Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА'

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
общественная и транспортная безопасность / организация деятельности / правовые основы / взаимодействие / public and transport security / organization of activities / legal framework / interaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олег Игоревич Матюхин

Статья посвящена проблемам обеспечения общественной безопасности на объектах воздушного транспорта; совершенствованию правовых основ и организации деятельности правоохранительных органов и организаций, обеспечивающих общественную и транспортную безопасность на объектах воздушного транспорта. Рассмотрены задачи и функции органов внутренних дел, обеспечивающих безопасность на транспорте. Представлены некоторые научные разработки и технологии, применяемые в аэропортах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of ensuring public safety at air transport facilities

The article is devoted to the problems of ensuring public safety at air transport facilities. Improving the legal framework and organization of the activities of law enforcement agencies and organizations that ensure public and transport security at air transport facilities. The tasks and functions of the internal affairs bodies that ensure transport safety are considered. Some scientific developments and technologies used in airports are presented.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 656.7.08 ББК 67

ЭО! 10.24412/2073-3313-2021-3-148-151

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Олег Игоревич МАТЮХИН, адъюнкт Академии управления МВД России olegmat80@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правоохранительная и правозащитная деятельность

Аннотация. Статья посвящена проблемам обеспечения общественной безопасности на объектах воздушного транспорта; совершенствованию правовых основ и организации деятельности правоохранительных органов и организаций, обеспечивающих общественную и транспортную безопасность на объектах воздушного транспорта. Рассмотрены задачи и функции органов внутренних дел, обеспечивающих безопасность на транспорте. Представлены некоторые научные разработки и технологии, применяемые в аэропортах.

Ключевые слова: общественная и транспортная безопасность, организация деятельности, правовые основы, взаимодействие.

Annotation. The article is devoted to the problems of ensuring public safety at air transport facilities. Improving the legal framework and organization of the activities of law enforcement agencies and organizations that ensure public and transport security at air transport facilities. The tasks and functions of the internal affairs bodies that ensure transport safety are considered. Some scientific developments and technologies used in airports are presented.

Keywords: public and transport security, organization of activities, legal framework, interaction.

Рецензент: Н.Н. Пестов, кандидат юридических наук, доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России

Гледует согласиться с тезисом о том, что «транспорт любого государства определя-'^»«'•ет облик экономического и социального развития» [11]. Проблемы обеспечения общественной безопасности в аэропортах должны быть в области повышенного внимания всех правоохранительных органов. Методология планирования системы организации общественной безопасности должна учитывать наличие и вид внутренних и внешних угроз. Уровень общественной безопасности аэропорта определяется реальной угрозой его доступности посторонним лицам для осуществления актов незаконного вмешательства.

Аспекты общественной безопасности и методы подхода к планированию должны быть приняты во внимание, соответствовать реалиям жизни и быть тесно увязаны между всеми субъекта-

ми обеспечения авиационной безопасности. Общественная безопасность аэропорта обеспечивается, прежде всего, организацией пропускного режима, досмотра пассажиров и их багажа, грузов, в том числе в контролируемых зонах.

Законодательство в области регулирования воздушного транспорта стремится к гармонизации с международными нормами права. Обеспечение безопасности является внутригосударственной задачей и подчиняется принципам, целям и задачам, соответствующим развитию государства в настоящий момент. Деятельность воздушного транспорта в международном сообщении, на фоне различий в научно-техническом прогрессе стран мира, приводит к возникновению новых угроз, необходимости своевременного законодательного реагирования на негативные тенденции, с одной стороны, и постоянно-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

му совершенствованию технического оснащения, повышению профессионального уровня правоохранительных органов, международного обмена лучшей практикой профилактики и пресечения правонарушений — с другой.

Необходимо учитывать специфику условий, в которых реализуется деятельность по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта. Взаимодействие различных юридических лиц, государственных организаций, вовлеченность большого количества объектов транспортной инфраструктуры, высокая плотность пассажиропотока на ограниченной территории приводят к необходимости учета рациональности и достаточности применяемых превентивных мер.

Постоянное нахождение на ограниченной территории граждан различных государств, с различным уровнем культуры, нравственных устоев и различным пониманием нормы допустимого поведения, также должно учитываться при реализации мер, направленных на предупреждение или пресечение противоправных деяний. Культурные особенности являются основой ментальных различий и функционирования человеческой психики, а также возможных проявлений отдельных элементов девиантного поведения.

Правовые основы обеспечения общественной безопасности на воздушном транспорте формировались на протяжении всего времени существования воздушных перевозок. Значительное влияние на формирование внутригосударственной правовой основы предупреждения, пресечения правонарушений и обеспечение безопасности на воздушном транспорте в Российской Федерации оказали международные соглашения.

