Научная статья на тему 'К вопросу Об обороте земель сельскохозяйственного назначения'

К вопросу Об обороте земель сельскохозяйственного назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колобова Альбина Ивановна, Мусиенко Дина Викторовна

Вскрыты основные проблемы формирования современного рынка земель сельскохозяйственного назначения, дан анализ использования земельных долей как основных объектов земельного рынка. С помощью корреляционного анализа выявлена степень влияния природно-экономических факторов на статус земельных долей. Выявлены проблемы при вовлечении земельных долей в рыночный оборот земель и предложены некоторые пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF TURNOVER OF AGRICULTURAL PURPOSE LANDS

The paper reveals major problems of formation of modern market of agricultural purpose lands, it analyses use of land shares as basic objects of land market. By means of correlation analysis the extent of influence of natural-economic factors on the status of land shares is revealed. The problems at involving land shares into market land turnover are revealed, some ways of their solution are proposed.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 631/635.1 15 А.И. Колобова,

Д.В. Мусиенко К ВОПРОСУ ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В конце 1991 г. Президентом РФ и правительством были приняты основные решения, положившие начало современному этапу аграрной реформы. В 1992 г. началась реорганизация колхозов и совхозов, которая предполагала передачу земли и других средств производства в собственность трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий, раздел их на индивидуальные паи и перерегистрацию хозяйств в одну из организационно-правовых форм: акционерные

общества, кооперативы, крестьянские хозяйства. Форма собственности при этом определялась как общедолевая или совместнодолевая. Граждане становились собственниками не индивидуальных земельных участков, а собственниками земельных долей.

На протяжении реформы права собственников долей по распоряжению ими постоянно расширялись. Так, в 1991 г. владельцы земельных долей получили право использовать их для: создания

крестьянского хозяйства (с выделением на местности); внесения в качестве взноса во вновь создаваемые хозяйства; продажи другим работникам хозяйства или непосредственно хозяйству, обмена на имущественный пай. В 1993 г. Указом Президента Российской Федерации

«О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» права собственников земельных долей были значительно расширены: доли разрешалось продавать, сдавать в залог, передавать по наследству; за счет долей можно было увеличить свое личное подсобное хозяйство. В 1996 г. согласно Указу Президента РФ № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» появилась возможность передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания.

Принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» признал земельную долю объектом права и установил правовые нормы, связанные с оборотом земельных долей сельскохозяйственного назначения.

Заметным результатом реорганизации сельскохозяйственных предприятий стал активный выход крестьян из коллективных хозяйств с земельными наделами для создания фермерских хозяйств. Если в 1992 г. в крае насчитывалось менее тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, то за последующие два года их число выросло в 7 раз. Процедура реорганизации сельскохозяйственных пред-

приятий существенно облегчила выход крестьян с землей для ведения фермерского хозяйства. Площадь пашни в фермерских хозяйствах возросла в 7,6 раза, а размер фермерского хозяйства — в 4,5 раза.

Основным результатом реорганизации сельскохозяйственных предприятий стала ликвидация монополии государства на землю. Сегодня в крае 50,8% земель сельскохозяйственного назначения находится в собственности граждан, 47,6% — в государственной и муниципальной собственности (табл.). Из всех земель Алтайского края, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходится 98,3% (6557,6 тыс. га), из них 73,3% составляют земельные доли граждан в общей собственности на землю.

