Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1537
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / СОТРУДНИКИ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC ORDER / AIR TRANSPORT / TRANSPORT POLICE OFFICERS / TRANSPORT SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Махина С.Н., Сидоренко А.В.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются приоритетным направлением деятельности и ключевой функцией сотрудников транспортной полиции на объектах воздушного транспорта, так как с увеличением количества пассажиров увеличивается и количество лиц, совершающих противоправные деяния, так или иначе желающих нарушить этот общественный порядок и общественную безопасность. В статье авторами рассматриваются особенности деятельности инспекторов специализированных отделов по обеспечению общественного порядка в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры линейных отделов/ линейных пунктов полиции МВД России на транспорте по осуществлению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта, проводится анализ нормативных правовых актов в данной сфере. Правонарушения, совершенные на объектах воздушного транспорта, наносят серьезный вред работе транспорта: способствуют созданию аварийных ситуаций, причиняют большой материальный ущерб, ухудшают качество работы транспортного комплекса в целом [1]. Опасность административных правонарушений на объектах воздушного транспорта обусловлена особенностями его деятельности, требующей крайне строгого соблюдения установленного порядка, высокой дисциплинированности работников транспорта, пассажиров и иных граждан» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Махина С.Н., Сидоренко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENSURING THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY IN AIR TRANSPORT

Protecting public order and ensuring public safety is a priority activity and a key function of transport police officers at air transport facilities, as the number of passengers increases and the number of people who commit illegal acts, one way or another, who want to violate this public order and public safety increases. In this regard, the authors consider the features of the activities of inspectors of specialized departments for ensuring public order in the transport and technological sectors of transport infrastructure facilities of linear departments/ linear points of the police of the Ministry of internal Affairs of Russia in transport to protect public order and ensure public safety at air transport facilities, and also analyze regulatory legal acts in this area.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ»



i я

/ iA

"M

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

FEATURES OF ENSURING THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY IN AIR TRANSPORT

УДК 342.9

С.Н. МАХИНА,

доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) svetlana_mahina@mail.ru

А.В. СИДОРЕНКО,

адъюнкт

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) sidorenko.av07@yandex.ru

SVETLANA N. MAKHINA, ANASTASIA V. SIDORENKO,

Doctor of Law, Professor Adjunct

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia, Belgorod, Russia) Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются приоритетным направлением деятельности и ключевой функцией сотрудников транспортной полиции на объектах воздушного транспорта, так как с увеличением количества пассажиров увеличивается и количество лиц, совершающих противоправные деяния, так или иначе желающих нарушить этот общественный порядок и общественную безопасность. В статье авторами рассматриваются особенности деятельности инспекторов специализированных отделов по обеспечению общественного порядка в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры линейных отделов/ линейных пунктов полиции МВД России на транспорте по осуществлению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта, проводится анализ нормативных правовых актов в данной сфере.

Правонарушения, совершенные на объектах воздушного транспорта, наносят серьезный вред работе транспорта: способствуют созданию аварийных ситуаций, причиняют большой материальный ущерб, ухудшают качество работы транспортного комплекса в целом [1]. Опасность административных правонарушений на объектах воздушного транспорта обусловлена особенностями его деятельности, требующей крайне строгого соблюдения установленного порядка, высокой дисциплинированности работников транспорта, пассажиров и иных граждан» [2].

Ключевые слова: общественный порядок, воздушный транспорт, сотрудники транспортной полиции, транспортная безопасность.

Для цитирования: Махина С.Н., Сидоренко А.В. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности на воздушном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 3. С. 69-73.

Abstract: Protecting public order and ensuring public safety is a priority activity and a key function of transport police officers at air transport facilities, as the number of passengers increases and the number of people who commit illegal acts, one way or another, who want to violate this public order and public safety increases. In this regard, the authors consider the features of the activities of inspectors of specialized departments for ensuring public order in the transport and technological sectors of transport infrastructure facilities of linear departments/ linear points of the police of the Ministry of internal Affairs of Russia in transport to protect public order and ensure public safety at air transport facilities, and also analyze regulatory legal acts in this area.