Основной вклад в развитие международного законодательства в сфере обеспечения безопасности гражданской авиации вносит Международная организация гражданской авиации при Организации Объединенных Наций. В состав организации входят 183 государства, в том числе Российская Федерация. Соглашения, принимаемые в рамках ИКАО, рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение и повышение безопасности гражданской авиации, являются обязательными для всех государств-участников и должны быть имплементированы в систему национального права.

В Российской Федерации Основным законом страны гарантируется свобода передвижения, а также защита прав и свобод [1]. Перемещение граждан Российской Федерации воздушным транспортом и обеспечение безопасности

реализуется на основании положений Воздушного кодекса Российской Федерации и иных законов и подзаконных актов.

Вопросы в сфере обеспечения транспортной безопасности изложены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., в Федеральном законе «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ, в Федеральном законе «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3, в Указе Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», в приказе Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».

Основной проблемой эффективности в обеспечении безопасности на транспорте, выделяемой в научных трудах, является отсутствие комплексных системных мер по решению большого объема задач (включая оперативное предотвращение террористических актов, преступлении, актов незаконного воздействия), а также недостаточные контроль и координация действии технического персонала, сотрудников службы безопасности и других подразделений [9].

Круглосуточный режим работы авиапредприятий может оказывать влияние на обеспечение правопорядка и безопасность, особенно в ночное время суток, создает причины и условия к хищениям материальных ценностей.

Проблема обеспечения безопасности на воздушном транспорте, как одна из острых и актуальных задач, обусловливает необходимость сосредоточения достаточного количества существующих сил и средств для предотвращения внешних и внутренних угроз транспортному комплексу.

Особая роль транспорта в экономике страны определяет необходимость повышенного внимания к управлению им со стороны государства. Этот тезис подтверждает, в частности, существование самостоятельного Главного управления на транспорте (в отличие от других отраслей) в составе МВД России. Непосредственно транспортным комплексом управляет Министерство транспорта РФ, в составе которого, в частности, имеется Федеральное агентство воздушного транспорта [7].

МВД России, и в частности органы внутренних дел на воздушном транспорте [(далее — ЛУ (ЛО)], входят в систему органов исполнитель-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

ной власти и осуществляют свою деятельность на основе Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699, обладая полномочиями на применение принудительных мер воздействия [5].

Деятельность ЛУ (ЛО) регулируется ведомственными нормативными правовыми актами, где указываются задачи и функции, свойственные именно этим подразделениям.

Указом Президента РФ от 18 июля 2018 г. 429 «О внесении изменений в Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699», внесены изменения в подп. 48 п. 11, предоставляющие право МВД России принимать участие в разработке мер по обеспечению транспортной безопасности.

Основные направления деятельности линейных отделов сформулированы исходя из основных направлений деятельности, определенных в ст. 2 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ, но с определенными изъятиями, обусловленными спецификой деятельности в области транспортной безопасности.

К полномочиям линейного органа внутренних дел относятся:

■ прием и регистрация сообщений о противоправных деяниях;

■ прибытие на место совершения противоправного деяния;

■ оказание первой помощи пострадавшим лицам;

■ принятие мер по предупреждению противоправных деяний;

■ осуществление оперативно-розыскной деятельности, розыск похищенного имущества;

■ идентификация лиц;

■ и иная деятельность, направленная на обеспечение безопасности.

Статьей 13 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ установлено, что сотрудники полиции принимают участие в досмотре пассажиров и их багажа.

Деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел на воздушном транспорте осуществляется в специфических условиях. Рассматриваемую отрасль транспортного комплекса отличают высокая степень автономности, экстерриториальность, круглосуточный характер работы, быстроменяющийся контингент пассажиров, сосредоточение огромного количества постоянно меняющихся разнообразных материальных ценностей.

В России меры по обеспечению общественной безопасности на воздушном транспорте реализуются не только органами внутренних дел, но иными службами: подразделениями транс -портной безопасности, авиационной безопасности, ведомственной охраной, эксплуатантами, пограничной службой и таможней.

Воздушным кодексом РФ в ст. 84 установлен перечень мер, направленных на предупреждение совершения противоправного деяния. Такими мерами являются: осуществление предполетного досмотра пассажиров и багажа, нахождение сотрудников на стоянке воздушного судна, исключение провоза запрещенных предметов или веществ, несанкционированного доступа посторонних лиц, противодействие незаконному вмешательству в деятельность авиации [8].

