Научная статья на тему 'Геоландшафтное пространство как семантический код'

Геоландшафтное пространство как семантический код Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЕОЛАНДШАФТНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕМАНТИКА / SOCIO-CULTURAL SPACE / GEOGRAPHIC LANDSCAPE / SEMANTICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колмаков Владимир Юрьевич

В статье рассматриваются семантические закономерности формирования социокультурного пространства в контексте логики ландшафтного бытия человека. Можно полагать, что существует общая смысловая логика человека, культуры и Космоса-Онтоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Geological Space as a Semantic Code

The article deals with the semantic regularities of the sociocultural space formation in the logical context of human landscape beingness. It can be assumed that there is a common semantic logic of man, culture and Cosmos-Ontos.

Текст научной работы на тему «Геоландшафтное пространство как семантический код»

культурной коммуникации и способствует повышению уровня доверия и межэтническому взаимодействию и сотрудничеству. Развитие туризма имеет не только положительные общекультурные и гуманитарные последствия, но и вносит серьёзный вклад в развитие экономики сибирских регионов. На примере, скажем, Алтайского края, Горного Алтая это весьма ощутимо. Именно Алтайский регион уже обладает богатым опытом создания единого туристского пространства, положительное влияние которого существенно изменило общую социальную атмосферу, в том числе и в приграничных территориях, поскольку туристские маршруты не ограничиваются территорией одного района, региона или даже страны. Так, на Алтае давно стали популярны международные автотуры, совершаемые под руководством профессиональных гидов-инструкторов из Горного Алтая в Монголию по знаменитому Чуйскому тракту, имеющему продолжение в соседствующей с краем Монголией. Трансграничные туристические маршруты зачастую сопровождаются установлением культурных, производственных, экономических связей, совершенствуют транспортную инфраструктуру, приводят к учёту взаимных интересов, таким образом, на деле расширяя поле диалога и сотрудничества.

Мы уже говорили о том, что в условиях геополитической конкуренции, борьбы за ресурсы Сибири, не только не исключены, а напротив, вполне ожидаемы тонкая работа наших геополитических конкурентов с намеренным насаждением межрелигиозных, межэтнических противоречий, муссирование исторических обид в сознании, в том числе и коренных народов Сибири, где их, безусловно, будут представлять жертвами Российской (да и Советской) «колонизации» и «экспансии». Естественно, оставлять без внимания подобного рода процессы не только недальновидно, но и чревато негативными последствиями уже сейчас. Но все эти новые идеологические «симулякры» и их значение, как показывает исторический опыт, могут быть девальвированы и признаны несостоятельными только в обществе, которое объединено общими для всех людей созидательными и творческими задачами, нацеленными на улучшение жизни всего населения, на формирование нового социального порядка, вне зависимости от расы, нации, религиозной принадлежности. Залог мирных и продуктивных отношений между народами - совместная деятельная жизнь, в которой есть место творческому обмену в созидании ценного опыта цивилизационного развития. Сибирь, безусловно, этим диалогическим потенциалом обладает и потенциал этот колоссален.

Библиографический список

1. Титаренко, М. Л. Евразийство - как парадигма сосуществования и расцвета многообразия культур и цивилизаций / М. Л. Титаренко // XI Междунар. Лихачёвские научные чтения: мат-лы докладов, 2011. - URL: http//www.Hhachev.m/pic/site/files/Sbor_fun/2011_1_ms.pdf. (дата обращения: 19.08.2018).

2. Аксючиц, В. Противоречия национального характера. Метафизика народного духа / В. Аксючиц.- URL: www.apn.ru//publikations/artikle23258.htm (дата обращения: 19.08.2018).

3. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр. - URL: http://lit.lib.rU/k/kachalow_a//simulakres_et_simulation/shtml (дата обращения: 19.08.2018).

