Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции'

Методические подходы к оценке деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Башмашникова И.О.

In this article are defined the condition of legality in law enforcement bodies in sphere of internal affairs is analyzed and methodical approaches to an estimation of their activity on counteraction of corruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Башмашникова И.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Методические подходы к оценке

деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции

Башмашникова И.О.*

In this article are defined the condition of legality in law enforcement bodies in sphere of internal affairs is analyzed and methodical approaches to an estimation of their activity on counteraction of corruption.

(0 01

О CJ

О О О Q.

CC

CQ s

I-

о

0

1

о я с

о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Методика противодействия коррупции, разрабатываемая на базе нового для российской государственности антикоррупционного законодательства1, является частью государственной кадровой политики, единой системы управления кадровым потенциалом правоохранительных органов и содержит три основных положения. Это пресечение противоправных деяний, ликвидация их последствий и профилактика.

Воспитательно-профилактическая работа предполагает соблюдение сотрудниками правоохранительных органов этических норм, определяющих стандарты поведения сотрудников, в том числе и антикоррупционного свойства. Это объясняется тем, что, вступая в должность правоохранительной службы, сотрудник становится представителем государства и обязан оценивать каждый свой поступок с позиции необходимости повышения авторитета государственной власти. Такой статус обязывает сотрудника соблюдать политическую нейтральность, воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении государственных органов и их руководителей, если это не входит в круг его служебных обязанностей; качественно исполнять служебные обязанности вне зависимости от частных интересов; принимать объективные, беспристрастные, направленные на обеспечение прав и свобод человека и гражданина решения; избегать злоупотреблений и действий, направленных на

использование служебного положения в личных целях.

Именно поэтому в нормативных документах2 совершенствование единой системы профилактики правонарушений определено в качестве одного из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов, а поставленные задачи нацелены на комплексную разработку и реализацию мер по профилактике3 правонарушений со стороны сотрудников правоохранительных органов. Так, Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации определяет, что относится к коррупционно опасному поведению сотрудника и руководителя правоохранительных органов в сфере внутренних дел, и устанавливает ряд норм, направленных на их преодоление.

Создание внутренних и внешних антикоррупционных барьеров базируется на системной аналитической работе в деятельности правоохранительных органов. Так, разработаны, апробированы и последовательно внедрены такие инновационные методы кадровой работы, как психофизиологическое исследование с применением полиграфа, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсикологическую зависимость, комплексное испытание морально-психологических, деловых и иных качеств на соответствие замещаемой должности сотрудником правоохранительных органов. А также — согласование с сотрудниками-

Профессор кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России, кандидат экономических наук, доцент.

Правоохранительные органы и их деятельность

кураторами Департамента собственной безопасности МВД России, личное поручительство одного сотрудника за другого, особенно при назначении на вышестоящую должность, предоставление сведений о доходах, персонифицирована ответственность руководителя подразделения за создание и сохранение здорового морально-психологического климата в руководимом им коллективе и за моральное поведение каждого из сотрудников коллектива. Отдельно выделен комплекс мер по искоренению клановости, покровительства и протекционизма на вышестоящие должности, проводятся мониторинг и анализ информации в средствах массовой информации и Интернете о фактах коррупции, совершаемых с помощью представителей правоохранительных органов.

Важно подчеркнуть, что определен критерий оценки состояния собственной безопасности, где учитываются такие факторы, как эффективность выявления собственными силами уголовно наказуемых деяний, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов в сфере внутренних дел, своевременность их предупреждения, пресечения и раскрытия.

Все вышеперечисленные кадровые технологии являются элементами внутренней среды общей системы противодействия коррупции в правоохранительных органах и направлены на наиболее точное определение личностных качеств сотрудников, в том числе создающих опасность коррупционного поведения.