Авиатранспортными организациями осуществляются совместные меры по повышению безопасности полетов, таких, как: использование в самолете сигнализационных и переговорных устройств, изоляция пилотов дверями особой прочности и специальными замками, проведение тренировки экипажа воздушного судна по пресечению правонарушений на борту воздушного судна, экипировка табельным оружием и спецсредствами [6].

В настоящий момент во всем мире продолжается развитие технологий, способствующих обеспечению безопасности грузов и пассажиров в аэропортах.

Наиболее распространенной практикой обеспечения безопасности пассажиров в аэропортах России являются: досмотр багажа; проверка документов, удостоверяющих личность; допуск работников, осуществляющих деятельность на территории аэропортов.

С развитием научных технологий появляются новые методы, выводящие обеспечение безопасности на новый уровень. Некоторые из разработок успешно применяются в зарубежных аэропортах на протяжении многих лет (например, внедрение инструментов биосканирования и биометрической идентификации).

Среди научно-технических разработок, применяемых в российский аэропортах, можно отметить высокоскоростной ЗБ-сканер (аэропорт Домодедово), автоматически распознающий взрывчатку в багаже пассажиров. Пропускная способность достигает 1800 единиц багажа в час.

СКУД «ВюВтай» — система биометрического контроля на основе сканирования отпечатков пальцев установлена в бизнес-терминале «Авком Домодедово».

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

Для обнаружения лиц, находящихся в розыске, активно используется ПТК «Розыск — Магистраль». Система анализирует список бронирования, архив отправок и процесс регистрации пассажиров, сравнивая базу данных федерального розыска с базой приобретаемых билетов. Информация о лице, находящемся в розыске и приобретшем билет или прошедшем регистрацию, передается в линейные отделы полиции на транспорте, расположенные в пути следования [10, с. 32].

Таким образом, представляется возможным определить направления повышения состояния общественной и транспортной безопасности в России:

1) совершенствование нормативно-правовых актов в сфере обеспечения транспортной безопасности, а также ее соответствие международным нормам;

2) внесение изменений на границе Российской Федерации и на внешних границах пунктов пропуска; использование в оснащении новейших разработок; ужесточение контроля исполнения требований законодательства в отношении безопасности в транспортной сфере;

3) внесение изменений в систему подготовки специалистов в сфере транспортной безопасности;

4) внесение изменений в систему и структуру федерального органа исполнительной власти, ответственного за транспортную безопасность [2].

Большое значение по сравнению с иными направлениями деятельности имеют: международное сотрудничество, четкое определение перечня субъектов обеспечения безопасности и разграничение полномочий.

В заключение необходимо отметить, что повышение эффективности работы федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих общественную и транспортную безопасность в стране, будет способствовать реализации государственной политики в данной сфере.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 25.11.2021)

2. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.) // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_13744/ (Дата обращения: 25.11.2021)

3. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

4. Указ Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» / / URL: http://ivo.garant.ru/#/document/1978 37/ paragraph/1:0 (Дата обращения: 25.01.2021)

5. Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (ред. от 25.12.2019 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_209309/ (Дата обращения: 25.01.2021)

6. Архипцев И.Н. К вопросу об особенностях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте // ППД. 2015. № 4 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osobennostyah-obespecheniya-obschestvennogo-poryadka-i-obschestvennoy-bezopasnosti-na-heleznodorozhnom-vozdushnom-i (Дата обращения: 25.01.2021)

7. Ванюшин Я.Л., Ванюшина И.Н. Организационное построение органов внутренних дел Российской Федерации // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 2 (5) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnoe-postroenie-organov-vnutrennih-del-rossiyskoy-federatsii (Дата обращения: 25.01.2021)

8. Карагодин А.В., Степкин P.M. Перспективы повышения состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры // ППД. 2017. № 2 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ perspektivy-povysheniya-sostoyaniya-zaschischennosti-obektov-transportnoy-infrastruktury (Дата обращения: 25.01.2021)

9. Махаков Б.Д., Килясханов Х.Ш. Обеспечение безопасности воздушного транспортного комплекса России: правовые вопросы // Академ. мысль.

2018. № 3 (4) // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/obespechenie-bezopasnosti-vozdushnogo-transportnogo-kompleksa-rossii-pravovye-voprosy (Дата обращения: 25.01.2021)

10. Общие положения при осуществлении досмотра граждан сотрудниками полиции: Памятка. М.: ДГСК МВД России, 2020.

11. Пестов H.H., Кирюхин В.В., Янченко И.Л. Обеспечение органами внутренних дел правопорядка на транспорте: исторические, правовые и организационные аспекты: Монография. М.,

2019. С. 51.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.