С.А. Нестеров*
К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТАХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ**
Религиозные организации, как и любые другие юридические лица, для достижения своих целей нуждаются в материальных средствах. В п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»1 (далее - Закон о свободе совести) перечислены объекты, которые могут находиться в собственности религиозных организаций: здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства. Данные перечень не является исчерпывающим, о чем свидетельствует фраза «...и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности». Согласно ст. 128 ГК РФ все это имущество относится к объектам гражданских прав.
В соответствии с п. 1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. В настоящее время имущество религиозных организаций не является изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Однако так было не всегда. Еще в римском праве существовала норма, согласно которой религиозный акт освящения
* Соискатель ученой степени кандидата наук при кафедре гражданского процессуального и предпринимательского права ГОУ ВПО ГОУВПО Самарский государственный университет.
** Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук, доцентом кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права ГОУ ВПО ГОУВПО Самарский государственный университет Е.В. Меденцевой. 1 См.: СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
156 Труды Института государства и права
Российской академии наук № 4/2012
вещи сопровождался изъятием ее из гражданского оборота, вследствие чего предмет религиозного назначения уже не мог свободно переходить от одного лица к другому2. Как пишет известный русский правовед А.С. Павлов, «для публичного совершения богослужения необходимы особые здания и вещи, которые, будучи однажды употреблены по своему назначению, естественно приобретают особенный священный характер и становятся... исключительно церковными, изъятыми из обыкновенного гражданского оборота»3.
Дореволюционное право, в частности Уложение о наказаниях, подразделяло церковное имущество на вещи священные в обширном смысле, к которым относились все предметы, предназначенные для употребления при богослужении и для совершения религиозных актов, и вещи церковные, которые служили религиозным или церковным целям вообще. В свою очередь, вещи священные подразделялись на священные в тесном смысле и освященные. К числу священных вещей в тесном смысле относились из недвижимых вещей церкви или здания, предназначенные для общественного богослужения и освященные по особому чиноположению; из движимых - священные сосуды, напрестольные вещи (евангелия, кресты и проч.), иконы. К числу освященных вещей относились молитвенные дома, часовни и кладбища (недвижимые вещи); купели и другие сосуды для водоосвящения, ковши, кропила, ризы или облачения священно-служащих, покровы на аналоях, кадильницы, паникадила, подсвечники и поставленные в них уже свечи, богослужебные книги и колокола4. По церковным правилам священные предметы не могли быть обращены на обыкновенное употребление, хотя бы и временно. Так, в соответствии с 73-м Апостольским правилом «сосуд златый, или сребрянный освященный, или завесу, никто
2 См.: Русская Православная Церковь и право: комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. М., 1999. С. 180.
3 Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 312.
4 См.: Павлов А.С. Указ. соч. С. 316, 317.
уже да не присвоит на свое употребление»5. Это правило было подтверждено и дополнено 10-м правилом Константинопольского двухкратного собора: «Те, кои святую чашу, или дискос, или лжицу, или досточтимое облачение трапезы, или глаголемый воздух, или какой бы то ни было из находящихся в олтаре священных или святых сосудов или одежд. обратят в употребление несвященное, да подвергнуться совершенному извержению из своего чина»6. Согласно 12-му правилу VII Вселенского собора церковные вещи нельзя ни продавать, ни дарить, ни отдавать в заклад7. Только в одном случае церковные правила позволяли продавать церковные сосуды - когда не было других средств для выкупа пленных. Но и в этом случае продавались не сами священные сосуды, а только материал их в виде слитков8.
Кроме того, существует определенный перечень предметов богослужебного назначения, даже прикасаться к которым разрешено только лицам, имеющим соответствующую священную степень. В православной церкви к такому имуществу относятся литургические наборы (чаша (потир), дискос, звездица, лжица, копие), антиминсы, напрестольные евангелия и кресты.
Аналогичные правила существуют и в отношении недвижимого имущества богослужебного назначения, в частности храмов. Так, 13-е правило VII Вселенского собора постановляет лиц, превращающих храмы и монастыри в жилища, подвергать отлучению от церкви9. Даже материал, из которого построен храм, считался священным. Согласно Уставу духовных консисторий в случае упразднения храма в связи с его ветхостью материалы, из которого он построен, должны быть употребляемы или для строения нового храмы, или на церковное отопление и
5 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского: В 2 т. Т. 1. М., 1996. С. 154.
6 Там же. Т. 2. С. 303.
7 См.: там же. Т. 1. С. 621.
8 См.: Цыпин В. Имущественные права Церкви // Православный экономический вестник «Приход». 2003. № 4. С. 9.
9 См.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. С. 622.
печение просфор, а престол, если он был деревянный, должен быть сжигаем и пепел высыпаем в текущую воду, если же материал престола был каменный, то он должен быть сложен в непо-пираемое место - под храм10. Если на месте упраздненного храма не планировалось строительство нового, то на месте нахождения престола ставилась часовня, чтобы исключить возможность попирания священного места.
Закон о свободе совести (п. 5 ст. 21) выделяет в составе имущества религиозных организаций особую категорию - имущество богослужебного назначения. На него не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень данного имущества должен быть установлен Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. В настоящее время такой перечень еще не разработан, что может привести к возникновению споров, связанных с погашением долгов религиозных организаций.
Представляется, что недостаточно оградить имущество богослужебного назначения только от претензий кредиторов. Согласно п. 2 ст. 15 указанного Закона государство уважает внутренние установления религиозных организаций. Учитывая данное положение, следует законодательно определить целевой характер использования определенного перечня предметов, относящихся к имуществу богослужебного назначения. Это имущество может использоваться только для совершения богослужений либо в качестве музейных экспонатов государственных музеев. Необходимо ввести запрет на нахождение указанного имущества в собственности любых юридических и физических лиц, за исключением религиозных организаций и государственных музеев.