Сегодня около 60% сельскохозяйственных угодий предприятий принадлежит дольщикам, из них 69% сдано в аренду предприятиям, 11,4% — передано на праве пользования, а около 20% осталось невостребованными земельными долями. При таком высоком уровне обеспеченности предприятий землей за счет дольщиков сельхозтоваропроизводитель находится в состоянии нестабильности. Средний срок заключенных договоров аренды земельных долей составляет 5 лет. Проблема состоит и в отсутствии консолидированных проектов перераспределения земель, находящихся в общей собственности. Как показывает зарубежная и отечественная практика, наиболее эффективное решение данной

задачи достигается через разработку специальных землеустроительных проектов, в которых комплексно с учетом природных, экономических и социальных факторов решаются вопросы перераспределения земель, находящихся в общедолевой собственности. В некоторых российских регионах (Калининградская, Тверская, Новгородская, Астраханская области) была применена практика разработки таких проектов, что позволило добиться однозначности в понимании местоположения земельных участков, выделяемых в счет земельной доли, осуществлять планирование сельскохозяйственного производства лицами, ведущими сельскохозяйственную деятельность на землях общедолевой собственности, обеспечить сохранение почв и повышения их плодородия [1]. В Алтайском крае пока нет практики разработки подобных проектов внутрихозяйственного землеустройства.

Невостребованные земельные доли зачастую изымаются административными методами из общедолевой собственности. Чтобы гарантировать обеспеченность сельхозтоваропроизводителей землей, нужно решить вопрос о праве пользования земельными участками. Согласно статье 234 ГК РФ существует такое понятие, как «приобретательная давность». Сельскохозяйственные предприятия, открыто и добросовестно владеющие «невостребованными» земельными долями в течение 5 лет, вправе приобрести их в собственность в судебном порядке.

Таблица

Распределение земель сельскохозяйственного назначения по форме собственности в Алтайском крае

Находится в собственности 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

тыс. га % тыс. га % тыс. га % тыс. га % тыс. га %

граждан 5726 50,3 6134 53,1 6261 50,0 6375 50,9 6369 50,8

юридических лиц 672,4 5,9 425,8 3,7 311,9 2,5 210,5 1,7 188,6 1,5

государственная и муниципальная собственность 4977 43,8 4982 43,2 5951 47,5 5936 47,4 5968 47,6

Итого земель сельскохозяйственного назначения 11376 100,0 11541 100,0 12523 100,0 12522 100,0 12525 100,0

С момента вступления в силу Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» активизировался процесс выделения земельных участков в счет земельных долей. Необходимость этого процесса обусловлена требованием закона, в соответствии с которым договора аренды земельных долей необходимо переоформить в договора аренды земельных участков до 27 января 2007 г. Так, если в 2001 г. выделенная собственниками площадь земельных долей составляла 13,9 тыс. га, то на начало 2006 г. — 296,2 тыс. га, но это всего 5% от земель долевой собственности (табл.). Проведенные исследования в 11 районах края показали, что процесс выделения земельных долей протекает медленно: в 4 районах края вообще отсутствует практика выделения земельных участков в счет земельной доли, а в Топ-чихинском районе эта работа практически завершена. Причинами сложившейся ситуации являются сложность проведения процедур по выделению земельного участка, его постановки на кадастровый учет, регистрации права собственности и др. Не согласована работа кадастровых, землеустроительных и регистрационных служб, не предусмотрена система государственного субсидирования для проведения землеустроительных работ по межеванию участков ни на краевом, ни на федеральном уровнях. Сегодня стоимость работ по межеванию земельного участка в зависимости от конфигурации поля составляет от 50 до 100 руб. за 1 га. Недостаточно проводится работа по информированию граждан исполнительными органами власти и средствами массовой информации.

С помощью программного обеспечения Excel в 59 районах края нами была проведена множественная корреляция по определению зависимости между природно-экономическими факторами (доля сельскохозяйственных угодий в территории района, качество земель, обеспеченность населения земельными долями, доля прибыльных хозяйств и др.) и способами распоряжения земельными долями их собственниками (размер земельных долей невостребованных, арендуемых предприятием, переданных на праве пользования, количество собственников долей, самостоя-

тельно занимающихся сельскохозяйственным производством).

Коэффициент корреляции между количеством невостребованных земельных долей и удельным весом сельскохозяйственных угодий на территории района (г = -0,23) говорит о том, что связь между признаками обратная, т.е. с ростом удельного веса сельскохозяйственных угодий, увеличения их аграрной направленности сокращается количество невостребованных земельных долей.

