Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОБОСНОВАННОСТИ КРИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МУН ЧЖЭ ИНА СО СТОРОНЫ ОППОЗИЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОБОСНОВАННОСТИ КРИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МУН ЧЖЭ ИНА СО СТОРОНЫ ОППОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / экономика РК / социаль ноэкономическая политика / рынок труда / пандемия / безработица / налоги / The Republic of Korea / Korean economy / social and eco nomic policy / labor market / pandemic / unemployment / taxes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синякова Анна Филимоновна

Рейтинг поддержки президента Мун Чжэ Ина упал с 80 % до 45 %. Для новейшей истории южнокорейских лидеров та кое снижение уровня поддержки населения к середине срока пол номочий не уникально. В случае президента Муна падение рейтинга особенно существенно на фоне первоначально высокого уровня одобрения. Заявленная экономическая политика последовательно реализуется в трех основных направлениях: реформирование рынка труда (повышение минимальной заработной платы, сокращение продолжительности рабочих часов, создание новых рабочих мест), реформирование крупнейших конгломератов, развитие социально го сектора. Перечисленные меры выглядят очень привлекательны ми и значимыми, нацеленными на сокращение разрыва в доходах, однако на практике они лишь усугубили его. Увеличение оплаты труда ощутимо ударило по владельцам ма лого и среднего бизнеса, о приоритетности которого тоже было за явлено среди экономических целей, в результате предприниматели стали сокращать число наемных работников, что привело к даль нейшему росту конкуренции на рынке труда. Безработица среди мо лодежи продолжила расти, неудовлетворенность граждан экономи ческой ситуацией и политикой президента тоже растет. Реальный ВВП сокращается, государственные расходы на социальную сферу, здравоохранение растут, выросли налоги на доходы физических лиц и корпораций —всё перечисленное, что непосредственно влияет на национальную экономику, является предметом критики оппози ции. Факторы международной экономической конъюнктуры, в числе которых рост протекционизма во внешней торговле, торговое противостояние США и Китая, ухудшение экономических отноше ний с Японией, пандемия COVID19 стали вызовом для междуна родных экономических отношений Южной Кореи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is Moon Jaein's economic policy justly criticized on behalf of the opposition?

The support rate of president Moon fell from 80 % to mere 45 %. We have seen shattered ratings of South Korean presidents before, however this particular decrease seems more drastic as the hopes of the voters were higher with this president. Declared economic policy reforms three different aspects: labor market (raising the minimum wage, redu cing working hours, creating new jobs), largest conglomerates, and deve loping of social policy. On the paper declared measures looked rather at tractive and solid, however reality turned out disappointing. Owners of small and medium businesses found increase of salary un profitable thus were forced to cut down employees. This led to a further increase in competition in the labor market. Youth unemployment conti nued to grow, and dissatisfaction with the economic situation grew dee per. Opposition is dissatisfied with shrinked real GDP, government spen ding on the social sphere, health care, increase in individual and corpora te taxes. World economic environment, including the growth of protectionism in foreign trade, USChina trade war, deterioration of economic relations with Japan, and COVID19 pandemic have become a challenge for South Korean international economic relations as well.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОБОСНОВАННОСТИ КРИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МУН ЧЖЭ ИНА СО СТОРОНЫ ОППОЗИЦИИ»

DOI: 10.48647/IFES.2021.88.18.021

А.Ф. Синякова

К ВОПРОСУ ОБ ОБОСНОВАННОСТИ КРИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МУН ЧЖЭ ИНА СО СТОРОНЫ ОППОЗИЦИИ

Аннотация. Рейтинг поддержки президента Мун Чжэ Ина упал с 80 % до 45 %. Для новейшей истории южнокорейских лидеров такое снижение уровня поддержки населения к середине срока полномочий не уникально. В случае президента Муна падение рейтинга особенно существенно на фоне первоначально высокого уровня одобрения. Заявленная экономическая политика последовательно реализуется в трех основных направлениях: реформирование рынка труда (повышение минимальной заработной платы, сокращение продолжительности рабочих часов, создание новых рабочих мест), реформирование крупнейших конгломератов, развитие социального сектора. Перечисленные меры выглядят очень привлекательными и значимыми, нацеленными на сокращение разрыва в доходах, однако на практике они лишь усугубили его.

