Научная статья на тему 'К вопросу об обеспечении собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации как важнейшего фактора противодействия экономической преступности на современном этапе развития страны'

К вопросу об обеспечении собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации как важнейшего фактора противодействия экономической преступности на современном этапе развития страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
718
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОБСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ECONOMIC CRIME / СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СТРАНЫ / THE CURRENT STAGE OF DEVELOPMENT / OWN SAFETY / POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукин Е.В.

Автором статьи поднимаются актуальные вопросы обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации как важнейшего фактора противодействия экономической преступности на современном этапе развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лукин Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of self-protection of Internal Affairs of the Russian Federation as a major factor counteracting economic crime at the present stage of development

The author of the article raises important issues to ensure their own safety of Internal Affairs of the Russian Federation as a major factor counteracting economic crime at the present stage of development.

Текст научной работы на тему «К вопросу об обеспечении собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации как важнейшего фактора противодействия экономической преступности на современном этапе развития страны»

к ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Е.В.Лукин

заместитель начальника Управления выработки государственной политики в сфере обеспечения собственной безопасности ДСБ МВД России

01 Z

во о о

N

U U О (L

d

со

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о

и ф

г S

S о

X

о

т

S ф

ч:

п

к <

X S X н

и ф

со

Выступая в апреле 2007 года с Посланием к Федеральному собранию, Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал залогом формирования в стране дееспособного гражданского общества, и построения эффективного государства, обеспечивающего безопасность, достойную жизнь людей, а также условием становления свободного и социально ответственного предпринимательства - борьбу с коррупцией, в том числе связанную с деятельностью непосредственно правоохранительных органов.

В феврале текущего года выступая на итоговой коллегии Министерства за 2007 год Президент Российской Федерации В.В. Путин, отметил, что «от коррупции и произвола должны быть надежно защищены сами органы внутренних дел. Обеспечивать порядок могут только те люди, которые неукоснительно соблюдают закон сами. Решительные меры должны применяться к тем, кто ставит интересы «дружественных» коммерческих структур выше государственных».

Очевидно, что пристальное внимание руководства государства к данной проблеме, связанной, в том числе и с деятельностью Министерства внутренних дел, обусловлено тесной связью экономического возрождения Российской Федерации, с добросовестным исполнением действующего законодательства всеми сотрудниками милиции, предупреждением и пресечением их возможного противоправного поведения.

Именно эти вопросы в ближайшей перспективе будут требовать самого серьезного нашего внимания, поскольку приоритетной задачей ведомства остается восстановление доверия граждан, обеспечение главенства их прав и свобод.

Поэтому в настоящее время речь идет о комплексном совершенствовании и реальном повышении эффективности обеспечения собственной безопасности в органах внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службе, поиске путей оптимизации данной работы, а также

координации усилий всех структур Министерства по укреплению законности и профилактике правонарушений, совершаемых сотрудниками ОВД и ФМС.

Проблема угрозы собственной безопасности усиливается стремлением коммерческих и криминальных структур к подкупу чиновников всех рангов исполнительной власти, в том числе - и должностных лиц органов внутренних дел.

Мы все чаще сталкиваемся с непосредственным участием сотрудников в совершении тяжких преступлений в составе организованных преступных групп; фальсификацией материалов для оказания давления на юридических и физических лиц в корыстных целях; использованием служебного положения в интересах коммерческих организаций, и, как следствие - предательством.

«Милицейские крыши» уже давно и успешно конкурируют с криминальными. Именно коррупционные отношения с представителями правоохранительных органов позволили криминалитету внедриться в ключевые отрасли экономики страны, в числе которых такие высокодоходные как топливно-энергетический и лесопромышленный комплексы, горнорудная и металлургическая промышленность, добыча биоресурсов, производство и реализация подакцизных товаров.

При этом наиболее распространенным способом коррупционных отношений остается взяточничество. Только за получение взяток в 2007 году по стране привлечено к ответственности 764 сотрудника органов внутренних дел.

Всего же в 2007 году выявлено свыше 76 тысяч правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. На централизованный учет в ГИАЦ МВД России выставлено 44 тысячи карточек «НЗ» на сотрудников органов внутренних дел, в том числе - 40 тысяч за совершение дисциплинарных проступков. В отношении 4367 сотрудников возбуждены уголовные дела, из

которых 535 в отношении руководителей различного ранга.

В результате применения методов оперативно-розыскной профилактики подразделениями собственной безопасности за 2007 год предотвращено 3,6 тыс. должностных правонарушений, в том числе 660 - путем разобщения группы, 896 - отказа разрабатываемых от совершения преступления, 2086 - привлечения разрабатываемых к дисциплинарной ответственности. Это больше, чем количество сотрудников органов внутренних дел, привлеченных к уголовной ответственности за совершение должностных преступлений.