Keywords: public order, air transport, transport police officers, transport security.

For citation: Makhina S.N., Sidorenko A.V. Features of ensuring the protection of public order and public safety in air transport // Problems of Law Enforcement Activity. 2020. № 3. Р. 69-73.

Правовую основу обеспечения безопасности на объектах транспорта составляют Конституция и федеральные законы, а также международные договоры Российской Федерации. Конституция РФ обязывает к государственно-управленческой деятельности по обеспечению транспортной безопасности. Статья 71 п.п. «и» основного закона относит к ведению Российской Федерации «Федеральный транспорт и пути сообщения»1. Федеральный транспорт, пути сообщения составляют основу транспортной системы и включают, в том числе, воздушный транспорт. Статья 72 Конституции РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ обеспечение правопорядка, общественной безопасности в области транспортной деятельности. Общественная безопасность в сфере функционирования транспортных средств представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих защиту интересов безаварийного функционирования транспортных средств, охрану жизни и здоровья граждан, материальных ценностей2.

В настоящее время издан целый ряд документов, регулирующих вопросы безопасности

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.13 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Консультант Плюс». 2015.

2 Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №7. Ст. 837.

в транспортной сфере, в частности, Федеральный закон от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Указ Президента Российской Федерации «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» от 31 марта 2010 г. № 4033, которая осуществляется путем решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности. Так, Воздушный Кодекс РФ дает определение понятия «авиационная безопасность», под которой следует понимать «состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации», обеспечиваемой «службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти4.

Федеральный закон №144-ФЗ» от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»

3 Указ Президента Российской Федерации «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» от 31 марта 2010 г. №403 // Российская газета. 5 апреля 2010 г. №10; СЗ РФ . 05.04.2010 г. №14. Ст. 1637.

4 Воздушный кодекс Российской Федерации от 1.03.17 г. № 60-ФЗ (ред. от 14.10.2014 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1.01.2015 г.) [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Консультант Плюс» СПС «Консультант Плюс». 2015.

и ФЗ №35 «О противодействии терроризму» определяют и разграничивают функции линейных органов внутренних дел на транспорте с функциями территориальных отделов полиции, определяют в той или иной мере обеспечение общественной безопасности, борьбу с преступностью на всех объектах транспорта, вопросы предполетной подготовки, наблюдения за пассажирами, деятельность субъектов транспортной инфраструктуры, а именно службы авиационной безопасности (САБ) и т.д. Служба САБ в своей деятельности руководствуется нормами Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года, утвержденного Федеральным законом №60-ФЗ, а также Приказом авиационной службы от 15 июня 1998 года №222 «Об утверждении и введении в действий типового положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия гражданской авиации5.

Самой главной задачей службы авиационной безопасности является «предотвращение совместно с правоохранительными органами и другими федеральными органами исполнительной власти актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия» [3].

Следует отметить, что сотрудники транспортной полиции, а именно инспектора СО ООП (специализированного отдела по обеспечению общественного порядка в перевозочном и технологическом секторах объектов транспортной инфраструктуры), в свою очередь, обязаны осуществлять охрану общественного порядка и общественной безопасности в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МВД России, в том числе при проведении массовых мероприятий; принимать участие в охране общественного порядка и общественной безопасности по пресечению массовых беспорядков, в условиях стихийных бедствий, эпидемий, других чрезвычайных обстоятельств; принимать меры реагирования по обеспечению транспортной безопасности в случае обнаружения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса [4].

С задачей соблюдения социальной дистанции сотрудники транспортной полиции в аэропортах справляются не всегда: если в мае, когда объем авиаперевозок сократился более чем на 90%, аэропорт выглядел заброшенным даже в час пик, то в июне пассажиры, которые раньше все были в масках и перчатках, теперь даже не ста-

5 Приказ авиационной службы от 15 июня 1998 года №222 «Об утверждении и введении в действий типового положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия гражданской авиации.