Увеличение оплаты труда ощутимо ударило по владельцам малого и среднего бизнеса, о приоритетности которого тоже было заявлено среди экономических целей, в результате предприниматели стали сокращать число наемных работников, что привело к дальнейшему росту конкуренции на рынке труда. Безработица среди молодежи продолжила расти, неудовлетворенность граждан экономи-

ческой ситуацией и политикой президента тоже растет. Реальный ВВП сокращается, государственные расходы на социальную сферу, здравоохранение растут, выросли налоги на доходы физических лиц и корпораций — всё перечисленное, что непосредственно влияет на национальную экономику, является предметом критики оппозиции. Факторы международной экономической конъюнктуры, в числе которых рост протекционизма во внешней торговле, торговое противостояние США и Китая, ухудшение экономических отношений с Японией, пандемия COVID-19 стали вызовом для международных экономических отношений Южной Кореи.

Ключевые слова: Республика Корея, экономика РК, социально-экономическая политика, рынок труда, пандемия, безработица, налоги.

Автор: Синякова Анна Филимоновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры японского, корейского, индонезийского и монгольского языков, МГИМО МИД России. E-mail annasinyakova@yandex.ru.

Sinyakova A.F.

Is Moon Jaein's economic policy justly criticized on behalf of the opposition?

Abstract. The support rate of president Moon fell from 80 % to mere 45 %. We have seen shattered ratings of South Korean presidents before, however this particular decrease seems more drastic as the hopes of the voters were higher with this president. Declared economic policy reforms three different aspects: labor market (raising the minimum wage, reducing working hours, creating new jobs), largest conglomerates, and developing of social policy. On the paper declared measures looked rather attractive and solid, however reality turned out disappointing.

Owners of small and medium businesses found increase of salary unprofitable thus were forced to cut down employees. This led to a further increase in competition in the labor market. Youth unemployment continued to grow, and dissatisfaction with the economic situation grew deeper. Opposition is dissatisfied with shrinked real GDP, government spending on the social sphere, health care, increase in individual and corporate taxes. World economic environment, including the growth of protectionism in foreign trade, US-China trade war, deterioration of economic relations with Japan, and COVID-19 pandemic have become a challenge for South Korean international economic relations as well.

Keywords: The Republic of Korea, Korean economy, social and economic policy, labor market, pandemic, unemployment, taxes.

Author: A.F. SINYAKOVA PhD of Sciences (Economics), Associate Professor, MGIMO University (e-mail: annasinyakova@yandex.ru).

Президент Мун Чжэ Ин пришел к власти в 2017 г. в результате победы на досрочных выборах после импичмента Пак Кынхе. По аналогии с названием экономической политики японского премьера «абэномика» экономическую политику президента Муна называют J-номика (кор. х1] °1 ic"-] --) [Чжеиномикс..], название образовано от англоязычного написания первой буквы имени президента.

В основе экономического курса, заявленного изначально президентом, лежат вопросы социальной сферы, ориентированные на потребности граждан. Основной целью президента Мун Чжэ Ина был выбран устойчивый экономический рост, при котором одновременно могло быть обеспечено справедливое распределение доходов. В числе экономических задач были определены: создание рабочих мест для стимулирования экономического роста за счет доходов граждан; формирование справедливой экономики для работающих граждан и среднего класса; развитие инновационных и технологичных направлений; инновационный рост на базе стартапов и среднего и малого бизнеса; пропорциональное региональное развитие и развитие сельских территорий; развитие программ социального обеспечения для всех граждан, а также необходимость отойти от системы, когда опорой экономического роста являются крупные корпорации.