При этом доля участия подразделений собственной безопасности в выявлении сотрудников, совершивших уголовно-наказуемые деяния, составляет 54 %, а по должностным преступлениям - 58 %. Приведенные данные свидетельствуют о наличии в органах внутренних дел серьезных возможностей к самоочищению от лиц, причастных к противоправной деятельности.

В ряде конкретных случаев удалось пресечь не просто серьезные преступления, а тщательно организованные криминальные схемы, реализовывавшиеся при участии старших офицеров милиции, в основе которых лежали грубейшие нарушения прав человека, совершаемые из корыстных побуждений.

Так, сотрудниками Департамента в 2007 году задержан старший оперуполномоченный ОРБ № 11 МВД России подполковник милиции А.Д. Кузьмин, который вымогал взятку в размере 50 тысяч долларов США у руководителей ООО «Комлайн» за прекращение проверки финансово-хозяйственной деятельности данной коммерческой организации. Прокуратурой г. Москвы в отношении Кузьмина возбуждено уголовное дело по статье 290 УК РФ. В настоящее время он привлечен к уголовной ответственности в виде лишения свободы сроком на 5 лет.

Также, прокуратурой г. Москвы в 2007 году возбуждено уголовное дело по ст.ст. 159 и 286 УК РФ в отношении заместителя начальника 38 отдела Управления «К» БСТМ МВД России подполковника милиции В.В. Грошева и оперуполномоченного того же отдела В.В. Князева, которые похитили мобильные телефоны, принадлежащие ООО «Евросеть-опт», на сумму 62,5 млн рублей, использовав заведомо подложное экспертное заключение о невозможности их использования с последующей утилизацией.

Все это, безусловно, не может в конечном итоге не сказаться на общем оздоров-

лении морально-психологического климата и состояния законности в конкретных, зачастую ключевых, подразделениях органов внутренних дел.

В минувшем году сделан еще один достаточно серьезный шаг в данном направлении. И в его основу легла подготовленная ДСБ МВД России, совместно с ведущими научными и образовательными учреждениями, Концепция обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России (утверждена Приказом МВД России № 555дсп - 2007 г.).

Необходимо подчеркнуть лишь два чрезвычайно важных момента - Концепция разработана и принята впервые за все годы существования Министерства и это без преувеличения весьма знаменательная веха в деле системной организации обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы. А так же и то, что МВД России стало вторым (после ФСБ России) органом государственного управления, обладающим подобного рода программным документом.

Последовательная и грамотная реализация положений Концепции на практике, позволит уже в ближайшие годы решить большинство актуальных на сегодня проблем в рассматриваемой сфере. Тем более, что настоящая Концепция являет собой не просто, как это зачастую бывает - набор красивых лозунгов, а по сути своей - достаточно конкретный, целевой и долгосрочный документ, логично реализуемое руководство к действию.

В феврале Министром внутренних дел генералом армии Р.Г. Нургалиевым был подписан План МВД России по реализации в 2008-2009 годах ее первого этапа. В каждом субъекте Российской Федерации составлены, с учетом местной специфики, его региональные аналоги.

Согласно Концепции, обеспечение собственной безопасности, укрепление законности и служебной дисциплины определены важнейшими направлениями деятельности органов внутренних дел и ФМС России.

Настоящей Концепцией собственная безопасность органов внутренних дел и ФМС России понимается как состояние их защищенности от деструктивного и дезорганизующего воздействия со стороны внешних и внутренних угроз, позволяющее обеспечить устойчивость функционирования органов внутренних дел и ФМС России в решении возложенных на них задач.

В этой связи определено, что «Обеспечение собственной безопасности органов вну-

01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о

X

о а

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

ei Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п

а <

X S X н

и ф

со

тренних дел и ФМС России» - это система согласованных правовых, организационно-управленческих, оперативно-розыскных, режимных, социально-психологических, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на создание и поддержание условий для выявления, нейтрализации и ликвидации внешних и внутренних угроз, препятствующих функционированию органов внутренних дел и ФМС России, выполнению возложенных на них задач и обязанностей.

Концепция разделяет основные виды угроз собственной безопасности на внешние и внутренние.

К внешним угрозам собственной безопасности Концепция относит:

а) деятельность организованных групп и преступных сообществ, направленная на:

— проникновение в органы внутренних дел и ФМС России;

— добывание служебной информации об их деятельности, в том числе путем подкупа, шантажа и компрометирования сотрудников;

— вовлечение сотрудников в противоправную деятельность;

б) угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество сотрудников, в связи с осуществлением ими служебной деятельности, а также их близких;

в) недостаточный уровень социальной и правовой защищенности сотрудников;

г) противоправные действия отдельных представителей органов государственной власти и местного самоуправления, затрагивающие законные интересы органов внутренних дел и ФМС России, попытки использования органов внутренних дел в антиконституционных целях;

д) распространение ложных сведений, направленное на формирование негативного образа сотрудника милиции;

е) возникновение внешних факторов, обусловливающих возможное ухудшение материально-технического, финансового и иного обеспечения деятельности органов внутренних дел и ФМС России.