Что касается земельных долей, в отношении которых совершены разные сделки, то здесь проявляется более тесная связь результативных и факторных признаков. Так, доля площади арендуемых земельных долей сельскохозяйственными предприятиями возрастает в районах с наибольшей площадью сельскохозяйственных угодий и удельным весом зерновых в пашне.

Количество районов, где земельные доли переданы сельскохозяйственным предприятиям на праве пользования, незначительно (6 районов), что не позволяет сделать адекватную оценку степени влияния природно-экономических факторов на передачу земельных долей в пользование предприятиям.

Решение собственников земельных долей выйти из предприятия со своим земельным наделом для самостоятельного сельскохозяйственного производства на 45% обусловлено воздействием природно-экономических факторов. Причем количество таких собственников возрастает при увеличении обеспеченности населения земельными долями и удельного веса земельных долей в сельхозугодиях района.

Проведенный регрессионный анализ показал, что современный статус земельных долей обусловлен влиянием не только используемых при анализе природно-экономических, но и неучтенных субъективных факторов, таких как неэффективность, либо отсутствие информационно-консультативных кампаний, проводимых земельным комитетом, регистрационной палатой, администрацией районов, руководством сельскохозяйственных предприятий; степень активности, инициативности, предприимчивости крестьян; наличие административных барьеров, сложность процедур при оформлении прав на выделенный

земельный участок в счет земельной доли и др.

Земельная доля — это только доля в праве общей долевой собственности, а земельный участок — это объект права. Таким образом, собственник может распоряжаться в полной мере только земельным участком. Отсюда сделки чаще всего совершаются с земельными долями, а не с участками, через договора дарения земельных долей, купли-продажи их сособственнику (участнику общей долевой собственности). Сложившаяся ситуация во многом обусловлена сложностью процедуры, установленной Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в отношении заключения сделок по возмездному отчуждению земельной доли (земельного участка) третьему лицу. Так, участник общей долевой собственности должен известить остальных со-собственников о намерении продать земельную долю третьему лицу. В случае если остальные участники долевой собственности в течение месяца с момента оповещения откажутся от покупки доли или не заявят о намерении приобрести ее, продавец обязан известить в письменной форме администрацию Алтайского края о намерении продать долю. Если администрация края откажется от покупки земельного участка либо не уведомит продавца о намерении приобрести его в течение месяца, продавец вправе в течение года продать долю третьему лицу. Но прежде чем продавать, необходимо выделить земельный участок в счет земельной доли. Здесь продавец снова сталкивается с рядом проблем административного и финансового характера.

Степень вовлеченности земельных долей в рыночный оборот отражает размер площадей земельных долей, задействованных во всех сделках (аренда, дарение и др.). Например, в Топчихин-ском районе этот показатель в 2005 г. составил всего 0,7% от общего фонда земельных долей.

Земельный рынок в России функционирует в основном в сфере передачи государственных и муниципальных участков в аренду. Так, в период с 2002 по 2004 гг. количество сделок по аренде земель сельскохозяйственного назначения увеличилось с 85,1 до 92,8 тыс., а

по продаже — с 65 до 335 ед. Количество сделок по продаже земель частной собственности возросло с 771 (2003 г.) до 1775 ед. (2004 г.).

Показатели развития регионального земельного рынка аналогичны среднероссийским. Около 60% земель, используемых гражданами для сельскохозяйственного производства (государственные и муниципальные земли), предоставлены на правах аренды. За 20012006 гг. доля земель в собственности граждан, ведущих сельскохозяйственное производство, возросла с 11 до 18,7%, доля арендуемых площадей у собственников земельных долей с 9,7 до 15,8%.

