Научная статья на тему 'К вопросу об образовании и ценности гуманитарного знания'

К вопросу об образовании и ценности гуманитарного знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ПРОГРЕСС / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНОЕ / ИНТУИТИВНОЕ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / КОГНИТИВИСТИКА / ЛИНГВИСТИКА / ИСКУССТВО / НАУКА / EDUCATION / CULTURE / PROGRESS / WORLDVIEW / SPIRITUALITY / IMAGINATION / CREATIVITY / RATIONAL / INTUITIVE / VERBALIZATION / COGNITIVE SCIENCE / LINGUISTICS / ART / SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кульбижеков Виктор Николаевич

В своей статье автор рассматривает проблему образования, которую считает основополагающим фактором в развитии культурного, технического и технологического прогресса страны, а также отмечает решающее значение в этом процессе гуманитарных наук и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Education and Value of Humanitarian Knowledge

The article deals with the problem of education as fundamental factor in the development of the cultural, technical and technological progress of the country. The author underlines the crucial importance of the humanities and arts in this process.

Текст научной работы на тему «К вопросу об образовании и ценности гуманитарного знания»

Но строение взаимосвязей смысловых объектов имеет семантическое ядро и его производные. Мыслительная реальность есть семантическое пространство. Сложность мыслительной реальности не является непреодолимым препятствием для функционирования мышления как такового. Мышление существует в пространстве собственного определения и предположения как существующего. «Мыслю и поэтому существую» как принцип фиксации собственной интеллектуальной реальности совершенно верен первично, то есть примитивно и аксиоматично фиксирует способ событийного смыслового самоопределения.

Смысловая интеллектуальная идентификация является самопроверкой и самоутверждением своей способности быть не только тем, кем ты являешься в данный момент времени, но, что, может быть, самое главное, быть тем, кем ты не являешься в данный момент времени, но кем ты можешь быть. И с точки зрения инновационной логики индивидуально-смыслового бытия важно, кем ты должен быть, в какую точку смыслового пространства ты должен прийти.

Смышление - сопоставление и связывание реальности и мышления как одного целого. Смышление есть способ образования пространства мыслительной реальности. Такое пространство образуется или же повторяется в результате применения мыслительного определённого действия. Действие становится точкой двойного обозначения континуума мышления. Пространство человеческого мышления выстраивается такими точками смыслового континуума. Правда, многократное повторение одной и той же точки, вне зависимости от числа повторения не увеличивает пространство мышления. Мышление как пространство изменяется лишь в том случае, когда изменяется качественная событийная определённость мысли, которую мыслящий полагает как новое состояние данного пространства.

Родина является общим пространством, в котором должны быть точки общего смысла. Если таких совпадающих смыслов нет, страна превратится в территорию, которую легко будет разделить на части. Рассмотрев семантические закономерности формирования социокультурного пространства в контексте логики ландшафтного бытия человека, можно полагать, что существует общая смысловая логика человека, культуры и Космоса-Онтоса.

Библиографический список

1. Колмаков, В. Ю. Информация, информационность, виртуальность / В. Ю. Колмаков. - Красноярск: СибГТУ, 2004. - 224 с.

2. Колмаков, В. Ю. Homo semanticus - начала дифференциальной семантики человека / В. Ю. Колмаков. - Красноярск: КрасГМУ, 2017. -

174 с.

© Колмаков В. Ю., 2018 УДК 009:141.1

К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ЦЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

В. Н. Кульбижеков

Сибирский федеральный университет

В своей статье автор рассматривает проблему образования, которую считает основополагающим фактором в развитии культурного, технического и технологического прогресса страны, а также отмечает решающее значение в этом процессе гуманитарных наук и искусства.

Ключевые слова: образование, культура, прогресс, мировоззрение, духовность, творчество, креативность, рациональное, интуитивное, вербализация, когнитивистика, лингвистика, искусство, наука.