4. Зубов, В. Сибирское благословение / В. Зубов, В. Л. Иноземцев. - М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2013. - 192 с. © Инговатова А. Г., 2018

УДК 911

ГЕОЛАНДШАФТНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОД

В. Ю. Колмаков

Красноярский государственный медицинский университет им. В. Ф. Войно-Ясенецкого

В статье рассматриваются семантические закономерности формирования социокультурного пространства в контексте логики ландшафтного бытия человека. Можно полагать, что существует общая смысловая логика человека, культуры и Космоса-Онтоса. Ключевые слова: социокультурное пространство, геоландшафтное пространство, семантика.

Социокультурное и социоприродное пространство могут быть рассмотрены как информационные, смысловые. Эти пространства обладают своей особой смысловой логикой, которая, с одной стороны, есть детерминация геоландшафтного пространства, а, с другой - это логика смысло-культурных форм. В работе «Информация, информационность, виртуальность» [1] даётся обоснование того, что информация может рассматриваться в трёх абстрактных уровнях её сущности. С этих позиций первым уровнем является конкретная геоландшафтная детерминация, то есть информация как фактор, влияющий на формирование особого типа социальной организации, то есть фактор, влияющий на культуру, фактор, способный формировать особую сложную и развитую духовную и материальную культуру. Такова, по сути дела, позиция Льва Гумилёва, который увидел в этой идее нечто, что объясняет появление цивилизаций особого типа. Море, небо, скалы, острова, красивая природа и даже звёзды, космос - это онто-смысловые факторы Античной Греции, всё то, что предопределяет в его понимании феномен уникальности Античности. Также и Карлос Кастенеда увидел в феномене «места силы» то, что объясняет феномен появления особого типа сознания, особого типа психологического понимания энергии, но в данном случае ещё рассматривается и необходимость чувствования, чувственного понимания, правильного восприятия энергии места силы.

И в первом, и во втором случае пространство ландшафта внешнего или внутреннего рассматривается как фактор, определяющий сознание как духовное бытие, как бытие культуры. Но при этом не учитывается обратная взаимосвязь, которая принципиально важна. Семантическая топология ландшафта возникает не сама по

себе, требуется особое духовно-смысловое отношение, которое встраивает человека как духовную личность в это материально-естественно-природное уникальное бытие. Ведь, если геоландшафтный фактор не исчезает, то почему исчезают цивилизации, которые возникли посредством его влияния?

Анимизм, одухотворение гор, скал, рек, озёр, морей, облаков не срабатывает автоматически, должен быть кто-то, кто сможет придать материальным объектам как онтологическим знакам особое смысловое звучание, особое обратное воздействие. Анимизм в этом отношении выполняет важную смысловую функцию соединения бытия человека и некого объективно-онтологического бытия.

Человек существует в пространстве того, что он воспринимает как реально значимое для него пространство [2]. Онто-архитектурное пространство смысла у каждого человека связано с первыми воспоминаниями, детские воспоминания, как правило, отражают некое малое пространство комнат, предметов, которые окружали, и в памяти остались как особое смысловое состояние. По мере расширения пространства будет меняться то, как это пространство представлено в образах и понятиях в сознании, будет меняться и само сознание, с семантической точки зрения пространство воздействует на человека, человек воздействует на пространство.

Пространство, изменённое человеком, есть логическая архитектура смысла. Реализованные в этом пространстве «формы символического» как «смыслового» задают архитектурный стиль определённого города, культуры, общества и цивилизации. Такая символическая мыслительная культура имеет свои закономерности. Город отличается от города в силу того, что код города есть его Символы. Символы с большой буквы, то есть символы, несущие важную информацию. Топология как соединение ландшафта и улиц, домов, сооружений, парков и монументов создаёт новое пространство, которое уже не является чистым ландшафтом, это смысловой ландшафт.

Иконические коды - это коды, которые мы воспринимаем визуально. И в таком случае, иконическое мышление и творчество есть изменение кодов визуального порядка. Иконическое мышление имеет свои законы, свои особенности, в соответствии с которыми происходит передача необходимой информации.