Выбор социальных приоритетов в экономической политике обусловлен сочетанием внутренних и внешних факторов, при которых продолжение следования привычной модели развития экспортори-ентированной экономики не представляется далее безусловно успешным. В национальной экономике наблюдается снижение темпов прироста реального ВВП (3,2 % в 2017 г., 2,7 % в 2018 г.) [Country...], номинальный ВВП за 2019 г. вырос на 1,1 % [KOSIS...], прогнозные показатели темпов прироста реального ВВП на 2020 г. минимальны. Темп прироста населения по-прежнему низкий: 0,14 % в 2020 г., доля пожилого населения (старше 65 лет) неуклонно ежегодно увеличивается: с 13,2 % в 2016 г. до 15,7 % в 2020 [KOSIS lOOtfl...]. Стратегия догоняющего развития уходит в прошлое, в традиционных

южнокорейских экспортных отраслях всё большую активность проявляют китайские производители, которые составляют серьезную конкуренцию, уменьшается объем внутренних инвестиций. На протяжении последнего десятилетия в Южной Корее стало заметным расслоение населения по уровню благосостояния. В совокупном доходе на 10 % самых бедных граждан приходится доля в размере 2,6 %, на 10 % самых богатых корейцев приходится доля в размере 23,8 %. Несмотря на то что коэффициент Джинни составляет 30,7 % [Мировой...], сравнительно не высоко в мировых сопоставлениях, но для РК, где на протяжении нескольких десятилетий развития расслоение было минимальным, это весьма заметно и, будучи представленным в кинематографе в виде социальной сатиры (фильм «Паразиты»), нашло отклик у аудитории в РК и в мире [Cho]. Помимо разницы в доходах граждан, на протяжении продолжительного времени не теряет актуальности проблема непреодолимого разрыва между крупными корпорациями и средним и малым бизнесом, государство выделяет в числе собственных приоритетов поддержку среднего и малого бизнеса уже длительное время, но диспропорции по-прежнему очень велики. Возможности, которыми обладают корпорации, не сопоставимы с тем, что доступно средним и малым предприятиям: в суммарном объеме инвестиций в исследования и разработки доля конгломератов составляет 76 %, доля венчурного бизнеса — 11 %, доля малого и среднего бизнеса — 13 %. Президент Мун Чжэ Ин, имея уровень одобрения граждан 86 % в 2017 г. [Buchholz], выдвинул экономическую программу, которая была нацелена на преодоление накопившихся сложностей и дисбалансов. Осенью 2020 г. уровень одобрения упал до 45 % [President's...]. Такое снижение поддержки и уменьшение одобрения действующего президента не является уникальным для южнокорейских лидеров в середине срока полномочий. Однако в случае президента Муна и его экономической политики у всех экономических субъектов есть неудовлетворенность результатом реализованных реформ.

Ключевым инструментом социальных преобразований была выбрана фискальная политика: налоговые поступления должны стать и основой для роста, и инструментом для преодоления экономических диспропорций.