Интерес современной науки к невербализованным слоям и аспектам сознания и мышления связан многочисленными причинами и обстоятельствами. Уже давно известно, что прогресс в науке и технике далеко не всегда обусловлен развитием исключительно логико-понятийного аппарата, в котором чётко прописаны основные стадии научного эксперимента, сформулированы цели, задачи, пути решения и конечный результат. Иными словами, различные новации и изобретения являются результатом работы не только логических, но и невербальных, иррационально-подсознательных элементов, которые лишь в дальнейшем облекаются, форматируются языковыми знаковыми формами. Поэтому изучение и вербализация творческих процессов, которые формируют новые знания, моделируют новую картину мира, бесспорно актуально.

Исключительно важную роль в процессе порождения невербализованных смыслов и значений играет музыка. Вопрос о том, является ли музыка формой интеллектуальной деятельности, существует ли феномен музыкального мышления, до сих пор вызывает ожесточённые споры и дискуссии. Музыканты утверждают, что нельзя сводить всё богатство звукового (музыкального) выражения лишь к сфере интеллекта, к сфере мышления [1]. Всё это так, но с равным правом невозможно говорить и о якобы принципиальной бессмысленности музыкального повествования, музыкальной речи.

Мы уверены, что музыкальная традиция каждой эпохи «кодирует» в себе важнейшие, общезначимые смыслы, формирующие её духовный облик. Однако доказать это очень непросто, потому что музыкальное мышление активизирует прежде всего чувственные аспекты перцепции (восприятия) и выражения. О том, что знание есть чувство (эстезис) писал ещё Платон. На первый взгляд кажется, что чувственная основа музыкального со-

общения как бы заменяет и нивелирует интеллектуальное содержание, но в действительности чувственно-эмоциональная основа музыки и является носителем содержания и смысла.

В XX веке были открыты новые, неведомые уровни человеческого познания. Проблемой познания в широком смысле слова занимается когнитивистика. Это направление, сформированное в 50-60-х годах прошлого века, в настоящее время активно и плодотворно развивается. Наиболее полно когнитивные исследования проводились в психологии (психо-когнитивное направление), нейрофизиологии и лингвистике [2] (нейролингви-стическая когнитивистика).

Выяснилось, что картина мира, создаваемая только языковыми (вербальными) средствами, является всего лишь узким срезом познания вообще, что многие жизненно важные процессы и явления либо принципиально невербализуемы, либо вербализуются задним числом, когда явления или процессы реально уже осуществлены и требуется лишь описание, перевод, транскрипция полученных результатов в языковую форму.

Очень симптоматично, что не только психологи, но и филологи, лингвисты были вынуждены признать, что язык и речь в настоящее время способны охватить только ничтожно малую часть феномена человеческого сознания и что под любой «готовой» понятийной оболочкой скрывается бездна сверхпонятийного невербализо-ванного смысла. Ещё А. Эйнштейн писал, что для него мышление почти всегда протекает, минуя слова, и в основном бессознательно. Известно, что открытия и изобретения в науке практически никогда не приходят в голову в том виде, в каком в дальнейшем эти открытия излагаются языковыми средствами в научных статьях, монографиях, учебниках. Значит, мыслительные интеллектуальные процессы, инициирующие те или иные открытия и изобретения, до сих пор являются предметом, который требует разработки.

В условиях кумулятивного роста современного знания, его роста в геометрической прогрессии, когда главной задачей обучения становится лишь усвоение информации, невозможно постигнуть те логические операционные ходы и механизмы, с помощью которых были инициированы те или иные открытия, изобретения, новации. Недостатки в современном образовательном процессе, когда учащиеся нацелены в первую очередь на запоминание и воспроизведение уже готового материала, мало способствуют интеллектуальному развитию. И так обстоит дело не только в гуманитарных науках, но и при освоении естественнонаучного цикла дисциплин, где требуется поиск, логическое мышление, аналитика. К сожалению, в наших учебных заведениях обучение всё чаще идёт по раз и навсегда определённому шаблону, алгоритму, в который необходимо вписаться. Поэтому обучающийся не осознаёт и даже не подозревает об альтернативных, не описанных в учебнике подходах, методах решения той или иной научной задачи или проблемы1.