Элементами внешней среды системы противодействия коррупции в правоохранительных органах являются государственный контроль, осуществляемый в разных формах Президентом Российской Федерации, палатами Федерального собрания, правительством; ведомственный контроль — министром внутренних дел; судебный контроль и надзор; прокурорский надзор; общественный контроль, осуществляемый гражданами России, общественными объединениями, Общественной палатой Российской Федерации, общественными наблюдательными комиссиями, общественными советами; средства массовой информации.

Одним из основных критериев оценки деятельности правоохранительных органов в сфере внутренних дел является обращение граждан. Роль института обращения граждан значительна и выполняет три важнейшие функции:

1) как средство защиты прав граждан;

2) как форма реализации конституционного права на участие в управлении государством и, следовательно, одна из форм выражения народовластия;

3) как средство обратной связи, выражения реакции народа на решения, принимаемые государственной властью. Так, работа с обращениями граждан

проводится через правоохранительный портал и электронный адрес «Горячая линия ДСБ», результатом которой становятся возбужденные уголовные дела и служебные проверки. Обращения граждан поступают также из администрации Президента Российской Федерации, Федерального собрания. Развиваются такие новые направления, как взаимодействие с Европейским судом по правам человека, Общественной палатой, СМИ; межгосударственное и межведомственное взаимодействие; привлечение общественных и экспертных сообществ к разработке мероприятий по противодействию коррупции.

Однако только за 2010 г. сотрудниками органов внутренних дел, федеральными государственными служащими и работниками системы МВД России совершено 125 461 правонарушение, что составляет рост к предыдущему году на 20,8 %. В том числе дисциплинарных проступков, связанных с нарушением законности, — 120 101 (+ 21,7 %), преступлений — 5360 (+ 3,3 %), из них общеуголовных — 2076 (+ 4,7 %), должностных и против правосудия — 3284 (+ 2,5 %).

На учет поставлены 66 862 (+ 12,0 %) сотрудника органов внутренних дел, совершивших правонарушения, в том числе дисциплинарные проступки — 63 294 (+ 13,0 %), преступления - 4171 (- 0,7 %); из них: общеуголовные — 1882 (+ 2,1 %), должностные и против правосудия - 2586 (- 4,8%).

Наибольшее количество правонарушителей отмечается в подразделениях уполномоченных участковых милиции — 15 744 (+7,6 %), ГИБДД — 8040 (16,2 %), следствия — 7789 (+ 16,1 %), уголовного розыска 7146 (+ 8,8 %), дознания — 6614 (20,3 %), дежурных частей — 4891 (+13,7%).

За совершение правонарушений к различным видам ответственности привлечены 10 843 (+ 16,4 %) руководителя. В отношении 557 (+ 0,9 %) руководителей возбуждены уголовные дела.

О!

О СЧ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

S I

н

о ф

со

Это подтверждает тот факт, что задача по противодействию коррупции в правоохранительных органах в сфере внутренних дел как минимум на среднесрочный период будет оставаться предметом самого пристального внимания со стороны как государства, так и общества.

Опыт реализации Концепции обеспечения собственной безопасности ОВД и ФМС России показывает, что для создания эффективно функционирующей системы противодействия угрозам собственной безопасности необходимо владеть оперативной обстановкой, складывающейся в подразделениях.

Поэтому соблюдение законности в системе правоохранительных органов в сфере внутренних дел контролируется специально созданными подразделениями службы собственной безопасности и осуществляется на двух уровнях: федеральном — Департаментом собственной безопасности МВД России, разрабатывающим стратегию собственной безопасности, и региональном — подразделениями собственной безопасности в МВД, ГУВД и УВД субъектов Российской Федерации.

Проведенный анализ современных форм и методов предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности дает возможность выделить следующие методические подходы, позволяющие оценивать деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции: общепрофилактический и индивидуального профилактического воздействия.

Первый воздействует на разнообразные причины и условия совершения правонарушений в коллективах служб и подразделений, среди которых эффективная система нравственно-правового воспитания; атмосфера соблюдения законности и уставного порядка, охраны и защиты прав и свобод граждан; безусловный личный пример руководителей всех уровней; широкая гласность, применение норм уголовного права и дисциплинарного воздействия; совершенствование управления деятельностью служб и подразделений правоохранительных органов, направленное на оптимизацию их структуры; адекватная система социальных гарантий сотрудников и работников государственной правоохранительной службы.