Что такое Сибирь для зарубежных туристов? Сибирь - это медведи, снег, леса. Что такое Сибирь для жителей России? Медведи, снег, лес, но это всё же во многом альтернативные образы, разные по своему смыслу. Например, образ Сибири, сибирского региона как части России неплохо создаётся каналом RTG. Красивая картинка в хорошем HD качестве позволяет любоваться красивыми пейзажами, которых не найдёшь в европейской части России, но это просто красивая картинка, видеоряд, снятый профессиональными операторами.

Смысл пространства порождает культуру пространства. Определённый тип деятельности создаёт свой тип смысловой организации пространства. Так, охотники используют пространство, которое не только есть территория, на которой находится зверь. Но пространство зависит от зверя, на которого можно охотиться, охотник идёт за зверем, зверем определяется пространство и тропы, траектория охоты.

Кочевники: пространство зависит от территории, на которой можно пасти и выращивать скот, в основном это степи с разнотравьем, но и горные луга. Земледельцы: пространство зависит от территории, которая может давать достаточно устойчивый урожай. Земледелие изменяет «культура времени», смысл времени, с земледелием появляется другое время, оседлое время. Это не только образ жизни, это ноэма культурно-семантического порядка.

Городские жители изменяют пространство, городское пространство зависит от города, который может дать возможность их существования. Интеллигенция: пространство зависит от возможности зарабатывать на своё существование интеллектуальным трудом, это информационное пространство.

В целом пространство, в котором существует человек, всё в более значительной степени будет зависеть от информационных конструкций, которые прямо или косвенно создаются человеком. Так возникают новые виды пространства как семантической системы. Психо-топология была всегда, всегда люди наделяли объекты ландшафта особыми смыслами. Например: Волга - русская река, «... от Волги до Енисея - Рассея моя, ты Рас-сея...». Может, дальше это уже не Рассея, а может быть, что именно для определённого человека эта часть России есть то пространство, в котором он ощущает свою Родину как особое, обозначенное конкретными смыслами пространство. Психотопология: психотропное пространство и время поглощают человека, заставляют его подчиняться законам заданного смысла. Важно вырваться из тех моделей, которые тебе навязываются, если эти модели не соответствуют твоей индивидуальной семантике. Необходимо научиться управлять психологическим пространством и временем. Это необходимо для того, чтобы вырваться из тех структур, в которые тебя поместили те, кто умеет ими управлять.

Человек есть генератор психотропного пространства и времени. Если совсем просто: каждый человек производит, по меньшей мере, в своём сознании особые субъективные формации пространства и времени. Очевидно, что в процессе человеческой жизни происходит изменение особого психотропного пространства и времени.

Действующая семантическая модель пространства и времени при этом оказывается сосуществующей с теми континуумами, которые реальны в этот момент времени и способны проявлять свою активность, воздействующую на определённого субъекта как носителя и генератора соответствующей реальности.

Семанто-структура - любое материальное образование - города и дороги, любые результаты человеческой деятельности, любое означение, например, дерево или облако в японском буддизме. Инфоморфогенное поле, создаваемое материальной архитектурной системой, есть инфоструктура, то есть строение информации, сохраняемой и используемой определённым образом. Причём способ этого использования, способ семантического отношения вырабатывается коллективно.

Но строение взаимосвязей смысловых объектов имеет семантическое ядро и его производные. Мыслительная реальность есть семантическое пространство. Сложность мыслительной реальности не является непреодолимым препятствием для функционирования мышления как такового. Мышление существует в пространстве собственного определения и предположения как существующего. «Мыслю и поэтому существую» как принцип фиксации собственной интеллектуальной реальности совершенно верен первично, то есть примитивно и аксиоматично фиксирует способ событийного смыслового самоопределения.