Известно, что творческая креативная деятельность обусловлена ещё и многими подсознательными [3], внелогическими факторами, о которых в педагогике, как правило, вообще не идёт речь. На практике так называемое «расширение» проблемного поля, введение в школьные и вузовские курсы всё новых дисциплин и предметов приводит к плачевному результату. Обучающемуся оказывается не под силу самостоятельно разобраться в море учебной и научной информации. И это осложняется ещё и тем, что в современном образовательном процессе весьма слабо формируются базовые навыки: чтение, письмо, счёт, запоминание. Когда не сформированы базовые, необходимые навыки, «наваливание» на школьника и студента массы вариативных и факультативных курсов приводит не к формированию «всесторонне развитой личности», а к отуплению и индифферентному отношению к любой информации, любым знаниям, неумению отличить главное от второстепенного, причины от следствия, наглядных примеров от конечных выводов и др. И в этом ничего удивительного нет: при отсутствии единой концепции, единой целенаправленно выстроенной системы образования всё и рассыпается на дискретные, ничем не связанные обрывки знаний.

Образование перестало быть передовым институтом, локомотивом, организующим и структурирующим все сферы общества, наполняя любую деятельность человека целями, смыслами, ценностями, превратилось в сферу услуг, стало придатком, заискивающе обслуживающим сиюминутные интересы бизнес-элит и корпораций. Кризис в образовательной сфере обусловлен не только социальными противоречиями и факторами, но и потерей ориентиров, потерей определённой духовной среды, формирующей цели, задачи и смыслы. Этим никогда не занималась и не может заняться в принципе узкопрофильная техническая специализация.

Только гуманитарные науки могут выполнить важнейшую гражданскую патриотическую миссию воспитания подлинного гражданина и патриота Отечества. Литература, искусство, гуманитарные науки в целом видятся некой досадной помехой на пути превращения человека в бездумный придаток социальной системы. Ведь именно дегуманизация образования влечёт не просто умерщвление живой, активной личности со своей гражданской и человеческой позицией, она превращает индивида в безответственное существо, что ставит под угрозу вообще весь научный и технический прогресс. Общее состояние технического образования, проблемы в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров во многом обусловлены нивелированием и полным игнорированием гуманистических ценностей.

В самом деле, ни о каком технологическом прорыве не может идти речи, если не сформированы ценности, не сформулированы цели и идеалы такого прорыва. Чтобы инновации не оставались словами, они должны стать максимой для тех, кто их будет осуществлять. Если большинство живёт по принципу «к чему всё это?» или «и так сойдёт!», то никакого прорыва ожидать нельзя. Таким образом, приоритетная задача образования состоит не в том, чтобы обслуживать существующие, пока ещё весьма скромные потребности экономики, оказывая

1 Особенно ярко это проявляется, когда на первый взгляд способные, перспективные аспиранты оказываются полностью не готовыми к научно-исследовательской работе.

«образовательные услуги», а целенаправленно формировать идеалы, приоритеты, потребности, ценности для устойчивого, неуклонного развития всех сфер духовной жизни общества, воспитывать высокоразвитую духовную личность. Для такой парадигмы образования требуются и кардинально новые условия и способы получения, усвоения, применения знаний. Превращение учёных в бухгалтеров, лихорадочно подсчитывающих баллы, зачётные единицы, а также бесконечное составление и переработка огромного количества учебных планов, программ, фондов оценочных средств, учебно-методических комплексов отнюдь не способствует повышению уровня преподавания. Возможно, что чрезмерная заорганизованность, алгоритмизация современной педагогики, её институциональность не только не скрепляют, но и, к сожалению, сдерживают и тормозят новые, возможно, и парадоксальные способы решения насущных научных задач. Для новой парадигмы образования требуются и кардинально новые программы, новые условия, способы получения, усвоения знаний.

В этом плане исследования в области художественного творчества [4] могут дать новый толчок к пониманию скрытых, нереализованных и невербализованных источников возникновения, становления смыслов, целей, ценностей и идеалов. По существу мы до сих пор эксплуатируем модель развития, сложившуюся в естествознании ещё в ХУ11-ХУШ веках и давшую потрясающие результаты только в Х1Х-ХХ столетиях, когда параллельно с естественнонаучными изысканиями всё чаще предметом исследования становился сам человек, его сущность как биосоциального существа. Научное исследование сущности человека шло параллельно двумя путями:

1) исследование собственно психической деятельности человека, его мышления, воображения, памяти, характера, темперамента, то есть в русле психологии и нейрофизиологии;

2) исследование продуктов деятельности человека: артефактов, речи, письма.