Еще один вопрос, на который следовало бы обратить внимание, касается предметов культового назначения. Вышеназванный Закон (п. 2 ст. 17) наделяет религиозные организации исключительным правом на учреждение организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культо-
10 См.: Суворов Н.С. Учебник церковного права / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М., 2004. С. 400.
вого назначения. Непонятно, существует ли разница между понятиями «предметы культового назначения» и «предметы религиозного назначения», употребляемыми в других статьях данного Закона. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона не содержит отдельной статьи «Культ», делая отсылку к статье «Религия». Большая Советская энциклопедия содержит такое определение: «Культ религиозный - религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами. В широком смысле - исторически сложившийся тип религиозных отноше-ний»11. В словаре русского языка С.И. Ожегова культ определяется как «религиозное служение божеству и связанные с этим обряды»12. Таким образом, можно сделать вывод, что понятия «предметы культового назначения» и «предметы религиозного назначения» являются синонимами.
Необходимо отметить, что процитированная выше норма п. 2 ст. 17 Закона о свободе совести в настоящее время является недействующей. Во-первых, не существует перечня предметов культового назначения. В постановлении Правительства РФ от 31 марта 2001 г. № 251 «Об утверждении перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставной (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость»13 содержится перечень предметов религиозного назначения. В соответствии с указанным постановлением в него входят:
1) предметы храмового пространства:
11 Большая Советская энциклопедия: В 30 т. Т. 13. 3-е изд. М., 1973. С. 592.
12 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 252.
13 См.: СЗ РФ. 2001. № 15. Ст. 1495.
а) священные предметы, предметы религиозного поклонения, в том числе престолы, жертвенники, голгофы, антиминсы, потиры, дискосы, звездицы, копия, лжицы, иконы, канонические изображения, плащаницы, а также принадлежности и части, составляющие с этими предметами единое целое, в том числе облачения, покровы, иконные доски, ризы, рамки икон;
б) предметы храмового убранства и архитектурные элементы храма, в том числе иконостасы, царские и диаконские врата, аналои, киоты, сени, столы панихидные, купола, шары и конусы к купольной религиозной символике, паникадила, ограждения алтарные и клиросные, стасидии, подсвечники, семисвечники, кандила, светильники, лампады, баки и чаши водосвятные, ковчеги, седалища, кресла - троны, раки, гробницы, доски именные храмовые, решетки оконные храмовые, шкафы алтарные, ящики для свечей и огарков, а также принадлежности и части, составляющие с этими предметами единое целое, в том числе облачения для аналоя, стаканчики и поплавки для лампад;
2) предметы, необходимые для отправления богослужений, обрядов и церемоний:
а) предметы религиозной символики и атрибутики, в том числе кресты всех разновидностей, панагии, медальоны, ладанки, жезлы, посохи, памятные знаки, ордена и медали религиозных организаций, хоругви, штандарты, вертепы рождественские, салфетки под пасхальные куличи, пасочницы, художественные пасхальные яйца, пояса с молитвами, а также праздничные подарочные наборы, составляемые из предметов в соответствии с данным перечнем;
б) вещества и предметы, необходимые для совершения богослужений и религиозных обрядов, в том числе свечи, елей, миро, лампадное масло, ладан, уголь кадильный, благовония, просфоры, артосы; колокола для церковных звонов (богослужебного назначения), венцы, крестильные наборы, кадила, ка-ции, сионы, кропила, орлецы, печати для артоса и просфор, приборы для соборования, стручцы, дароносицы, дарохранительницы, рипиды, трехсвечники пасхальные, примикирии, дикирии, трикирии, херувимы, фонари церковные, оклады на евангелие, апостол и чиновник; блюда, ковши, кувшины, иные сосуды;
кружки для пожертвований, купели, ладаницы, гребни архиерейские, ларцы; катапетасмы, завесы, четки, платы для причащения, илитоны; наборы для треб, погребальные принадлежности, в том числе погребальные наволочки, покрывала, подушки, комплекты из этих принадлежностей; покровцы, воздухи, рушники для омовения, наклейки требные, праздничные наклейки, закладки в богослужебную литературу;
в) одежда и головные уборы религиозного назначения: богослужебные облачения, в том числе мантии архиерейские, стихари, фелони, епитрахили, пояса, поручи, набедренники, палицы, подризники, саккосы, омофоры, подсаккосники, митры, камилавки, сулки, а также элементы их отделки, в том числе позвонцы, скрижали, пуговицы облачения;
одежда и головные уборы церковно- и священнослужителей, в том числе рясы, подрясники, мантии монашеские, жилеты, пояса, скуфьи, клобуки, куколи, апостольники, параманы, платки, рубахи и платья монашеские, а также элементы их отделки;
специализированная одежда и головные уборы, в том числе фартуки, нарукавники, используемые при освещении престола, косынки храмовые, форменная одежда студентов духовных учебных заведений и других учреждений религиозных организаций;
3) специализированные вспомогательные предметы, необходимые для хранения, установки, функционирования и перемещения предметов, указанных в п. 1 и 2, в том числе подставки, кронштейны, вешалки, держатели, древки, колпаки, накидки, накладки, пакеты, мешочки, полки, футляры, цепи, ящики, шкафы, носилки.
Представляется, что на основании этого перечня необходимо составить перечень предметов культового назначения, производство которых будет разрешено только организациям, учрежденным религиозными организациями.
Кроме того, учитывая, что любая норма будет действовать только в том случае, если за ее нарушение предусмотрена санкция, необходимо включить в КоАП РФ норму об ответственности за производство указанных предметов организациями, не имеющими соответствующих полномочий.