Общепрофилактический подход применяется в случае нейтрализации усло-

вий, вызывающих совершение правонарушений, возникновение конфликтных ситуаций, в служебных коллективах, способствующих нравственно-правовой профессиональной деформации личности сотрудников, формированию у них умысла на совершение преступлений, служебных, досуговых и бытовых проступков.

Второй тесно сочетается с первым (общепрофилактическим) и представляет собой систему разнообразной индивидуальной профилактики правонарушаю-щего поведения сотрудника. При этом индивидуальная профилактика может осуществляться на трех уровнях:

1) на ранней стадии — с сотрудниками, не обладающими твердыми позитивными нравственно-правовыми убеждениями и навыками законопослушного поведения, установками на постоянное и строгое соблюдение уставного порядка, требований должностных инструкций;

2) на стадии непосредственной профилактики в отношении сотрудников, на которых имеется оперативная или официальная информация о возможности совершения ими актов коррупции, нарушениях прав и свобод человека, недостойном поведении на досуге или в быту, иных должностных проступках;

3) на стадии последующих профилактических воздействий на сотрудников, подвергшихся дисциплинарной ответственности за служебные проступки, правонарушения и недостойное поведение.

Подход индивидуального профилактического воздействия является приоритетным при организации предупреждения преступлений, коррупционных и иных правонарушений со стороны персонала правоохранительных органов и носит как открытый, так и закрытый характер. При этом последний являются наиболее эффективным при получении необходимой информации, что позволяет не компрометировать личность сотрудника и ущемлять его права и свободы. Так, в 2010 г. в результате осуществления ранней индивидуальной профилактики от противоправной деятельности отказались 11 100 сотрудников, из них: понижены в занимаемой должности — 200 человек, перемещены по службе — 268, уволены из органов внутренних дел и миграционной службы — 2102 человека.

СИСТЕМА ПРОВЕДЕНИЯ РАННИХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

(Концепция обеспечения собственной безопасности)

КУРАТОРЫ

(руководящий и личный состав УСБ)

ЗАДАЧИ:

Владение наиболее полной и достоверной информацией о микроклимате в коллективе.

Ежемесячный анализ состояния законности и служебной дисциплины.

Профилактика неправомерных действий со стороны руководителей и личного состава.

Повышение ответственности руководителей за соблюдение законности в подразделениях.

Повышение личного авторитета и оказываемого влияния на происходящие процессы.

МЕРОПРИЯТИЯ:

Выезд в служебную командировку для оценки эффективности работы по профилактике нарушений законности руководством курируемого подразделения, оказания практической помощи.

Участие в составе комиссии инспекторских, контрольных и иных проверках подразделений, комплексных выездах, в мероприятиях профилактического характера и контроль ранее выявленных нарушений.

Проведение служебных проверок по обращениям граяедан о нарушениях законности в деятельности курируемых подразделений.

Взаимодействие с руководителями курируемого подразделения, изучение их деловых качеств, способность организации работы на порученном участке.

Информационное взаимодействие с кураторами от других подразделений ГУВД.

Систематическое проведение рабочих встреч в курируемых служебных коллективах.

Проведение профилактический работы с сотрудниками, включенными в кадровый резерв и стоящими на профилактическом учете.

Подготовка мотивированных заключений на кандидатов на вышестоящие должности.

Контроль за своевременностью предоставления статистической отчетности о нарушениях законности.

Осуществление сбора и обобщения информации о состоянии законности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

Краткая социально-экономическая и политическая характеристика муниципального образования.

Список руководителей администрации МО и других правоохранительных органов, с указание их рабочих телефонов.

Список кураторов территориального ОВД от аппарата ГУВД.

Штатная численность курируемого ОВД.