К внутренним угрозам относятся:

а) уголовно наказуемые деяния, совершаемые отдельными сотрудниками, гражданскими служащими и работниками органов внутренних дел и ФМС России;

б) должностные проступки сотрудников, связанные с нарушением законности, прав и свобод граждан;

в) устойчивые внеслужебные контакты сотрудников с представителями криминальных структур и теневой экономики;

г) нарушения порядка работы со сведениями, составляющими государственную тайну, повлекшие несанкционированный доступ к этим сведениям посторонних лиц, хищение либо утрату материалов дел оперативного учета, уголовных дел и вещественных доказательств;

д) нарушение порядка охраны объектов инфраструктуры органов внутренних дел и ФМС России, несоблюдение мер безопасности при несении службы, а также халатность и потеря бдительности отдельными сотрудниками;

е) необоснованные решения, принимаемые в сфере подбора, расстановки и ротации кадров на всех уровнях управления органов внутренних дел и ФМС России;

з) высокая текучесть кадров (особенно в низовых звеньях системы органов внутренних дел и их оперативных подразделениях);

и) нарушение законности и социальной справедливости в решении кадровых, управленческих и социальных вопросов.

Эффективность противодействия внешним и внутренним угрозам напрямую зависит от построения в органах внутренних дел и ФМС России четкой и понятной системы обеспечения собственной безопасности.

В этой связи, Концепция определяет, что систему обеспечения собственной безопасности образуют два уровня.

Первый уровень руководителей органов, подразделений и учреждений системы Министерства, на которых возложена персональная ответственность за организацию и состояние работы по обеспечению собственной безопасности в подчиненных подразделениях.

Второй уровень подразделений собственной безопасности.

В целом реализацию мероприятий Концепции предполагается осуществить в два этапа: первый этап в период с 2007 по 2009 годы, второй с 2010 по 2012 годы.

В указанные периоды планируется:

— разработка соответствующими мер по укреплению позитивной мотивации и престижа службы в органах внутренних дел и ФМС России, в том числе материальной заинтересованности их сотрудников;

— подготовка предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего вопросы правовой и социальной защиты сотрудников;

— разработка механизмов противодействия коррупции в органах внутренних дел и ФМС России;

— приведение технической укреплен-ности объектов инфраструктуры органов

внутренних дел и ФМС России в соответствие с установленными требованиями;

— планомерное удовлетворение потребностей органов внутренних дел и ФМС России в материально-техническом обеспечении, средствах связи, вооружении, автотранспорте и служебных помещениях.

Хотел бы также отметить, что большинство нормотворческих инициатив Департамента основано на проведенном анализе мирового опыта в рассматриваемой сфере. В этих целях только в 2007 году специалистами Департамента собственной безопасности МВД России осуществлены выезды в Финляндию, Израиль и Соединенные Штаты Америки.

В этой связи Департамент собственной безопасности МВД России выступил с рядом законодательных инициатив, которые в настоящее время сопровождаются в установленном порядке. К числу наиболее важных относятся следующие:

1. Установить в качестве основания для отказа в поступлении на службу в органы внутренних дел наличие у кандидата или его близких устойчивых связей в криминальной среде.

2. Установить право МВД России проводить психофизиологические исследования сотрудника с использованием полиграфа в следующих случаях:

— при поступлении кандидата на службу в органы внутренних дел;

— при решении вопроса о допуске лица к сведениям, составляющим государственную тайну, а также при проведении проверки, связанной с разглашением данных сведений;

— при решении вопросов, связанных с перемещением по службе и назначением сотрудника на руководящие должности;

— при проведении проверки по фактам совершения сотрудником должностных правонарушений.

3. Установить процедуру ротации кадров. При этом приоритетное право назначения на руководящие должности должно

сохраняться за сотрудниками, ранее не привлекавшимися к ответственности за совершение должностных проступков и имеющими профильное высшее образование.

4. Обязать сотрудников органов внутренних дел давать объяснения по фактам, связанным с проводимыми в отношении него служебными проверками, а также предусмотреть правовые последствия отказа от их дачи.

5. Установить ряд дополнительных ограничений для лиц, проходящих службу в правоохранительных органах, запрещающих:

— заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, в том числе через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе;

— оказывать не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения и получать за это вознаграждение, услуги и льготы.

6. Установить обязательный порядок ежегодного представления кандидатами на службу и сотрудниками органов внутренних дел декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в кредитных организациях и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера, в том числе членами их семей.

В завершении, хотелось подчеркнуть, что ценой успеха работы в рассматриваемой сфере является не только основанное на законе и морально-этических нормах функционирование системы Министерства, но и модернизация российской экономики и общества, давно живущего ожиданием построения в стране нового нравственного и правового порядка.

И без профессионального обеспечения внутренней законности, милиция не только не сможет функционировать подобающим образом, но и утратит смысл существования в качестве самостоятельного института государственной власти.

01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о х

о а

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.