раются соблюдать социальную дистанцию.

Самым слабым местом с точки зрения профилактики коронавируса оказался отрезок между терминалом и самолетом. Ространснад-зор заявлял, что аэропорты стараются использовать телетрапы на всех рейсах. Но обеспечить ими всех невозможно, а в так называемых перронных автобусах, курсирующих между бортом и терминалом, о социальной дистанции можно забыть.

В ходе работы над статьей нами были разработаны основные профилактические памятки-требования, необходимые для соблюдения всеми пассажирами, пользующимися объектами воздушного транспорта:

1. Изучение карт терминалов заранее, так как некоторые аэропорты являются достаточно запутанными. Это поможет быстрее сориентироваться, исключая панику, которая может привести к нежелательным последствиям в виде утери или хищения у пассажира личных вещей, т.е. в силу виктимности поведения.

2. Заблаговременное помещение мелких предметов (украшения, наушники, ручки и так далее) в карман куртки, пальто или сумку. Этот нехитрый совет ускорит процедуру предполетного досмотра. Пассажирам не придется судорожно искать по карманам в поисках некстати исчезнувшей связки ключей, да и места на ленте вещи в таком виде займут значительно меньше, сократится риск их утери.

3. В багаж необходимо положить копии документов, удостоверяющих личность, на чемодан повесить бирку с контактными данными на случай утери багажа. Можно сфотографировать все дорожные документы и выслать на свой электронный ящик, а когда возникнет потребность, использовать электронные копии. Вышеуказанные действия помогут быстро установить личность, в случае кражи/утери ручной клади, при обращении к сотрудникам транспортной полиции по иным обстоятельствам.

4. Пройти регистрацию онлайн. Это можно сделать необязательно в аэропорту, а с любого места, где есть доступ в интернет. Регистрация в онлайн-режиме начинается за 24 часа до вылета на сайте авиаперевозчика (в меню раздел «онлайн-регистрации»). Это поможет пассажирам избежать ненужных контактов в непростой эпидемиологической обстановке.

5. Следить за личными вещами, багажом. Если затерялся багаж или он оказался поврежденным, необходимо незамедлительно обратиться к сотрудникам транспортной полиции для дальнейшего разбирательства.

6. Категорически запрещено принимать от незнакомых людей предметы, вещи для пере-

возки на самолетах. Также запрещено оставлять багаж и ручную кладь без присмотра или доверять посторонним лицам.

7. Следить за детьми, не выпускать их из поля зрения. Запрещено оставлять их без присмотра взрослых. Перед поездкой необходимо надеть на ребенка карточку-бейджик или браслет с информацией о ФИО, контактах родителей, стране проживания как на русском, так и на английском языке, главное, чтобы приспособление не оторвалось и не потерялось.

Следует отметить, что пассажиры, соблюдая все требования и инструкции поведения на объектах транспортного комплекса, оказывают помощь сотрудникам транспортной полиции по профилактике правонарушений, а также осуществляют взаимодействие в целях недопущения совершения актов незаконного вмешательства.

Профилактические меры эффективны и обязательны к исполнению, но, к сожалению, сотрудники транспортной полиции применяют меры административного принуждения на практике постоянно, учитывая тот факт, что противоправные действия направлены на нарушение безопасности функционирования всего транспортного комплекса.