Смысловая интеллектуальная идентификация является самопроверкой и самоутверждением своей способности быть не только тем, кем ты являешься в данный момент времени, но, что, может быть, самое главное, быть тем, кем ты не являешься в данный момент времени, но кем ты можешь быть. И с точки зрения инновационной логики индивидуально-смыслового бытия важно, кем ты должен быть, в какую точку смыслового пространства ты должен прийти.

Смышление - сопоставление и связывание реальности и мышления как одного целого. Смышление есть способ образования пространства мыслительной реальности. Такое пространство образуется или же повторяется в результате применения мыслительного определённого действия. Действие становится точкой двойного обозначения континуума мышления. Пространство человеческого мышления выстраивается такими точками смыслового континуума. Правда, многократное повторение одной и той же точки, вне зависимости от числа повторения не увеличивает пространство мышления. Мышление как пространство изменяется лишь в том случае, когда изменяется качественная событийная определённость мысли, которую мыслящий полагает как новое состояние данного пространства.

Родина является общим пространством, в котором должны быть точки общего смысла. Если таких совпадающих смыслов нет, страна превратится в территорию, которую легко будет разделить на части. Рассмотрев семантические закономерности формирования социокультурного пространства в контексте логики ландшафтного бытия человека, можно полагать, что существует общая смысловая логика человека, культуры и Космоса-Онтоса.

Библиографический список

1. Колмаков, В. Ю. Информация, информационность, виртуальность / В. Ю. Колмаков. - Красноярск: СибГТУ, 2004. - 224 с.

2. Колмаков, В. Ю. Homo semanticus - начала дифференциальной семантики человека / В. Ю. Колмаков. - Красноярск: КрасГМУ, 2017. -

174 с.

© Колмаков В. Ю., 2018 УДК 009:141.1

К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ЦЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

В. Н. Кульбижеков

Сибирский федеральный университет

В своей статье автор рассматривает проблему образования, которую считает основополагающим фактором в развитии культурного, технического и технологического прогресса страны, а также отмечает решающее значение в этом процессе гуманитарных наук и искусства.

Ключевые слова: образование, культура, прогресс, мировоззрение, духовность, творчество, креативность, рациональное, интуитивное, вербализация, когнитивистика, лингвистика, искусство, наука.

Интерес современной науки к невербализованным слоям и аспектам сознания и мышления связан многочисленными причинами и обстоятельствами. Уже давно известно, что прогресс в науке и технике далеко не всегда обусловлен развитием исключительно логико-понятийного аппарата, в котором чётко прописаны основные стадии научного эксперимента, сформулированы цели, задачи, пути решения и конечный результат. Иными словами, различные новации и изобретения являются результатом работы не только логических, но и невербальных, иррационально-подсознательных элементов, которые лишь в дальнейшем облекаются, форматируются языковыми знаковыми формами. Поэтому изучение и вербализация творческих процессов, которые формируют новые знания, моделируют новую картину мира, бесспорно актуально.

Исключительно важную роль в процессе порождения невербализованных смыслов и значений играет музыка. Вопрос о том, является ли музыка формой интеллектуальной деятельности, существует ли феномен музыкального мышления, до сих пор вызывает ожесточённые споры и дискуссии. Музыканты утверждают, что нельзя сводить всё богатство звукового (музыкального) выражения лишь к сфере интеллекта, к сфере мышления [1]. Всё это так, но с равным правом невозможно говорить и о якобы принципиальной бессмысленности музыкального повествования, музыкальной речи.

Мы уверены, что музыкальная традиция каждой эпохи «кодирует» в себе важнейшие, общезначимые смыслы, формирующие её духовный облик. Однако доказать это очень непросто, потому что музыкальное мышление активизирует прежде всего чувственные аспекты перцепции (восприятия) и выражения. О том, что знание есть чувство (эстезис) писал ещё Платон. На первый взгляд кажется, что чувственная основа музыкального со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.