Создание рабочих мест, по задумке инициаторов реформы, должно повысить занятость, улучшить благосостояние населения, привести к росту потребления, стимулировать внутренние инвестиции и промышленное производство для удовлетворения растущего спроса, отдельное внимание поддержке занятости пожилых людей и женщин. Меры экономической политики также нацелены на улучшение качества рабочих мест в сфере услуг и уменьшение разницы в оплате труда в производственной сфере и сфере услуг. В 2017 г. государством было создано 63 тыс. новых рабочих мест, в 2018 г. — 9,5 тыс., в 2019 г. — 18 тыс [Ferrier]. Показатель безработицы находится на минимальном уровне за последние несколько лет, однако занятость уменьшается в сферах производства, строительства и продаж, а людям старше 40 лет сложно найти работу. Одновременно в РК, известной как страна, где работают едва ли не больше всех в мире, была сокращена максимальная продолжительность рабочей недели с 68 часов до 52 и повышена минимальная оплата труда в час с 6470 вон (5,7 долл.) до 8350 вон (7,37 долл.). Принятые меры должны были бы привести к росту занятости, однако в итоге вызвали обратный эффект, когда найм каждого дополнительного работника становится затратным и невыгодным для работодателя. Больше всего реформа затронула компании среднего и малого бизнеса и категорию временно занятых работников, то есть тех экономических субъектов, которые являются основной целевой группой в реализации мер обеспечения справедливого благосостояния. В итоге средний и малый бизнес, а также категория временных работников, изначально поддерживавших президента Муна, оказались в неблагоприятной ситуации в связи с реализацией мер экономической политики и ощутили ее как дополнительное бремя. Примечательно, что согласно опросам общественного мнения, около 72 % «белых воротничков» высказывается в поддержку уменьшения количества часов трудовой недели, а около половины «синих воротничков», высказываются за увеличение рабочего времени [Song]. Временные рабочие, являющиеся наименее защищенной категорией работников, оказались в еще более невыгодной ситуации, когда работодатель не то, что не увеличивает найм, а наоборот, еще больше сокращает его и увольняет работников, чтобы не терпеть убытки, связанные с изменением минимальной оплаты труда. Мультипликативный рост по-

требления и внутреннего инвестирования вслед за реализованными мерами практически отсутствует. Не улучшается и ситуация с национальным рынком недвижимости и системой залоговой долгосрочной аренды жилья ^И] (Чонсе), которая длительное время служила источником внутренних капиталовложений. Цены на жилье, особенно в столичном регионе, перегреты, уровень сбережений не позволяет большинству корейцев оперативно приобрести жилье. Система залога за арендуемую квартиру с одной стороны давала арендатору возможность в течение двух лет сберегать и откладывать деньги на приобретение собственного жилья, с другой, предоставляя крупную денежную сумму арендодателю, также стимулировала инвестиции: приобретение недвижимости, вложения в бизнес и др., то есть уже подтверждавший свою эффективность в южнокорейских реалиях метод. Сейчас величина залога только растет однонаправ-ленно со стоимостью жилья и не дает возможности людям улучшать свои жилищные условия. Поскольку аренда на двухлетний срок на основании выплаты собственнику жилья залоговой стоимости, достигающей и даже превышающей размер половины цены квартиры, преимущественно относится к жилью в многоквартирных комплексах, ориентированных на семейное проживание, то в связи с неуклонным подорожанием и недоступностью для граждан становится объективным препятствием для создания семьи, что вызывает новый виток сокращения рождаемости и суммарных расходов. Увеличение суммы залога вслед за ростом цены жилья вызывает недовольство и критику со стороны граждан и оппозиции.

Одновременно правительство повышает налог на владельцев нескольких дорогостоящих объектов недвижимости, что призвано уменьшить число спекулятивных сделок на рынке недвижимости и улучшить ситуацию с социальным неравенством, но вызывает неизбежное недовольство у владельцев такого жилья.

Проблемы молодежи, связанные со сложностью трудоустройства после завершения учебы, и в целом безработица среди молодёжи непосредственно влияют на низкий уровень удовлетворенности жизнью (показатель, по которому РК занимает последние места среди стран ОЭСР), на достаточно пессимистический взгляд на экономические перспективы (около половины молодых людей считают, что их доходы будут ниже доходов поколения родителей), а также

вносят вклад в желание молодых корейцев уехать из страны, нежелание вступать в брак и брать на себя какие-либо обязательства, в том числе финансовые, дальнейшее снижение рождаемости и рост нагрузки на трудоспособное население за счет сокращения доли работающей молодежи. Все перечисленное также неизбежно вызывает критику.

Возможности экономического роста за счет увеличения доходов не являются безусловной, рост доходов на 10 % не означает такой же рост расходов. Эти средства могут быть вложены в пенсионные страховые программы, пойти на оплату налогов, выплату кредитов. Таким образом, сама идея реализуемости подобного экономического курса не может не подвергаться критике.