Иная ситуация складывается в сельскохозяйственных предприятиях, где прослеживается тенденция роста арендуемых государственных и муниципальных земель. Доля же земель, находящихся в собственности предприятий, сократилась с 5 до 0,2% за 2001-2006 гг.

Получается, что крупные землепользователи ведут сельхозпроизводство в основном на землях общедолевой собственности (59%), государственных и муниципальных землях (37%), а владеют небольшим количеством земли. Следовательно, не могут стать активными участниками залоговых операций, так как ипотека государственных и муниципальных земель запрещена федеральным законом (ст. 63, п. 1 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»), а законом Алтайского края продажа государственных и муниципальных земель сельскохозяйственного назначения разрешена только с 2052 г. [2].

В рамках национального проекта «Развитие АПК» разработана концепция развития системы земельно-ипотечного кредитования, которой предусмотрено вовлечение в систему ипотеки около 5000 хозяйств.

В Алтайском крае пилотным хозяйством стало СПК «Искра» Топчихинского района, где 8600 га является общедолевой собственностью. В соответствии с ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в залог могут быть отданы только земельные участки, являющиеся собственностью заемщика. Для оформления кредита под залог земель сельскохозяйственного назначения руководство предприятия провело кампанию по скупке земельных долей у собственников. В

результате чего в собственность СПК «Искра» перешло около 7000 га, т.е. 80% общедолевого фонда. Возможно, процесс скупки земельных долей руководством сельскохозяйственных предприятий земельных долей не приобретет в ближайшее время массовый характер, так как это под силу немногим хозяйствам. Активизация же таких сделок приведет к изъятию земельного ресурса из рыночного механизма перераспределения между хозяйствующими субъектами, тем самым останавливается процесс преобразования земельных отношений в аграрном секторе.

Изъятие невостребованных земельных долей в собственность муниципалитетов должно осуществляться исключительно в судебном порядке. В случае выкупа таких долей хозяйством, оно может применять их при стимулировании труда работников, которые не являются участниками приватизации сельскохозяйственных угодий.

Земельный рынок должен приобретать открытый характер, а механизм перераспределения земель учитывать

интересы эффективных сельхозтоваропроизводителей.

Библиографический список

1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2004 году // Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. М., 2005. 196 с.

2. Закон Алтайского края от

14.03.2003 г. № 8-3С «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. Законов Алтайского края от 07.06.2005 г. № 41-ЗС, от 09.12.2005 г. № 109-ЗС) // Сборник законодательства Алтайского края. 2003. № 83.

С. 13.

3. Кутырев Б.П. Земля и закон. Наиболее актуальные вопросы сельскохозяйственных предприятий / Б.П. Ку-тырев. Новосибирск, 2006. 155 с.

4. Федеральный закон РФ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». М.: Экзамен, 2004. 16 с.

+ + +

УДК 332.33:338.431 О.В. Кожевина

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ АГРАРНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

(работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 06-02-20602 а/Т)

Два последних столетия человеческой истории прошли под знаком процесса техногенной цивилизации. Сейчас наступил период смены приоритетов, переоценки ценностей, формирования новых алгоритмов и векторов развития.

Проблема устойчивого развития обсуждается в последнее время на всех уровнях как экономики, так и политики. Она достаточно сложная и многогранная, поэтому при ее исследовании необходимо опираться на междисциплинарный комплексный подход. Переход к устойчивому развитию ориентирован на обеспечение благоприятной окружающей среды, сохранение природноресурсного потенциала, рационализа-

цию природопользования с целью сбалансирования в решении социальных, экологических и экономических вопросов.

Сбалансированное развитие — это часть понятия «устойчивого развития», в которой не предусматривается достижение всех поставленных целей в предполагаемом объеме и в заданный срок, а производится поиск направления пути, исходя из баланса между этими целями, и определяется уровень их достижения в ближайшем будущем на основе интересов конкретного региона. Другими словами, сбалансированное развитие представляет собой обоснование баланса общих приоритетов развития (ресурс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.