Административное предупреждение отличает четкая профилактическая направленность. Данная мера реализуется посредством не только недопущения правонарушений и преступлений на объектах транспортной инфраструктуры, но и предотвращением актов незаконного вмешательства в работу всего транспортного комплекса. Например, при личном досмотре/ досмотре багажа при входе на объект транс-

портного комплекса осуществляется ряд мероприятий, направленных на обнаружение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, отравляющих и иных веществ, предметов, представляющих повышенную опасность, имеющих криминальный характер, запрещенных или ограниченных к свободному обороту на территории РФ; выявление пассажиров, распивающих спиртные напитки, осуществляющих курение табачных изделий в неустановленных местах; применение мер реагирования в случае идентификации силами обеспечения транспортной безопасности в ходе досмотра оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что безопасность всего транспортного комплекса зависит от человеческого фактора в той или иной мере, поэтому следует подчеркнуть роль самих пассажиров в обеспечении транспортной безопасности. Сотрудники службы безопасности совместно с сотрудниками транспортной полиции принимают все меры по обеспечению безопасности всего транспортного комплекса согласно должностным инструкциям, нормативно-правовым актам, но прежде всего сотрудник транспортной полиции обеспечивает безопасность граждан и соблюдение всех Конституционных прав и свобод человека и гражданина.

- Литература -

1. Трунцевский Ю.В., Шугаев А.А., Жаданов А.В. Основные направления профилактической работы по реализации региональных программ предупреждения правонарушений // Административное право и процесс. 2016. № 3. С. 14-18.

2. Диканова Т.А. Некоторые проблемы административной юрисдикции в области гражданской авиации. - Москва, 2008. - 194 с.

3. Исаева Е.А. Особенности охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на объектах воздушного транспорта / Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности: сб. научн. статей: материалы межвуз. научно-практич. конф. (27 янв. 2017 г) Восточно-Сибирский институт МВД России / отв. ред. А.А. Каримов, А.А. Сысоев. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017.

4. Киреев М.П. Комаров В.В. Особенности организации безопасности на объектах воздушного транспорта // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 1. С. 198-201.

5. Бецков А.В. О правовом обеспечении авиационной безопасности в Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44). С. 98-104.

6. Фролов А.А. К вопросу о правовой природе полномочий по обеспечению транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 6. С. 249-252.

7. Числов А.И. Профессиональная правоохранительная деятельность (теоретико-правовое исследование): дис. ... д-ра юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2000. - 372 с.

— References —

1. Truntsevskiy YU.V., Shugayev A.A., Zhadanov A.V. Osnovnyye napravleniya profilakticheskoy raboty po realizatsii regional'nykh programm preduprezhdeniya pravonarusheniy // Administrativnoye pravo i protsess. 2016. № 3. S. 14-18.

2. Dikanova T.A. Nekotoryye problemy administrativnoy yurisdiktsii v oblasti grazhdanskoy aviatsii. - Moskva, 2008. - 194 s.

3. Isayeva Ye.A. Osobennosti okhrany obshchestvennogo poryadka i obespecheniye obshchestvennoy bezopasnosti na ob»yektakh vozdushnogo transporta / Aktual'nyye voprosy taktiki okhrany obshchestvennogo poryadka i obshchestvennoy

bezopasnosti: sb. nauchn. statey: materialy mezhvuz. nauchno-praktich. konf. (27 yanv. 2017 g.) Vostochno-Sibirskiy institut MVD Rossii / otv. red. A.A. Karimov, A.A. Sysoyev. - Irkutsk: FGKOU VO VSI MVD Rossii, 2017.

4. Kireyev M.P. Komarov V.V. Osobennosti organizatsii bezopasnosti na ob»yektakh vozdushnogo transporta // Probely v rossiyskom zakonodatel'stve. 2014. № 1. S. 198-201.

5. BetskovA.V. O pravovom obespechenii aviatsionnoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 4 (44). S. 98-104.

6. Frolov A.A. K voprosu o pravovoy prirode polnomochiy po obespecheniyu transportnoy bezopasnosti na ob»yektakh vozdushnogo transporta // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 6. S. 249-252.

7. Chislov A.I. Professional'naya pravookhranitel'naya deyatel'nost' (teoretiko-pravovoye issledovaniye): dis. ... d-ra yurid. nauk. - Sankt-Peterburg, 2000. - 372 s.

(статья сдана в редакцию 02.09.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.