В сфере реформирования крупных конгломератов-чеболей экономическая политика заключается в том, чтобы сокращать возможность и степень их влияния на принятие политических решений, громкие скандалы последних лет, в центре которых представители семей, контролирующих крупные конгломераты, вероятно, особенно распространяются СМИ с целью увеличения репутационных рисков. Преемственность экономического курса, названного «справедливой экономикой», в отношении чеболей продолжает политику стимулирования более тесного сотрудничества крупного и среднего и малого бизнеса.

Поддержка инновационных отраслей, высокотехнологичных разработок должна быть реализована в виде поддержки ученых, исследований, конкурентоспособности традиционных ключевых отраслей, в том числе полупроводниковой, автомобилестроительной отрасли, развития возобновляемых источников энергии, кластера биотехнологий. На фоне достаточно эффективного сдерживания распространения COVID-19 южнокорейский опыт признан одним из лучших, и все страны заинтересованы в скорейшей стабилизации экономической ситуации, которая недостижима без улучшения эпидемиологической ситуации, в таких условиях есть предпосылки того, что биотехнологии и разработки в сфере здравоохранения действительно смогут стать новым фактором роста в среднесрочной перспективе.

В текущей экономической ситуации Мун Чжэ Ин пытается не допустить погружения южнокорейской экономики в стагнацию, из

которой чрезвычайно сложно выбраться, что демонстрирует экономика Японии. При этом налоговое бремя, рассчитанное как процент к ВВП, продолжало расти. Налог на доходы в процентом отношении к ВВП увеличился с 4,8 до 5,2 % от ВВП в 2017—2018 гг., налог на прибыль корпораций с 3,8 до 4,5 % за тот же период. По итогам 2019 г. налоговые сборы впервые за последние пять лет не смогли достичь плановых показателей, что привело к дефициту бюджета. Несмотря на то, что максимальная ставка налога на прибыль корпораций была увеличена с 22 до 25 %, из-за суммарного снижения прибылей, в том числе экспортных, особенно у производителей чипов, налоговые отчисления оказались существенно ниже запланированных в бюджете. Сборы подоходного налога и налога от операций с ценными бумагами тоже оказались меньше ожидаемых. При этом, согласно плановым показателям, налоговая нагрузка на душу населения будет продолжать расти, поскольку вплоть до 2023 гг. предполагается ежегодное повышение обязательных государственных отчислений на социальные программы на 8,9 %. Рост налогов, который затронул все экономические субъекты, не мог не вызвать критики. Судя по фактической ситуации в РК, недовольство осуществляемым экономическим курсом высказывает не только оппозиция, но и те, на кого политика направлена с целью улучшения их положения. Ни молодежь, ни пожилые люди, ни бедные, ни богатые, ни средний и малый бизнес, ни крупный бизнес в сложившейся беспрецедентно трудной и непрогнозируемой ситуации в экономике не удовлетворены и не могут быть удовлетворены экономической политикой.

Библиографический список

Мировой атлас данных. URL: https:/Дnoema.m/aÜas/Южная-Корея/Коэф-фициент-Джинни (дата обращения: 11.11.2020).

Сон Чхунхён, Ю Сонёль, Ким Чжихён. Кёнчже пальчжон чонбу ёкхаль, иль-чари хвакчхун-кючже хёксин-нодонсичжан кэхёюун: [Роль правительства в экономическом развитии: больше рабочих мест, модернизация регулирования, реформа рынка труда] //Тонаильбо 1.04.2020. URL: https://www.donga.com/news/ Economy/article/all/20200401/100440845/1 (дата обращения: 11.11.2020) (На кор.)

Чжеиномикс хэксим чу 52сиган кылло... чунсогиопын: [Основа чженомики 52-часовая рабочая неделя и средний и малый бизнес] // SBS. URL: https://www. youtube.com/watch?v=SFeZSoHciT0 (дата обращения: 11.11.2020) (На кор.)

Buchholz, Katharina. President Moon's Approval Rating Is in Free Fall //Statista 29.05.2019. URL: https://www.statista.com/chart/18207/president-moon-jae-in-appr oval-rating-south-korea/ (дата обращения: 11.11.2020).