Выяснилось, что понять природу человека принципиально невозможно, если исходить только из одного из этих подходов. Для того чтобы понять и оценить значение результатов человеческой деятельности, необходимо знать внутренний мир человека, его психологию. А чтобы понять, объяснить и интерпретировать явления психологического толка [5], необходимо ориентироваться на «овеществлённые данные» человеческого сознания, то есть на продукты его деятельности, артефакты. Более того, индивидуальное сознание неизбежно складывается в процессе социализации, общения, коммуникативных связей с другими индивидами. Этот процесс можно уподобить нейросети, где каждый нейрон связан с другими и общая «сетка» (результат коммуникативных связей) проявляется и в единичном нейроне. Так формируется индивидуальное сознание, опосредуется многообразными связями и отношениями.

Из временного потока мышление, рациональное сознание способно вычленить отдельные элементы, перерабатывая их в понятия, категории и работая с ними как с реальными объектами. Но создание подобной понятийной сетки никогда не способно исчерпывающе объяснить объективную реальность полностью и до конца. Следовательно, необходима целостная идеализированная или виртуализированная среда, моделирующая реальность не только в главных и существенных моментах, но и во всех частностях, подробностях, выявляющая не только целостные, но и глубинные сущностные элементы бытия. Привести все разрозненные элементы в гармоничное единство, создать целостную картину мира способны только литература и искусство. Они формируют ценностное сознание благодаря особой художественной эмоционально-насыщенной форме. Искусство формирует основные жизненные приоритеты и ориентации. Воссоздавая картины жизни, вскрывая те или иные жизненные проблемы и ситуации, искусство позволяет подняться до высших уровней обобщения и идеализации.

Таким образом, насущнейшая задача нашего общества - воспитать человека высокообразованного и духовно развитого, используя при этом богатейшие возможности невербализованных смыслов, целей и идеалов, которыми обладают искусство и литература, воздействующие непосредственно на человеческое сознание. Но это масштабная задача, требующая огромных усилий всей системы образования, всего общества и государства.

Библиографический список

1. Арановский, М. Г. Музыка как форма интеллектуальной деятельности / М. Г. Арановский. - Изд. 3-е. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2014. - 238 с.

2. Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику / В. А. Маслова. - Изд. 5. - М.: Флинта, 2011. - 296 с.

3. Кульбижеков, В. Н. Рациональное и интуитивно-бессознательное в музыкальном творческом процессе / В. Н. Кульбижеков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, Грамота, 2014. - С. 122-125.

4. Кульбижеков, В. Н. Рациональные основания музыкального творчества: Механизмы мысленного эксперимента в классической западноевропейской музыке Нового времени / В. Н. Кульбижеков. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2016. - 200 с.

5. Клочко В. И. Уровни сложности психологического мышления и современная когнитивистика / В. И. Клочко // Вестник Томского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Политология. - Изд-во ТГУ, 2012. - С. 37-43.

6. Береговая, О. А. Перспективы компаративных исследований в философии образования в условиях глобализации / О. А. Береговая, В. И. Кудашов // Философские науки. - М.: Издательский дом «Гуманитарий», 2018. - № 2. - С. 95-106.

7. Борисенко, И. Г. Виртуализация отечественного образовательного пространства / И. Г. Борисенко, С. И. Черных, В. И. Паршиков. -Красноярск, Изд-во СФУ, 2016. - 170 с.

8. Кудашов, В. И. Методологические аспекты определения профессионализма инженера / В. И., Кудашов П. Р. Валишин // Профессиональное образование в современном мире. - Новосибирск, Изд-во Сибирского отделения РАН, 2015. - С. 87-94.

9. Кудашов, В. И. Аксиологические трансформации в глобальном образовании как следствие информационных технологий / В. И. Кудашов, С. И. Черных, М. П. Яценко [и др.] // Профессиональное образование в современном мире. - Новосибирск, Изд-во Сибирского отделения РАН, 2017. - С. 975-986.

© Кульбижеков В. Н., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.