3 сеп-тембра (jyгославенско yставно право). Београд. 1934.

12. Krfska konferencija - beleske sa sednica vlade Srbije i predstavnika Jugoslovenskog odbora, drzanih na Krfu 1917. godine, na kojima je donesena Krfska deklaracija, Beograd. 1924.

13. Macan TrpimirPovijest hrvatskoga naroda. Matica hrvatska. Zagreb. 1992.

14. Маркович Ратко Уставно право и политичке инститyциjе. Бео-град. 200S.

15. Никифоров Kß. Сербия на БалканахXXвек. Москва. 2012.

16. Павлович Марко Српска правна истори]а. Kрагyjевац. 2005.

17. Pavlicevic Dragutin Povijest Hrvatske. Zagreb. 1994.

18. Попович bura О федерализмy. Београд.1933.

19. Smerdel Branko Ustavno uredeje Evropske Hrvatske. Zagreb. 2013.

20. Sirotkovic Hodimir i Margetic Lujo Povijest drzava i prava naroda SFR Jugoslavije. Zagreb. 19SS.

21. Стефанович Jован Уставно право ФНР Jyгославиjе и компаративно. Kк,ига I. Загреб. 195б.

22. CтоjановиЧДраган Уставно право. Ниш. 2014.

REFERENCES:

1. Boban Ljubo Hrvatske granice od 1918. do 1992. godine, Zagreb 1992.

2. Bogdan Krizman, Hrvatska u prvom svjetskom ratu, Hrvatsko-srpski politicki odnosi, Zagreb, 1989.

3. Bilandzic Dusan Hrvatska moderna povijest. Zagreb. 1999.

4. Belyakov S.S. Formation and development of the ideology of Croatian ethnic nationalism: late 50s - early 80s of the XIX century. Questions of universal history. 2008. Vol. 10.

5. Davorin Rudolf ml. Jugoslavija: unitarna drzava ili federacija povijesne teznje srpskoga i hrvatskog naroda - jedan od uzroka raspada Jugoslavije. Zbornik radova Pravnog fakulteta u Splitu. God. 46,2/2009.

6. Freydzon V. I. History of Croatia A brief sketch from ancient times, before the formation of the Republic of St. Petersburg. 2001.

7. Horvat Josip Politicka povijest Hrvatske 1. August Cesarec. Zagreb. 1990.

8. Jankovic Dragoslav, Bogdan Krizman. Grada o stvaranju jugoslovenske drzave (1.1-20. XI11918), Beograd. 1964.

9. JoeaHoeuh Слободан Политичке и правне расправе. К^ига друга. Београд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Jaнковиh Д. Мирковиh М. Државноправна истор^а Jугославиjе. Београд. 1984.

11. Костиh Лаза М. Коментар Устава Кралевине Jугославиje од 3 сеп-тембра (угославенско уставно право). Београд. 1934.

12. Krfska konferencija - beleske sa sednica vlade Srbije i predstavnika Jugoslovenskog odbora, drzanih na Krfu 1917. godine, na kojima je donesena Krfska deklaracija, Beograd. 1924.

13. Macan Trpimir Povijest hrvatskoga naroda. Matica hrvatska. Zagreb. 1992.

14. Марковиh Ратко Уставно право и политичке институци]е. Бео-град. 2008.

15. Nikiforov KV. Serbia in the Balkans XXcentury. Moscow. 2012.

16. Павловиh Марко Српска правна истори]а. Крагу]евац. 2005.

17. Pavlicevic Dragutin Povijest Hrvatske. Zagreb. 1994.

18. Поповиh bura О федерализму. Београд.1933.

19. Smerdel Branko Ustavno uredeje Evropske Hrvatske. Zagreb. 2013.

20. Sirotkovic Hodimir i Margetic Lujo Povijest drzava i prava naroda SFR Jugoslavije. Zagreb. 1988.

21. Стефановиh Jован Уставно право ФНР Jугославиjе и компаративно. К^ига 1. Загреб. 1956.

22. Стоjановиh Драган Уставно право. Ниш. 2014.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность - 81,04%.

Статья поступила в редакцию 08.10.2021, принята к публикации 28.10.2021 The article was received on 08.10.2021, accepted for publication 28.10.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент, кафедры конституционного права, МГИ-МО (У) МИД России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: kpolovchenko@gmail.com

Клочко Елена Андреевна, кандидат политических наук, преподаватель кафедры испанского языка, МГИМО (У) МИД России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: klo4ko_elena@mail.ru. Лейбо Юрий Иванович, доктор юридических наук, профессор; профессор кафедры конституционного права, МГИМО (У) МИД России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: de-kosta@yandex.ru

ABOUT THE AUTHORS

Konstantin A. Polovchenko, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor of Department of Constitutional Law, MGIMO University, Moscow, Russian Federation, e-mail: kpolovchenko@ gmail.com.

Elena A. Klochko, Cand. Sci. (Polit.), Lecturer, Department of Spanish, MGIMO University, Moscow, Russian Federation, e-mail: klo4ko_ elena@mail.ru.

Yuri I. Leibo, Dr. Sci. (Law), Professor; Professor of Department of Constitutional Law, MGIMO University, Moscow, Russian Federation, e-mail: de-kosta@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.