Cho, Mansoo; Park, Sunhee. For South Korean Youth, Parasite Burrows Close to Home // The Globe And Mail 3.01.2020. URL: https://www.theglobeandmail.com/ opinion/article-for-south-korean-youth-parasite-burrows-close-to-home/ (дата обращения: 11.11.2020).

Country statistical profile: Korea 2020/1 //OECD. URL: https://doi.org/10.1787/ g2g9e9b4-en (дата обращения: 11.11.2020).

Ferrier, Kyle. Moon Jae-in at the Halfway Mark // The Diplomat 14.11.2019. URL: https://thediplomat.com/2019/11/moon-jae-in-at-the-halfway-mark/ (дата обращения: 11.11.2020).

KOSIS. URL: https://kosis.kr/conts/nsportalStats/nsportalStats_0102 Body.jsp? menuId=18&NUM=1183&searchKeyword=&freq=Y&cntUpdate=Y (дата обращения: 11.11.2020).

KOSIS 100тэ чипхё: [100 показателей]. URL: https://kosis.kr/conts/nsportalSta ts/nsportalStats_0101Body.jsp?menuId=all (дата обращения: 11.11.2020) (На кор.).

President Moon's Approval Rating Falls Amid Another Justice Minister Scandal // The Korea Herald 10.09.2020. URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=2020 0910000296 (дата обращения: 11.11.2020).

References

Buchholz,, Katharina. President Moon's Approval Rating Is in Free Fall, Statista May 29, 2019. URL: https://www.statista.com/chart/18207/president-moon-jae-in-ap proval-rating-south-korea/ (accessed 11 November, 2020).

Cho, Mansoo; Park, Sunhee. For South Korean Youth, Parasite Burrows Close to Home, The Globe And Mail Jan 3, 2020. URL: https://www.theglobeandmail.com/ opinion/article-for-south-korean-youth-parasite-burrows-close-to-home/ (accessed 11 November, 2020).

Country statistical profile: Korea 2020/1, OECD. URL: https://doi.org/10.1787/ g2g9e9b4-en (accessed 11 November, 2020).

Ferrier, Kyle. Moon Jae-in at the Halfway Mark, The Diplomat Nov 14, 2019. URL: https://thediplomat.com/2019/11/moon-jae-in-at-the-halfway-mark/ (accessed 11 November, 2020).

'Jeinomikseu' haeksim ju 52sigan keullo..jungsogieobeun [J-nomics: 52-hours working week...SME], SBS. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SFeZSoHciT0 (accessed 11 November, 2020) (In Korean).

KOSIS. URL: https://kosis.kr/conts/nsportalStats/nsportalStats_0102Body.jsp?m enuId=18&NUM=1183&searchKeyword=&freq=Y&cntUpdate=Y (accessed 11 November, 2020).

KOSIS 100 tae jipyo [100 indicators]. URL: https://kosis.kr/conts/nsportalStats/ nsportalStats_0101Body.jsp?menuId=all (accessed 11 November, 2020) (In Korean).

Mirovoi atlas dannykh [Global Data] URL: https://knoema.ru/atlas/roxHafl-Ko-реfl/Koэ$$нцнент-,Цxнннн (accessed 11 November, 2020).

President Moon's approval rating falls amid another justice minister scandal, The Korea Herald, Sept 10, 2020. URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=202009 10000296 (accessed 11 November, 2020).

Song Chunghyeon; Yu Seongyeol; Kim Jihyeon. Kyeongjebaljeon jeongbu yeokhal, iljari hwakchung-kyuje hyeoksin-nodongsijang kaehyeoksun [The Role of Government in Economic Development: Job Creation, Regulation Innovations, Labor Market], Tongailbo Apr 1, 2020. URL: https://www.donga.com/news/Economy/article/all/2020 0401/100440845/1 (accessed 11 November, 2020) (In Korean).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.