УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-89-92
ББК 67 © Ж.А. Бойцова, Я.С. Калининская, 2021
Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОРЧУ ЗЕМЛИ
Жанна Андреевна Бойцова, доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Яна Сергеевна Калининская, доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье подвергнуты анализу объект и предмет такого противоправного деяния, как порча земли. Рассмотрены вопросы об особенностях описания в законодательстве Российской Федерации вышеобозначенных признаков состава преступления. Выявлены некоторые причины недостоточной эффективности применения норм о порче земли.
Ключевые слова: земля, сельскохозяйственная, порча, загрязнение, деградация, опустынивание, ответственность, уголовная.
ON THE ISSUE OF THE OBJECT OF THE CRIME PROVIDING FOR LIABILITY FOR DAMAGE TO THE LAND
Zhanna A. Boytsova, Associate Professor of the Department of Criminal Law, Candidate of Legal Sciences
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika
Volgina, d. 12)
E-mail: [email protected]
Yana S. Kalininskaya, Associate Professor of the Department of Criminal Law, Candidate of Legal Sciences
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika
Volgina, d. 12)
E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the object and subject of such an illegal act as land damage. The questions about the peculiarities of the description of the above-mentioned elements of the crime in the legislation of the Russian Federation are considered. Some reasons for the insufficient effectiveness of the application of the norms on land damage have been identified. Keywords: land, agricultural, damage, pollution, degradation, desertification, responsibility, criminal.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Бойцова Ж.А., Калининская Я.С. К вопросу об объекте преступления, предусматривающего ответственность за порчу земли. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):89-92.
Согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации земля раскрывается сразу в нескольких аспектах. Во-первых, земля - это природный объект, который охраняется как важнейшая составная часть природы. Во-вторых, земля предстает как природный ресурс, который используется как сред-
ство производства в сельском и лесном хозяйстве. В-третьих, земля выступает в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории России. В-четвертых, она представляет из себя недвижимое имущество. И, в-пятых, земля, наряду с перечисленным, является объектом, как права
собственности, так и иных прав1.
Государством проводится спектр мероприятий, направленных на учет, сохранность и оптимизацию использования земель сельскохозяйственного назначения. Так, согласно государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия подобные мероприятия предусмотрены в качестве обязательных, а Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» в их число относит еще мониторинг земель и развитие её мелиорации.
Однако следует отметить, что в настоящее время земли подвергаются негативному воздействию как со стороны природных факторов, так и со стороны человека. К основным природным факторам, приводящим к деградации почвенного покрова (или к видам деградации), относятся: эрозии, опустынивание, подтопление, заболачивание, переувлажнение. Такие природные процессы зачастую обусловлены антропогенным воздействием (недостаточная оценка состояния окружающей среды и ее компонентов при проектировании, строительстве, производстве и т.д.). Напрямую человеческий фактор обуславливает нарушение, захламление, различные виды загрязнения земель (радиоактивное, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и др.).
Размер площадей загрязненных земель, которые находятся в сельскохозяйственном обороте, составляет более 75 миллионов гектаров. К числу земель, утративших хозяйственную ценность или негативно оказывающих воздействие на окружающую среду, так называемых нарушенных земель, можно отнести более 1 миллиона гектаров. На территории, общей площадью более 100 миллионов гектаров, затрагивающей
27 субъектов Российской Федерации, наблюдается
_ 2
опустынивание земель2.
Некоторые действия, ведущие к деградации почвенного покрова, подпадают под юрисдикцию как административного, так и уголовного законодательства. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, его уничтожение, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления образуют со-
1 Часть 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021) // Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения 19.03.2021).
2 Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии
экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Электронный ресурс: https://www.garant.ru/products/ipo/ рптеМос/71559074/ (дата обращения 19.03.2021).
став административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 КоАП РФ3.
Данная норма достаточно широко применяется законодателем. Так, в 2015 году Управлением Россель-хознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям при проведении проверки в отношении ООО «Управляющее предприятие», являющегося арендатором земельных участков, был выявлен факт порчи земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в Тепло-Огаревском районе Тульской области: в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, а именно, осуществлялся отвод сточных вод с очистных сооружений поселка Теплое. Содержание потенциально опасных для человека микробиологических организмов в почве превышало предельно допустимые концентрации. По факту порчи земель постановлением Центрального районного суда города Тулы, в силу ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, ООО «Управляющее предприятие» было привлечено к административной ответственности. В качестве наказания был назначен штраф в размере 40 тысяч рублей.
Для устранения выявленных нарушений Управление Россельхознадзора с 2015 по 2018 годы неоднократно выдавало ООО «Управляющее предприятие» предписания с требованием принять меры по недопущению негативного воздействия деятельности по удалению сточных вод на почву; провести рекультивацию загрязненных земельных участков.
Предписания систематически не исполнялись, в результате чего, основываясь на положениях чч. 25 и 26 ст. 19.5 КоАП РФ, по фактам неисполнения предписаний постановлениями мировых судов в 2016, 2017 годах ООО «Управляющее предприятие» вновь было привлечено к административной ответственности. В октябре 2020 года Управление Россельхознадзора в целях взыскания вреда в размере 33,5 миллионов рублей, причиненного объекту охраны окружающей среды — почвам, и проведении рекультивации загрязненных земельных участков обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к ООО «Управляющее предприятие». 16 ноября 2020 года указанный суд вынес решение по делу, которым исковые требования к ООО «Управляющее предприятие» о взыскании вреда, причиненного почвам, были удовлетворены. Суд постановил взыскать с ООО «Управляющее предприятие» в бюджет муниципального образования Тепло-Огаревский район возмещение вреда в размере 33,5 миллионов рублей,
3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34661/ (дата обращения 19.03.2021).