Список руководящего состава ОВД и подразделения УФМС с указанием контактных телефонов.

Справки-объективки на начальника ОВД и его заместителей, начальника подразделения УФМС.

Список сотрудников, зачисленных в резерв руководящего состава.

Список сотрудников, входящих в группу повышенного психолого-педагогического внимания.

Список сотрудников, должности которых подлежат сокращению.

Справка по результатам изучения морально-психологического климата в коллективе.

Статистические сведения о состоянии законности в ОВД.

Фабулы уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников ОВД. Результаты расследования.

Результаты рассмотрения заявлений на незаконные действия сотрудников и подтверждение сведений.

Докладные записки по чрезвычайным происшествиям в подразделении.

Докладные записки о ходе реализации на практике положений Концепции.

Справки о результатах проверки антитеррористической защищенности объектов УВД, ОВД.

Справки о результатах проверки организации руководством ОВД профилактики нарушений законности личным составом и информацию об устранении недостатков.

План мероприятий ГУВД по особому контролю (если ОВД находится на особом контроле) и информация по его выполнению в части, касающейся УСБ.

Аналитические справки о состоянии оперативной обстановки в курируемом подразделении (по полугодиям).

ИНФОРМАЦИЯ КУРАТОРА - АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Сведения о текучести кадров и ее причинах; выводы по изучению состояния морально-психологического климата в служебном коллективе; динамика состояния законности в подразделениях и наличие в деятельности сотрудников коррупционной составляющей (сферы легальной и нелегальной экономики - крышевание преступных групп, бизнеса, участие в переделе собственности.

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ (ПО ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЛУЖЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, КАДРОВЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ).

00 (О

Рис. Алгоритм проведения ранних профилактических мероприятий по предотвращению правонарушений коррупционной направленности

Вестник Академии экономической безопасности МВД России • 2011 • № 6

о о ч

2 Ф d

я *

< s

I I-

о

Ш CQ

Для этого за подразделениями и службами закрепляется сотрудник подразделения собственной безопасности, который несет персональную ответственность за владение оперативной обстановкой в подразделении, своевременное выявление, нейтрализацию и ликвидацию внешних и внутренних угроз (рис.).

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что применяемые методические подходы по противо-

действию коррупции нацелены на осуществление разноуровневой профилактики на всех этапах деятельности сотрудника, оказывают существенное влияние при назначении, переводе на другую должность, продвижении по карьерной лестнице, моральном и материальном вознаграждении и могут быть отнесены к инновационным кадровым технологиям по оценке деятельности подразделений в правоохранительных органах.

(0 Ol

О CJ

О О О Q.

СС

СО

s н

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

Литература и примечания

1. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568; Федеральный закон от 25 декабря 2005 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010— 2011 годы».

2. Директива МВД России от 17 октября 2006 г. «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2007 г.»; приказ МВД России от 6 марта 2007 г. № 216 «Об объявлении решения коллегии МВД России»; Концепция обеспечения собственной безопасности ОВД и ФМС России; Комплексная программа мероприятий МВД России по усилению борьбы с коррупцией на 2007—2010 годы; приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД РФ».

3. Содержание термина «профилактика», применяемое в области предупреждения правонарушений и преступлений среди сотрудников правоохранительных органов, рассматривается как процесс выявления, устранения причин и условий правонарушения в частности и преступности в целом. Термин «профилактика» используется в широком и узком смыслах. В широком смысле слова профилактика — это недопущение конкретных преступлений, предохранение отдельных членов общества от совершения ими правонарушений, виновных противоправных деяний, представляющих собой преступления. Иными словами, это деятельность по недопущению нарушений норм права, в частности, уголовного права (уголовного законодательства). В узком смысле под профилактикой нужно понимать деятельность: во-первых, по выявлению причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению; во-вторых, по выявлению лиц, которые могут совершить правонарушение, и приведению с ними необходимых предупредительных мероприятий. В совокупности эти два понятия образуют единое понятие «профилактика правонарушений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.