а также возложил на ООО «Управляющее предприятие» обязанность провести рекультивацию загрязненных земельных участков1.
Порча земли, а именно ее отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировка, повлекшая причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, обладает большей степенью общественной опасности и, как следствие, отнесена законодателем к разряду уголовно наказуемых деяний.
Родовым объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере охраны общественной безопасности. В данном случае общественная безопасность выступает необходимым условием как для сохранения мира среди граждан, так и состояния защищенности жизни и здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Экологическая безопасность, как основная часть национальной и общественной безопасности, составляет видовой объект порчи земли. Под ней понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий2.
Общественные отношения в сфере обеспечения охраны и рационального использования земель образуют непосредственный объект рассматриваемого преступления. Нарушение указанных общественных отношений происходит путем воздействия на предмет преступления, в качестве которого выступает земля Российской Федерации, под которой понимаются природные объекты, природные ресурсы, а также земельные участки3, что, в свою очередь, подчеркивает ее двоякое значение, как части природы, так и объекта собственности.
В рамках предмета порчи земли могут выступать земли любой категории: сельскохозяйственного на-
значения; населенных пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; лесного фонда; водного фонда, земли запаса4. Кроме того, в юридической литературе высказываются мнения, что в рамках предмета рассматриваемого состава преступления речь идет о поверхностном почвенном слое. При этом акцент ставится либо на плодородность этого слоя, либо на функции, которые этот слой призван выполнять, к числу которых можно отнести, например, такие, как экономические, экологические, рекреационные и др.
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по состоянию на 1 января 2020 года в России всего 1712519,1 тысяч гектаров земель, из которых 381673 тысяч гектаров - земли сельскохозяйственного назначения, что составляет около 22,28 %5. С каждым годом их число постепенно сокращается. Так, в 2018 году процентное соотношение земель сельскохозяйственного назначения по отношению ко всем землям, входящим в состав Российской Федерации, составляло 22,33%, в 2017 - 22,37%, в 2016 - 22,4%, в 2012 - 22,58%, в 2009 - 23,39%, a в 2005 - 23,5%6.
Значимость земель сельскохозяйственного назначения проявляется, помимо прочего, и в экономической составляющей. Земли, на которых может успешно осуществлять сельскохозяйственное производство, могут стать гарантом удовлетворения потребности в продовольствии, как на внутреннем рынке, так и на внешнем.
Некоторые особенности законодательной конструкции нормы ст. 254 УК РФ не способствуют ее широкому применению. К числу таких моментов можно отнести необходимые для квалификации дополнительные объекты — здоровье и жизнь человека, а также состояние животного и растительного мира. Относительно вреда здоровью в постановлении Пле-
1 Арбитражным судом Тульской области вынесено решение по иску Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям о возмещении вреда, причиненного почвам // Электронный ресурс: https://fsvps.gov.ru/fsvps/news/38568.html (дата обращения 19.03.2021).
2 Ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция) // Электронный ресурс: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 19.03.2021).
3 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021) // Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_33773/ (дата обращения 19.03.2021).
4 Ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021) // Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_33773/ (дата обращения 19.03.2021).
5 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии // Электронный ресурс: https://rosreestr.gov.ru/site/ activity/sostoyame-zemerrossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения 19.03.2021).
6 Данные представлены на основе анализа сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и государственного доклада МПР РФ «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году» // Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=416724;dst=100508#08517740448421481 (дата обращения 19.03.2021).
нума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»1 (ред. от 30.11.2017) имеются достаточно четкие разъяснения, однако установление причинной связи между деянием и ухудшением здоровья зачастую является затруднительным. Вред окружающей среде - оценочный признак состава преступления, в каждом случае устанавливается с учетом конкретных обстоятельств и при наличии заключения судебно-экологической экспертизы. При этом в указанном выше постановлении разъяснений по его содержанию не содержится.
Для определения признаков преступления, судам, путем определения нормативно-правового акта, необходимо установить какие экологические правоотношения были нарушены, в чем именно выразилось это нарушение. При этом размер вреда окружающей среде определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей
среды, учитывая понесенные убытки, упущенную выгоду, а также в соответствии с проектами рекульти-вационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными уполномоченными на то органами2.
Таким образом, объект преступления, предусматривающего ответственность за порчу земли, весьма многогранен и обширен. При этом правовая охрана земли, как в целом, так и её поверхностного слоя, является важной задачей любого цивилизованного государства, а положения законодательства, их охраняющего, для более эффективного предотвращения преступлений, должны содержать как можно меньше оценочных признаков, что весьма затрудняет применение статьи на практике. Кроме того, полагаем, что указание в ст. 254 УК РФ на определенный круг веществ, с помощью которых можно причинить вред земле также ограничивает случаи применения данной нормы в судебно-следственной практике.
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Электронный ресурс: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_136950/ (дата обращения 20.03.2021).
2 Ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция) // Электронный ресурс: http: // www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_ 34823/07844c43a4c122081619e20b8a59f7a59925a6fb / (дата обращения 20.03.2021).
Московский университет МВД России имени В .Я. Кикотя
Земельное право. 9-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Земельное право
Учебник
Левятое издание
Излагаются теоретические и законодательные основы использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, характеризуются конституционные формы земельной собственности, земельные права и обязанности собственников и иных правообладателей земельных участков, раскрываются правовой режим различных категорий земель, способы укрепления земельного правопорядка, охраны земель, защиты земельных прав граждан и юридических лиц, правила применения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами правового положения земель в условиях рыночной экономики России.